Урок физики в 8 классе "КПД теплового двигателя"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Комбинированный урок физики в 8 классе направлен на повторение ранее изученного понятия КПД и применение его к тепловым двигателям. Урок включает в себя сведения из истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 8 классе.
Тема: «Коэффициент полезного действия теплового двигателя».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Образовательные цели: применение изученного ранее понятия КПД к тепловым двигателям, установление связи между различными видами энергии, первичное закрепление новых знаний.
- Развивающие цели: овладение учащимися методами научного исследования: анализа и синтеза, развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.
- Воспитательные цели: формирование добросовестного отношения к труду, положительной мотивации к учению и овладению новыми знаниями, повышение интереса к предмету.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Актуализация знаний – повторение изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
Оборудование: пробирка с пробкой, штативы, деревянный метр, спиртовка, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Этап 1. Организационный момент. (2 мин.)
Этап 2. Сообщение темы и целей урока. (5 мин.)
Этап 3. Актуализация знаний – повторение изученного материала. (5 мин.)
Фронтальный опрос:
- Что называется тепловым двигателем?
- Какие тепловые двигатели вы знаете?
- Какие превращения энергии происходят при работе тепловых двигателей?
Этап 4. Изучение нового материала.
Сведения из истории:
В 3 веке до н. э. Архимед изобрел пушку, которая стреляла за счет энергии пара. При стрельбе один конец ствола сильно нагревали на огне. Затем в нагретую часть ствола заливали воду. Вода мгновенно испарялась, и пар, расширяясь, с силой и грохотом выбрасывал ядро. Ствол пушки представлял собой цилиндр, по которому, как поршень, скользило ядро.
Демонстрационный эксперимент «Модель паровой пушки»: в пробирку с пробкой наливается вода и нагревается в пламени спиртовки. Вода закипает, и пробка выскакивает из пробирки.
Вопрос: какие превращения энергии произошли в ходе этого эксперимента?
Ответы учащихся фиксируются на интерактивной доске:
Постановка проблемы: Вся ли энергия, выделившаяся при сгорании топлива, перешла в механическую энергию пробки?
Экспериментальная проверка гипотезы.
В штативе вертикально устанавливается деревянный метр, нижний конец которого находится на уровне пробки. Пробирка с водой располагается вертикально и нагревается в пламени спиртовки. Учащиеся засекают время нагревания пробирки до выстрела по часам с секундной стрелкой. Во время выстрела фиксируется высота подъема пробки. Полученные данные оформляются в виде задачи.
Дано: СИ: Решение:
m = 9г 0,009кг Qт = N t
N = 0,5Вт Eп = m g h
t = …c
h = …м
__________
Qт - ? Еп - ?
Вопросы:
- Почему в полученных результатах настолько отличаются значения?
- Куда израсходовалась часть энергии?
- Вспомните физическую величину, которая показывает, какая часть от затраченной энергии пошла на полезную работу?
η = Ап / Аз .100%
- Какая полезная работа была совершена в эксперименте при выстреле вверх?
Была совершена полезная работа по поднятию пробки.
- Против какой силы была совершена работа по поднятию пробки?
Против силы тяжести.
Следовательно, полезная работа по модулю равна работе силы тяжести.
Ап = Fтяж . S
Fтяж = mg S = h
Ап = mgh
- Какая физическая величина равна mgh?
Потенциальная энергия пробки:
Еп = mgh
Следовательно: Ап = Еп.
- Что использовалось для того, чтобы произошел выстрел?
Использовали энергию сгоревшего топлива. На выстрел была затрачена энергия топлива.
Аз = Q1
Получаем формулу КПД для экспериментальной модели:
η = Еп / Q1
Расчет КПД модели паровой пушки.
Распространение полученных результатов на все тепловые двигатели.
В тепловых двигателях рабочее тело получает от нагревателя количество теплоты Q1. Эта энергия возникает в результате сгорания топлива:
Qт = Q1; Аз = Q1
Часть энергии, полученной от нагревателя, расходуется на совершение полезной работы Ап, на движение поршня.
η = Ап/Q1.100%
КПД теплового двигателя – это физическая величина, показывающая какая часть энергии, полученной от нагревателя, превращается в полезную работу.
Другая часть энергии уходит в виде тепла, количество которого Q2, в холодильник (в окружающую среду).
Полезная работа равна разности количества теплоты, полученного от нагревателя и количества теплоты Q1, отданного холодильнику Q2.
Ап = Q2 – Q1
Формула η = Ап / Q1 .100% преобразуется в другую формулу:
η = (Q2 – Q1)/Q1.100%
Этап 5. Закрепление изученного материала.
Решение задач по вариантам:
В – 1.
В топке паровоза сожгли 10 кг сухих дров с удельной теплотой сгорания 1.107Дж/кг, при этом была совершена полезная работа 8 МДж. Определить КПД паровоза.
В – 2.
Двигатель внутреннего сгорания автомобиля совершил полезную работу 92 МДж. При этом он израсходовал 5 кг бензина с удельной теплотой сгорания 46.106 Дж/кг. Определить КПД двигателя автомобиля.
Вопросы для закрепления:
- Какую физическую величину, изученную в 7 классе, мы вспомнили сегодня?
- Что такое КПД?
- Какие превращения энергии происходят в тепловых двигателях?
- Вся ли энергия, выделившаяся при сгорании топлива, переходит в механическую энергию?
- Что показывает КПД тепловых двигателей?
- Может ли КПД тепловых двигателей быть равным 100%?
Этап 6. Рефлексия.
- Что заинтересовало вас сегодня на уроке?
- Что вызвало трудности?
- Удалось ли нам их преодолеть?
- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
Механичес-кая энергия пробки
Работа пара при расширении
Парообразо-вание
Нагревание воды
Сгорание
топлива
Увеличение внутренней энергии пара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Принцип действия теплового двигателя"
Урок -конференция по физике в 10 классе с презентацией. На данном уроке рассматриваються вопросы связанные с использованием тепловых машин , их влиянием на окружающую среду....

Урок физики в 8 классе. Двигатель внутреннего сгорания.
Урок разработан с применением мультимедиа, что позволяет более полно рассмотреть физические принципы работы тепловых двигателей. Каждый этап сопровождается активной деятельностью учащихся, начинается ...
Приложение к уроку физики 8 кл "Тепловые явления"
Приезентация к уроку физикив 8 классе по теме "Тепловые явления"...
План-конспект урока физики 10 класс "Тепловые двигатели"
«ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ, ТРАНСПОРТИ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ЦЕЛИ УРОКА:познавательные – учащиеся должны знатьа) принцип работы тепловой машины;б) физический смысл понятия КПД;по развитию – уча...

Урок по теме «КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин»
Урок по теме«КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин» 8 класс...
План семинарского занятия по физике на тему "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"
Методическая разработка содержит план семинарского занятия, вопросы для подготовки к занятию и задания по содержанию занятия....