Урок в 8 классе по теме "Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление проводника"
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме

Урок изучения нового материала с использованием научного метода познания законов природы+презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе                                                                              учитель Суховеенко Н.Н.

  Тема.        Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление

                     проводника.

  Тип.            Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Образовательные задачи урока:

  1. установить опытным путем зависимость силы тока от напряжения, построить график этой зависимости;
  2. познакомиться с новой физической величиной – сопротивлением проводника;
  3. развивать экспериментальные умения – выдвигать гипотезу и планировать проведение эксперимента по ее проверке;
  1. закрепить практические навыки работы с электрическими измерительными приборами и в сборке электрических цепей.

Демонстрации и материалы к уроку:

  1. Презентация, составленная с использованием Интернет-ресурсов и учебной литературы.
  2. Демонстрация «Зависимость силы тока от напряжения».
  3. Лабораторное оборудование: источники тока, резисторы, амперметры, вольтметры, соединительные провода.
  4. Индивидуальные карточки для проведения физического диктанта.
  5. Карточки с заданиями для групповой работы.

ПЛАН.

Этапы урока

Приемы и методы

Время, мин

1.

Проверка и актуализация знаний

Физический диктант, взаимопроверка

4 – 5

2.

Мотивационный этап

Постановка задач урока, запись темы в тетрадях

1 – 2


3.










Изучение нового материала:

  1. Основные этапы научного эксперимента
  2. Проведение опыта по проверке выдвинутой гипотезы
  3. Обсуждение результатов и формулировка выводов
  4. Электрическое сопротивление




Фронтальная беседа


Демонстрационный эксперимент


Построение графика, запись вывода в тетрадях


Беседа, записи определения, формулы, единицы  измерения сопротивления, решение экспериментальной задачи



4 – 5


3 – 4



2 – 3



9 – 10

4.

Первичное закрепление и коррекция знаний

Фронтальная беседа, решение качественных задач

9 – 10

5.

Подведение итогов, д/з.

Записи в дневниках, рефлексия, выставление оценок

2 – 3

Ход урока.

  1. Проверка и актуализация знаний.

Урок начинается с проведения физического диктанта:

1 вариант.

1. Сила тока – это_______, проходящий через поперечное сечение проводника _____                                                                                                                                 2. Сила тока обозначается буквой  _______                                                                        3. Формула:

4. Единица силы тока в СИ:  ______                                                                                     5. 100 мА = ______ А; 3 кА = __________ А

6. Прибор для измерения силы тока называется  ______________.   Он включается в цепь ________________ с тем прибором, силу тока в котором измеряют.

7. Какова цена деления амперметра?

2 вариант.

1. Напряжение – это ________ электрического поля по перемещению заряда ______                                                                                                                                2. Напряжение обозначается буквой _____                                                                         3. Формула:

4. Единица напряжения в СИ: ____                                                                                       5. 10 кВ = ______ В; 50 мВ = _____ В

6. Прибор для измерения напряжения называется _____________. Он включается  в цепь ________________к прибору, напряжение на котором нужно измерить.

7. Какова цена деления вольтметра?

Проводится взаимопроверка выполнения диктанта (ученики обмениваются работами и  проверяют правильность ответов с помощью слайда №1)

  1. Мотивационный этап.

Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились с вами с важнейшими характеристиками электрического тока: силой тока и напряжением. Действия электрического тока (тепловое, магнитное, химическое)  зависят от величины силы тока в цепи. Что может произойти, если сила тока превысит допустимые значения?

Ученики. Приборы могут выйти из строя, может произойти возгорание проводки, человек может получить серьезные поражения организма.

Учитель. Вот поэтому так важно, уметь рассчитывать силу тока в цепи. А для этого нужно знать: от чего зависит сила тока?  Сегодня на уроке мы и приступим к решению этой проблемы.

Ученики записывают тему урока в тетрадь (слайд № 2).

Учитель формулирует задачи урока (слайд №3).

 

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, попробуем опытным путем установить взаимосвязь силы тока и напряжения. Но сначала повторим основные этапы научного эксперимента (слайд №4).

Ученики выполняют задание № 1:

  1. Сформулируйте цель эксперимента (на какой вопрос вы хотите получить ответ?).
  2. Выдвинете гипотезу (как вы предполагаете зависит сила тока от напряжения и почему?). Для обоснования гипотезы вспомните:
  1. Что такое электрический ток?
  2. Что характеризует сила тока?
  3. Что характеризует напряжение?
  1. Составьте план проведения эксперимента (какие величины нужно измерить? что сделать, чтобы достичь цели исследования?).
  2. Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?

Проверка выполнения задания сопровождается показом слайдов  №5 и №6.

Далее учитель проводит демонстрационный опыт «Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи». Один из учащихся заносит результаты измерений в таблицу и строит график зависимости силы тока от напряжения на слайде №7. Ученики выполняют аналогичные записи в тетрадях.

На основании анализа графика делается вывод о прямо пропорциональной зависимости между силой тока и напряжением и записывается в тетрадь.

Затем учитель предлагает учащимся найти отношение напряжения к силе тока для каждого из трех измерений. Ученики убеждаются, что эти отношения одинаковы. Вводится понятие электрическое сопротивление (слайд №8).

Выясняются физический смысл электрического сопротивления и его причины в металлических проводниках (слайд №9).

Учитель предлагает учащимся решить экспериментальную задачу.

Ученики выполняют задание №2 (слайд №10).

  1. Начертите схему цепи, состоящей из источника тока, резистора,  вольтметра, амперметра, ключа.
  2. Соберите цепь по схеме.
  3. Измерьте силу тока в цепи и напряжение на концах резистора.
  4. Рассчитайте сопротивление резистора. 

         По результатам измерений строится график №2 и обсуждается вопрос о независимости сопротивления проводника ни от силы тока, ни от напряжения (слайд №11).

  1. Первичное закрепление и коррекция знаний.

Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке? (слайд №12).

                 Решаются устно качественные задачи (слайды №13 - №15).

  1. Подведение итогов урока.

  1. Запись домашнего задания (слайд№16).
  2. Решение задачи на смекалку (слайд №17), в случае затруднения задача задается на дом.
  3. Рефлексия (что понравилось на уроке? какие задания были наиболее интересными? скучными? что было удачным и неудачным? почему?).
  4. Выставление оценок (слайд №18).

1 вариант.

1. Сила тока – это_______, проходящий через поперечное сечение проводника _____                                                                                                                                 2. Сила тока обозначается буквой  _______                                                                        3. Формула:

4. Единица силы тока в СИ:  ______                                                                                     5. 100 мА = ______ А; 3 кА = __________ А

6. Прибор для измерения силы тока называется  ______________.   Он включается в цепь ________________ с тем прибором, силу тока в котором измеряют.

7. Какова цена деления амперметра?

2 вариант.

1. Напряжение – это ________ электрического поля по перемещению заряда ______                                                                                                                                2. Напряжение обозначается буквой _____                                                                         3. Формула:

4. Единица напряжения в СИ: ____                                                                                       5. 10 кВ = ______ В; 50 мВ = _____ В

6. Прибор для измерения напряжения называется _____________. Он включается  в цепь ________________к прибору, напряжение на котором нужно измерить.

7. Какова цена деления вольтметра?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Сила тока – это заряд, проходящий че-рез поперечное сечение проводника в 1 с. 2. Сила тока обозначается буквой I 3. Формула: 4. Единица силы тока в СИ: 1 А 5. 100 мА = 0,1 А; 3 кА = 3000 А 6. Прибор для измерения силы тока называется амперметром . Он включается в цепь последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. 7. Какова цена деления амперметра? 1 вариант 1. Напряжение – это работа электрического поля по перемещению заряда в 1 Кл. 2. Напряжение обозначается буквой U . 3. Формула: 4. Единица напряжения в СИ: 1 В 5. 10 кВ = 10000 В; 50 мВ = 0,05 В 6.Прибор для измерения напряжения называется вольтметром . Он включается в цепь параллельно к прибору, напряжение на котором нужно измерить. 7. Какова цена деления вольтметра? 2 вариант

Слайд 2

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление проводника.

Слайд 3

Задачи урока: установить опытным путем зависимость силы тока от напряжения; познакомиться с новой физической величиной – сопротивлением проводника; развивать экспериментальные умения (выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать эксперимент по её проверке)

Слайд 4

научный эксперимент: Сформулировать цель ; Выдвинуть и обосновать гипотезу; Составить план проведения эксперимента; Подобрать необходимое оборудование; Провести эксперимент; Проанализировать результаты; Сделать выводы.

Слайд 5

Цель: Выяснить, зависит ли сила тока в цепи от напряжения? Как? Гипотеза: Чем больше напряжение на концах проводника, тем больше сила тока в нем

Слайд 6

Экспериментальная установка

Слайд 7

U, B I, A I, A 0 1 2 3 4 5 U, B 1,5 1,25 1,0 0,75 0,5 0,25 Сила тока в проводнике прямо пропорциональ-на напряжению на его концах Вывод:

Слайд 8

– величина, равная отношению напряжения на концах проводника к силе тока в нем. 1 Мом = 1000000 Ом 1 кОм = 1000 Ом 1 мОм = 0,001 Ом Сопротивление Единица измерения: 1 Ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1 А

Слайд 9

Сопротивление характеризует свойство проводника препятствовать протеканию электрического тока Причина сопротивления: взаимодействие свободных электронов с ионами кристаллической решетки Подумайте дома: От чего может зависеть сопротивление проводников? Запишите свои гипотезы. Что мешает упорядоченному движению электронов?

Слайд 10

Задание: Начертите схему цепи, состоящей из источника тока, резистора, вольтметра, амперметра, ключа. Соберите цепь по схеме. Измерьте силу тока в цепи и напряжение на концах резистора. Рассчитайте сопротивление резистора. Проводник, имеющий определенное сопротивление называется РЕЗИСТОРОМ R

Слайд 11

U, B I, A 1 0,5 2 1,0 3 1,5 I, A 0 1 2 3 4 5 U, B 1,5 1,25 1,0 0,75 0,5 0,25 Сила тока в проводнике прямо пропорциональ-на напряжению на его концах Вывод: R 1 R 2 R 2 > R 1

Слайд 12

Подведем итоги! ? Что нового вы узнали сегодня на уроке? ? Как сила тока в цепи зависит от напряжения? ? Что называют сопротивлением проводника? ? Почему проводники обладают сопротивлением? ? Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем? от напряжения на его концах?

Слайд 13

Проверь себя! При напряжении 6 В сила тока в цепи 2 А. Какой будет сила тока при напряжении 12 В? 3В? Сколько омов в 0,25 кОм? Выразите 2500 Ом в килоомах.

Слайд 14

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 U, B I,A 1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 3. Чему равна сила тока в проводнике при напряжении 4 В? При каком напряжении сила тока равна 1 А? Чему равно сопротивление проводника?

Слайд 15

I,A U,B 0 № 2 № 1 4. Какой из графиков (№ 1 или № 2) соответствует проводнику с меньшим сопротивлением?

Слайд 16

Домашнее задание: § 42, 43. Упр. 17, 18(2,3)

Слайд 17

Сообрази! В комнате есть три выключателя. Один из них включает свет в соседней комнате, где стоит торшер. Как, имея возможность только один раз перейти от выключателей к торшеру, определить, какой из них включает торшер?

Слайд 19

Сила тока – это _______ , проходящий через поперечное сечение проводника _____ Сила тока обозначается буквой _____ 3. Формула: 4. Единица силы тока в СИ: ______ 5. 100 мА = ______ А; 3 кА = _________ А 6. Прибор для измерения силы тока называется ______________ . Он включается в цепь ________________ с тем прибором, силу тока в котором измеряют. 7. Какова цена деления амперметра? 1 вариант Напряжение – это ________ электричес-кого поля по перемещению заряда ____ Напряжение обозначается буквой ___ _ 3. Формула: 4. Единица напряжения в СИ: ____ 5. 10 кВ = ______ В; 50 мВ = ____ _ В 6.Прибор для измерения напряжения называется _____________ . Он включается в цепь ________________ к прибору, напряжение на котором нужно измерить. 7. Какова цена деления вольтметра? 2 вариант

Слайд 20

Сформулируйте цель эксперимента (на какой вопрос вы хотите получить ответ?). Выдвинете гипотезу (как вы предпо-лагаете зависит сила тока от напряжения и почему?). Для обоснования гипотезы вспомните: что такое электрический ток? что характеризует напряжение? что характеризует сила тока? Составьте план проведения экспери-мента (какие величины нужно измерить? что сделать, чтобы достичь цели исследования?). Какие приборы необходимы для проведения эксперимента? Задание № 1 Задание № 2 Начертите схему цепи, состоящей из источника тока, резистора, вольтметра, амперметра, ключа. Соберите цепь по схеме. Измерьте силу тока в цепи и напряжение на концах резистора. Рассчитайте сопротивление резистора. Задание № 1 Сформулируйте цель эксперимента (на какой вопрос вы хотите получить ответ?). Выдвинете гипотезу (как вы предпо-лагаете зависит сила тока от напряжения и почему?). Для обоснования гипотезы вспомните: что такое электрический ток? что характеризует напряжение? что характеризует сила тока? Составьте план проведения экспери-мента (какие величины нужно измерить? что сделать, чтобы достичь цели исследования?). Какие приборы необходимы для проведения эксперимента? Задание № 2 Начертите схему цепи, состоящей из источника тока, резистора, вольтметра, амперметра, ключа. Соберите цепь по схеме. Измерьте силу тока в цепи и напряжение на концах резистора. Рассчитайте сопротивление резистора.

Слайд 21

U, B I, A I, A 0 1 2 3 4 5 U, B 1,5 1,25 1,0 0,75 0,5 0,25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование в 8 классе по теме"Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление"

Приводится план-конспект урока в 8 классепо теме "Исследовыание зависимости силы тока от напряжения. Сопротивление"...

Презентация по физике 8 класс "Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление"

Презентация содержит эксперимент, интересные факты, даёт возможность связать изучаемый материал с практикой. Это делает материал урока интересным, актуальным и стимулирует интерес учащихся к предмету....

Урок по теме Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. 8 класс

Урок-изучение нового материала по учебнику А.В. Перышкина Физика. 8 класс....

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников.

Тема урока:Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников....

План кружка "Экспериментальная физика" для 8А (физико-математического ) класса по теме "Сила тока, напряжение, сопротивление"

В рамках дистанционных занятий, на занятиях кружока по экспериментальная физика  имеет смысл рассмотреть задачи включенные в экспериментальную часть Всероссийской ол импиады школьников по физике ...

Измерение силы тока и напряжения в цепях постоянного тока.

Краткое описание способов измерения силы тока и напряжения в цепях постоянного тока. Расширение пределов измерения. Формулы для расчета сопротивления шунта и добавочного сопротивления. Определения иде...