Внеклассное мероприятие "Физический турнир"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Гагарина Марианна Сергеевна

Внеклассное мероприятие для 9-х классов «Физический турнир» проводится в конце учебного года с целью обобщения и систематизации знаний учащихся и развитию познавательного интереса через игру-соревнование. В мероприятии принимают участие три команды 9-х классов из разных школ города. Состав каждой команды 6 человек. На подготовительном этапе каждая команда выбирает капитана, придумывает название, готовит эмблему и девиз. Турнир состоит из шести раундов: представления команд, разминки, вопросов из «волшебного мешочка», теоретического, поединка капитанов и черного ящика. Каждый раунд оценивает жюри, состоящее из учителей физики школ города. Продолжительность мероприятия около часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское мероприятие для 9-х классов

«Физический турнир»

Автор: учитель физики Гагарина Марианна Сергеевна

Цели:

  1. Обобщение и систематизация знаний по предмету, формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
  2. Развитие познавательного интереса к изучению физики через игру.
  3. Развитие умения действовать самостоятельно и в команде, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов.
  4. Воспитание положительного отношения к получению знаний, чувства ответственности и культуры поведения.

План проведения.

Первый раунд - Представление команд.

Второй раунд – Разминка  «Физические величины».

Третий раунд - «Вопросы из волшебного мешочка».

Четвёртый раунд – Теоретический.

Пятый раунд - Поединок капитанов.

Шестой раунд - «Черный ящик».

Подведение итогов.

Ход мероприятия

Ведущий.     Добрый день, ребята! Сегодня в нашей школе проводится городской «Физический турнир», в котором принимают участие команды 9-х классов.

Ведущая.     Мы приветствуем наших гостей: команду школы № 7 (Аплодисменты), команду открытой сменной школы (Аплодисменты), а также их болельщиков (Аплодисменты).

Ведущий.     Мы приветствуем команду нашей школы и наших болельщиков (Аплодисменты).

Ведущая.     Мы знаем, что физика – это наука о природе, в основе которой лежат фундаментальные исследования. Сегодня мы будем говорить о физических явлениях и законах, об ученых, внесших свой вклад в развитие науки.

Ведущий.     В сегодняшней игре вам пригодятся находчивость, знания, смекалка, юмор, бойцовские качества и умение дружить. Будьте весёлыми, изобретательными, дружными и успех придёт к вам!

Ведущая.     Итак, что такое игра?

Ведущий.    Игра – это среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков.

Ведущая.     Игроки выигравшей команды заряжаются положительно, а проигравшей – отрицательно.

Ведущий.    Жюри – электрически нейтрально.

Ведущая.     Наш главный закон – закон сохранения успеха.

Ведущий.    Полный запас успеха команд постоянен, но он может только переходить от одной команды к другой.

Ведущая.    Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине.

Ведущий.    Равнодействующая всех сил направлена в сторону побеждающей команды.

Ведущая.     Наш турнир судят:

учитель физики школы №7 Карпунина Галина Алексеевна,

учитель физики открытой сменной школы Векшина Татьяна Васильевна, председатель жюри – учитель физики школы № 5 Трусюк Светлана Владимировна.

Ведущий.     Сейчас мы проведем жеребьевку команд. Просим капитанов подойти для жеребьевки.

Капитаны тянут жетоны.

Ведущая.     Итак, первой выступает команда школы №…, второй – команда школы №… и третьей – команда школы №…

Ведущий.     Первый раунд - Представление команд. Команды по очереди представляют название, эмблему, девиз. Максимальная оценка 3 балла.

Команды представляются.

Ведущая.     Второй раунд – Разминка под названием  «Физические величины».

Ведущий.    Игроки команд по очереди,  называют физические величины. Выигрывает та команда, которая последней назовёт физическую величину и зарабатывает два балла.

Команды называют.

Ведущая.    Третий раунд. «Вопросы из волшебного мешочка»

Ведущий.    Вопросы из волшебного мешочка будут задаваться по очереди каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущая.     Каким из этих приборов нельзя измерить температуру вещества?

А) пирометр

Б) термометр

В) термостат

Г) термистор

           Ведущий.       Чтобы вычислить давление жидкости на дно сосуда, надо знать:

А)  плотность и высоту столба жидкости

Б)  вес жидкости и площадь дна

В)  вес и объем жидкости

Ведущая.     Какой из законов не был открыт Ньютоном?

А) Закон инерции

Б) Закон дисперсии

В) Закон рычага

Г) Закон всемирного тяготения

Ведущий.    Какой металл самый плотный?

А) Ртуть

Б) Свинец

В) Платина

Г) Осмий

Ведущая.     Какое из данных полей не изучается в физике?

А) Гравитационное

Б) Электрическое

В) Всемирное

Г) Магнитное

Ведущий.     Какая из этих величин не является векторной?

А) Сила

Б) Вес

В) Путь

Г) Скорость

Ведущая.    Какая из этих единиц измерения не используется для измерения атмосферного давления?

А) Паскаль

Б) Атмосфера

В) Ньютон на кубометр

Г) мм рт. ст.

Ведущий.    Закон Паскаля действует

А) в твёрдых телах

Б) в газах

В) в плазме

Г) в вакууме

Ведущая.     Какая из этих формул ошибочна? (Формулы читать не нужно)

А) Q = cmΔt

Б)  c = λT

В) F = Δp/Δt

Г) m = ρV

Ведущий.     Кто впервые доказал, что воздух имеет вес?

А) Галилей

Б) Архимед

В) Торричелли

Г) Паскаль

Ведущая.     Какая из этих формул не связана с именем Архимеда? (Формулы читать не нужно)

А) F=pgV

Б) p=pgh

В) F1/F2=I2/I1

Г)M1+M2+...+Mn=0

Ведущий.      Какой из механизмов не относится к простым?

А) блок

Б) рычаг

В) наклонная плоскость

Г) поршневой насос

Ведущая.      В каком чайнике быстрее остынет вода: в чистом белом или в закопченном?

А) одинаково

Б)  быстрее в закопченном

В)  быстрее в чистом белом

         Ведущий.       Давление внутри жидкости на одной и той же глубине

А) сверху вниз больше, чем снизу вверх

Б) сверху вниз меньше, чем снизу вверх

В) одинаково по всем направлениям

Ведущая.      Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них обнаруживается

А) электрическое поле

Б) магнитное поле

В) электрическое и магнитное поля.      

Ведущий.      Может ли тело находиться в движении при условии, что действующая на него сила равна силе трения?

А) такое тело может только покоиться

Б) тело может покоиться или двигаться прямолинейно и равномерно

В) может, но скорость его будет уменьшаться

Ведущая.         Изменится ли объем газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 л в сосуд вместимостью 2 л?

А) увеличится в 2 раза

Б) уменьшится в 2 раза

В) не изменится

Ведущий.       Свинцовый и деревянный шары одинаковых размеров в момент падения на землю имели одинаковые скорости. Одинаковой ли энергией они обладали?

        

А) большую энергию имел свинцовый шар

        

Б) большую энергию имел деревянный шар

В) шары обладали одинаковым запасом энергии, так как их скорости равны

Ведущая.         Как называется единица магнитной индукции?

 А) Тесла

 Б)  Вебер

 В)  Генри

 Г)  Ватт.

Ведущий.       Какие заряды имеют -частица и атом?

А) оба положительные

Б) альфа-частица — положительный, атом — нейтральный

В) оба отрицательные

Г) оба нейтральные

Ведущая.       Какой важный вывод можно сделать из явления диффузии о строении вещества?

А) молекулы всех веществ неподвижны

Б) молекулы всех веществ непрерывно движутся

В) все тела состоят из мельчайших частиц

Ведущий.  В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той
же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Ка-
кое из этих тел позже всех достигнет дна трубки?

А) дробинка

Б) пробка


В) птичье перо

Г) все три тела достигнут дна трубки одновременно

    Ведущая.         Тело под действием двух равных и противоположно

    направленных сил

А)  покоится

Б)  движется равномерно

В)  покоится или движется равномерно и прямолинейно

Г)  движется с изменяющейся скоростью  

Ведущий.   Как изменяется температура жидкости при испарении?

А) понижается

Б) повышается


В) не изменяется

Г) сначала понижается, а потом повышается

Ведущая.     Третий раунд подошел к концу. Просим жюри объявить итоги.

Ведущий.     Четвертый раунд – «Теоретический». Командам выдаются конверты с физическими величинами, в течение 3 минут необходимо составить как можно больше формул из имеющихся в конвертах букв. За каждую правильно составленную формулу команда получает 2 балла.

Ведущая.     А пока команды выполняют задание, мы проверим эрудицию болельщиков.

Ведущий.     Частицы, из которых состоят молекулы       (Атомы)

Ведущая.     Единица измерения силы тока     (Ампер)

Ведущий.     Прибор для измерения атмосферного давления      (Барометр)

Ведущая.     Изобретатель лампы накаливания       (Лодыгин)

Ведущий.     Процесс перехода вещества из парообразного состояния в жидкое.     (Конденсация)

Ведущая.     Атом, потерявший или получивший электрон      (Ион)

Ведущий.     Устройство, с помощью которого уменьшают трение вращающихся валов машин, станков      (Подшипник)

Ведущая.     Английский физик, предложивший планетарную модель атома     (Резерфорд)

Ведущий.     Передача заряда Земле      (Заземление)

Ведущая.     Катушка с железным сердечником внутри      (Электромагнит)

Ведущий.     Прибор для измерения силы      (Динамометр)

Ведущая.     Твердое состояние самой распространенной в природе жидкости   (Лед)

Ведущий.     Газовая оболочка, окружающая Землю      (Атмосфера)

Ведущая.     Шведский ученый, предложивший использовать стоградусную шкалу температур      (Цельсий)

Ведущий.     Переход вещества из твердого состояния в жидкое    (Плавление)

Ведущая.     Единица электрического заряда       (Кулон)

Ведущий.     Положительно заряженная частица, входящая в состав атомного ядра      (Протон)

Ведущая.   Время для составления формул истекло. Просим команды в порядке очередности озвучить результаты.

Команды читают свои формулы.

   

Ведущий.    Просим жюри озвучить результаты конкурса.

Ведущая.     Пятый раунд «Поединок капитанов». Просим капитанов команд выйти и представиться. При этом каждый должен назвать свой рост и вес.

Капитаны представляются.

Ведущий.     Все физики знают, что вес тела измеряется в Ньютонах. Уважаемое жюри, капитаны, правильно назвавшие свой вес, приносят команде 2 балла.

Ведущая.    А сейчас мы будем проверять эрудицию наших капитанов. Вопросы будем задавать каждому по очереди. Каждый правильный ответ капитана приносит команде 1 балл. Уважаемое жюри, будьте внимательны.

Ведущий.     Под действием какой силы происходит свободное падение физического тела?    (Под действием силы тяжести)

Ведущая.     Как называется изменение взаимного расположения тел с течением времени?      (Механическое движение)

Ведущий.     Как называется отношение длины пути ко времени, затраченному, на его прохождение?        (Скорость)

Ведущая.     Как называется тело, размерами которого в данных условиях задачи можно пренебречь?        (Материальная точка)

Ведущий.     Как называется движение, при котором скорость тела не изменяется?         (Равномерное)

Ведущая.     Как называется движение, при котором не меняется ускорение?           (Равноускоренное)

Ведущий.     Какая величина характеризует инертность тела?        (Масса)

Ведущая.     Чему равен вес тела, если оно находится в покое?    

 (Силе тяжести)

Ведущий.     Кто первым измерил атмосферное давление?     (Торричелли)

Ведущая.     Как направлено ускорение тела при движении по окружности?            

(К центру окружности)

Ведущий.     Что называют импульсом тела?      (Произведение массы тела на его скорость)

Ведущая.       Какой энергией обладают упруго деформированные тела?

(Потенциальной)

Ведущий.     Какой энергией обладает любое движущееся тело?

(Кинетической)

Ведущая.     Десятичная кратная приставка, обозначающая тысячное увеличение исходной величины?     (Кило)

Ведущий.     В честь какого учёного названа сила, выталкивающая физическое тело из жидкости?         (В честь Архимеда)

Ведущая.     По фамилии какого учёного названа единица силы в системе СИ?      (Ньютон)

Ведущий.     Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело …

(Тонет)

Ведущая.     Как называются вещества, непроводящие электрический ток?

(Диэлектрики)

Ведущий.     Какой прибор измеряет скорость?         (Спидометр)

Ведущая.     Назовите величину, характеризующую быстроту выполнения работы.       (Мощность)

Ведущий.     Атом, потерявший один или несколько электронов, называется…

(Положительным ионом)

Ведущая.     Просим жюри объявить итоги конкурса капитанов.

Ведущий.    Шестой раунд «Черный ящик» . Команды  должны угадать, портрет какого ученого находится в черном ящике.  

Ведущая.     За правильный ответ, данный с первой попытки команда получает 3 балла;  за правильный ответ  со второй попытки - 2 балла, за правильный ответ с третьей попытки – 1 балл . Вопросы задаем в порядке очередности.

Ведущий.    Вопрос из черного ящика для команды №1.

 Этот ученый родился в день Рождественского праздника 1642 года в Англии и  получил всемирную славу еще при жизни.  Он понимал, что все созданное им не есть окончательная победа разума  над силами природы, ибо познание мира бесконечно.

 

Пауза.

       Незадолго перед  смертью он сказал: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на берегу, развлекающимся тем, что от поры до времени отыскиваю камушек более цветистый, чем обыкновенно, или красивую раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мною неисследованным».

      Пауза.    

      Все знают историю о том, что однажды, гуляя в саду, этот ученый увидел, как с ветки упало  яблоко, и это подтолкнуло его к открытию  закона всемирного тяготения.

    (Исаак Ньютон)

  Ведущая.   Вопрос из черного ящика для команды №2.

        Великий русский учёный – энциклопедист и естествоиспытатель,  филолог и философ, поэт и художник, организатор отечественных наук: физики и естествознания.

Пауза.

       В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Например, в астрономии одним из главных его  достижений было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца.

Пауза.

     Он родился в деревне Денисовка (по другим данным — в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. По его инициативе и проекту в 1755г. был создан Московский университет.

  (Михаил Васильевич Ломоносов)

Ведущий.    Вопрос из черного ящика для команды №3.

         Итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик, родился в Пизе в знатной, но обедневшей флорентийской семье.

Пауза.

 В 1609 г., на основании дошедших до него сведений об изобретённой в Голландии зрительной трубе, он  строит свой первый телескоп, дающий приблизительно 3-кратное увеличение.

Пауза.

   Он первый выдвинул идею об относительности движения, решил ряд основных механических проблем. Это прежде всего изучение законов свободного падения тел и падения их по наклонной плоскости; законы движения тела, брошенного под углом к горизонту; установление сохранения механической энергии при колебании маятника. «И всё-таки она вертится» — крылатая фраза, которую якобы произнёс в 1633 году этот ученый, будучи вынужденным отречься перед инквизицией от своего убеждения в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

  (Галилео Галилей).

Ведущий.     Наш физический турнир подходит к концу. Мы просим жюри подвести итоги конкурса «Черный ящик» и озвучить итоговое количество баллов по результатам всех конкурсов.

Жюри объявляет итоги физического поединка. Награждение команд дипломами.

Ведущая.      Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной физики. Мы уверены, что каждый из вас в ходе игры узнал много нового и интересного.

Ведущий.     Спасибо за внимание.

Источники

  1. Е.М. Гутник, Е,В. Рыбакова. Методические материалы для учителя. Физика. 7 класс. - М.; Дрофа

  1. Е.М. Гутник, Е,В. Рыбакова, Е.В. Шаронина. Методические материалы для учителя. Физика. 8 класс. - М.; Дрофа

  1. Е.М. Гутник, Е.В. Шаронина, Э.И. Доронина. Методические материалы для учителя. Физика. 9 класс. - М.; Дрофа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Турнир знатоков естественных наук"

Внеклассное интегрированное мероприятие включаетв в себя метериал по географии, биологии, химии. Проводится в форме игры....

Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов

Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...

Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков русского языка" для учащихся 6 класса

Сценарий этого мероприятия можно использовать припроведении недели русского языка и литературы...

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии «Турнир: мои первые исследования в химии» учитель: Тесник Юлия Валерьевна класс: 2 «Б» Кружок «Мои первые исследования»

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии«Турнир: мои первые исследования в химии»учитель: Тесник Юлия Валерьевна              кл...

Внеклассное мероприятие "Турнир пап и сыновей".(1 класс)

Эта разработка поможет другим педагогам при проведении праздника к 23 февраля....

Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)

В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....

Внеклассное мероприятие. Турнир юных химиков.

Цель мероприятия: развивать у ребят познавательный интерес к предмету "химия", расширить кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества...