Рабочая программа по физике 7-9 класс по учебнику Пёрышкина
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Программа включает в себя основные разделы курсов основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям.
Данная программа предназначена для занятий в 10-11 классах. Программа поможет учащимся старших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, которые не изучаются в школьном курсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_7-9_klass.doc | 303.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике 7-9 классы
Составлена в соответствии с фгос
Учитель МБОУ»Верхне-Кубинская сош» Ольчикова Л.М.
Представленная программа составлена в соответствии с утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) отводится по 2 ч в неделю в каждом из трех классов.
Курсивом в тексте программы выделены:
- те же вопросы, что и в обязательном минимуме;
- некоторые вопросы, включенные в программу сверх указанных в обязательном минимуме и необходимые для изучения материала стандарта.
Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников и, соответственно, не выносятся на итоговый контроль.
Материал, включенный в программу сверх указанного в обязательном минимуме и не являющийся необходимым для изучения материала стандарта, заключен в квадратные скобки. Он может быть использован при выделении на изучение физики 3 ч в неделю, а также при 2 ч для реализации дифференцированного обучения.
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 г., вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем стандарте. В данной программе эти вопросы распределены по классам следующим образом: 7 класс — центр тяжести; 8 класс — термометр, психрометр, холодильник; полупроводники, носители электрических зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы; динамик и микрофон;
9 класс — невесомость; трансформатор; передача электрической энергии на расстояние; влияние электромагнитных излучений на живые, организмы; конденсатор, энергия электрического поля конденсатора; колебательный контур; электромагнитные колебания; принципы радиосвязи и телевидения; дисперсия света; оптические спектры; поглощение и испускание света атомами; источники энергии Солнца и звезд.
В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся лабораторным работам включено девять новых. В совокупности с включенными ранее они охватывают все умения экспериментального характера, содержащиеся в требованиях, т. е. подлежащие контролю на выходе из 9 класса.
Перечислим названия новых работ, разбив их на две группы по типам развиваемых ими основных умений, которые дословно выписаны из требований (здесь и далее многоточия стоят па месте умений, формируемых старыми работами). Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени... давления, температуры; влажности воздуха...», а также «...для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включены четыре новые работы:
1) «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» (7 кл.);
2) «Измерение давления твердого тела на опору» (7 кл.);
3) «Измерение относительной влажности воздуха» (8кл.);
4) «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» (9 кл.).
Назначение второй группы новых работ заключается в формировании умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выяв лять на этап основе эмпирические зависимости: ...силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления, ...периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, ...силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света». Перечисленные умения отрабатываются в работах:
5) «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» (7 кл.);
6) «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» (7 кл.);
7) «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» (9 кл.);
8) «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (8 кл.);
9) «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления» (8 кл.);
- «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» (8 кл);
- «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» (8 кл.).
Следует отметить, что девятая работа фактически представляет собой старую работу по измерению сопротивления участка цепи с некоторыми изменениями и добавлениями.
7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
1. Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
- Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
- Измерение размеров малых тел.
- Взаимодействие тел (21 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объема твердого тела.
- Измерение плотности твердого тела.
- Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
9. Определение центра тяжести плоской пластины.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабopаторные работы
10. Измерение давления твердого тела на опору.
- Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
- Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
- Выяснение условия равновесия рычага.
- Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Резервное время (4 ч)
8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
1. Тепловые явления (12 ч)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
- Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
- Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы, использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа
4. Измерение относительной влажности воздуха.
3. Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элемента. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический, ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
- Измерение напряжения на различных участках .электрической цепи.
- Регулирование силы тока реостатом.
- Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
- Измерение работы и мощности электрического тока.
4. Электромагнитные явления (7 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Фронтальные лабораторные работы
10. Сборка электромагнита и испытание его действия.
11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). ,
5. Световые явления (9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы
12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Резервное время (4 ч)
9 класс (70 [105] ч, 2 [3] ч в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел (26[34]ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
- Измерение ускорения свободного падения.
[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 1]
2. Механические колебания и волны. Звук (10[16] ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания.]
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука, [Эхо.] Звуковой резонанс. [Интерференция звука.]
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
- Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити/
[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 2.]
3. Электромагнитное поле (17[26]ч)
Однородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
[Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
5. Изучение явления электромагнитной индукции. . .
6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
[Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме 3.]
4. Строение атома и атомного ядра (11 [19] ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада.] Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античастицы.]
Фронтальные лабораторные работы
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
[Практикум по решению задач по теме 4.]
[Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов (6 ч)] .
Резервное время (6 [4] ч)
Для выполнения этой программы рекомендуются учебники А. В. Перышкина «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс» и учебник А. В. Перышкина и Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». Эти учебники включают весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.
При определении последовательности и глубины изложения материала в учебниках учитывались, в частности, традиции советской школы, а также необходимость соблюдения внутрипредметных связей и соответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.
В помощь учителю для каждого класса разработано «Тематическое и поурочное планирование»: для 7 класса — Е. М. Гутник и Е. В. Рыбаковой, для 8 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Рыбаковой и Е. В. Шарониной, для 9 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Шаро-ниной и Э. И. Дорониной. Дидактические карточки-задания для 7, 8 и 9 классов (авторы М. А. Ушаков, К. М. Ушаков), дидактические материалы по физике для 7, 8 и 9 классов (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон) и тесты для 7 класса (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) способствуют более глубокому усвоению изучаемого материала. Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов) поможет организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Тематическое планирование по физике 7 класс (70ч, 2ч в неделю)
«Программа для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы», «Дрофа», 2010 г.
«Физика 7», А.В.Пёрышкин, «Дрофа», 2010г.
№ урока | д/з | Тема урока | Демонстрации, оборудование |
Введение (4 часа) | |||
1/1 | п.1-3 | Вводный инструктаж по тб. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. | Различные физические явления |
2/2 | п.4-5 | Физические величины, их измерение. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. | Физические приборы |
3/3 | Л.р. № I «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности». Инструктаж по тб. | ||
4/4 | П.6 | Физика и техника. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. | |
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов) | |||
5/1 | П.7-8 | Строение вещества. Молекулы. Движение молекул. | Модели молекул разных веществ |
6/2 | Л.р. № 2 «Измерение размеров малых тел». Инструктаж по тб. | ||
7/3 | П.9 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Диффузия |
8/4 | П.10 | Броуновское движение. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Броуновское движение |
9/5 | П.10-11 | Три состояния вещества. Различные состояния вещества и их объяснение на основе МКТ. | Три состояния вещества |
10/6 | Повторение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | ||
Взаимодействие тел. (21 часа) | |||
11/1 | П.13-14 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Виды механического движения |
12/2 | П.15 | Скорость. Единицы скорости. | |
13/3 | П.16 | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | |
14/4 | Л.р. № 3 «Изучение зависимости пути от времени при ПРД. Измерение скорости». Инструктаж по тб. | ||
15/5 | П.17-18 | Явление инерции. Взаимодействие тел. | Явление инерции |
16/6 | П.19-20 | Масса тела. Измерение массы тела на весах. | Весы с разновесами, тела для взвешивания |
17/7 | Л.р. № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах». Инструктаж по тб. | ||
18/8 | Л.р. № 5 «Измерение объема твердого тела». Инструктаж по тб. | ||
19/9 | П.21-22 | Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. | |
20/10 | Л.р. № 6 «Измерение плотности твердого тела». Инструктаж по тб. | ||
21/11 | Решение задач. Подготовка к к/р. | ||
22/12 | Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». | ||
23/13 | П.23-24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь массы тела и силы тяжести. | Явление тяготения |
24/14 | П.25 | Сила упругости. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. | Деформация |
25/15 | П.26-27 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Вес тела |
26/16 | Решение задач на расчёт силы. | ||
27/17 | П.28 | Динамометр. Л.р. № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины». Инструктаж по тб. | Динамометр, тела |
28/18 | П.29 | Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | |
29/19 | Центр тяжести тела. Л.р. № 8 «Определение центра тяжести плоской пластины». Инструктаж по тб. | ||
30/20 | П.30-32 | Трение. Сила трения и ее виды. Подшипники. | Трение |
31/21 | Л.р. № 9 «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления». Инструктаж по тб. | ||
31/22 | Контрольная работа по теме «Силы» | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часов) | |||
33/1 | П.33 | Давление. Давление твердых тел. | Давление твердых тел |
34/2 | П.34 | Способы увеличения и уменьшения давления. | Способы увеличения и уменьшения давления |
35/3 | Л.р. № 10 «Измерение давления твердого тела на опору». Инструктаж по тб. | ||
36/4 | П.35 | Давление газа. Объяснение давления газа на основе МКТ. | Давление газа |
37/5 | П.36 | Закон Паскаля. | Закон Паскаля |
38/6 | П.37 | Давление в жидкости и газе. | Давление в жидкости и газе |
39/7 | П.38 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | |
40/8 | П.39 | Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. | Сообщающиеся сосуды |
41/9 | П.40-41 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | |
42/10 | П.42 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | |
43/11 | П.43-44 | Барометр – анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. | Барометр – анероид |
44/12 | П.45-46 | Манометры. Поршневой жидкостный насос. | Манометр |
45/13 | П.47 | Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. | |
46/14 | П.48 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | |
47/15 | П.49 | Архимедова сила. | |
48/16 | Решение задач | ||
49/17 | Л.р. № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Инструктаж по тб. | ||
50/18 | П.50 | Условия плавания тел. | Плавание тел |
51/19 | Решение задач | ||
52/20 | Л.р. № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». Инструктаж по тб. | ||
53/21 | П.51-52 | Водный транспорт. Воздухоплавание. | |
54/22 | Повторение по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | ||
55/23 | Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов ». | ||
Работа и мощность. Энергия.(13 часов) | |||
56/1 | П.53 | Механическая работа. Единицы работы. | Механическая работа |
57/2 | П.54 | Мощность. Единицы мощности. | |
58/3 | П.55-56 | Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. | Простые механизмы, рычаг |
59/4 | П.57 | Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. | Равновесие тел |
60/5 | П.58 | Рычаги в технике, быту, природе. Л.р. № 13 «Выяснение условия равновесия рычага». Инструктаж по тб. | |
61/6 | П.59-60 | Блоки. «Золотое правило механики». | Блоки |
62/7 | Решение задач. | ||
63/8 | П.61 | КПД. Л.р.№ 10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». Инструктаж по тб. | |
65/10 | П.62-63 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия тел. | |
66/11 | П.64 | Превращения механической энергии. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра | Превращения механической энергии |
67/12 | Повторение по теме «Работа и мощность. Энергия» | ||
68/13 | Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» |
| |
69,70 | Итоговое повторение и обобщение |
Тематическое планирование по физике 8 класс (70ч, 2ч в неделю)
«Программа для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы», «Дрофа», 2010 г.
«Физика 8», А.В.Пёрышкин, «Дрофа», 2010г.
№ п/п (урока) | д/з | Тема урока | Демонстрации, оборудование |
Тепловые явления (13 ч) | |||
п.1 | Вводный инструктаж. Тепловое движение. Тепловое равновесие. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. | Принцип действия термометра | |
п.2,3 | Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. | Изменение внутренней энергии, набор по термодинамике | |
п.4 | Теплопроводность. | Теплопроводность различных металлов | |
п.5 | Конвекция. | Конвекция в жидкостях и газах | |
п.6 | Излучение. | Теплопередача путём излучения | |
Примеры теплопередачи в природе и технике. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Инструктаж по ТБ | Термос, водяное отопление | ||
п.7 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | Набор по термодинамике | |
п.8,9 | Удельная теплоёмкость. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделившегося при охлаждении. | Сравнение удельных теплоёмкостей различных веществ | |
Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Инструктаж по ТБ. | Набор тел по калориметрии | ||
Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». Инструктаж по ТБ. | Набор тел по калориметрии | ||
п.10,11 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Справочная литература | |
Решение задач на расчёт количества теплоты. | |||
Контрольная работа по теме «Тепловые явления» | |||
Изменение агрегатных состояний вещества (12 ч) | |||
п.12,13 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. | Явления плавления и кристаллизации | |
п.14 | Удельная теплота плавления. Решение задач на расчёт количества теплоты. | Справочная литература | |
п.16,17 | Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара. | Явление испарения | |
п.18 | Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. | Кипение воды, постоянство температуры кипения воды | |
п.19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Психрометр. Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха». Инструктаж по ТБ. | Психрометр, гигрометры | |
п.20 | Удельная теплота парообразования и конденсации. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно – кинетического представления. Решение задач на расчёт количества теплоты. | ||
п.21 | Работа газа и пара при расширении. Преобразование энергии в тепловых машинах. | ||
п.22 | Двигатель внутреннего сгорания. | Модель двигателя внутреннего сгорания. | |
п.23 | Паровая турбина. Холодильник. | Модель паровой турбины | |
п.24 | КПД тепловых машин. Экологические проблемы использования тепловых машин. | Справочная литература | |
Решение задач на расчёт количества теплоты. | |||
Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | |||
Электрические явления (26 ч) | |||
п.,25,26 | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. | Электризация тел, два рода электрических зарядов | |
п.27 | Проводники, полупроводники и диэлектрики. Электроскоп. Электрометр. Электрическое поле. | Устройство и действие электроскопа и электрометра, электризация через влияние | |
п.29 | Делимость электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. | Перенос электрического заряда с одного тела на другое, портреты Иоффе и Кулона | |
п.30,31 | Строение атома. Объяснение электрических явлений. | Модели атомов | |
п.32,33 | Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Гальванические элементы. Аккумуляторы. | Источники тока, гальванические элементы, аккумулятор, сборка электрической цепи | |
п.34 | Электрический ток в металлах. | ||
п.35,36 | Действия электрического тока. Направление электрического тока. Носители электрического заряда в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. | Электрический ток в электролитах, электролиз, электрический ток в полупроводниках, электрические свойства проводников, электрический разряд в газах | |
п.37 | Сила тока. Единицы силы тока. | Портрет А.М.Ампера, измерение силы тока амперметром | |
п.38 | Амперметр. Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках». Инструктаж по ТБ. | Амперметр, набор по электричеству, источники тока | |
п.39,40 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | Портрет А.Вольта, измерение напряжения вольтметром | |
п.41 | Вольтметр. Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Инструктаж по ТБ. | Вольтметр, набор по электричеству, источники тока | |
п.42,43 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления. | Зависимость силы тока от напряжения | |
Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления». Инструктаж по ТБ. | Набор по электричеству | ||
п.44 | Закон Ома для участка цепи. | Портрет Ома | |
п.45,46 | Удельное сопротивление. Расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | Зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, удельное сопротивление | |
п.47 | Реостаты. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом». Инструктаж по ТБ. | Реостат и магазин сопротивлений, набор по электричеству | |
п.48 | Последовательное соединение проводников. | Измерение силы тока и напряжения при последовательном соединении проводников, набор по электричеству | |
п.49 | Параллельное соединение проводников. | Измерение силы тока и напряжения при параллельном соединении проводников, набор по электричеству | |
Решение задач на закон Ома, соединение проводников | |||
п.50,51 | Работа и мощностьэлектрического тока. | ||
Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности электрического тока». Инструктаж по ТБ. | Набор по электричеству | ||
п.52 | Единицы работы, встречающиеся на практике. Счётчик электрической энергии. Решение задач на нахождение работы и мощности электрического тока. | Модель счётчика электрической энергии | |
п.53 | Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля — Ленца. | Портреты Д.П.Джоуля и Э.Х.Ленца, тепловое действие тока | |
п.54,55 | Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. | Лампа накаливания, различные электронагревательные приборы, плавкие предохранители | |
Решение задач по электричеству. Подготовка к контрольной работе. | |||
Контрольная работа по теме « Электрические явления» | |||
Электромагнитные явления (6 ч) | |||
п.56,57 | Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Опыт Эрстеда, магнитное поле тока | |
п.58 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия». Инструктаж по ТБ. | Магнитное поле катушки с током, электрический звонок(модель), телеграф(модель). Набор по электромагнетизму | |
п.59,60 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | Постоянные магниты, взаимодействие постоянных магнитов | |
п.61 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Лабораторная работа №11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». Инструктаж по ТБ. | Действие магнитного поля на проводник с током, портрет Якоби Б.С. | |
Динамик. Микрофон. Подготовка к контрольной работе. | Принцип действия динамика, микрофона | ||
Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления». | |||
Световые явления (9 ч) | |||
п.62 | Источники света. Прямолинейное распространение света. | Источники света, прямолинейное распространение света | |
п.63 | Отражение света. Законы отражения света. | Закон отражения света | |
п.64 | Плоское зеркало. Лабораторная работа №12 « Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». Инструктаж по ТБ. | Изображение в плоском зеркале, перископ, набор по оптике | |
п.65 | Преломление света. Лабораторная работа №13 « Исследование зависимости угла преломления от угла падения света». Инструктаж по ТБ. | Закон преломления света, набор по оптике | |
п.66 | Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. | Набор линз, ход лучей в линзах | |
п.67 | Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Формула тонкой линзы. | Получение изображений в линзах | |
Лабораторная работа № 14 « Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Построение изображений». Инструктаж по ТБ. | |||
Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | Модель глаза, таблица «Глаз», принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата | ||
Контрольная работа по теме «Световые явления». | |||
67,68 | Итоговое повторение и обобщение. | ||
69,70 | Итоговая контрольная работа. (2 ч) |
Планирование по физике в 9классе(70 ч, 2 ч в неделю)
«Программа для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы», «Дрофа», 2010 г.
«Физика 9», А.В.Пёрышкин, «Дрофа», 2010г.
№ п/п урока | д/з | Тема урока | Средства обучения, демонстрации |
Законы взаимодействия и движения тел (26 ч) | |||
1 | Введение. Вводный инструктаж по тб. Механическое движение. Виды механического движения. Материальна точка. Система отсчёта. | Виды механического движения | |
2,3 | Траектория. Путь. Перемещение. | ||
4 | Перемещение и скорость прямолинейного равномерного движения. | Равномерное движение | |
График зависимости пути и скорости от времени при равномерном движении. | |||
Решение задач на прямолинейное равномерное движение. | |||
5,6 | Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. | Равноускоренное движение | |
7,8 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | ||
График зависимости пути и скорости от времени при равноускоренном движении. | |||
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Инструктаж по тб. | |||
Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение. | |||
Решение задач по теме «Динамика». Подготовка к к/р. | |||
Контрольная работа по теме «Динамика» | |||
9,10 | Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Инерциальные системы отсчёта. Взаимодействие тел. Явление инерции. Первый закон Ньютона. | Таблица «Относительность движения», явление инерции. Первый закон Ньютона. | |
11 | Второй закон Ньютона. | Второй закон Ньютона | |
12 | Третий закон Ньютона. | Третий закон Ньютона | |
Решение задач на законы Ньютона. | |||
13 | Свободное падение тел. Лабораторная работа №2 « Измерение ускорения свободного падения». Инструктаж по тб. | Свободное падение тел, движение тел в трубке Ньютона | |
14 | Движение тел вертикально вверх. Невесомость. | Движение тел вертикально вверх, невесомость | |
15,16 | Закон всемирного тяготения. | ||
17,18 | Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Центростремительное ускорение. | движение по окружности | |
Решение задач на движение по окружности, криволинейное движение. | |||
21 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Закон сохранения импульса | |
22 | Реактивное движение. Реактивный двигатель. | Реактивное движение | |
23 | Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии. | Превращение энергии из одного вида в другой | |
Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел». | |||
Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел». | |||
Механические колебания и волны. Звук. (10 ч) | |||
24,25 | Колебательное движение. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | Механические колебания | |
26 | Период. Частота и амплитуда колебаний. Превращение механической энергии. | Превращение механической энергии | |
Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины». Инструктаж по тб. | |||
Лабораторная работа №4 «Изучение зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити». Инструктаж по тб. | |||
28-30 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | |
31,32 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. | Распространение колебаний в среде. | |
33 | Длина волны. Скорость распространения волн. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). | ||
34-37 | Источники звука. Высота. Тембр и громкость звука. | Источники звука | |
38-40 | Звуковые волны. Скорость звука. Звуковой резонанс. | Звуковой резонанс | |
Повторение по теме «Механические колебания и волны. Звук» | |||
Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук» | |||
Электромагнитное поле (17 ч) | |||
42-44 | Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. | Опыт Эрстеда | |
45 | Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. | ||
46,47 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | ||
48 | Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. | Опыты Фарадея | |
Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции». Инструктаж по тб. | |||
49,50 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. | Демонстрация направления индукционного тока, правила Ленца. Явление самоиндукции. | |
51 | Переменный ток. Электрогенератор. Трансформатор. Передача электроэнергии на расстоянии. | Электрогенератор. Трансформатор. | |
52 | Электромагнитное поле. | ||
53 | Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. | Свойства электромагнитных волн | |
54 | Конденсатор. | Конденсатор | |
55 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | Получение электромагнитных колебаний | |
56 | Принципы радиосвязи и телевидения. | Таблица «Принципы радиосвязи и телевидения» | |
58,59 | Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. | Преломление света | |
60-62 | Дисперсия света. Типы оптических спектров. | Дисперсия света | |
64 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». Инструктаж по тб. | ||
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Повторение по теме «Электромагнитное поле». | |||
Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле». | |||
Строение атома и атомного ядра (11 ч) | |||
65,66 | Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма – излучения. Модели атомов. Опыт Резерфорда. | Модели атомов | |
67,71 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Состав атомного ядра. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. | Таблица «Радиоактивные превращения атомных ядер» | |
68 | Экспериментальные методы исследования частиц. | Камера Вильсона, счётчик Гейгера | |
72,73 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | ||
74,75 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Инструктаж по тб. | Таблица «Деление ядер урана» | |
Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». Инструктаж по тб. | |||
76,77 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. | Таблица «Ядерный реактор» | |
78 | Биологическое действие радиации. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | Дозиметры | |
79 | Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд. | ||
Повторение по теме «Строение атома и атомного ядра». | |||
Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра». | |||
Повторение курса физики 7-9 классов (5 ч) | |||
Повторение по теме «Механика» | |||
Повторение по теме «Термодинамика» | |||
Повторение по теме «Электромагнетизм. Атомная физика» | |||
| Итоговая контрольная работа по материалам гиа(2ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишева
Рабочая программа составлена по учебнику Г.Я Мякишева для учащихся обучающихся в профильном гуманитарном классе 1 час в неделю ( 34 часа в год).Данная программа соответствует Примерной программе по фи...
рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина
Рабочая программа курса физики в 7 классе по учебнику А. В. Перышкина...
Рабочая программа по физике 7-9 классы к учебнику А.В.Перышкина
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, Федерального базисного учебного плана с учетом программы основной шко...
Рабочие программы по физике 7-9 класс к учебнику Перышкина А.В., 10-11 класс к учебнику Мякишева Г.Я.
Рабочие программы по физике для общеобразовательных классов средней школы. Составлены с учетом всех нормативных документов....
рабочая программа по физике 7-9 кл (автор учебника Пёрышкин)
Рабочая программа по физике разработана на основе авторской программы под редакцией Пёрышкина и расчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...