"Окно в мир прекрасного"Физико-поэтический вечер
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для обучающихся 7-8 классов о световых явлениях с использованием стихотворения известных поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okno_v_mir_prekrasnogo_fiziko-poeticheskiy_vecher.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Физико-поэтический вечер «Окно в мир прекрасного»
(Разработано учителем физики Н. В. Мазуркевич)
Цель: воспитание любви к предмету, развитие познавательных интересов, творческих способностей обучающихся
Оборудование: компьютер, электронные презентации: «Искусственные источники света», «Мираж», «Радуга», «Солнце», «Звёзды»
Технологии: информационная, проектно-исследовательская
Межпредметные связи: физика-литература, физика-русский язык
Домашнее задание уч-ся 7-8 классов: вспомнить и записать выражения (пословицы, поговорки, фразы из художественных произведений ), в которых встречается слово «свет».
Ход вечера
- Здравствуйте, дорогие друзья.
- Сегодня на нашем вечере «Окно в мир прекрасного» мы увидим, как разные явления природы объясняются с точки зрения науки.
- И какими они предстанут перед нами, одетые в художественные образы. Красота явлений, наверное, побуждала их к познанию.
- Научное познание и поэтическое восприятие мира идут рядом, но каждое своей дорогой.
- Вместе они дополняют друг друга и обогащают нас.
- Сегодня мы поговорим только об одной области физики, изучающей световые явления.
Сценка 1 ( За стол садится ученик и начинает включать и выключать лампу)
В- Дима, что ты делаешь?
Д- Ничего, просто играю.
В- Ты включаешь лампу и возникает свет. А знаешь ли ты что такое свет?
Д- Свет- это когда светло.
В- Чтобы расширить твои знания о свете, я приглашаю тебя в страну, которая называется «Мир световых явлений». Встают и подходят к краю сцены.
В- Каждый человек воспринимает этот мир по- своему. Ученый считает, что свет- это лучистая энергия, поступающая в глаз и делающая окружающее видимым. Иначе думают люди искусства, и сегодня мы попробуем сравнить взгляды на различные световые явления ученых и поэтов.
А какие ты знаешь источники света?
Д- Искусственные и естественные. Искусственные- это электрическая лампа, свечка, а естественные- солнце, звезды.
А вот и первая станция «Искусственные источники света».
- Здравствуйте, хозяева. Расскажите, пожалуйста, что это?
Демонстрируется презентация
- Это свеча, спички, лампочка. Все они искусственные источники света. Благодаря им мы видим разные тела.
- А луна тоже источник?
- Нет. Она сама не светит, а только отражает свет, падающий на нее от солнца.
- А вот посмотрите, какие художественные образы, связанные с искусственными источниками света, рисовали нам поэты:
О свече.
Голубое основанье,
Золотое остриё.
Вспоминаю зимний вечер,
Детство раннее моё.
( И.Бунин).
А вот ещё:
Мерцая жёлтым язычком,
Свеча всё больше оплывает.
Вот так и мы с тобой живем-
Душа горит, и тело тает.
( А.Тарковский).
О спичке.
Как золотая птичка
Дрожит огонь впотьмах.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках...
И в этом зыбком свете,
Пусть выпавшем из рук,
Я по одной примете
Узнаю все вокруг.
( А.Тарковский).
- Я думаю, тебе понравилось на этой станции. А вот и другая.
- Представь себе, что ты находишься в пустыне. Пески, жара. Тебя одолела жажда. Ты мечтаешь о капле влаги. И вдруг видишь вдали сады, водоем. Ты бросаешься к воде и ... все исчезает. Ты - в недоумении. Вот послушай, как это явление описал поэт Бальмонт:
О, как ты далёк! Не найти мне тебя, не найти:
Устали глаза от простора пустыни безлюдной.
Лишь кости верблюдов белеют на тусклом пути,
Я жду, я тоскую. Вдали вырастают сады.
О, радость! Я вижу, как пальмы растут, зеленея.
Сверкают кувшины, звеня от блестящей воды.
Всё ближе, всё ярче! И сердце забилось робея.
Боится и шепчет : «Оазис»-как сладко цвести
В садах, где как праздник, пленительна жизнь молодая!
Но что это? Кости верблюдов лежат на пути!
Всё скрылось. Лишь носится ветер, пески наметая.
-Станция «Миражи».
Танец.
-Здравствуйте, хозяева. Что же такое мираж?
-Начну с примера .Жители г.Ломоносов, пригорода С-Петербурга, иногда отчётливо видят в воздухе здания и улицы северной столицы, мосты через Неву. А ведь от Ломоносова до Петербурга 40 км. Это мираж .Его причина -преломления света.(демонстрируется презентация)
-А теперь тебе пора на станцию «Радуга»
Станция «Радуга.»
-Здравствуй, Дима.Отгадай загадку мою:
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло,
В небе коромысло.
-Что это?
-Конечно, радуга. А когда же возникает она?
-Радуга возникает тогда, когда луч света преломляется в капельках воды, находящихся в воздухе. А сколько цветов у радуги?
-7. Даже есть считалочка: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Отсюда и 7 цветов - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
-Это сейчас думают, что в радуге 7 цветов, а древний учёный Аристотель называл всего 3: красный, зелёный, фиолетовый. Английский физик Ньютон выделил 5 цветов, а потом говорил о 10, но сомневался. В конце концов остановились на 7.
-А вот интересный, но малоизвестный факт: По библейскому преданию, радуга была дарована людям после всемирного потока, как знамение того что «не будет больше истреблена всякая плоть водами потопа и не будет уже потопа на этой земле».
-Если обратиться к словарю, то там можно найти родственные слова термину «радуга»:
Радушие -душевная готовность служить другим, делать добро.
Радеть-заботиться, хлопотать.
Слово «радуга» имеет старославянский корень «рад» , что означает «весёлый».А многие расшифровывают название этого явления природы, как «райская дуга».(демонстрируется презентация)
-А вот как Тютчев писал о радуге:
Солнце вешнее с дождём,
Строят радугу вдвоём.
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя.
А построили в два счёта,
Поднебесные ворота.
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка,
В своём минутном торжестве.
Станция «Звёзды»
Демонстрация презентации
-Высоты поэзии всегда бывают чем-то космическим высотам. Ещё в древности человек посмотрел в небо и оцепенел от изумления -что же это за бездна, заполненная звёздами, мечущая молнии. Это волнение и преклонение перед небесами не проходило у людей никогда. А вот как пишет А.Фет о звёздах:
Я долго стоял неподвижно,
В далёкие звёзды вглядясь ,
Меж теми звёздами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал, не помню, что думал;
Я слышал таинственный хор,
И звёзды тихонько дрожали,
И звёзды люблю я с тех пор.
-А какой удивительный мир предстаёт перед нашим взором ночью, в очертаниях причудливых узоров созвездий.
-А вот и предпоследняя Станция «Солнце».
-Здравствуйте, я -хранитель тайн солнечного заката. И их вам я сейчас открою. (демонстрация презентации). Первая тайна заход или закат солнца связана с тем, что Земля вращается вокруг своей оси. Вторая тайна : картина заката зависит от состояния атмосферы, типа и формы облаков. Третья тайна: цвет заката связан с рассеянием световых лучей в атмосфере Земли.
А обращали ли вы внимание на то, что днём солнце кругло, а на закате -немного сплюснутое! Это ещё одна тайна .Она связана с тем, что световые лучи искривляются в атмосфере.
А сейчас для вас прозвучат отрывки из стихотворений, в которых рисуются художественные образы солнца:
Пускай это бурное море огня
Зовут лучезарным светилом,
Как в детстве оно для тебя и меня,
Останется солнышком милым.
( С.Я.Маршак.)
Знать, солнышко утомлено:
За горы прячется оно.
Луч погасает за лучом
И алым тонким облачком,
Задёрнув лик усталый свой,
Уйти готово на покой.
(И.Жуковский)
Садится солнце, воздух дивно тих,
И вздрагивает ветер словно сонный
Окошки тёмных домиков на миг
Зарделись и погасли огорчённо.
(И. Тургенев).
-Назовите выразительные средства.
Теперь ты знаешь: солнце и звёзды – это естественные источники света.
Вообще о световых явлениях существует много пословиц:
Русские пословицы:
Не всё то золото, что блестит.
В темноте и гнилушка светит.
Корейские пословицы:
Тень высокой горы далеко падает.
В тёмную ночь и вода кажется светлой.
Персидская пословица:
Когда солнце желтеет, лентяй начинает торопиться.
Японская пословица:
Фиолетовый цвет затмевает алый, плохая музыка нередко хорошую заглушает.
Осетинская пословица:
У змеи кожа блестит красиво, а зуб полон яда.
Казахская пословица:
Не ходи на огонь, иди на лай собак.
Станция «Эрудит».
На сцену приглашаются ребята, чьи пословицы, поговорки и различные высказывания были лучшими. Выходит 2 команды.
-Это наши эрудиты (победители и призёры олимпиад по физике), они сейчас ответят на заданные вопросы.
1.Задание-тест.
1. Фотометр- это прибор для измерения...
А) Скорости света.
Б) Силы звука.
В) Степени пропускания света
Г) Освещенности.
2. Кто изобрел патрон к электрической лампочке и резьбу к ней?
А) Лодыгин
Б) Яблочков
В) Эдисон
Г) Якоби
Д) Петров
2. Задание «Загадка с подсказкой» о человеке- легенде.
- Он жил в 4 веке до нашей эры.
- Он был воспитателем А. Македонского.
- Его сочинения относятся ко всем областям знаний: философии, астрономии, оптике, механике.
- В основе его физике лежали рассуждения и умозаключения.
- Его учения признаны святыми, неизменными и господствовали в науке около тысячи лет. ( Аристотель)
3. Задание: вопросы блиц- конкурса.
- Кто и когда первым сформулировал закон прямолинейного распространения света? (Евклид 3 век до нашей эры).
- Где край света? ( Там, где начинается тень)
- Название естественной двояко выпуклой линзы, находящейся в организме человека. (Хрусталик)
- Что видно, если ничего не видно? (Туман)
- Общее название 12 созвездий.( Зодиак)
- Как звали Ломоносова? ( Михаил Васильевич)
4. Задание.
Учащиеся должны зажечь спичку. У кого она прогорит дольше, тот и победил.
- Задание.
Пропеть песни, в которых произносятся слова: свет, звезды, солнце, световые явления.
(награждение победителей)
Спасибо нашим эрудитам!
Итак, жизнь не стоит на месте. Все течет и изменяется. Рождаются новые звезды, умирают старые. Вращается земля. Сменяют друг друга созвездия на ее небосклоне. В комнате горят свечи. Как сильно притягивает взор пламя свечи. Мы заканчиваем нашу встречу. Так уж устроен человек: не может быть в одиночестве. Люди собираются вместе , чтобы поделиться мыслями, задуматься о вечном, о звездах, оставляющих неизгладимый, волнующий
след в каждом из нас. Мы надеемся, что наша встреча не последняя. А сегодня выйдя на улицу, посмотрите на небо может быть вы отыщите там свою звезду. До новых встреч !!!
Звучит песня «Прекрасное далёко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер встречи "Юности прекрасная пора"
Каждая школа в первую субботу февраля открывает свои двери. После долгой разлуки в школу спешат выпускники разных лет. Данный сценарий поможет организовать праздник встречи учителей и выпускнико...
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР "САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН"
Внеклассное мероприятие, посвященное празднику "День Матери"....
Сценарий общешкольного вечера к «Дню защитника Отечества» и «8 Марта» по теме: «Сильные, прекрасные, мудрые и находчивые».
Сплочение коллектива; гармонизация отношений коллектив и личность; развитие коммуникабельности учащихся....
"Ах, как прекрасны выпускные вечера..."
Сценарий выпускного вечера, 2014 год....
Презентация к уроку литературы в 6 классе. ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..."
ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..." Презентация к уроку литературы в 6 классе. Анализ стихотворения А.А.Блока "Летний вечер", Самостоятельная работа над ...
Литературный вечер "Все женщины прекрасны"
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 8 Марта...