Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении физики в старших классах.
статья по физике (11 класс) по теме

Ольчикова Людмила Михайловна

 

Цель: Используя современные компьютерные технологии повысить мотивацию у учащихся в изучении физики.

Задачи:

1.      Изучить коллекцию существующих цифровых ресурсов для эффективного использования при обучении физики.

2.      Пересмотреть тематическое планирование на возможность использования информационно-коммуникационных технологий.

3.      Систематизировать свой опыт использования ИКТ.

 Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_fiziki.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении физики в старших классах.

 

Введение.

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение этими навыками еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.

 

Опрос учащихся нашей школы показал, что пятый школьник имеет домашний компьютер. В школе работает компьютерный класс, имеется выход в Интернет, класс, оснащенный мультимедийным проектором. Имеются сканер, принтер, цифровая видеокамера, телевизор, DVD плеер. Уроки информатики ведутся со второго класса, поэтому, учащиеся старшего звена умеют работать в программах MicrosoftWord, Excel, PayerPoint, Paint. Имеют навыки работы в растровых и векторных редакторах, с цифровой техникой. Учащиеся владеют Интернет технологиями. Учащиеся 9-11 классов осознают, что современный мир будущего не возможен без компьютеров. Тем более если ученик планирует учиться далее в вузе. Персональный компьютер в эпоху Internet является не только средством производства информации, но и доступа к ней.

В процессе преподавания физики понимаешь то, что

не всегда учитель находит возможность непосредственно произвести необходимые эксперименты. Но всегда можно найти множество иллюстраций, фотографий, мультимедийных программ, включающие в себя динамические модели, которые иллюстрируют процессы, протекающие в идеальных условиях и которые невозможно поставить в школьной лаборатории.

Самостоятельная работа учащихся с компьютером, использование материалов различных дисков, ресурсов Internet, некоторых компьютерных программ и утилиты позволяет им за более короткий срок создавать собственные проекты.

Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителем при проведении современного урока физики с применением новых информационных технологий.

Добавим сюда возможности в дальнейшем использовать дистанционное обучение, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах; участие школьников и педагогов в сетевых проектах.

Все выше сказанное указывает на необходимость внедрения в работу учителя информационных технологий.

 

Цель: Используя современные компьютерные технологии повысить мотивацию у учащихся в изучении физики.

 

Задачи:

1.      Изучить коллекцию существующих цифровых ресурсов для эффективного использования при обучении физики.

2.      Пересмотреть тематическое планирование на возможность использования информационно-коммуникационных технологий.

3.      Систематизировать свой опыт использования ИКТ.

 Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя.

Обзор цифровых образовательных ресурсов по физике. В своей работе использую следующие цифровые образовательные ресурсы: электронные издания (Электронные энциклопедии, подготовка к ЕГЭ, репетиторы, электронные учебные издания, виртуальные лабораторные работы); ресурсы сети Internet(научные сайты, методические сайты); ресурсы, созданные педагогами (учебные задания по предмету, практикумы, лабораторные работы, исследования учащихся, контрольные работы, тестирование, олимпиады, конкурсы, дидактические материалы и наглядные пособия, задания для самостоятельной работы, презентации и слайд – лекции).

 

Примерное тематическое планирование по курсу физики в 10 классе с использованием ИКТ (УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика 10 класс»).

При подготовке материалов для проведения занятий в качестве структурной единицы рассматриваю не один урок, взятый изолированно, а учебную тему. В связи с этим в планирование добавляю пункт возможного использования ИКТ. 

Раздел физики

 

 

Тема урока

Использование средств ИКТ

Источник

Основы молекулярно-кинетической теории

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул

Слайд – лекция при объяснении нового материала

Банк цифровых ресурсов (автор)

Масса молекул. Количество вещества

 

 

Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы

Раздаточный материал для тестового контроля

Генератор тестов (электронный ресурс)

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул

Видеозапись эксперимента «Диффузия газов» и «Броуновское движение» при объяснении нового материала.

Диск «Открытая физика» («Физикон», г. Долгопрудный)

Строение газообразных жидких и твердых тел

Анимация «Строение газообразных, жидких и твердых тел»

 

Заполнение обобщающей таблицы

(результат выводится на экран)

 

Библиотека наглядных пособий

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории

Раздаточный материал для проведения кратковременной самостоятельной работы.

 

Использование интерактивной кинетической модели идеального газа при объяснении нового материала

Банк данных тренировочных задач и тестов (автор)

 

 

Диск «Открытая физика» («Физикон», г. Долгопрудный)

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

 

 

Температура. Энергия теплового движения молекул

Температура. Тепловое равновесие. Определение температуры

 

 

Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул

 

 

Измерение скоростей молекул газа

Видеофрагмент «Опыт Штерна» и анимационная модель опыта Штерна

Библиотека наглядных пособий

Практикум по решению задач

 

 

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Уравнение состояния идеального газа

 

 

Газовые законы

Организация самостоятельных исследований при постановки компьютерного эксперимента для установления зависимости между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем.

 

Заполнение обобщающей таблицы

(результат выводится на экран)

 

Домашняя презентация «Газовые законы»

Диск «Открытая физика» («Физикон», г. Долгопрудный)

Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов

Раздаточный материал с текстами графических задач.

 

Повторение знаний, используя результат домашней работы – презентация «Газовые законы».

Банк данных тренировочных задач и тестов (автор)

 

Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Домашнее задание. Подготовьте сообщение о биографии ученых (Шарля, Гей-Люссака, Мариотта, Бойля, Менделеева, Клайперона, Штерна, Броун).

Интернет сайты

Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

Компьютерное тестирование.

Диск «1С:Репетирор.Физика)

Контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

Раздаточный материал с текстом контрольной работы.

Банк данных проверочных и контрольных работ (автор)

 

Использование информационных технологий позволяет мне вести документацию в электронном виде.

            Паспорт класса

            Управленческая папка учителя

            Разработки уроков

            Банк данных проверочных и контрольных работ

            Коллекция цифровых образовательных ресурсов

            Копилка интересных дел

            Банк данных по исследовательским работам учащихся. Проекты.

Использование информационных технологий позволяет разнообразить домашнее задание учащихся.

            Подготовка докладов и сообщений к уроку. Использование мультимедийного проектора и навыки учащихся, полученные в основной школе на уроках информатики привело к тому, что все учащиеся, которые берутся приготовить домашнее задание используют для иллюстрации своего рассказа компьютерные презентации.

            Для развития общеучебного информационного умения поисковой и словарной работы в домашнее задание включаю следующую работу      

            - изучить информацию и выполнить задания, расположенные на указанном сайте;

            -найти анимации к изученной на уроке теме и оставить по ней задания;

            -на указанном сайте, найти текст и написать к нему рецензию.

            -на указанном сайте из списка нобелевских лауреатов выпишите имена ученых- физиков, получивших эту премию за открытия в области …(указывается изучаемый раздел физики) и т.д.

Использование информационных технологий при постановке школьного физического эксперимента.

Постановка эксперимента в исследовательской форме. При традиционных подходах эта форма занимает много времени, и требуются точные приборы и сложные установки.

Использование эксперимента в качестве иллюстрации правдивости догадок и расчетов, сделанных учащимися. Такой эксперимент занимает мало времени и хорошо вписывается в урок.

Постановка сложного эксперимента, для которого нет оборудования в школьной лаборатории. Постановка трудоемких экспериментов.

Виртуальный эксперимент для наблюдений за слишком медленными процессами, слишком быстрыми процессами. Наблюдения за слишком малыми или большими объектами. Опасные опыты.

 

Примеры лабораторных работ

   Исследование изобарического процесса

 Цель работы: Исследовать зависимость объема от температуры при постоянном давлении для данной массы газа.

1.Какая зависимость называется изобарической?

2.Какому газовому закону она подчиняется?

3.Запишите его математически.

 4.Поднимая и опуская поршень, наблюдайте за цветом газа. Сделайте вывод.

 5.Рассмотрите графики зависимости объема от абсолютной температуры. Как называется такая зависимость?

 6.Увеличьте температуру газа в два раза. Что произошло с объемом?

 7.Почему данная зависимость не доходит до нуля?

 8.Сформулируйте закон, которому подчиняется данная зависимость.

 9.Приведите примеры проявления этого закона в окружающей нас жизни.

 10.Изобразите данную зависимость в координатах P = f (T) и P = f (V).

Изучение связи внутреннй энергии газа от термодинамических параметров

Цель работы: Исследовать зависимость внутренней энергии от температуры, массы и объема газа.

1.Какие параметры газа называются термодинамическими?

 2.Как вычислить внутреннюю энергию газа?

 3Как зависит внутренняя энергия газа от:

 температуры?      массы?      объема?

 4.Увеличьте температуру газа в два раза. Что произошло с внутренней энергией?

   5.Увеличьте температуру в три раза и сделайте вывод.

 6.Почему на графике нет отрицательных температур?

 7.Какие параметры имеет газ при "нормальных условиях"?

   8.Рассчитайте внутреннюю энергию 1 килограмма кислорода при нормальных условиях.

   9.Напишите единицы измерения всех физических величин, встречающихся в работе.

   Мультимедийный урок

Выделим следующие этапы разработки учебной ситуации с использованием на уроке мультимедийной презентации:

Определение целесообразности использования мультимедлийной презентации на уроке; Если, взвесив все «За» и «Против», вы всё же решили использовать компьютерную презентацию на уроке, то следующий этап – анализ возможностей данной компьютерной среды для создания анимации к конкретному уроку.

 Определение места работы с презентацией в структуре урока. «Сцепление» презентации с методическим приёмом.

Продумывание содержательной и технической составляющих конкретной презентации.

 Прогнозирование результатов, т.е. того, что должно быть достигнуто благодаря использованию мультимедийных презентаций на уроке.

Весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или для создания проблемной ситуации.

!   Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д.

!   При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. На уроке не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей.

!   Первичное закрепление чаще проходит в виде беседы или при выполнении заданий. В первом случае предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Здесь, кроме материалов к вопросам и самих вопросов уместно также вывести в обобщенном виде результирующий материал по ответам учащихся.

!     В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников. К обобщающему уроку можно предложить учащимся подготовить небольшой отчет о домашнем эксперименте или защиту минипроекта по пройденной теме также с использованием                              презентации.

 

Эффективность использования ИКТ в своей работе представляю через  

            справки по изучению мотивации, полученные от школьного психолога;

диагностику результативности (данные контрольных работ, тестирования, анкетирования, конкурса проектов, презентаций, исследовательских работ);

исследование активности учащихся в подготовке домашних заданий, связанных с информационными технологиями.

диагностика умений проводить компьютерные эксперименты, решать экспериментальные задачи, проводить исследования.

Икт на уроках физики

    Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  1. обрабатывать  текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке; 
  2. создавать слайды по данному учебному материалу , используя редактор презентации MS PowerPoint  продемонстрировать презентацию на уроке; 
  3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; 
  4. организовать работу с электронным учебником на уроке; 
  5. применять учебные программные средства ; 
  6. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; 
  7. организовывать работу  с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; 
  8. работать на уроке с материалами Web-сайтов; 
  9. создавать Web- страницы по интересующему вопросу учебного материала; 
  10. разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

       Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются  мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.

      Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях:

  1. мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
  2. подготовка дидактических материалов для уроков; 
  3. использование  готовых программных продукты по своей дисциплине; 
  4. работа с электронными учебниками на уроке; 
  5. поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; 
  6. поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; 
  7. работа на уроке с материалами Web-сайтов; 
  8. разрабатываю тесты, используя готовые программы -оболочки;
  9. применению компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.

Особо хочу отметить применение мультимедийных сценариев уроков.

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.

        По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

       Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

        Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:

  1. CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон »); 
  2. материалы из Интернет-источников; 
  3. материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики,  отсканированные рисунки с различных печатных изданий; 
  4. электронные учебники:
  1. Живая Физика -компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. В ней легко и быстро «создаются» схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. Способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор) задаются самим пользователем в удобном редакторе среды. Программа позволяет «оживить» эксперименты и иллюстрации К задачам курса физики, разработать новый методический материал, помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслить лабораторную работу. Она может использоваться для сопровождения как школьного, так вузовского курса физики. Методическое сопровождение программы содержит несколько десятков готовых физических задач и моделей экспериментальных установок.
  2. Репетитор Физика 1C -мультимедийный электронный учебник для школьного курса физики, содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.
  3. Открытая физика -содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.

Использование ИКТ на уроках физики и во внеурочное время

Сельская школа, как лицей или гимназия, или просто городская школа, должна готовить учащихся к будущей жизни в современном обществе, которое становится все более информационным. В немалой степени это связано с появлением нового инструмента работы с информацией - компьютера. Внедрение компьютера в процесс образования (не имея ввиду на уроке информатики) ставит перед школой и учителями новую задачу - овладение компьютером как средством работы с информацией. Сегодня практически не встретишь учителя, который бы не владел элементарными навыками работы с компьютером. И в силу своих возможностей, специфики предмета, а может быть, и желания, так или иначе, учителя пытаются использовать данное средство в преподавании предмета, а это сегодня рассматривается как инновационная технология. Что же такое инновация? Если обратиться к современной педагогической литературе, то инновация - это изменение, которое совершенствует, развивает, улучшает образовательную практику. На сегодняшний день такие понятия как новация, новшество, инновация разведены, но, тем не менее, все они опираются на традицию и чем больше традиций, тем больше инноваций.

Каждая инновация, рожденная традицией, проживая свой определенный цикл, перерастает в традицию или отмирает. Так и в процессе творческой деятельности каждого учителя рано или поздно под влиянием внешних условий и внутренних стимулов педагога возникают те или иные инновационные идеи, а далее от мастерства учителя и технологичности данной идеи зависит, перейдет эта инновация в традицию или отомрет.

Мое увлечение компьютером подтолкнуло меня к использованию информационных технологий на уроке физики и во внеурочной деятельности учащихся, а курсы повышения квалификации в Областном центре информационных технологий по программе "Интернет - технологии в образовании" показали безграничную возможность компьютера. Примерно пять лет назад интуиция подсказала один из вариантов использования его на уроке. Идея заключалась в том, что начиная от приветствия учащихся, постановки перед ними проблемы, оказания помощи в ее решении, вплоть до домашнего задания - все эти функции выполнял компьютер. Материал был подготовлен в программе "Power Point". Подготовка заняла очень много времени, но я уверена, что и урок, и тема урока "Давление твердого тела" до сих пор не забыты учениками. Такое занятие единично, потому что не возможно предугадать все те методические и психолого - педагогические ситуации, которые могут возникнуть на уроке, а разрешение их требует экстренного вмешательства в ход запланированного учебного занятия. Да и такой, пусть даже очень яркий урок, еще не технология, которая должна подчиняться методологическим требованиям (концептуальность, систематичность, управляемость, эффективность и воспроизводимость).

Физика - это далеко не единственная наука, изучение которой сопровождается проведением огромного количества опытов, экспериментов, выведением формул, законов, знакомством с выдающимися учеными, внесшими вклад в науку, а физические лаборатории, при всех наших усилиях сохранить оборудование, изрядно поизносились или морально устарели. Это ведет к тому, что не выполняется дидактический принцип наглядности. Именно эта проблема удачно разрешается с помощью компьютерных технологий. В частности, использование на уроке электронных учебников. Конечно, учебник предназначен для индивидуальной работы ученика, но в силу того, что у большинства сельских детей нет возможности определенное количество времени провести за компьютером, а многие ребята просто не могут им воспользоваться из-за недостаточных умственных возможностей. Я, предварительно прорабатывая материал учебника, отбираю содержание и в ходе урока предлагаю детям для просмотра с помощью мультимедийного проектора. Наиболее удачны в этом плане, на мой взгляд, электронное приложение к учебнику С.В. Громова "Физика - 9", интерактивная энциклопедия "От плуга до лазера", библиотека наглядных пособий от "Кирилла и Мефодия", "Физика: практикум 7 - 11 классы", Физикон.

Работая по данной технологии, я постепенно перешла к комплексному подходу в изучении предмета физики. Изучаемый материал разбиваю на блоки, а теоретический материал темы выдаю лекционно. Лекции сопровождаются показом заранее подготовленных презентаций, по теме ("Квантовая физика", "Сила", "Ультафиолетовое, инфракрасное, рентгеновское излучения", "Физика атомного ядра", "Электромагнитное поле"). В них включаю исторические справки, содержащие портреты ученых или какой - либо материал, помогающий наглядно продемонстрировать исторический момент. В определенной последовательности выстраиваю изучаемые элементы темы, сопровождая их рисунками, фотографиями, схемами, видеофрагментами, сконструированными моделями. При необходимости добавляю анимации, но при этом стараюсь использовать их в минимальном количестве и только там, где необходимо показать динамику изучаемого процесса, явления, закона, модели или обратить на что - либо особое внимание, так как считаю, что чрезмерное количество и пестрота анимаций отвлекают учащихся от восприятия материала. Далее предлагаю вопросы и задачи по данной теме, которые могут носить познавательный характер, или просто использую их как контролирующий материал. В лекции включаю элементы беседы, опираясь на опыт и имеющиеся знания учащихся, и, по возможности, стараюсь использовать живые опыты и эксперименты, привлекая к их исполнению самих учащихся. На последующих занятиях провожу семинары, практикумы по решению задач, лабораторные работы и так далее. И на этих занятиях возможно использование уже готового, логически выстроенного материала, что очень удобно для повторения. При этом сами ребята с удовольствием используют готовые схемы, рисунки в своих ответах.

Таким образом, при изучении предмета, используя компьютерные технологии, ребенок не только получает необходимые ЗУН, но и видит, как можно систематизировать, наглядно представлять учебный элемент, а это способствует развитию познавательной активности, навыков анализа и синтеза и, как следствие, формирование представлений об окружающей действительности. Подтверждением сказанного является то, что дети с удовольствием включаются в процесс создания подобных презентаций ("Законы Ньютона"), и показывают конечный высокий результат.

На протяжении последних четырех лет я являюсь руководителем кружка "Прикладная информатика", в котором занимаются дети от 5 лет. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленение структуры объекта или явления, выявление взаимосвязей, осознание принципов работы) и синтезу (создание схем, структур и моделей). Этим определяется актуальность данного кружка. Изучение курса преследует две цели: общеразвивающую и прикладную. Первая заключается в освоении навыков работы с компьютером, формировании алгоритмического мышления, понимании компьютера как современного средства обработки информации, развитии творческих способностей учащихся и их психологических особенностей в процессе преобразования полученных знаний, в создании моделей понятий, явлений или законов. Вторая заключается в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями, формировании умения использования компьютерных технологий для моделирования физических процессов. Работа с детьми от 5 лет предполагает пропедевтический курс знакомства с компьютером, что способствует адаптации ребенка к школе, развитию крупной и мелкой моторики рук, развитию личности ребенка и его психологических особенностей.

Результатом работы кружка как раз и является то, что дети, получив первоначальные навыки работы с компьютером, приступают к созданию моделей, стараясь показать их так, как они их представляют, при этом не утрачивая физический смысл. Создание модели начинается с изучения создаваемого объекта. Затем ученик создает внешний облик самого объекта или его частей, при этом цвет, форму, звуковое сопровождение подбирает сам так, как видит этот объект его воображение. Далее планирует и создает динамику объекта или его частей, стараясь передать суть физического процесса, понятия, явления или закона. В ходе кропотливой работы ребенок начинает понимать все тонкости данного изучаемого объекта и тем самым познавать физику, учится выражать свои мысли.

Результатом работы по используемой технологии можно считать то, что дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку, а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.

В заключение хотелось бы сказать, что многие учителя, так же как и я, именно в процессе творческого поиска, интуитивно пришли к осознанию необходимости использования информационной технологии непосредственно на уроке. Курсы на базе НГТУ для учителей физики, химии, истории и математики по теме "Использование информационно - коммуникационных технологий", на которых был представлен огромный спектр самых разнообразных работ, как учителей, так и учащихся разных школ, показали, что мы на верном пути. А данная инновационная работа на современном этапе плавно перейдет в традицию, и будет иметь полное право на существование.

Использование компьютера при изучении физики

Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении физики. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, это и от "железа", и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем. Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее методик преподавания других предметов. Использование компьютеров в обучении физики деформирует методику её преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя.

Для повышения наглядности обучения можно использовать компьютерную программу "Физика в картинках" НЦ "Физикон"

Изложение нового материала, можно проводить с использованием одного компьютера, находящегося рядом с демонстрационным столом. Все физические эксперименты можно сопровождать использованием компьютерной программы " Физика в картинках ", в которой содержатся и проводятся демонстрации опытов с одновременно строящимися графиками, прилагаются пояснения происходящих процессов и явлений. Этот подход в компьютерной программе применяется ко всем основным темам школьного курса физики, что позволяет быстрее и качественнее объяснить учебный материал, повышает наглядность и доступность обучения, даёт возможность демонстрировать неоднократно явления и процессы как в дискретном, так и анимационном режимах. Просматривать изучаемые явления одновременно со строящимися графиками, менять в программе компьютера параметры факторов, создающих явления. Позволяет разносторонне демонстрировать ход опытов, а учащимся глубже осваивать учебный материал. Использование этой программы эффективно на этапах закрепления и повторения учебного материала как в индивидуальном, так и групповом обучении.

В плане закрепления изученного материала и при самостоятельной работе учащихся можно использовать программу "Уроки физики Кирилл и Мефодий" для 9 и 10 кл - электронные учебники от компании "Кирилл и Мефодий". Данная программа разбита на уроки в соответствии с основными темами курса физики. Имеет чёткое звуковое сопровождение. Хороший подбор контролирующих тестов. Заранее устанавливается нужная тема и после объяснения нового материала запускаются нужные озвученные пункты учебного материала. Это позволяет быстро и кратко ещё раз прокрутить изучаемую тему в сознании учащихся. Иногда для повторения применяют создание кроссвордов на пройденные темы по физике. Выполняют их в программе Microsoft Excel. Организационно проводят это в компьютерном кабинете, где учащиеся рассаживаются по 3-5 человек за компьютер. В группы учащиеся комплектуются самостоятельно. Процесс создания кроссвордов в группе учащихся проходит более интенсивно, более азартно и более интереснее, чем когда за компьютером сидит один учащийся. После создания кроссворда учащиеся обмениваются ими, предварительно записав их на дискеты, (желательно чтобы каждый учащийся наряду с тетрадью имел свою собственную дискету), а затем разгадывают кроссворды, при этом возникает в некотором роде соревновательный эффект: кто сложнее создаст кроссворд, а кто быстрее его разгадает.

Кроме того, можно использовать компьютеры для рисования общего вида графика какого- либо закона или явления с помощью приложения Paint, а более точное построение графиков проводят в программе Microsoft Excel, при этом графики получаются очень красивыми, что вызывает чувство удовлетворения работой. Построение графиков в программе Microsoft Excel позволяет пронаблюдать процесс изменения графика при изменении любых параметров протекающего процесса.

Контроль знаний, точнее, обратную связь устанавливают на основе самоконтроля и самооценки знаний учащихся: перед началом занятия получают информацию от каждого учащегося о степени выполнения им домашнего задания, в виде самооценки за каждую часть домашнего задания, а затем на занятии они подтверждают свои оценки, либо традиционным способом в кабинете физике, либо тестированием с использованием компьютеров, на основе собственных тестов, либо с помощью тестов программы "Уроки физики Кирилла и Мефодия". Также неплохо вписывается в структуру контроля знаний использование компьютерной программы "Репетитор по физике Кирилла и Мефодия". Во время тестирования учащиеся рассаживаются по одному человеку за компьютер. Остальные в это время заняты либо традиционным контролем, либо решением задач по данной теме.

Использование компьютера при решении физических задач.

Задачи решаются в компьютерном классе с помощью электронного задачника программы "Физика в картинках". НЦ " Физикон ".

Нужно сказать, что решение физических задач с помощью компьютера мало что даёт учебному процессу, так как в этом случае в основном используется компьютер как калькулятор и не более. Но, тем не менее, использование компьютера при решении физических задач может давать большой образовательный эффект при условии, если к седьмому классу учащиеся будут владеть программой Microsoft Excel, тогда на полную мощность можно использовать при решении задач функции, графики и мн. др. Кроме того, необходимо создать специальную подборку задач и методику их решения.

Методика использования компьютерных моделей на уроках.

Прежде всего, чрезвычайно удобно использовать компьютерные модели в демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении задач.

Конечно, такие демонстрации будут иметь успех, если учитель работает с небольшой группой учащихся, которых можно рассадить вблизи монитора компьютера или, если в кабинете имеется проекционная техника, позволяющая отобразить экран компьютера на стенной экран большого размера. В противном случае учитель может предложить учащимся самостоятельно поработать с моделями в компьютерном классе или в домашних условиях, что иногда бывает более реально.

Следует отметить, что при индивидуальной работе учащиеся с большим интересом повозятся с предложенными моделями, пробуют все регулировки, как правило, не особенно вникая в физическое содержание происходящего на экране. Как показывает практический опыт, обычному школьнику конкретная модель может быть интересна в течении 3 -5 минут, а затем неизбежно возникает вопрос: «А что делать дальше?»

Что же нужно сделать, чтобы урок в компьютерном классе был не только интересен по форме, но и дал максимальный учебный эффект?

Учителю необходимо заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели, также желательно предупредить учащихся, что им в конце урока будет необходимо ответить на вопросы или написать небольшой отчёт о проделанной работе. Идеальным является вариант, при котором учитель в начале урока раздаёт учащимся индивидуальные задания в распечатанном виде.

Какие же виды заданий и учебной деятельности можно предложить учащимся при работе с компьютерными моделями и как организовать эту деятельность?

Виды заданий к компьютерным моделям

1.Ознакомительное задание

Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся понять назначение модели и освоить её регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы.

2.Компьютерные эксперименты

После того как компьютерная модель освоена, имеет смысл предложить учащимся 1 - 2 эксперимента. Такие эксперименты позволяют учащимся глубже вникнуть в смысл происходящего на экране.

3.Экспериментальные задачи

Далее можно предложить учащимся экспериментальные задачи, то есть задачи, для решения которых необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и физики изучаемых явлений.

4.Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой

На данном этапе учащимся уже можно предложить 2 - 3 задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров. Следует отметить, что, если эти задачи решаются в компьютерном классе, то время, отведённое на решение любой из этих задач, не должно превышать 5 -8 минут. В противном случае, использование компьютера становится мало эффективным. Задачи, требующие более длительного времени для решения, имеет смысл предложить учащимся для предварительной проработки в виде домашнего задания и/или обсудить эти задачи на обычном уроке в кабинете физики, и только после этого использовать их в компьютерном классе.

5.Неоднозначные задачи

В рамках этого задания учащимся предлагается решить задачи, в которых необходимо определить величины двух зависимых параметров, например, в случае бросания тела под углом к гори-зонту, начальную скорость и угол броска, для того чтобы тело пролетело заданное расстояние. При решении такой задачи учащийся должен вначале самостоятельно выбрать величину одного из параметров с учётом диапазона, заданного авторами модели, а затем решить задачу, чтобы найти величину второго параметра, и только после этого поставить компьютерный эксперимент для проверки полученного ответа. Понятно, что такие задачи имеют множество решений.

6.Задачи с недостающими данными

При решении таких задач учащийся вначале должен разобраться, какого именно параметра не хватает для решения задачи, самостоятельно выбрать его величину, а далее действовать, как и в предыдущем задании.

7.Творческие задания

В рамках данного задания учащемуся предлагается составить одну или несколько задач, самостоятельно решить их (в классе или дома), а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность полученных результатов. На первых порах это могут быть задачи, составленные по типу решённых на уроке, а затем и нового типа, если модель это позволяет.

8.Исследовательские задания

Наиболее способным учащимся можно предложить исследовательское задание, то есть задание, в ходе выполнения которого им необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности. Самым сильным ученикам можно предложить самостоятельно сформулировать такие закономерности. Заметим, что в особо сложных случаях, учащимся можно помочь в составлении плана необходимых экспериментов или предложить план, заранее составленный учителем.

9.Проблемные задания

С помощью ряда моделей можно продемонстрировать, так называемые, проблемные ситуации, то есть ситуации, которые приводят учащихся к кажущемуся или реальному противоречию, а затем предложить им разобраться в причинах таких ситуаций с использованием компьютерной модели.

10.Качественные задачи

Некоторые модели вполне можно использовать и при решении качественных задач. Такие задачи или вопросы, конечно, лучше сформулировать, поработав с моделью, заранее.

При регулярной работе с компьютерным курсом из придуманных заданий имеет смысл составить компьютерные лабораторные работы, в которых вопросы и задачи расположены по мере увеличения их сложности. Это занятие достаточно трудоёмкое, но именно такие работы дают наибольший учебный эффект.

В последнее время можно часто слышать вопросы: "А нужен ли компьютер на уроках физики? Не вытеснят ли компьютерные имитации реальный эксперимент из учебного процесса?" Чаще всего такие вопросы задают учителя, не владеющие информационными технологиями и не очень понимающие, чем могут быть полезны эти технологии в преподавании.

Давайте попробуем ответить на вопрос: "Когда же оправдано использование компьютерных программ на уроках физики?" Мы считаем, что, прежде всего, в тех случаях, в которых возникает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является использование компьютерных моделей в учебном процессе. Следует отметить, что под компьютерными понимают компьютерные программы, которые позволяют имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах.

В чем же преимущество компьютерного моделирования по сравнению с натурным экспериментом? Прежде всего, компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизводить их тонкие детали, которые часто ускользают при наблюдении реальных явлений и экспериментов. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощённой модели. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Кроме того, компьютерное моделирование позволяет варьировать временной масштаб событий, а также моделировать ситуации, не реализуемые в физических экспериментах.

Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия физических экспериментов, что позволяет им выполнять многочисленные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.

Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента - выбор начальных условий, установка параметров опыта и т. д.

Большое число компьютерных моделей по всему школьному курсу физики содержится в мультимедийных курсах, разработанных компанией "Физикон": "Физика в картинках", "Открытая физика 1.1", "Открытая физика 2.0", "Открытая астрономия 2.0". Главной отличительной особенностью этих компьютерных курсов являются многочисленные компьютерные модели - уникальные и оригинальные разработки, значительное число которых расположено на сайте "Открытый колледж" по адресу: http://www.college.ru/).

Компьютерные модели, разработанные компанией "Физикон", легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.

1.Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.

Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов, при помощи компьютерного эксперимента, усиливает познавательный интерес учащихся, а также делает их работу творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Учитель может сознательно побуждать учащихся к подобной деятельности, не опасаясь, что ему придётся решать ворох придуманных учащимися задач, на что обычно не хватает времени. Более того, составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания.

2.Урок - исследование.

Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более, что многие модели позволяют провести такое исследование буквально за считанные минуты. Конечно, учитель помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов.

3.Урок - компьютерная лабораторная работа.

Для проведения такого урока необходимо разработать соответствующие раздаточные материалы. Задания в бланках лабораторных работ следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчётные задачи рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа.

Хочется отметить, что задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По этой причине уроки последних двух типов приближаются к идеалу, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в этих случаях является лишь помощником в творческом процессе овладения знаниями.

Использование интерактивных средств обучения на уроках физики

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Особое внимание уделяется компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Новое входит в нашу жизнь, не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нам нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство.

К сожалению, следует признать, что многие из нас сегодня не готовы работать в новых условиях: мы уступаем своим ученикам в уровне владения компьютером, использования Интернета, совершенно беспомощны в компьютерной графике и веб-дизайне.

Но, мне кажется, дело еще в том, что мы остаемся приверженцами классической школы, где доска и мел - главные средства обучения. Наши попытки использования современных информационных технологий, надо признать, еще очень робки. И сам факт получения в пользование чуда техники - интерактивной доски - сразу не сделает учителя талантливее, урок продуктивнее, а ученика умнее.

Основными причинами, затрудняющие применение электронных средств обучения наши учителя назвали следующие: технические проблемы, психологические барьеры, компьютерная некомпетентность, организационные проблемы.

Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

Целью моей работы и является помочь педагогам включиться в этот уже необратимый процесс информатизации образования.

В нашей школе создана хорошая материально-техническая база. Благодаря полученному гранту в рамках национального проекта "Образование", были приобретены интерактивные доски, обновлены компьютерные классы, в учебных кабинетах стационарно установлены экраны, мультимедийные проекторы и компьютеры. Все это создало предпосылки для активного внедрения ИКТ в процесс обучения.

Накопленный опыт проведения уроков с использованием ИКТ позволяет сформулировать методические рекомендации по их проектированию.

На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах:

Объяснение нового материала.

Основными формами деятельности являются:

 подбор текстового и графического материала по теме урока; 

 создание учебно-дидактической презентации; 

 создание наглядного раздаточного материала; 

 создание мульмедийных пособий. 

Контроль усвоения пройденного материала

Разработка контрольных и самостоятельных работ. Разработка тестовых заданий. Разработка опорных конспектов.

Дополнительное образование

Организация проектной деятельности учащихся. Повторение материала, решение задач при подготовке к экзаменам. Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.

Внеклассная работа

Это дает свои плоды: работы учеников занимают призовые места в краевых и районных конкурсах.

Закрепление материала.

Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

На своих уроках я использую электронные ресурсы, которые поступили во все библиотеки района: «Открытая физика», «Живая физика», «Полный интерактивный курс физики», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика» и другие.

Но, основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих систем, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор". Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют методического сопровождения. Ещё более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке, поскольку невозможно изменять и дополнять учебный материал или планировать его по другой схеме.

Преобладающими причинами, затрудняющими использование готовых электронных учебных пособий являются несоответствие содержания и структуры электронного пособия методическим особенностям преподавания конкретного учителя независимо от предмета. Кроме того, опираясь на собственный опыт овладения электронными учебниками и на опыт опрошенных педагогов, можно назвать общие недостатки готовых электронных учебных разработок в аспекте применения их на уроке:

• различный интерфейс электронных пособий, затрудняющий вводный инструктаж учащихся при эксплуатации нового технического средства обучения;

• излишне разветвлённая структура пособия, увеличивающая время доступа к нужной информации;

• несетевая версия пособия, вызывающая затруднения в установке и тиражировании пособия на локальные компьютеры.

Поэтому учителю, имеющему возможность использовать мультимедийное оборудование, приходится создавать и собственные разработки видеоуроков, начиная с конспектов и слайдов, заканчивая flash - анимацией и созданием собственных сайтов.

Получив интерактивные доски, мы встретились с таким препятствием как их несовместимость. т. е., флипчарты, созданные для одной доски не совместимы с другой. Как можно решить это противоречие?

В своей работе я рассматриваю процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему подготовки и проведения урока с целью повышения качества обучения, в частности, применение пакета программ Microsoft Office. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся,

В своей работе я предлагаю разрешить это противоречие путем разработки учителем-предметником собственных электронных ресурсов на основе дидактических свойств программного пакета Microsoft Office, обусловленных интеграцией входящих в пакет приложений.

Поскольку важной частью обучения является представление информации, то основой для создания учителем-предметником электронного ресурса для своего урока может использоваться среда подготовки презентаций MS POWER POINT, имеющая в своём арсенале необходимый набор инструментов для эффективной подачи учебного материала.

Интеграция приложений MS OFFICE позволяет организовать дидактически целесообразное и эффективное по использованию учебного времени закрепление изученного материала. Для этого я предлагаю применять в электронном уроке-презентации интерактивный режим работы с текстовым процессором MS WORD или со средой электронных таблиц MS EXCEL.

На любом уроке учитель может попросить учащихся высказать свое мнение по какому-то обсуждаемому на уроке вопросу в виде развернутого ответа: нажатие кнопки — выход в WORD, написание текста, сохранение ответа, возврат в урок-презентацию. Электронные ответы учащихся позволяют организовать дальнейшую работу с ними: напечатать для газеты, передать другому классу для обсуждения, вернуться к ним после завершения изучения темы, раздела и т.п. Текстовый процессор WORD имеет удобный инструмент для организации тестовых заданий с целью обучения или с целью контроля.

Также можно предварительно заготовить таблицы для лабораторных работ и используя интерактивный режим, заполнять их на уроке во время выполнения лабораторной работы.

Интерактивный режим работы с электронными таблицами позволяет организовать на уроке выполнение исследовательских заданий, связанных с вычислением, графическим представлением информации. Очень удобно в Excel создавать тесты.

Свою работу по обоснованию целесообразности разработки учителем–предметником уроков-презентаций, соответствующих его методике преподавания, я завершила исследованием эффективности уроков, проведённых с помощью информационно-компьютерного сопровождения.

Гипотеза исследования заключается в следующем: эффективность урока повысится по всем показателям, если учитель будет использовать на уроке разработанные им информационно-компьютерные учебно-методические материалы.

В качестве показателей эффективности урока рассматривались следующие параметры:

 учебная мотивация учащихся, 

 затраты учебного времени на выполнение учебных заданий, 

 затраты на подготовку учителя к уроку, 

 качество обучения в классе. 

Для проведения формирующего эксперимента, подтверждающего выдвинутую гипотезу, были разработаны и проведены мультимедийные уроки по физике в 9 «Ж» классе. В качестве контрольной группы эксперимента рассматривался 9 «А» класс. В констатирующем эксперименте были зафиксированы однородные значения замеряемых показателей. Эксперимент проводился в четвертой, итоговой четверти учебного года.

Учебная мотивация учащихся изучалась методом анкетирования.

Анкетирование учащихся проводилось по следующему опросному листу:

 ты с интересом работал весь урок 

 ты с интересом выполнял самостоятельные задания 

 ты познакомился с дополнительными материалами 

 ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке узнать побольше нового

 оцени свою усталость после урока 

Оцени по 5-тибальной системе следующие показатели:

Статистическая обработка опросных листов экспериментального (9Ж) и контрольного (9А) классов, позволила получить среднюю оценку урока как среднее арифметическое всех оценок, выставленных каждым учащимся. Ниже приведено табличное представление полученных данных, обработка которых производилась в программе Microsoft Excel. Что позволяет констатировать, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается учащимися в среднем на 1 балл выше традиционного урока.

Зафиксированные в формирующем эксперименте затраты времени на выполнение учебных заданий также свидетельствуют об эффективности информационно-компьютерного сопровождения урока: на традиционном уроке эти затраты составили в среднем 63,23% от всего времени урока (40 минут), а на уроке с информационно-компьютерным сопровождением — 47,8 % учебного времени. Следовательно, эффективность урока с информационно-компьютерным сопровождением и по этому показателю очевидна.

Кроме того, сравнилось качество знаний в экспериментальном (9Ж) и контрольном (9А) классах до эксперимента (оценки за третью четверть) и после (оценки за четвертую четверть). Результат анализа полученных данных заключается в следующем: качество обучения в экспериментальном классе увеличилось на 15%, а в контрольном классе — на 5 %.

Значения последнего показателя эффективности информационно-компьютерного сопровождения урока — затраты времени учителем на подготовку к уроку — зафиксированы на основе анкетирования педагогов и свидетельствуют о следующем положении: затраты времени на подготовку к уроку у учителя, готовившего информационно-компьютерное сопровождение, увеличиваются примерно в 3 раза по сравнению с подготовкой традиционного урока, но, если подготовка информационно-компьютерного сопровождения урока становится регулярной (начиная с 4-5 урока), то время на подготовку не увеличивается, а по некоторым темам уменьшается, но незначительно.

Можно сделать и общие выводы.

Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной доски я смогла всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получила возможность общаться с классом, не отходя от доски, продолжая работать с материалом.

Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети - я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все дети без исключения. У них уже есть любимые программы и задания, иногда они просят меня установить именно их. Им легко и интересно учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.

ИКТ на уроках физики

Широкое внедрение в жизнь высоких технологий заставляет современную школу задуматься о воспитании личности, способной работать с этими технологиями. Высокие технологии и компьютер – эти понятия неотделимы друг от друга. Вычислительный эксперимент, компьютерное моделирование, даже просто оформление текста, – все это требует владения компьютером. Несомненное удобство обработки информации совершенно различных видов, наглядность, возможность получения информации из поистине неиссякаемых баз данных мировой компьютерной сети Интернет делают компьютер незаменимым помощником в современных реалиях.
На уроках физики я часто применяю компьютерные технологии. В качестве наглядных иллюстраций при изучении нового материала по самым разным темам курса я использую фрагменты программ «Открытая физика», «Живая физика».
При проведении уроков использую мультимедийные презентации, созданные как мной, так и учащимися. Тему для новой презентации даю учащимся я, но выбор материала они осуществляют сами. Практика показывает, что это помогает учащимся лучше проанализировать и систематизировать учебный материал, выделить главное.
С учетом внедрения новой формы итоговой аттестации – ЕГЭ – я использую для тематического контроля знаний учащихся тестирующие программы, а для контроля знаний выпускников применяю также программу «Тренажер по физике».
С помощью электронных таблиц Excel учащиеся с сильной мотивацией проводят моделирование некоторых физических процессов. При этом соблюдаются все этапы решения задачи с помощью компьютера: начиная с постановки задачи и создания математической модели и кончая отладкой и тестированием программы. Результаты исследований представляются не только в численном виде, но и в виде диаграмм и графиков. Например, учащимися 9 класса было проведено исследование движение тела, брошенного вертикально. А учащиеся 11 класса исследовали движение тела, брошенного под углом к горизонту. При этом были получены графики изменения проекций вектора скорости движения тела на координатные оси, график изменения вектора скорости, графики изменения координат тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий при обучении физике»

Тема проекта:   «Эффективное  использование ИКТ при обучении физике» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 классах. Предмет исследования: Обучающая среда школьного курса...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов являетсяориентация на результат образования. Образовательные результаты,выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны сус...

Мастер-класс «Формирование мотивации к изучению предмета посредством использования информационно - коммуникационных технологий на уроках физики»

Создание электронных документов сложно и интересно. По качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятел...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

Инновационный педагогический проект «Модель использования информационно-коммуникационных технологий при обучении физике»

Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых компьютерных технологий в обучение.Сегодня на уроке физики н...