Организация физического эксперимента в 8 классе
элективный курс по физике (8 класс) по теме

Низамутдинова Светлана Юрьевна

Элективный курс предназначен для учащихся 8-х классов, желающих приобрести опыт самостоятельного применения знаний по физике на практике при проведении экспериментов. В курсе даются сведения о методах физических измерений, полезных не только будущим физикам и инженерам, но и каждому человеку в его повседневной жизни. На лабораторных занятиях школьники научатся уверенно и безопасно использовать разнообразные физические приборы. Опыт практической работы  с ними окажет ученику помощь в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_fizike_8_klass.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №4»

Согласовано:                                                                                   Утверждаю:

зав. по учебной части                                                                     директор МБОУ «СОШ №4»

___________________                                                                      ______________________

___________________                                                                      ______________________

«___»_________2012 г.                                                                    «___»____________2012 г.

Программа элективного курса по физике для 8 класса

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Составитель: Низамутдинова Светлана Юрьевна,

учитель физики

г. Миасс

2012

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся 8-х классов, желающих приобрести опыт самостоятельного применения знаний по физике на практике при проведении экспериментов. В курсе даются сведения о методах физических измерений, полезных не только будущим физикам и инженерам, но и каждому человеку в его повседневной жизни. На лабораторных занятиях школьники научатся уверенно и безопасно использовать разнообразные физические приборы. Опыт практической работы  с ними окажет ученику помощь в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

        Курс  построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные ими при изучении физики в 7-8 классах, дает возможность более глубоко познакомится с методами измерения физических величин, обрести учения практического использования измерительных приборов, обработки и анализа полученных результатов.

        Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.

        Основной задачей курса является помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

        Содержание курса выстроено по принципу от простого к сложному, от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению.

        На теоретических занятиях первого уровня сложности рассматриваются методы измерения физических величин, устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и предоставления результатов измерений. На практических занятиях при выполнении лабораторных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты.

          Выполнение практических и экспериментальных заданий второго уровня сложности позволит учащимся применить приобретенные навыки в нестандартной ситуации. Семинарские занятия способствуют развитию способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Таким образом основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу является самостоятельная работа в физической лаборатории и выполнение простых  экспериментальных заданий по интересам в домашних условиях. На эти виды работ предполагается выделить до 70% учебного времени.

        Программа курса рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Основное содержание курса

№ п/п

Тема и основное содержание

Кол-во часов

Лабораторная работа

Кол-во часов

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

1

Методы измерения физических величин.  Основные и производные физические величины; единицы и эталоны величин; международная система единиц СИ; измерение физических величин; прямые и косвенные измерения; абсолютная и относительная погрешности измерения

1

Измерение длины с помощью масштабной линейки, штангенциркуля, микрометра

1

Письменные отчеты о лабораторной работе

2

Погрешности прямых однократных измерений. Границы погрешностей измерений: границы абсолютной и относительной погрешности, инструментальная погрешность, класс  точности прибора, погрешность отсчета

1

Измерение площади сечения провода. Измерение объема тела правильной формы

1

Отчет о работе

3

Оценка границ случайных погрешностей измерений. Повторные измерения и нахождение среднего арифметического значения измеряемой величины. Оценка границ случайных погрешностей измерений

1

Измерение коэффициента жесткости пружины

1

Отчет о работе

4

Обработка результатов измерений. Приближенные числа; оценка границ погрешностей косвенных измерений; запись и обработка результатов измерений

1

Определение жесткости пружин, соединенных а) последовательно б) параллельно

1

Отчет о работе

1

2

3

4

5

6

5

Построение графиков. Представление результатов измерений в виде таблиц; назначение графиков; построение приближенного графика; указание границ погрешностей на графике

1

Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампочки

1

Отчет о работе

6

Измерение времени (семинар). Что такое время; сутки - единственная единица времени; простейшие приборы для измерения времени; маятниковые часы; неравномерность Земли; электронные и атомные эталоны времени

1

Исследование зависимости периода колебания маятника от его массы, амплитуда колебаний длины. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы, амплитуды и жесткости пружины

1

Выступление на семинаре. Отчет о работе

7

Методы измерения тепловых величин (семинар). Температура; теплообмен; жидкостный термометр; газовый термометр

1

Измерение удельной теплоемкости вещества.

 

Измерение удельной теплоты плавления льда.


Измерение удельной теплоты парообразования воды.

1




1




1

Защита проектов. Отчет о работе


Отчет о работе



Отчет о работе

8

Методы измерения электрических величин (семинар). Явление электризации. Виды соединений проводников. Сила тока, напряжение, сопротивление

2

Наблюдение явления электризации. Изготовление простейшего электроскопа.


Исследование зависимости сопротивления от материала, длины и площади сечения проводника.


Изготовление магазина сопротивлений из ползункового реостата. Определение неизвестного сопротивления.

1







1







1

Выступление на семинаре. Отчет о работе





Отчет о работе







Отчет о работе

 

 

 

Измерение силы тока, напряжения, сопротивления в различных участках цепи при разных соединениях проводников.


Исследование закона Ома.

                             Определение работы и мощности электрического тока.

 1








1



1

Отчет о работе








Отчет о работе



Отчет о работе

9

Методы измерения магнитных величин. (семинар).            Магнитное поле. Магнитная индукция. Опыт эрстеда. Индукционный ток. Трансформатор. Электромагнит. Электродвигатель

2

Получение магнитных спектров прямого и кругового токов.


Определение полюсов магнита. Взаимодействие магнитов. Получение спектров магнитных полей постоянных магнитов.


Измерение индукции магнитного поля.      


Изучение принципа действия электродвигателя.

1




1








1



1

Отчет о работе




Отчет о работе








Отчет о работе



Отчет о работе

10

Физические измерения в повседневной жизни. (семинар). Измерение температуры в быту. Влажность воздуха и способы ее измерения. Исследование работы сердца. Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытовые электроприборы.

1

 Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.


 Измерение влажности воздуха. Измерение артериального кровяного давления.


Изучение принципа действия электрической зажигалки

1





1





1

Отчет о работе





Отчет о работе





Отчет о работе

 

Итого

 

 

 

 

 

семинарских занятий

12

практических занятий

22

 

Используемое оборудование: микрометр, штангенциркуль, линейка, твердые тела правильной формы, весы, секундомер, пружины различной жесткости, математический маятник, термометр, калориметр, электрическая лампочка, резисторы с различными сопротивлениям, ключ, соединительные провода, амперметр, вольтметр, медный купорос, магниты полосовые, дугообразный, кольцевые, компас, магнитная стрелка, упаковка с железным порошком, электродвигатель, тонометр, зажигалка.

Организация и проведение аттестации учеников.

Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению практических приложений физики и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. Потому нет необходимости систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако учителю следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.

Наиболее подходит зачетная форма оценки достижения учащихся. Зачет по выполненной лабораторной работе целесообразно выставлять по письменному отчету, в котором учитываются:

  1. формулировка цели работы;
  2. краткое описание условий эксперимента;
  3. оформление результатов измерений в форме таблиц и графиков;
  4. расчет абсолютной и относительной погрешности измерения;
  5. запись вывода по результатам работы.

На первых занятиях полезно практиковать устную защиту отчета с обсуждением полученных результатов. Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу можно выставлять по таким критериям:

  1. выполнено не менее половины лабораторных работ
  2. активное участие в подготовке и проведении семинаров.

Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательские методы обучения, самостоятельная работа, подготовка планов исследования, проектов эксперимента, докладов о ходе эксперимента, отчетов о проведенных исследованиях; лекции, лабораторные работы, практические занятия.

Основные требования к обучающимся на данном элективном курсе:

  1. владеть общими алгоритмами выполнения наблюдений и постановки физических опытов, то есть владеть общими принципами экспериментального познания;
  2. уметь самостоятельно выполнять задания, связные с проектированием и постановкой физического эксперимента, проведением практических работ как частного случая реализации общих правил исследований, в частности:
  3. наблюдать и изучать явления и свойства веществ;
  1. описывать результаты наблюдения;
  2. выдвигать гипотезы
  3. выбирать необходимые приборы для постановки эксперимента;
  4. выполнять измерения;
  5. вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
  6. представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
  7. делать выводы;
  8. обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Примерные сроки

Примечание

1

Методы измерения физических величин.

лекция

2

Измерение длины с помощью масштабной линейки, штангенциркуля, микрометра.

лабораторная работа

3

Погрешности прямых однократных измерений.

лекция

4

Измерение площади сечения провода. Измерение объема тела правильной формы.

лабораторная работа

5

Оценка границ случайных погрешностей измерений.

лекция

6

Измерение коэффициента жесткости пружины.

лабораторная работа

7

Обработка результатов измерений.

лекция

8

Определение жесткости пружин, соединенных последовательно, параллельно.

лабораторная работа

9

Построение графиков.

лекция

10

Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампочки.

лабораторная работа

11

Измерение времени.

семинар

12

Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины.

Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы, амплитуды и жесткости пружины.

лабораторная работа

13

Методы измерения тепловых величин.

семинар

14

Измерение удельной теплоемкости вещества.

лабораторная работа

15

Измерение удельной теплоты плавления.

лабораторная работа

16

Измерение удельной теплоты парообразования воды.

лабораторная работа

17

Методы измерения электрических величин.

семинар

18

Методы измерения электрических величин.

семинар

19

Наблюдение явления электризации. Изготовление простейшего электроскопа.

лабораторная работа

20

Исследование зависимости сопротивления от материала, длины и площади сечения.

лабораторная работа

21

Изготовление магазина сопротивлений из ползункового реостата. Определение неизвестного сопротивления.

лабораторная работа

22

Измерение силы тока, напряжения, сопротивления в различных участках цепи при разных соединениях проводников.

лабораторная работа

23

Исследование закона Ома.

лабораторная работа

24

Определение работы и мощности электрического тока.

лабораторная работа

25

Методы измерения магнитных величин.

семинар

26

Методы измерения магнитных величин.

семинар

27

Получение магнитных спектров прямого и кругового токов.

лабораторная работа

28

Определение полюсов магнита. Взаимодействие магнитов. Получение спектров магнитных полей постоянных магнитов.

лабораторная работа

29

Измерение индукции магнитного поля.

лабораторная работа

30

Изучение принципа действия электродвигателя.

лабораторная работа

31

Физические измерения в повседневной жизни.

семинар

32

Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

лабораторная работа

33

Измерение влажности воздуха. Измерение артериального кровяного давления.

лабораторная работа

34

Изучение принципа действия электрической зажигалки.

лабораторная работа

Используемая литература:

  1. С.А. Хорошавин. Демонстрационный экзамен по физике в школах и классах с углубленным изучением предмета.– М.: Просвещение, 1994.
  2. В.Ф. Шилов. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия». – М.: Просвещение, 1992.
  3. Ю.А. Сауров, Г.А. Бутырский. Электродинамика. Модели уроков. – М.: Просвещение, 1992.
  4. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Сборник качественных задач по физике 7 – 9. – М.: Просвещение, 2006.
  5. О.Ф. Кабардин. Физика. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1996.
  6. З.М. Резников. Прикладная физика. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Я.И. Перельман. Занимательная физика. – М.: Наука, 1991.
  8. М. Колтун. Мир физики. – М.: Детская литература, 1987.
  9. Физика. 8 – 9 класса: сборник программ элективных курсов/сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

10. Программы элективных курсов. Физика. 9 – 11 классы./сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение виртуального физического эксперимента на уроке по теме "Газовые законы" в 10 классе

        Использование ИКТ на уроках по общеучебным дисциплинам становится нормой для каждого учителя. В практике преподавания физики особое значение преобретает виртуа...

Урок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива» в 8 классе

Урок физического эксперимента «Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива» в 8 классе. На данном уроке используются нестандартные приемы, активизирующие учащихся на уроке, повышающие интерес к зн...

Методическая разработка. "Домашний физический эксперимент" 7- 11 классы

Физика ,наука прежде всего экспериментальная.Для преподавания и изучения  такого предмета как физика необходимо,в первую очередь демонстрационные опыты на уроках, сопровождающие изучаемую тему.Дл...

Организация и проведение физического эксперимента на современном уроке

Школа в современном обществе должна формировать не только целостную систему специальных предметных умений, но и универсальных знаний, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответст...

Программа элективного курса по физике в 4-6 классах "Физический эксперимент"

Данный курс предназначен для учащихся 4-6 классов. По новым ФГОС, учащиеся должны заниматься внеурочной деятельностью, направленной на развитие личности и всего, что с ней связано. Поэтому я решил сов...

Мастер-класс «Физический эксперимент как инструмент развития методологических умений учащихся в условиях цифровой образовательной среды»

Физический эксперимент помогает повысить мотивацию учащихся, организовать, формировать необходимые умения и навыки, поможет развиваться личности, с опорой на житейский опыт, делает урок личностно-орие...

Методическая разработка «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОГЭ ПО ФИЗИКИ»

Методическая разработка «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОГЭ ПО ФИЗИКИ»...