Главные вкладки

    Методологическая разработка моделей уроков физики, формирующих у учащихся способность познания нового через выдвижение гипотезы (на примере основ воздухоплавания)
    план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

    Фоломкина Елена Васильевна

    Урок разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по учебнику «Физика, 7 кл.» авторы: Перышкин А.В., Гутник Е.М. На уроке используются метод выдвижения гипотезы. Развивается у учащихся способность отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез. Такой подход знакомства с теоретическим материалом способствует формированию критического мышления учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vozduh.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выпускная работа 


    по курсу «Формирование образовательных результатов учащихся на базе современных дидактических средств по физике».

    Тема: «Методологическая разработка моделей уроков физики, формирующих у учащихся способность познания нового через выдвижение гипотезы (на примере основ воздухоплавания)».

    Выполнил:
    учитель физики и математики
    ГБОУ СОШ с. Ягодное
    Фоломкина Е.В.


    Урок разработан для учащихся 7 класса, обучающихся по учебнику «Физика, 7 кл.» авторы: Перышкин А.В., Гутник Е.М. На уроке используются метод выдвижения гипотезы. Развивается у учащихся способность отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез. Такой подход знакомства с теоретическим материалом способствует формированию критического мышления учащихся.

    Урок физики по теме "Воздухоплавание" (7 класс).

    Сформировать образовательные результаты:

    Предметные:

    1. знания о возникновение силы Архимеда в газах,
    2. знания о практическом применении силы Архимеда в газах;
    3. умение пользоваться полученными знаниями.

    Метапредметные:

    1. развитие способности выдвигать и доказывать гипотезы;
    2. развитие критического мышления,
    3. развитие учебно-интеллектуальных компетенций (объяснять, делать выводы)
    4. развитие учебно-информационных компетенций (работать с текстом, выбирать ответы на вопросы).
    5. развитие способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

    Личностные:

    1. воспитание самостоятельности и целеустремленности в достижении поставленной цели;
    2. формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

    Оборудование к уроку:

    1. Компьютер.
    2. Медиапроектор.
    3. Презентация « История воздухоплавания» (приложение).
    4. Воздушные шары разного цвета по количеству учащихся в группах.
    5. Листочки бумаги для каждого ученика.
    6. Задачники для каждого ученика.

    При проведении урока использован прием « Зигзаг-2»:

    1. Учащиеся изучают текст, затем делятся на группы по количеству вопросов к данному тексту их количество должно совпадать с количеством участников группы.
    2. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления.
    3. Вернувшись в «домашние» группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

    Конспект урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Орг.момент.

    Приветствие, психологический настрой.

     

    2. Формулирование темы. Постановка задач на урок.

    Предлагаю фрагмент мультфильма о Винни Пухе. Задаю вопрос: возможен ли полет? Рассуждаем, выдвигаем гипотезы. На этапе исследования предполагаем: либо увеличить количество шаров, либо уменьшить размеры медвежонка.

    Читаю отрывки из «Приключения Незнайки …»

    Записывает вопросы на доску:

    – Почему шар полетит?

    – Зачем шар наполняют теплым воздухом?

    – Зачем в корзину кладут мешки с песком?

    Участникам урока раздаются синие, красные и белые шары.

     

    – В соответствии с поставленными вопросами сформулируйте тему урока (записывает тему на доску).

    – «Воздухоплавание»

    3. Изучение нового материала.

    1. Работа с текстом § 52 (учебник А.В. Перышкина), задание: найти ответы на вопросы.

    Ученики работают в группах, но каждый ищет ответ на свой вопрос (те, кто выбрал синие шары, отвечает на первый вопрос, красные – на второй, белые – на третий).

    2. Обсуждение ответов на поставленные вопросы в экспертных группах, выбор отвечающего.

    Ученики объединяются в экспертные группы по номерам вопросов или цвету шаров.

    3. Обмен ответами на вопросы в первоначальных группах.

    Ученики возвращаются в первоначальные группы и объясняют содержание ответов всей группе.

    4. Презентация ответов на вопросы.

    Выступают выбранные учащиеся от экспертных групп.

    5. Демонстрация движения воздушного шара, наполненного гелием.

    6. Исторический экскурс по развитию воздухоплавания. (Демонстрация презентации. Приложение).

    4. Закрепление.

    1. Ответить на вопросы:

    1. Как шар опустится на Землю?
    2. Как рассчитать подъемную силу воздушного шара?

     

    2. Решить задачу (В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс») № 657, 658 на выбор одну. Затем обсуждается решение задач.

    Решают задачи по выбору.

    5. Подведение итогов. Рефлексия.

    Задание: написать письмо Незнайке с ответами на вопросы.

    Пишут письмо.

    6. Домашнее задание.

    Прочитать § 52, повторить темы «Сила Архимеда», «Атмосферное давление».

     

    Отрывки из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

    … Все жители Цветочного города приходили и смотрели на огромный шар, который был привязан к ореховому кусту.

    – Шар легкий – говорили одни, – его свободно можно поднять одной рукой кверху.

    – Легкий-то он легкий, но по-моему, он не полетит, – сказал малыш по имени Топик.

    Коротошки задумались: «Шар легкий, а все-таки он тяжелый. Это верно. Как же он полетит?»

    НЕЗНАЙКА: «Почему шар полетит?»

    …На следующее утро стали готовиться в путь. Торопыжка первым залез в корзину, за ним – Незнайка.

    – Вы чего забрались в корзину? – спросил Знайка.

    – Вылезайте еще рано. Шар сначала надо заполнить теплым воздухом.

    – А зачем теплым? – спросил Торопыжка.

    НЕЗНАЙКА: «Зачем шар наполняют теплым воздухом?»

    …Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить в корзину.

    – Что это они делают? – спрашивали друг друга зрители.

    – Эй, зачем вам мешки с песком? – закричал Топик, который сидел на заборе.

    НЕЗНАЙКА: «Зачем в корзину кладут мешки с песком?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока физики в 9 классе по теме "Механические колебательные системы. Маятник как пример колебательной системы."

    Урок разработан на основе метода проектов. В конспекте показано, как можно создать мини-проект за урок, соблюдая все стадии проекта. Представление мини-проекта по критериям внешней оценке проекта....

    Разработка модели урока в 7 классе с использованием коммуникативного метода обучения.

    Материал будет полезен учителям, работающим по коммуникативной методике обучения английскому языку в школе....

    Практическая направленность уроков физики как средство развития способностей к познавательной и творческой деятельности учащихся

    Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и ...

    Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

    laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

    Методическая разработка по дисциплине «Физика» на тему: «Применение ИКТ как нового средства изучения физики.»

    Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям физики, преподающим в профессиональных учебных заведениях. Новое время, новый век, новый студент  требуют от преподавателя нового ...

    методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

    Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...