Разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела. Невесомость". 7-й класс
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

иванов леонид андреевич

 

Разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела. Невесомость". 7-й класс

 

Цели урока:

Образовательные:

а) знания:

  • выяснить физический смысл веса тела;
  • создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана средних и высших учебных заведений;
  • формирование в сознании учащихся естественно- научной картины окружающего нас мира.

б) умения:

  • изучить устройство и работу приборов для измерения сил;
  • овладение основными методами естественно- научного исследования.

Воспитательные:

  • формирование материалистического мировоззрения;
  • вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
  • воспитание трудолюбия, инициативности, настойчивости в овладении практическими и теоретическими знаниями;
  • воспитание бережного обращения с приборами.

Развивающие:

  • развитие умения экспериментировать, включая знание устройства и принципа действия физического прибора- динамометра, его использование в конкретных условиях (задачах), делать выводы на основе полученных экспериментальных данных;
  • развитие умения работать в группе (1 прибор – на парту);
  • развитие простейших технических умений;
  • развитие умения различать понятия веса и массы тела.

Тип урока: комбинированный урок, включающий в себя ознакомление с новым материалом, применение знаний и умений на практике, закрепление изученного.

Оборудование: динамометр (по одному на парту), тела калиброванной массы (102 г), небольшие тела различной массы (металлические цилиндры), мультимедийные средства обучения (компьютер, экран, проектор,  учебник, штатив с муфтой и лапкой), распечатанные приложения.

Демонстрации:

  • школьный пружинный динамометр – динамометр Бакунинского;
  • градуирование пружины динамометра;
  • обозначение точки приложения веса (flesh - Video);
  • различие силы тяжести и веса тела, невесомость (flesh - Video);
  • направление сил тяжести тела и упругости пружины (flesh - Video).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka._dinamometr.ves_telanevesomost.rar728.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка – анализ урока

1.   Каково место данного урока в теме? Как этот урока связан с предыдущими уроками,    как он работает на последующие уроки?

Урок является заключительным по теме «Динамометр. Вес тела. Невесомость». Урок является, с одной стороны, обобщающее – контролирующим, с другой стороны, уроком практического применения знаний и закрепления практических компетенций, полученных учащимися на предыдущих уроках. Эти знания и компетенции будут использованы при изучении темы «Силы трения».

2.      Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Учащиеся были достаточно активны и мотивированны. Т.к. работа была выстроена большую часть урока на работу в паре. При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в паре и достаточно хорошо у них выстроена взаимопомощь, ученики активные и творческие личности.

3.     Какова триединая дидактическая цель урока (ее обучающий, развивающий и воспитательный аспект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.

Основная цель урока - научиться измерять силу, вес и массу тел.

Образовательная:

а) знания:

  • выяснить физический смысл веса тела;
  • создание теоретической базы для последующего изучения общетехнических и специальных предметов учебного плана средних и высших учебных заведений;
  • формирование в сознании учащихся естественно – научной картины окружающего нас мира.

б) умения:

  • изучить устройство и работу приборов для измерения сил;
  • овладение основными методами естественно – научного исследования.

Воспитательные:

  • формирование материалистического мировоззрения;
  • вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
  • воспитание трудолюбия, инициативности, настойчивости в овладении практическими и теоретическими знаниями;
  • воспитание бережного обращения с приборами.

Развивающие:

  • развитие умения экспериментировать, включая знание устройства и принципа действия физического прибора- динамометра, его использование в конкретных условиях (задачах), делать выводы на основе полученных экспериментальных данных;
  • развитие умения работать в группе (1 прибор – на парту);
  • развитие простейших технических умений;
  • развитие умения различать понятия веса и массы тела.

4.      Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.

Урок имел форму фронтальной познавательной и обобщающей деятельности. На уроке удачно сочетаются ТДЦ урока - при выполнении работы ученики показывают и закрепляют свои знания изученной теме, а также развивают новые знания, развивают умения работать в группе, а также анализировать результаты общения друг с другом и с учителем (в момент проведения рефлексии), во время урока использовались элементы здоровьесберегающих технологий - смена деятельности, тестовая технология. Главным этапом урока был практический  этап, когда ученики распределяли роли и задачи для выполнения лабораторной работы. Ученики показали свою заинтересованность в работе, а также в ее результатах.

5.      Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы «работали» на главный этап.

На основной этап было выделено большее время. Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение небольшого теоретического опроса по пройденной теме подготовило учащихся к основной работе – выполнению эксперимента. Творческие задания по выбору мотивировали учащихся к получению дополнительных компетенций. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

6.      Отбор дидактических материалов, ТОО, наглядных пособий в соответствии с целями.

В активе урока были компьютер, мультимедийный проектор, набор необходимого лабораторного оборудования, тестовые материалы. Для наглядности все вопросы и ответы на них, а также элементы выполнения лабораторной работы и вопросы рефлексии проектировались на экран.

7.      Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется

Вначале урока был проведен контроль усвоения знаний в виде устного опроса (для наглядности вопросы и правильные ответы проецировались на экран). Умения и навыки контролировались при выполнении учащимися лабораторной работы. Ученики выполнили тестовые задания. Самоконтроль и самооценка была выполнена учащимися в ходе ответов на вопросы жетонами.

8.      Психологическая атмосфера на уроке и общения учащихся и учителя?

Ученики были очень активны и вместе с тем дисциплинированны, была открыта возможность диалога с преподавателем, как для ответов на вопросы технические (в рамках сложности), так и для диалога по тематике работ. Ученикам очень понравилась форма и тема работы.

9.      Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Результаты работы самые позитивные. Теоретический опрос и выполненные работы показали, что тема изучена учениками на отлично и хорошо. Поставленные задачи урока были реализованы.

10.  Наметить перспективы своей деятельности.

Я считаю, что уроки такой формы очень удачны – видны не только знания учащихся, но и сами учащиеся с интересом используют свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Рзработка урока по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса", 9 класс...

Открытый урок по физике "Вес тела. Невесомость "

Открытый урок по физике для 7 класса.Тема: «Вес тела. Невесомость»....

Разработка урока по Черчению "Геометрические тела"

Изучение нового материала, геометрические тела, одновременно демонстрируется презентация - "Геометрические тела"...

Разработка урока по теме : «Вес тела» 7 класс

Урок по данной теме является третьим в разделе «Виды сил». Учащиеся уже знают основные определения этого раздела- сила, сила тяжести, что позволяет не только изучать вес, но и сравнивать эту силу с си...

Методическая разработка урока по геометрии. Тема "Тела вращения"

Урок по геометрии в 11 классе. Тема: "Тела вращения". Тип урока: урок закрепления изученного материала....

Методическая разработка урока математики на тему «Тела вращения: цилиндр, конус, шар»

Методическая разработка урока математики на тему "Тела вращения: цилиндр, конкс, шар" предназначена для студентов СПО, социально-экономического профиля, 1 курс...