Урок-исследование "Магниты"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Литвинова Алла Евгеньевна

Урок изучения нового материала с применением ИКТ, комбинированный (с элементами исследовательской работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование.

Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле».

Цель урока: создать условия пробуждающие самообразовательную активность учащихся, овладение навыками экспериментальной деятельности, направить деятельность учащихся на поиск знаний, обеспечить эмоциональную поддержку.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; дать понятие магнитного поля, поля постоянных магнитов, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; формировать умение применять полученные знания для решения задач и выполнения практических заданий, расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений.

Развивающие:  Развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения.), познавательного интереса (на основе физического эксперимента); для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

План занятия:1. Организационный этап. 2мин.

2. Этап постановки целей и задач урока. 4 мин.

3. Этап исследовательской работы учащихся. 15 мин.

4. Этап получения новых знаний, сравнение со своими результатами. 10 мин.

5. Этап усвоения и закрепления нового материала. 10 мин.

6. Рефлексия. 2 мин.

7. Заключительный этап. 2 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

1.

Организационный момент. Мотивация.

Предлагает ученикам составить тему урока из слов: поле, магниты, постоянные, магнитное.

Составляют тему урока: Постоянные магниты. Магнитное поле.

Личностные: развитие личностного отношения к предмету, к окружающим, к себе.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, взаимоконтроль.

2.

Целеполагание с участием учеников.

Задает вопросы ученикам:

Что вы знаете о магнитах? А что бы вам хотелось узнать?

Отвечают на вопросы, самостоятельно выделяют и формируют учебные цели.

Познавательные: постановка целей и задач.

Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание, кррекция знаний.

3.

Планирование. Для того, чтобы ответить на вопросы, будем проводить эксперименты, а результаты оформим в

виде таблицы.

Планирование последующих действий.

Регулятивные: планирование эксперимента.

4.

Оформление таблицы №1.

Знаю

Хочу узнать

Узнал











Оформление таблицы.

Познавательные: анализ, синтез, алгоритмизация.

Регулятивные: коррекция знаний.

5.

Выполняет шесть экспериментов вместе с детьми.

Эксперимент 1.Магнит притягивает некоторые материалы
Подносите магнит к разным предметам из набора материалов для изучения магнитных свойств веществ . Магнит действует на скрепки, гвозди, железные болты, на железную пластинку. Она не действует на алюминиевый болт, кусок ткани, деревянный диск, резиновый ластик, картонные и медные пластинки.

Эксперимент 2. Попробуйте располагать различные материалы между магнитом и железным гвоздем. Вы сможете убедиться, что материалы, не содержащие железа, не препятствуют действию маркированными полюсами.

Эксперимент 3. Подвесьте к магниту несколько скрепок одну за другой так, чтобы они образовали цепь. Чем сильнее магнит, тем более длинной можно сделать цепочку.

Эксперимент 4.

Постарайтесь собрать гвозди с помощью магнита. Большая часть гвоздей расположится на его концах. Для проверки результата используйте скрепку. Заметьте, что середина магнита совсем не действует на скрепку, а его концы притягивают ее наиболее сильно. Те области, в которых магнит оказывает наиболее сильное воздействие, называются полюсами магнита.

Эксперимент 5. Взаимодействие полюсов магнита

  Попытайтесь поднести два магнита полюсами друг к другу. В зависимости от ориентации полюсов магниты будут либо притягиваться (разноименные полюсы), либо отталкиваться(одноименные полюсы).

Эксперимент 6. Вставьте иглу-опору снизу в отверстие на картушке компаса. Наденьте стрелку на конец иглы так, чтобы стрелка могла свободно вращаться. Сравните получившийся самодельный компас с туристским. Стрелки и того, и другого показывают на север.

Выполняют эксперименты под руководством учителя, прогнозируя результат.

 Выводы:

1.Магниты  обладают свойством  притягивать предметы, сделанные из железа и.содержащие железо;

2.Магнит действует на расстоянии и проходит сквозь многие материалы.

3.Магниты могут иметь различную форму; быть более сильными и более слабыми.

4.Магнит наиболее заметно проявляет себя  на полюсах;

5.Одноименные полюсы двух магнитов отталкиваются, разноименные - притягиваются;

6.Стрелка компаса представляет собой магнит, ее называют магнитной стрелкой; стрелка компаса располагается вдоль оси север-юг.


Личностные: способность видеть целостную картину мира, убежденность в возможности познания природы.

Коммуникативные: обсуждение и распределение обязанностей, взаимопомощь.

Познавательные: предсказание результата, описание наблюдаемых явлений. Регулятивные: учет правил ТБ, подбор материала, организация рабочего места, рациональное использование времени.

6.

После каждого из шести экспериментов помогает ученикам  сделать вывод, обобщив, результаты записываем в

 таблицу № 1.

Обобщая результаты, делают выводы, записывают в таблицу №1

« Узнал».

Познавательные: анализ, установление причинно-следственных связей, оформление результатов.

7.

Излагается исторический материал, подводя диалог к книге У.Гилберта, 1600 г.

Получают знания исторического характера.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, анализ, синтез.

Коммуникативные: обсуждение результатов и формулировка выводов.

8.

Раскрывая свойства магнитов, описанных Гилбертом, предлагает сравнить с результатами  собственных экспериментов.

Сравнивают результаты экспериментов, анализируют, делают выводы.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, анализ, синтез.

Коммуникативные: обсуждение результатов и формулировка выводов.

9.

Формирует представление о магнитном поле. Для  этого проводит эксперимент с металлическими опилками.

Эксперимент 7. Насыпьте металлические опилки поверх листа бумаги, под которым находятся постоянные магниты. Наблюдайте за картиной.

Наблюдают эксперимент, делают вывод о том, что вокруг магнита существует некая материя.

Познавательные: поиск, предсказание результата, описание наблюдаемых явлений.

Регулятивные: прогнозирование, учет правил ТБ, подбор материала, организация рабочего места, рациональное использование времени.

10.

Дается определение магнитного поля, магнитных силовых линий.

Знакомятся с новыми понятиями. Делают записи в тетрадях.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, анализ, синтез.

Коммуникативные: обсуждение результатов и формулировка выводов.

11.

Рефлексия.


Рефлексия.

Коммуникативные: обсуждение результатов и формулировка выводов.

Личностные: развитие личностного отношения к предмету, к окружающим, к себе.

12.

Домашнее задание. &18,19

ТАБЛИЦА № 2


Доминирующие элементы знаний

Задания по теме

Ответ

Магнитные взаимодействия



Магнитное поле.



Магнитные линии.








Как взаимодействуют постоянные магниты? проводники с током?


Чем порождается магнитное поле?



Что представляют собой

магнитные линии постоянных магнитов,

 прямого тока?


Каково направление магнитных линий постоянного магнита?

прямого тока?



Записывают домашнее задание, если осталось время, начинают выполнять таблицу №2.

Личностные: умение видеть закономерность изучаемого явления, самоопределение.

Регулятивные: рациональное использование рабочего времени.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, классификация, сериация.

Список использованной литературы и источников:

1.Берегова, Т.А. Урок исследование. Магнитное поле. Постоянные магниты. 8 класс [Электронный ресурс]/Режим доступа:http://portfoliofiz.ucoz.ru/load/urok_issledovanie_magnitnoe_pole_postojannye_magnity_8_klass/1-1-0-3.

2.Коган, Н.Н. Чудо магнетизма. [Электронный ресурс] Журнал «Наука и техника» № 4(9), 2009. Киев: Триада-Принт»,2009 /Режим доступа: http://www.nt-magazine.ru/nt/node/1454