Главные вкладки

    Экспериментальные задачи по физике
    материал по физике по теме

    Работа содержит 14 вариантов экспериментальных задач,и  варианты решения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon eksperimentalnye_zadachi.doc856.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экспериментальные задачи по физике

    1. Определить массу груза.

    Оборудование: динамометр, исследуемый груз, нить, масштабная линейка.

    Решение: Установим линейку АВ так, чтобы момент силы тяжести, действующей на линейку, равнялся нулю. Для этого опора должна находиться на одной вертикали с центром тяжести линейки. В случае однородности материала линейки центр тяжести совпадает с ее геометрическим центром О. На расстоянии l от О расположим исследуемый груз, на расстоянии d укрепим динамометр и с его помощью установим линейку горизонтально.

    Тогда из условия равновесия получим следующее выражение:

    Здесь F – сила, с которой динамометр действует на линейку, а m – масса исследуемого груза. Из данного выражения получим:

    .


    2. Определить массу шарика.

    Оборудование: шарик неизвестной массы, прищепка для белья, спички, линейка, шарик известной массы.

    Решение: Спички будем использовать в качестве разновеса. Установим приблизительно массу одной спички. Для этого Уравновесим одну прищепку на линейке некоторым количеством спичек. Масса прищепки mП будет равна , где mс  – масса прищепки, n1 – число спичек, необходимое для того, чтобы уравновесить прищепку. Зная n1, можем уравновесить шарик известной массы m, закрепленный прищепкой на линейке (иначе он будет скатываться), некоторым количеством спичек n2. Считая, что масса каждой спички одинакова, находим ее. Во всех случаях плечо силы тяжести, действующей на уравновешаемые предметы и спички, необходимо брать одинаковым, тогда mc n2 = mc n1 + m, отсюда

    .

    Зная массу спички и прищепки, уравновесим парик неизвестной массы некоторым количеством спичек. Тогда, если число спичек n3, имеем:  , отсюда

    .


    3. Определить массу линейки.

    Оборудование: ученическая линейка, пятикопеечная монета или линейка и разновес.

    Решение: Уравновесим систему, состоящую из линейки и пятикопеечной монеты, на какой либо опоре. Так как сила тяжести линейки приложена к ее середине, то условие равновесия системы линейка – монета (разновесок) имеет вид: , откуда:

    .

    Здесь m – масса пятикопеечной монеты, mЛ – масса линейки, l – расстояние от точки О до центра тяжести монеты,, где l1 – Расстояние о точки О до центра тяжести участка АО, l2 – половина длины участка ОВ.

     


    4. Определить массу водяной капли.

    Оборудование: ведро с водой, маленький сосуд с широким горлышком, несколько однокопеечных монет, пипетка, мягкий карандаш.

    Решение: Погрузим сосуд в ведро с водой так, чтобы горлышко его было направлено вверх и находилось над водой. Теперь начнем наполнять сосуд монетами, пока он не будет плавать в вертикальном положении. Поместим в сосуд ище одну-две монеты, на наружней стороне его отмерим карандашем уровень воды. Достанем из сосуда монету, при этом равновеси нарушится, и он чуть-чуть всплывет. Добавляя из пипетки по каплям в сосуд воду и считая число капель (пусть оно равно п), добьемся, чтобы сосуд опустился до прежнего уровня. Нетрудно заметить, что масса воды mB, добавляемой в сосуд, равна массе копейки mK. Тогда масса одной капли будет равна

    .


    5. Придумать способ определения потенциальной энергии растянутого резинового шнура.

    Оборудование: резиновый шнур, штатив, груз известной массы, линейка.

    Решение: Потенциальная энергия резинового шнура Ep равна

     

    Чтобы найти жесткость шнура, необходимо к нему подвесить груз известной массы m. Условие равновесия запишется следующим образом где Δl0 – величина удлинения резинового шнура при подвесе к ней массы m. Отсюда:

     

    Подставив значение k в первую формулу, будем иметь:


    6. Определить плотность камня.

    Оборудование: камень, динамометр, нить, сосуд с водой.

    Решение: Определим вес камня Р при помощи динамометра. Подвешенный к динамометру камень погрузим в воду и также отметим показание динамометра Р1, определяющего вес камня в воде. Согласно закону Архимеда где ρ – плотность воды, V – объем камня, g – ускорение свободного падения. Отсюда

    тогда плотность камня 


    7. Определить плотность деревянного бруска.

    Оборудование: деревянный брусок, стакан с водой, линейка.

    Решение: Поместив друсок в мензурку, наполненную водой, найдем объем воды V1, вытевненный бруском. Запишем теперь условие равновесия бруска:

     

    где m – масса бруска, a FA – архимедова (выталкивающая) сила, действующая на брусок. Так какгде ρ – плотность, V – объем бруска, ато из условия равновесия легко получить:

     


    8. Проделать опыт, позволяющий поднять картофелину со дна сосуда, наполненного водой, и определить плотность картофелины, не прибегая к ее взвешиванию.

    Оборудование: подобрать самостоятельно.

    Решение: Для того чтобы картофелина всплыла, необходимо увеличить плотность жидкости, в которой она находится. Это можно осуществить, насыпав в воду поваренной соли и растворив ее путем перемешивания. Чтобы определить плотность картофелины, взвесим количество соли, необходимое для создания концентрации, при которой картофелина всплывет. Из условия плавания тел вытекает, что плотность картофелины равна:

    где ρB – плотность воды, m –масса поваренной соли в растворе, V – объем воды.


    9. Определить количество теплоты, выделяющееся при скольжении тела по наклонной плоскости без начальной скорости.

    Оборудование: наклонная плоскость, тело известной массы, линейка, секундомер.

    Решение: Количество теплоты, выделяющееся при соскальзывании тела с наклонной плоскости, будет равно Q = –ΔE,  где ΔE – изменение механической энергии тела ΔE = E2 – E1; E2 = Ek2 (Ep2 = 0), a E1 = Ep1 (Ek1 = 0). Таким образом,

    где h – высота наклонной плоскости, скорость тела у основания наклонной плоскости v2 = at. Длина плоскости l = at2/2, отсюда l = v2t/2, т. е.

    Подставляя значения скорости из второй формулы в первую, окончательно получим:


    10. Измерить коэффициент поверхностного натяжения воды.

    Оборудование: две стеклянные пластинки, ванночка с водой, штангенциркуль.

    Решение: Погрузим пластинки в ванночку с водой, сблизим их до небольшого расстояния. Пластинки должны быть параллельны друг другу. Вода будет подниматься между пластинками, так как на нее не действуют силы поверхностного натяжения.

    Запишем условие равновесия для воды, находящейся между пластинками: FПН = FT, где FПН = 2σl, здесь l – длина пластины (двойка появилась потому, что вода соприкасается с обеими пластинами). Сила тяжести FT = mg, где m = ρV, a V = dlh; здесь h – высота подъема воды между пластинами, d – зазор между пластинами. Таким образом имеем: 2σl = ρdlhg, отсюда


    11. Определить площадь стола.

    Оборудование: гирька, часы, нитки.

    Решение: Привяжем гирьку к нити. Так как масса нити мала, то полученный маятник можно считать математическим, т. е. Можно воспользоваться формулой, связывающей период колебаний Т с длиной маятника l и ускорением силы тяжести g:

    Определив с помощью часов период колебания маятника (для этого необходимо подсчитать число колебаний п за достаточно большой промежуток времени t) расчитаем длину нити:Зная длину нити, можно определить ширину и длину стола, а тем самым и его площадь.


    12. Определить показатель преломления воды.

    Оборудование: стакан с водой, две стеклянные пластинки, транспортир, источник света (свеча или лампа накаливания), лист белой бумаги.

    Решение: Положим между пластинками вырезанную в виде рамки картонную прокладку. Обмажем края пластинок и картона пластилином так, чтобы в образованную между пластинками воздушную полость не попадала жидкость. Полученную систему погрузим в стакан с водой, который стоит на листке бумаги. Посмотрим через стакан и пластинки на источник света (пластинки перпендикулярны направлению наблюдения), отметим начальное положение I пластинок на листе бумаги. Будем поворачивать пластинки в стакане до тех пор, пока вместо источника света мы не увидим блестящую поверхность пластинки, что объясняется явлением полного внутреннего отражения. Отметим новое положение II пластинок и измерим угол между начальным и конечным положениями пластинок, пусть он равен φ. Тогда, как видно из первого рисунка:

    Для границы раздела стекло – воздух, где наблюдается полное внутреннее отражение, имеем:Из предыдущих равенств следует, чтоИз второго рисунка видно, что α = φ (углы с взаимно перпендикулярными сторонами), тогда :

         


    13. Определить разрешающую способность глаза.

    Оборудование: лист белой бумаги, лист миллиметровой бумаги, игла, линейка, экран.

    Решение: В качестве объекта наблюдения возьмем лист белой бумаги с двумя точками на расстоянии d = 1 мм друг от друга. Закрепив этот лист вертикально, измерим максимальное расстояние l, с которого еще можно различить эти точки. Разрешающую способность глаза определим по формуле:


    14. Определить скорость света в воде, приняв скорость света в воздухе с = 300 000 км/с.

    Оборудование: стакан с водой, бумага, источник света (свеча или лампа накаливания), линейка, карандаш.

    Решение: Заполним наполовину стакан водой и оклеим его по периметру бумагой, в которой вырезана узкая щель вдоль образующей стакана. На некотором расстоянии расположим источник света S так, чтобы он, центр стакана О и изображение источника В лежали на одной прямой. Очевидно, что |АО| = |ОВ| = r. Повернем стакан на некоторый угол. При этом луч света, исходящий из источника S, проходит в стакане над поверхностью воды по направлению SAD. Точка D – изображение щели на стакане над поверхностью воды (помечаем ее карандашом). Луч света, проходящий внутри стакана через слой жидкости, преломляется и дает изображение щели в точке К. Из рисунка видно, что угол α является углом падения, угол β – углом преломления. На основании закона преломления имеем:

    (углы опираются на диаметр). Из ΔADB находим, что BD = AB sin α = 2r sin α, т. е.Из ΔAKB получаем:Тогдаи, наконец,т. е.

    Таким образом, определение скорости света в воде сводится к определению расстояний ВК и BD, т. е. смещений изображений щели по сравнению с первоначельным положением. Эти расстояния легко определить с помощью линейки.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

    Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

    Творческие исследовательские задания, экспериментальные задачи по физике с профнаправленностью

    Для привития учащимся стойкого интереса к предмету и своей будущей профессии, как на уроках, так и в качестве домашнего задания,  можно использовать творческие исследовательские  задания, эк...

    Элективный курс "Экспериментальные задачи по физике"

    Содержание программы нацелено на формирование творческой личности, расширения представления учащихся о методах физического познания природы,  формирования познавательного интереса к физике.Изучен...

    «Решение экспериментальных задач по физике по теме «Атмосферное давление»

    Урок является пополняющим и обобщающим знания учащихся по теме «Атмосферное давление», разработанный в редко практикуемой форме, по причине своей сложности, – решения экспериментальных нестандартных з...

    презентация к уроку «Решение экспериментальных задач по физике по теме «Атмосферное давление»

    Презентация разработана к обобщающему уроку по теме «Решение экспериментальных задач по физике по теме «Атмосферное давление». Содержит 11 красочных слайдов, иллюстрирующих опыты, предусмотренные на у...

    Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 8 класс

    Факультативный курс для 8 класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике. Курс рассчитан на ...

    Рабочая программа факультатива по физике «Экспериментальные задачи в физике», 9 класс

    Факультативный курс по физике для 9-го класса "Экспериментальные задачи в физике" направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике, подго...