Применение опорных конспектов на уроках физики.
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Ахатова Сария Харисовна

Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных конспектов обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные конспекты в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ. Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.Многие ребята выбирают ЕГЭ по физике.  Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить всю программу по физике, чтобы качественно подготовить учащихся к ЕГЭ. ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала. Составленные мною конспекты представляют собой краткий курс  физики в таблицах, схемах и алгоритмах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этих разделов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opornye_konspekty_po_fizike.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опорные конспекты по физике.

    Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это значит, прежде всего, активизировать его мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения.

    Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.

    Облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному помогут опорные сигналы конспекты. Опорный сигнал по Шаталову - это "ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию". Под опорным конспектом понимается "система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов

Применение опорных конспектов помогает решить следующие задачи:

  1. Активизировать мыслительную деятельность учащихся, а, следовательно, повысить мотивацию к предмету;
  2. Формировать навыки восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;
  3. Повышать интерес к изучаемому материалу.

   Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных конспектов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. Опорные конспекты не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные термины, формулы, величины для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

  1. Блочное модульное построение учебного материала;
  2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
  3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
  4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Применение опорных конспектов позволяет обучающихся чувствовать себя на уроках более уверенно. Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы - как оживить урок, поддержать интерес к предмету?  Особенно актуальным этот вопрос стал в связи с введением  ЕГЭ.  Многие ребята выбирают ЕГЭ по физике.  Имея ограниченное количество часов по предмету, мы должны повторить всю программу по физике, чтобы качественно подготовить учащихся к ЕГЭ. ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала. Составленные мною конспекты представляют собой краткий курс  физики в таблицах, схемах и алгоритмах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этих разделов.

   Использование опорных схем в данной ситуации очень уместно. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.

   Трудно добиться результатов при изучении физики, если школьники неактивны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Свою задачу вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике.

    В свете введения ФГОС идея и опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных конспектов обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные конспекты в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ. Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.

    В своей работе я применяю опорные конспекты на уроках физики в 9-11 классах с 1998 года. Прежде чем их написать, изучала метод Шаталова В.Ф. по материалам, опубликованным в Учительской газете. В библиотеке ИРО (Институт работников образования) нашла его книгу « Эксперимент продолжается.- М.- Педагогика.- 1989».   Опорные конспекты написала пером или маркером на ватмане. Когда изучали новую тему, эти конспекты раньше дети переписывали в тетради для конспектов, а теперь можно сфотографировать.  А так же я начала создавать презентацию с опорными конспектами. Я предлагаю на конкурс опорные конспекты на татарском языке на ватмане, которых еще применяю с 1998 года, а так же на русском языке - компьютерный вариант.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение опорных конспектов на уроке русского языка

Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт из...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Эффективность применения опорных конспектов на уроках истории и обществознания

Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА"ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ" АВТОР УЧИТЕЛЬ ФИТЗИКИ СПБГБПОУ РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ "КИРОВСКИЙ"

Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в пам...