тематическое планирование (уч. Тихомировой С. А.) 11 класс
календарно-тематическое планирование по физике (11 класс) по теме

Бубенина Наталия Александровна

пояснительная записка, темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

        Цели и задачи изучения физики

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  •  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Образовательные технологии: информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода в обучении, личностно-ориентированного подхода, профессионально-ориентированного обучения, тестового контроля знаний.

Программное и учебно-методическое оснащение

класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа

УМК обучающегося

УМК учителя

Федеральный

компонент

Региональный компонент

Школьныйкомпонент

11А

     2

      -

       1

Авторская программа под редакциейС.А.Тихомировой, Б.М.Яворского. 10–11-й классы, по 70 (105) ч/год: 2 (3) ч/нед.,федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004

Учебник:

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. «Физика 11».

(базовый уров.);

Тихомирова С.А.«Физика 11. Рабочая тетрадь».

Мнемозина, 2010

Тихомирова С.А. «Программа и планирование.Физика 10–11» Тихомирова С.А. «Методика преподавания физики в 10–11 классах».

Мнемозина, 2009

11Б

     2

       1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Календарно-тематическое планирование

   № урока

      Дата проведения

                      Содержание (тема) урока

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90-

-105

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА(40 часов)

                       1. Магнитное поле (6 часов)

Постоянные магниты. Взаимодействие полюсов магнитов. Линии магнитного поля. Взаимодействие токов. Правило буравчика. Единица силы тока — ампер. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Правило левой руки.

Сила Лоренца, её модуль и направление. Решение задач.

Решение задач на нахождение силы Лоренца и силы Ампера.

Магнитные свойства вещества. Сильно- и слабомагнитные свойства. Магнитная проницаемость вещества. Ферромагнетики. Температура Кюри.

Решение задач на определение силы Лоренца.

Обобщение. Проверочная работа «Магнитные явления».

2.Электромагнитная индукция(8 часов)

Опыты Фарадея. Магнитный поток. Правило Ленца.

Закон электромагнитной индукции. Индуцированное электрическое поле. Токи Фуко.

ЛР № 1 «Измерение электромагнитной индукции».

Решение задач на закон электромагнитной индукции, определение направления индукционного тока.

Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Индуктивность.

Энергия магнитного поля. Выяснение на опытах, от каких физических величин зависит энергия магнитного поля катушки с током. Формула для энергии магнитного поля.

Решение задач на самоиндукцию и энергию магнитного поля.

КР № 1 «Основы электродинамики».

3. Механические и электромагнитные колебания               (14 часов)

Механические колебания. Период. Частота. Гармонические колебания. График колебательного движения. Фаза колебаний.

Решение задач на кинематику гармонических колебаний.

Пружинный маятник. Свободные колебания. Динамика колебания пружинного маятника. Уравнение колебаний. Период и частота колебаний пружинного маятника.

Математический маятник. Динамика колебаний математического маятника, период колебаний.

Энергия гармонических колебаний. Преобразования энергии в процессе колебаний пружинного маятника.

Решение задач на преобразование энергии свободных механических колебаний.

Вынужденные механические колебания. Частота и амплитуда вынужденных колебаний. Резонанс.

Свободные электромагнитные колебания. Возникновение свободных электромагнитных колебаний в контуре. Аналогии между электромагнитными и механическими колебаниями. Формула Томсона.

Решение задач на формулу Томсона.

Вынужденные электромагнитные колебания. Частота и амплитуда вынужденных электромагнитных колебаний. Резонанс. Генератор переменного поля.

Мощность переменного тока. Формула для средней мощности переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения.

Трансформатор. Действия трансформатора. Коэффициент трансформации. Передача электрической энергии.

Решение задач на переменный ток и трансформатор.

Проверочная работа «Электромагнитные колебания».

4. Механические и электромагнитные волны (8часов)

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Графики волны.

Интерференция и дифракция волн. Когерентные волны. Явление интерференции волн. Разность хода. Условия интерференционного минимума и максимума. Явление дифракции волн.

Звук, ультразвук, инфразвук. Источники и приёмники звука. Громкость, высота и тембр звука. Акустический резонанс. Звук и здоровье человека.

Решение задач на определение величин, характеризующих механические волны, условия интерференционного максимума и минимума.

Электромагнитные волны. Гипотеза Максвелла. Электромагнитное поле. Скорость распространения электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.

Радиосвязь. Принцип радиосвязи. Блок-схема передающего и приёмного устройства. Применение радиоволн. Биологическое действие электромагнитных волн.

Решение задач на нахождение величин, характеризующих электромагнитные волны.

КР № 2 «Колебания и волны».

                      5.Оптика(16 часов)

Развитие представлений о природе света. Скорость света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света.

Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления света. Полное отражение света. Предельный угол.

ЛР №2 «Измерение показателя преломления стекла»

Решение задач на законы отражения и преломления света.

Линзы. Построение изображений в собирающей и рассеивающей линзах. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Оптические схемы лупы, проекционного аппарата, фотоаппарата и глаза человека. Дефекты зрения и их устранение.

Решение задач на формулу линзы.

ЛР №3 «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза».

Дисперсия. Спектр. Цвета тел. Спектроскоп. Виды спектров. Спектры излучения и спектры поглощения. Закон Кирхгофа. Спектральный анализ.

ЛР № 4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

Явление интерференции света. Опыт Юнга. Опыт с бипризмой Френеля. Интерференция в тонких плёнках.

Дифракция света. Дифракция света на щели. Принцип Гюйгенса–Френеля. Дифракционная решётка. Условие возникновения максимумов дифракционных максимумов.

ЛР № 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света».

Поляризация света. Опыты по поляризации света и их объяснение. Естественный и поляризованный свет. Поляроиды.

Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений. Электродинамическая картина мира.

Решение задач на волновые свойства света.

КР №3  « Оптика».

ФИЗИКА ХХ ВЕКА (40 часов)

6. Элементы специальной теории относительности (4 часа)

Постулаты СТО. Относительность одновременности событий, длины и промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей.

Решение задач на релятивистский закон сложения скоростей, относительность длины и промежутков времени.

Закон взаимосвязи массы и энергии. Релятивистская и ньютоновская механика. Принцип соответствия.

Решение задач на законы взаимосвязи массы и энергии.

7. Фотоны (6 часов)

Явление фотоэффекта и его экспериментальное исследование. Законы фотоэффекта. Красная граница фотоэффекта.

Теория фотоэффекта. Квант света. Энергия фотона. Постоянная Планка. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоэлементы.

Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Фотон и его характеристики. Опыты Вавилова. Характеристики фотона. Двойственность свойств света. Давление света.

Химическое действие света.Фотосинтез. Фотография.

 Проверочная работа на явление фотоэффекта.

8. Атом (6 часов)

Планетарная модель атома.Модель атома Томсона. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.

Решение задач на постулаты Бора.

Люминесценция. Явление люминесценции. Виды люминесценции. Люминесцентный анализ.

Лазер.Вынужденное излучение. Принцип действия рубинового лазера. Использование лазера.

Волновые свойства частиц. Гипотеза де Бройля и её экспериментальное подтверждение. Статистическое толкование волн де Бройля. Обобщение по главе 8.

Понятие о квантовой механике. Проверочная работа.

9. Атомное ядро и элементарные частицы (12 часов)

Строение атомного ядра.Протонно-нейтронная модель ядра. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы. Удельная энергия связи.

Решение задач на расчет энергии связи и удельной энергии связи.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Радиоактивность. Смещения ядер при альфа- и бета-распаде. Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

Решение задач на закон радиоактивного распада, правила смещения.

Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Эксперименты в ядерной физике. Счётчик Гейгера. Камера Вильсона.

Решение задач на расчет энергетического выхода ядерных реакций.

ЛР № 7 «Изучение треков заряженных частиц».

Деление ядер урана. Реакции деления тяжёлых ядер. Критическая масса. Ядерный реактор.

Термоядерные реакции. Термоядерные реакции. Дозиметрия. Поглощенная доза излучения. Дозиметр. Действие радиации на человека.

Элементарные частицы. Элементарные частицы. Кварки. Античастицы.

Фундаментальные взаимодействия. Четыре вида фундаментальных взаимодействий. Переносчики взаимодействий. Истинно элементарные частицы.

КР № 4 «Физика атомного ядра».

10. Строение Вселенной (9 часов)

Солнечная система. Строение Солнечной системы. Законы движения планет.

Солнце. Основные характеристики Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность.

Звёзды. Основные характеристики звёзд и взаимосвязь между ними. Источник энергии Солнца и звёзд.

Внутреннее строение Солнца и звёзд. Строение главной последовательности. Солнце, красные гиганты. Нейтронные звёзды, пульсары, чёрные дыры.

Наша Галактика. Структура нашей Галактики. Туманности.

Эволюция звёзд. Рождение, жизнь и смерть звёзд.

Звёздные системы. Галактики. Активные галактики и квазары. Скопление галактик. Красное смещение в спектрах галактик и закон Хаббла.

Современные взгляды на строение Вселенной. Развитие представлений о строении Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Возраст Вселенной. Модель «горячей» Вселенной.

Физическая картина мира. Взаимосвязь астрофизики и физики элементарных частиц.

Повторение. Решение тестов ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 11 классе по учебнику Тихомировой.

Тематическое планирование уроков физики в 11 классе. 2 ч в неделю. Базовый уровень. Автор - Тихомирова С.А....

Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе к УМК С.А.Тихомировой

Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе к УМК С.А.Тихомировой, с учетом регионального компонента,2 ч/нед....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Календарно - тематическое планирование по физике для 10 класса автор Тихомирова

Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки, вид контроля, измерители, домашнее задание....

Календарно - тематическое планирование по физике для 11 класса автор Тихомирова

Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки, вид контроля, измерители, домашнее задание....