Урок "Законы всемирного тяготения"
презентация к уроку по физике (10 класс) по теме

Дано полное описание урока-конференции "Закон всемирного тяготения". Урок рассчитан на два часа учебного времени. В подготовке урока принимают участие ученики класса, они готовят свои сообщения и делают презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagolovok.doc20 КБ
Office presentation icon zakon_vsemirnogo_tyagoteniya.ppt2.6 МБ
Microsoft Office document icon list1_i_234.doc79.5 КБ
Microsoft Office document icon stranica1.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Закон всемирного тяготения

и его проявления

урок – конференция ( 2 часа)

Интегрированный урок

 физика +  астрономия + икт

класс 10( базовый уровень)

Разработал: уч. физики

Смирнова М.В.

МОУ СОШ№3

 г.Сосновый Бор


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Желание мыслить – одно, а обладать даром мышления – другое Л.Вингеншгейн

Слайд 2

Закон всемирного тяготения и его проявления урок - конференция Разработка уч.физики Смирновой М.В МОУ СОШ№ 3 г. Сосновый Бор

Слайд 3

Задачи урока : изучить закон всемирного тяготения и границы его применимости рассмотреть историю открытия закона практическое значение закона На уроке мы ответим на вопросы : почему наблюдается падение тел на Землю почему планеты движутся вокруг Солнца почему Луна движется вокруг Земли чем объясняется существование на Земле приливов и отливов тайны “ чёрных дыр “

Слайд 4

Исаак Ньютон - английский физик и математик 4.01.1643г. –31.03.1727г. “ природа была для него открытой книгой, которую он читал без усилий ” А. ЭЙНШТЕЙН

Слайд 5

КАК БЫЛ ОТКРЫТ ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ?

Слайд 6

ВЕРСИЯ : ТА САМАЯ ЯБЛОНЯ Ньютон предположил, что ряд явлений, казалось бы не имеющих ничего общего (падение тел на Землю, обращение планет вокруг Солнца, движение Луны вокруг Земли,)вызваны одной причиной. Ньютон предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной — от яблок до планет!

Слайд 7

Как зависит сила притяжения тел от расстояния между ними? Такой величественный эксперимент поставила сама природа.

Слайд 8

Третий закон Кеплера. И. Кеплер в начале 17 века обнаружил, что в движении планет существуют общие общие закономерности. Отношение для всех планет Солнечной системы одно и тоже. R – радиус орбиты планеты T – период планеты Иоганн Кеплер ( 1571-1630) - немецкий астроном - установил законы движения планет вокруг Солнца. ·

Слайд 9

Система Земля - Луна

Слайд 10

В 1678 г. Ньютон установил один из фундаментальных законов механики, получивший название закона всемирного тяготения : Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их масс и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними, где m 1 и m 2 – массы взаимодействующих тел, r – расстояние между телами, G – коэффициент пропорциональности, одинаковый для всех тел в природе и называемый постоянной всемирного тяготения или гравитационной постоянной.

Слайд 11

Границы применимости закона Закон всемирного тяготения имеет определенные границы применимости; он применим для: 1) материальных точек; 2) тел, имеющих форму шара; 3) шара большого радиуса, взаимодействующего с телами, размеры которых много меньше размеров шара. Закон неприменим, например, для взаимодействия бесконечного стержня и шара. Сила тяготения очень мала и становится заметной только тогда, когда хотя бы одно из взаимодействующих тел имеет очень большую массу (планета, звезда).

Слайд 12

Гравитационная постоянная

Слайд 13

G - гравитационная постоянная, она численно равна силе гравитационного притяжения двух тел, массой по 1 кг каждое, находящихся на расстоянии 1 м одно от другого. G - универсальная гравитационная постоянная равна G=6,67  10 -11 Н м 2 /кг 2 Под действием притяжения все тела все тела падают на поверхность земли, двигаясь с ускорением свободного падения Физический смысл гравитационной постоянной F = gm

Слайд 14

Закону всемирного тяготения подвластны все тела во Вселенной – от яблок до планет

Слайд 15

Приливы и отливы Выполнил Корягин Андрей

Слайд 16

Деформируется и вытягивается к Луне вообще все твердое тело Земли, но гораздо меньше, так как оно состоит из вещества, гораздо более вязкого, чем вода. Таким образом, на стороне Земли, обращенной к Луне, и на противоположной ее стороне вода поднимается, образуются так называемые приливные выступы и накопляется излишек воды

Слайд 17

Карта приливных сил, снятая со спутника NASA. Континенты обозначены серым цветом

Слайд 18

Основная причина приливов, как впервые указал Исаак Ньютон,— это притяжение Земли Луной, точнее говоря, разность между притяжением Луной всей Земли в целом, с одной стороны, и водной оболочки ее — с другой

Слайд 19

Канкале Здесь самые большие приливы и отливы в мире

Слайд 20

В течение суток уровень воды у берегов дважды повышается и дважды понижается. Чем меньше или больше прилив, тем меньше или, соответственно, больше отлив.

Слайд 21

Приливные электростанции Приливы и отливы перемещают большие массы воды, и люди давно стали задумываться над тем, как бы заставить эти массы воды вращать колеса турбин, вырабатывающих электроэнергию. Так были созданы приливно - отливные электростанции

Слайд 22

Считается экономически целесообразным строительство приливных электростанций в районах с приливными колебаниями уровня моря не менее 4 метров ПЭС на р. Рансе

Слайд 23

ПЭС в Англии Основной элемент системы – тысячетонная турбина с двумя лопастями Ожидается, что мощность системы достигнет 1,2 мегаватта

Слайд 24

ПЭС в Баренцевом море Колебания уровня воды у берега могут достигать 13 метров. Работа приливных электростанций приводит к замедлению вращения Земли, но оно незначительно

Слайд 25

Искуственные спутники Земли И С З Презентацию Выполнил Исаков Илья уч.10 кл.МОУ СОШ3 г. Сосновый Бор

Слайд 26

При каких условиях тело становится ИСЗ? Начальная скорость. Форма траектории Когда скорость запуска возрастает, в какой-то момент достигается скорость, при которой кривизна траектории тела совпадает с кривизной земной поверхности. При этой скорости тело начинает двигаться по круговой орбите. Движение тела по круговой орбите рассматривается как падение, при котором тело находится на одном и том же расстоянии от центра Земли. Поскольку такое движение может продолжаться бесконечно долго, такую орбиту называют стабильной.

Слайд 27

Скорость, которую надо сообщить телу, чтобы оно двигалось по круговой орбите вблизи поверхности Земли, называется первой космической скоростью Исходя из второго закона Ньютона

Слайд 28

Вторая космическая скорость (11,2 км/с) - наименьшая скорость, которую нужно сообщить телу у поверхности Земли, чтобы оно, преодолев действие земного притяжения, навсегда покинуло Землю. Тело, обладающее второй космической скоростью, движется по отношению к Земле по параболической орбите и становится спутником Солнца.

Слайд 29

Модель движение спутников

Слайд 30

В соответствие с международной договорённостью, космический аппарат называется спутником, если он совершил не менее одного оборота вокруг Земного шара. Искусственные спутники подразделяют на научно-исследовательские (исследование Земли, небесных тел, космического пространства: спутники связи, геофизические спутники, геодезические спутники ) и прикладные (метеорологические спутники, навигационные, спутники технического назначения).

Слайд 31

Существуют стационарные искусственные спутники – спутники, «висящие» в 35860 км от поверхности земли над одной точкой (движутся в направлении, совпадающем с направлением вращения Земли). Они движутся по геостацинорным орбитам. Геостационарная орбита – орбита, находясь на которой искусственный спутник Земли остаётся всё время над одной точкой её поверхности.

Слайд 32

Полвека назад, 4 октября 1957 года Советский Союз запустил на орбиту первый искусственный спутник Земли с кодовым обозначением ПС-1 (простейший спутник-1). С этого времени началась космическая эра человечества. Параметры полёта: - Начало полёта - 4 октября 1957 в 19:28:34 по Гринвичу . - Окончание полёта - 4 января 1958 - Масса аппарата - 83,6 кг - Максимальный диаметр - 0,58 м - Наклонение орбиты - 65,1° - Период обращения - 96,7 мин

Слайд 33

.

Слайд 34

черных дыр. Тайны Презентацию выполнила Акимова Саша уч.10кл. МОУСОШ№3 г. Сосновый БОР

Слайд 35

Под черной дырой понимают объект, а точнее, область пространства-времени, гравитационное поле которой такое сильное, что даже свет не может вырваться наружу . Чёрная дыра – удивительный объект Вселенной

Слайд 36

Согласно современной теории эволюции звезд, «умирая», каждая звезда становиться или белым карликом, или нейтронной звездой, или черной дырой. Черные дыры образуются, например, при коллапсе наиболее массивных звезд, гравитация которых настолько сильна, что другие силы противостоять ей не могут.

Слайд 37

Ч тобы Солнце стало черной дырой, его надо сжать до радиуса в 3 км, т.е. в 4 млн. раз, а Землю - до радиуса в 9 мм, т. е. в миллиард раз. В реальных условиях, разумеется, никто насильно не сжимает небесные тела, но некоторые из них сжимаются под действием собственной гравитации.

Слайд 38

Слияние черных дыр происходит, когда расстояние между ними уменьшается до размеров солнечной системы. При слиянии черных дыр образуются гигантские черные дыры, масса которых превышает массу Солнца в миллиарды раз.

Слайд 39

При столкновении галактик черные дыры, находящиеся в их центрах, могут сливаться.

Слайд 41

Контрольные вопросы

Слайд 42

Поднимите ваши карточки Я узнал на уроке много нового, урок мне понравился – зелёная карточка Я не всё понял на уроке – жёлтая карточка Я могу сделать дополнения к материалу урока - красная карточка

Слайд 43

Д / З : п.33,34 упр.7 (1), Спасибо за внимание. Спасибо за урок .



Предварительный просмотр:

- 2 -

Цель урока:  всестороннее изучение закона всемирного тяготения

Задачи урока:

  • изучить закон всемирного тяготения и границы его применимости
  • рассмотреть историю открытия закона
  • практическое применение закона

На уроке даются ответы на вопросы:

  • почему наблюдается падение тел на Землю
  • почему планеты движутся вокруг Солнца
  • почему Луна движется вокруг Земли
  • чем объясняется существование на Земле приливов и отливов
  • при каком условии тело становится искусственным спутником Земли
  • тайны « чёрных дыр»

Учащиеся знают:

  • понятие массы и силы
  • основные законы механики
  • основные типы сил в природе

Ход урока:

Формулируется цель и задачи урока, называется вид сил, изучаемых на уроке. Объяснение нового материала ведётся с помощью компьютерной презентации.

Слайд 1.

Эпиграфом к уроку служат слова немецкого философа Л.Вингенштейна:

« Желание мыслить  -  одно, а обладать даром мышления  -  другое»

Учитель поясняет, почему именно эти слова были выбраны эпиграфом к уроку.

Слайд 4.

Краткая  биография Исаака Ньютона (комментарий учителя). В конспект записываются годы жизни.

Слайд 6.

Версия открытия закона (комментарий учителя). Учащимся предлагается проследить за ходом рассуждений Исаака Ньютона. Учитель: « В поисках разгадки явления тяготения Ньютон сформулировал три основных закона механики. Вопрос к классу: Формулировка второго закона Ньютона. Какие физические величины он связывает?

Вывод: следовательно, сила притяжения Земли зависит от массы тела.

Рассматривается взаимодействие двух тел. Вопрос к классу: как формулируется третий закон Ньютона?

Вывод: сила притяжения  зависит от массы взаимодействующих тел.

Вопрос : Как  зависит сила притяжения от расстояния между телами?

Слайд 7.      Рисунок солнечной системы.

Учитель перечисляет название планет, говорит о том, что периоды вращения планет и радиусы орбит связаны между собой определёнными законами.

- 3 –

Слайд 8. Третий закон Кеплера. Краткая биография.

Учитель делает пояснения к закону и комментирует вывод , который сделал И.Ньютон.

Слайд 9.    Рассмотрим систему Земля – Луна.

Учитель даёт пояснения о характере  движения Луны вокруг Земли, поясняет, как были выполнены расчеты ускорения Луны и о выводе, который сделал И.Ньютон о зависимости силы притяжения от расстояния между телами.

Слайд 10.   Формулировка закона всемирного тяготения, математическое выражение закона. Содержание слайда заносится в конспект.

Слайд 11.    Поясняются границы применимости закона.

Слайд 12. Рисунок, поясняющий опыт Кавендиша. Краткая биография учёного. Объяснение опыта.

Слайд 13.   Поясняется физический смысл гравитационной постоянной. Заносится в конспект значение гравитационной постоянной, а также формулы для расчёта силы тяжести и ускорения свободного падения, вытекающие из закона всемирного тяготения

Слайд 14.Задача на расчёт силы всемирного тяготения между телами, Заносится в конспект.

( если позволяет время урока)

Сообщение ученика, тема «Приливы и отливы». Презентация. Рассматриваются следующие вопросы:

  • причины приливов и отливов на Земле
  • карта приливов и отливов
  • использование энергии воды
  • типы и характер работы приливных электростанций в разных странах

В конце первого  урока рассматриваются следующие вопросы ( вопросы к классу)

  • что произойдёт с планетами солнечной системы, если притяжение Солнца исчезнет?
  • что произойдёт с Луной, если её скорость при вращении на орбите станет равной 0?
  • притягивает ли к себе Землю космонавт, находящийся на борту космического корабля?
  • можно ли, исходя из закона всемирного тяготения, рассчитать силу притяжения друг к другу школьников, сидящих за одной партой? Почему?

2 – ой урок.

Сообщение ученика. Тема: «Искусственные спутники Земли» Презентация.

Рассматриваются следующие вопросы:

  • при каких условиях тело становится искусственным спутником Земли?
  • первая космическая скорость ( вывод формулы)
  • вторая космическая скорость

Далее, на примере работающей интерактивной модели «Движение                       спутников», рассматривается характер движения спутника в гравитационном поле Земли, зависимость формы орбиты от начальной скорости.

                                                           - 4 -                    

Демонстрация интерактивных моделей позволяет делать изучаемый материал более наглядным и запоминающимся. Демонстрацию проводит учитель. Далее в сообщении рассматриваются вопросы

  • типы ИСЗ, их назначение
  • понятие геостационарной орбиты (сопровождается демонстрацией модели спутника на геостационарной орбите )

Тема следующего сообщения « Тайны чёрных дыр». В  сообщении рассматриваются вопросы:

  • современная концепция « чёрных дыр»
  • судьба звезды
  • гравитационный коллапс
  • слияние «чёрных дыр» (демонстрируется компьютерная модель)

В конце каждого сообщения учащиеся могут задавать вопросы тому, кто делает сообщение

Учитель предлагает ответить классу на контрольные вопросы в письменном виде.

Вариант 1.

1.Что произойдёт с планетами солнечной системы, если притяжение Солнца исчезнет?

2.Почему мы не замечаем гравитационного притяжения между окружающими нас телами?

3. Что такое первая космическая скорость? Чему она равна?

4. Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?

Почему пуговица, оторвавшись от пальто, падает на Землю, ведь она находится ближе к человеку и притягивается к нему?

Вариант 2.

1.Что произойдёт с Луной, если её скорость при движении по орбите станет равной нулю?

2. Что такое вторая космическая скорость, чему она равна?

3. Воздушный шар поднимается вверх. Нет ли здесь нарушения закона всемирного тяготения?

4. Можно ли применить закон всемирного тяготения для расчета притяжения между двумя телами, если расстояние между ними соразмеримо с размерами этих тел?

5. Что притягивает к себе с большей силой – Земля – Луну или Луна – Землю?

- 5 -

После выполнения самостоятельной работы проводится анализ восприятия  учащимися материала урока. Для этого перед каждым учеником кладутся карточки трёх цветов. На очередном слайде

 

По просьбе учителя ученики поднимают карточки. Называются наиболее сложные  и менее понятные вопросы. Делаются дополнения к материалу урока. Подводится  итог урока. На последнем слайде домашнее задание.



Предварительный просмотр:

- 1 –

Методика проведения урока

1-ый урок

  1. Изложение нового материала учителем (презентация)
  2. Сообщение ученика тема: « Приливы и отливы»  (презентация)
  3. Обсуждение с классом вопросов по новой теме

2 – ой урок

  1. Сообщение  ученика  тема:  « Искусственные спутники Земли »(презентация)
  2. Сообщение ученика   тема: « Тайны чёрных дыр» (презентация)
  3. Контрольный тест
  4. Подведение итогов урока

Оборудование урока:

На уроке используется персональный компьютер  и мультемидийный проектор.

При подготовке урока использовались следующие источники:

Уч. Физика -10- авт. Мякишев Г.Я., Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский

Уч. Физика -10- авт. Ю.И.Дик, Л.Э.Генденштейн

Программный продукт фирмы «Физикон»  «Открытая астрономия»

Программный продукт фирмы «Кирилл и Мефодий» Библиотека электронных наглядных пособий

Материалы газеты «Физика в школе»  №3 /2006; №3/3005;№10/2006; №18/2007

Ресурсы Интернет:

http://aida/ucoz.ru

http://festival.1september.ru

http://portfolio.1september.ru

http://www.school.edu.ru

сайт физика в анимациях

сайт практикующего физика

сайт сеть творческих учителей

энциклопедия «кругосвет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока :”Сила гравитации Закон Всемирного тяготения”

Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием “Живой физики”...

Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »

:                     Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:...

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

урок-перезентация "Закон всемирного тяготения"

Урок изучения нового материала...

Закон всемирного тяготения

Конспект урока и презетация по физике для 9 класса...

презентация "Закон всемирного тяготения"

Презентация используется при изучении темы "Закон всемирного тяготения" в 9 классе , учебник А.В.Перышкина и Е.М.Гутник...

Урок по теме "Сила Всемирного тяготения"

Урок провидится в форме групповой работы. Каждая группа учащихся получает своё задание, выполняет его и представляет результаты своей работы....