"Окно в мир прекрасного"Физико-поэтический вечер
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7-8 классов о световых явлениях с использованием стихотворения известных поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okno_v_mir_prekrasnogo_fiziko-poeticheskiy_vecher.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Физико-поэтический вечер «Окно в мир прекрасного»

(Разработано учителем физики Н. В. Мазуркевич)

Цель: воспитание любви к предмету, развитие познавательных интересов, творческих способностей обучающихся

Оборудование: компьютер, электронные презентации: «Искусственные источники света», «Мираж», «Радуга», «Солнце», «Звёзды»

Технологии: информационная, проектно-исследовательская

Межпредметные связи: физика-литература, физика-русский язык

Домашнее задание уч-ся  7-8 классов: вспомнить и записать выражения (пословицы, поговорки, фразы из художественных  произведений ),  в которых встречается слово «свет».

Ход вечера

  • Здравствуйте, дорогие друзья.
  • Сегодня на нашем вечере «Окно в мир прекрасного» мы увидим, как разные явления природы объясняются с точки зрения науки.
  • И какими они предстанут перед нами, одетые в художественные образы. Красота явлений, наверное, побуждала их к познанию.
  • Научное познание и поэтическое восприятие мира идут рядом, но каждое своей дорогой.
  • Вместе они дополняют друг друга и обогащают нас.
  • Сегодня мы поговорим только об одной области физики, изучающей световые явления.

Сценка 1  ( За стол садится ученик и начинает включать и выключать лампу)

В- Дима, что ты делаешь?

Д- Ничего, просто играю.

В- Ты включаешь лампу и возникает свет. А знаешь ли ты что такое свет?

Д- Свет- это когда светло.

В- Чтобы расширить твои знания о свете, я приглашаю тебя в страну, которая называется «Мир световых явлений». Встают и подходят к краю сцены.

В- Каждый человек воспринимает этот мир по- своему. Ученый  считает, что свет- это лучистая энергия, поступающая в глаз и делающая окружающее видимым. Иначе думают люди искусства, и сегодня мы попробуем сравнить взгляды на различные световые явления ученых и поэтов.

А какие ты знаешь источники света?

Д- Искусственные и естественные. Искусственные- это электрическая лампа, свечка, а естественные- солнце, звезды.

А вот и первая станция «Искусственные  источники света».

  • Здравствуйте, хозяева. Расскажите, пожалуйста, что это?

Демонстрируется презентация

  • Это свеча, спички, лампочка. Все они искусственные источники света. Благодаря им мы видим разные тела.
  • А луна тоже источник?
  • Нет. Она сама не светит, а только отражает свет, падающий на нее от солнца.
  • А вот посмотрите, какие художественные образы, связанные с искусственными источниками света, рисовали нам поэты:

О свече.

Голубое основанье,

Золотое остриё.

Вспоминаю зимний вечер,

Детство раннее моё.

( И.Бунин).

А вот ещё:

Мерцая жёлтым язычком,

Свеча всё больше оплывает.

Вот так и мы с тобой живем-

Душа горит, и тело тает.

( А.Тарковский).

О спичке.

Как золотая птичка

Дрожит огонь  впотьмах.

В одну минуту спичка

Сгорит в моих руках...

И в этом зыбком свете,

Пусть выпавшем из рук,

Я по одной примете

Узнаю все вокруг.

( А.Тарковский).

  • Я думаю, тебе понравилось на этой станции. А вот и другая.
  • Представь себе, что ты находишься в пустыне. Пески, жара. Тебя одолела жажда. Ты мечтаешь о капле влаги. И вдруг видишь вдали сады, водоем. Ты бросаешься к воде и ... все исчезает. Ты - в недоумении. Вот послушай, как это явление описал поэт Бальмонт:

О, как ты далёк! Не найти мне тебя, не найти:

Устали глаза от простора пустыни безлюдной.

Лишь кости верблюдов белеют на тусклом пути,

Я жду, я тоскую. Вдали вырастают сады.

О, радость! Я вижу, как пальмы растут, зеленея.

Сверкают кувшины, звеня от блестящей воды.

Всё ближе, всё ярче! И сердце забилось робея.

Боится и шепчет : «Оазис»-как сладко цвести

В садах, где как праздник, пленительна жизнь молодая!

Но что это? Кости верблюдов лежат на пути!

Всё скрылось. Лишь носится ветер, пески наметая.

-Станция «Миражи». 

  Танец.

-Здравствуйте, хозяева. Что же такое мираж?

-Начну с примера .Жители г.Ломоносов, пригорода С-Петербурга, иногда отчётливо видят в воздухе здания и улицы северной столицы, мосты через Неву. А ведь от Ломоносова до Петербурга 40 км. Это мираж .Его причина -преломления света.(демонстрируется презентация)

-А теперь тебе пора на станцию «Радуга» 

Станция «Радуга.»

-Здравствуй, Дима.Отгадай загадку мою:

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло,

В небе коромысло.

-Что это?

-Конечно, радуга. А когда же возникает она?

-Радуга возникает тогда, когда луч света преломляется в капельках воды, находящихся в воздухе. А сколько цветов у радуги?

-7. Даже есть считалочка: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Отсюда и 7 цветов - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

-Это сейчас думают, что в радуге 7 цветов, а древний учёный Аристотель называл всего 3: красный, зелёный, фиолетовый. Английский физик Ньютон выделил 5 цветов, а потом говорил о 10, но сомневался. В конце концов остановились на 7.

-А вот интересный, но малоизвестный факт: По библейскому преданию, радуга была дарована людям после всемирного потока, как знамение того что «не будет больше истреблена всякая плоть водами потопа и не будет уже потопа на этой земле».

-Если обратиться к словарю, то там можно найти родственные слова термину «радуга»:

Радушие -душевная готовность служить другим, делать добро.

Радеть-заботиться, хлопотать.

Слово «радуга» имеет старославянский корень «рад» , что означает «весёлый».А многие расшифровывают название этого явления природы, как «райская дуга».(демонстрируется презентация)

-А вот как Тютчев писал о радуге:

Солнце вешнее с дождём,

Строят радугу вдвоём.

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя.

А построили в два счёта,

Поднебесные ворота.

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка,

В своём минутном торжестве.

Станция «Звёзды»

Демонстрация презентации

-Высоты  поэзии всегда бывают чем-то космическим высотам. Ещё в древности человек посмотрел в небо и оцепенел от изумления -что же это за бездна, заполненная звёздами, мечущая молнии. Это волнение и преклонение перед небесами не проходило у людей никогда. А вот как пишет А.Фет о звёздах:

Я долго стоял неподвижно,

В далёкие звёзды вглядясь ,

Меж теми звёздами и мною

Какая-то связь родилась.

Я думал, не помню, что думал;

Я слышал таинственный хор,

И звёзды тихонько дрожали,

И звёзды люблю я с тех пор.  

-А какой удивительный мир предстаёт перед нашим взором ночью, в очертаниях причудливых узоров созвездий.

-А вот и предпоследняя Станция «Солнце».

-Здравствуйте, я -хранитель тайн солнечного заката. И их вам я сейчас открою. (демонстрация презентации).  Первая тайна заход или закат солнца связана с тем, что Земля вращается вокруг своей оси. Вторая тайна : картина заката зависит от состояния атмосферы, типа и формы облаков. Третья тайна: цвет заката связан с рассеянием световых лучей в атмосфере Земли.

А обращали ли вы внимание на то, что днём солнце кругло, а на закате -немного сплюснутое! Это ещё одна тайна .Она связана с тем, что световые лучи искривляются в атмосфере.

А сейчас для вас прозвучат отрывки из стихотворений, в которых рисуются художественные образы солнца:

Пускай это бурное море огня

Зовут лучезарным светилом,

Как в детстве оно для тебя и меня,

Останется солнышком милым.

( С.Я.Маршак.)

Знать, солнышко утомлено:

За горы прячется оно.

Луч погасает за лучом

И алым тонким облачком,

Задёрнув лик усталый свой,

Уйти готово на покой.

(И.Жуковский)

Садится солнце, воздух дивно тих,

И вздрагивает ветер словно сонный

Окошки тёмных домиков на миг

Зарделись и погасли огорчённо.

(И. Тургенев).

-Назовите выразительные средства.

Теперь ты знаешь: солнце и звёзды – это естественные источники света.

Вообще о световых явлениях существует много пословиц:

Русские пословицы:

Не всё то золото, что блестит.

В темноте и гнилушка светит.

Корейские пословицы:

Тень высокой горы далеко падает.

В тёмную ночь и вода кажется светлой.

Персидская пословица:

Когда солнце желтеет,  лентяй начинает торопиться.

Японская пословица:

Фиолетовый цвет затмевает алый, плохая музыка нередко хорошую заглушает.

Осетинская пословица:

У змеи кожа блестит красиво, а зуб полон яда.

Казахская пословица:

Не ходи на огонь, иди на лай собак.

Станция  «Эрудит».

На сцену приглашаются ребята, чьи пословицы, поговорки и различные высказывания были лучшими. Выходит 2 команды.

-Это наши эрудиты (победители и призёры олимпиад по физике), они сейчас ответят на  заданные вопросы.

1.Задание-тест.

1. Фотометр- это прибор для измерения...

А) Скорости света.

Б) Силы звука.

В) Степени пропускания света

Г)  Освещенности.

2. Кто изобрел патрон к электрической лампочке и резьбу к ней?

А) Лодыгин

Б) Яблочков

В) Эдисон

Г)  Якоби

Д)  Петров

2. Задание «Загадка с подсказкой» о человеке- легенде.

  1. Он жил в 4 веке до нашей эры.
  2. Он был воспитателем А. Македонского.
  3. Его сочинения относятся ко всем областям знаний: философии, астрономии, оптике, механике.
  4. В основе его физике лежали рассуждения и умозаключения.
  5. Его учения признаны святыми, неизменными и господствовали в науке около тысячи лет. ( Аристотель)

3. Задание: вопросы блиц- конкурса.

  1. Кто и когда первым сформулировал закон прямолинейного распространения света? (Евклид 3 век до нашей эры).
  2. Где край света? ( Там, где начинается тень)
  3. Название естественной двояко выпуклой линзы, находящейся в организме человека. (Хрусталик)
  4. Что видно, если ничего не видно? (Туман)
  5. Общее название 12 созвездий.( Зодиак)
  6. Как звали Ломоносова? ( Михаил Васильевич)

4. Задание.

Учащиеся должны зажечь спичку. У кого она прогорит дольше, тот и победил.

  1. Задание.

Пропеть песни, в которых произносятся слова: свет, звезды, солнце, световые явления.

(награждение победителей)

Спасибо нашим эрудитам!

Итак, жизнь не стоит на месте. Все течет и изменяется. Рождаются новые звезды, умирают старые. Вращается земля. Сменяют друг друга созвездия на ее небосклоне. В комнате горят свечи. Как сильно притягивает взор пламя свечи. Мы заканчиваем нашу встречу. Так уж устроен человек: не может быть в одиночестве. Люди собираются вместе , чтобы поделиться мыслями, задуматься о вечном, о звездах, оставляющих неизгладимый, волнующий  

след в каждом из нас. Мы надеемся, что наша встреча не последняя. А сегодня выйдя на улицу, посмотрите на небо может быть вы отыщите там свою звезду. До новых встреч !!!

Звучит песня «Прекрасное далёко»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер встречи "Юности прекрасная пора"

Каждая школа в первую субботу февраля открывает свои двери. После долгой разлуки в школу спешат выпускники разных лет. Данный сценарий поможет организовать праздник встречи учителей и выпускнико...

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР "САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН"

Внеклассное мероприятие, посвященное празднику "День Матери"....

Сценарий общешкольного вечера к «Дню защитника Отечества» и «8 Марта» по теме: «Сильные, прекрасные, мудрые и находчивые».

Сплочение коллектива; гармонизация отношений коллектив и личность; развитие коммуникабельности учащихся....

"Ах, как прекрасны выпускные вечера..."

Сценарий выпускного вечера, 2014 год....

Презентация к уроку литературы в 6 классе. ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..."

ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..." Презентация к уроку литературы в 6 классе. Анализ стихотворения А.А.Блока "Летний вечер", Самостоятельная работа над ...

Литературный вечер "Все женщины прекрасны"

Литературно-музыкальная  композиция, посвященная 8 Марта...