разработка урока "Силы в динамике"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Овсянникова Ольга Сергеевна

Повторительно-обобщающий урок по теме "Силы в динамике", построенный на основе игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sily.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий повторительно-обобщающего урока «Силы».

Класс 9.

Авторы урока – Беренчик Елена Евгеньевна, Овсянникова Ольга Сергеевна.

Предмет – физика.

Классификация урока: Повторительно-обобщающий урок, проводящийся после прохождения основных видов сил в динамике перед решением задач на движение тел под действием нескольких сил.  

Цели урока: Создать условия для осмысления обучающимися знаний по теме «Силы в динамике» и применения их на творческом уровне. Способствовать развитию креативных навыков продуктивной деятельности.

Задачи: Образовательные: Повторить основные виды сил динамики, их проявление в различных практических ситуациях, формулы для расчета данных сил.

Развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся, формировать умение самостоятельно искать, анализировать и добывать необходимую информацию.

Воспитательные: способствовать овладению навыками работы в группах, толерантного отношения к мнению других, создать условия для самовыражения и саморазвития каждого ребенка, уверенности в своих знаниях.

 Ход урока:

Этап урока

Описание активных методов

Инициация

Добрый день, ребята!

Сегодня вы – атомы, участвующие в тепловом, хаотическом движении. По моему сигналу вам необходимо объединиться в молекулы, состоящей из такого числа атомов, которое я назову.

Цели и задачи метода: динамичное начало занятия, активизация участников, комплектование групп.

Технология проведения: Для проведения необходимо свободное пространство. Участники-«атомы»,  создают хаотическое движение. По команде ведущего объединяются в группы – «молекулы» по три, четыре, пять, семь и т.д. человек (зависит от цифры, которую назовет ведущий). Игра останавливается, как только участники распределятся на четыре группы, необходимые для дальнейшего проведения мероприятия.

Варианты проведения метода: в процессе проведения данного метода можно сформировать произвольное количество групп.

Вхождение или погружение в тему

Явления природы, которые изучает физика, описываются при помощи различных физических величин. Для описания взаимодействия тел или частиц мы применяли физическую величину – сила. Что такое сила? Какие виды взаимодействия вы знаете? Приведите примеры. Каков может быть результат действия силы? Чем характеризуется любая сила? С какими видами сил, встречающихся в механике вы знакомы? (Опрос сопровождается презентацией – слайды №2-4).

Формирование ожиданий обучающихся

Сегодня нам необходимо повторить и обобщить знания, полученные на прошлых уроках при изучении темы «Силы в динамике». Что вы ждете от нашего занятия? Что вы хотели бы узнать сегодня? Я предлагаю вам взять шаблоны фруктов и написать на них ваши ожидания и пожелания. Затем прикрепить их к нашему «дереву ожиданий». По мере того как они будут исполняться, вы можете подходить и снимать «созревшие» фрукты.

Цели: участники делятся своими ожиданиями от урока: что они хотели бы повторить, чему научиться. На протяжении урока видят продвижение вперед всего класса.

Необходимое оборудование: заранее заготовленные шаблоны фруктов, плакат с нарисованным деревом, скотч.

Технология проведения:  Участникам раздаются шаблоны фруктов, на которых учитель просит написать свои ожидания от данного урока, а затем прикрепить к импровизированному дереву. По мере продвижения и повторения материала, исполнившиеся пожелания ребята самостоятельно удаляют с дерева. Цель учителя – постараться сделать так, чтобы к концу занятия все фрукты «созрели», т.е. все пожелания ребят были выполнены.

Интерактивна я лекция

Итак, на прошедших уроках мы познакомились со следующими силами: силой тяжести, упругости, трения и весом тела.  Остановимся на каждой из них (вспоминаем определение каждой силы и формулу для вычисления – слайды №5-8 презентации). Сегодня нам предстоим повторить и обдумать изученное, чтобы подготовиться к решению задач на движение тел, обусловленное влиянием нескольких сил.

Проработка содержания темы

Сегодня вы – представители рекламного агентства. Каждой из групп предстоит создать рекламу на свою силу – тяжести, упругости, трения и вес. То есть вам необходимо не только описать предложенную вам физическую величину с различных точек зрения (формула, природа возникновения, графическое изображение, от чего зависит), но и привести примеры проявления данной силы, создать коллаж из картинок, отражающих данное силовое взаимодействия. А также любое ваше выражение творчества. (На слайде №9 презентации представлен примерный план анализа сил).

Цели: - активное вовлечение участников в процесс моделирования;

- развитие способности видеть изучаемое явление в многообразии его форм, выделять его образно-смысловое содержание,

- раскрытие творческого потенциала школьников.

Необходимые материалы: листы ватмана (по количеству групп), фломастеры, ножницы, различные старые журналы с картинками (можно технического содержания).

Технология проведения:  участникам предлагается создать рекламный плакат об одной из сил(распределить «силы» может сам преподаватель), используя картинки из журналов и фломастеры. По  одной - двум картинкам составить задачу и предложить к ней собственное решение. Можно представить  «Силу» в любом виде, проявив творческую изобретательность (четверостишие, загадка, мини-сценка и т.д.)

Варианты проведения метода: данный метод можно применить для «рекламы» различных способов решения одной задачи в математике, частей речи в русском языке, персонажей одного произведения в литературе и т.д.

Разминка

Теперь, ребята, мы немного разомнемся, а заодно проверим, как вы усвоили материал. Я называю предложение, истину или ложность которых вам нужно определить. Если утверждение верное, вы ловите мячик, ложное – отбиваете его назад.

Примерные утверждения:

  1. Сила тяжести действует на тело со стороны Земли. (+)
  2. Точка приложения веса тела совпадает с центром масс этого тела. (-)
  3. Сила трения зависит от силы давления тела на опору. (+)
  4. При движении с ускорением вверх тело испытывает перегрузку. (+)
  5. Жесткость пружины зависит от силы, приложенной к ней.  (-)
  6. В состоянии невесомости сила тяжести равна 0. (-)
  7. Сила трения скольжения больше силы трения качения. (+)
  8. При равномерном движении лифта вниз вес человека в нем уменьшается. (-)
  9. Сила упругости при малых деформациях прямо пропорциональна абсолютному удлинению. (+)
  10. С увеличением расстояния от поверхности Земли сила тяжести, действующая на тело, уменьшается. (+)

В конце разминка целесообразно провести тестирование (2-3 минуты). Вариант тестовых заданий представлен в презентации (слайды 10-14)

Цели: активизировать учащихся, оживить учебный процесс, проверить знания  по теме.

Необходимые материалы: игровой мячик и свободное пространство, чтобы участники могли образовать круг.

Технология проведения: Участники становятся в круг, в центре которого находится учитель. Учитель, обращаясь к  кому-нибудь из участников, произносит утверждение, касающееся изученного явления, физической величины и т.д., затем бросает мячик этому ученику. Если утверждение верное, ученик ловит мячик, ложное – должен отбить мяч назад учителю.

Подведение итогов

Предварительно проанализировав оставшиеся «фрукты» на дереве «Ожиданий», попросить участников отразить свою точку зрения от прошедшего урока  по следующим вопросам «Содержание учебного материала», «Психологическая атмосфера в классе», «Моя активность на уроке» по шкале, предложенной на листе ватмана.

Цель: выяснить впечатления участников от прошедшего урока.

Необходимые материалы: лист ватмана, фломастеры.

Технология проведения:  На стенде размещен лист ватмана, на котором изображена цветная шкала от -5 до +5. Сверху написаны вопросы для оценки результатов работы: «Содержание учебного материала», «Психологическая атмосфера в классе», «Моя активность на уроке». Каждый из участников должен изобразить свою оценку по данным вопросам. После того как каждый участник отразит свою оценку, получается общая картина впечатлений от урока и от собственного участия детей в процессе урока.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания рекомендуется  предложить ребятам решить те задачи, которые были придуманы другими группами на уроке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Построение многоуровневой системы задач по физике в профильной школе» (10 класс). «Динамика материальной точки»

Методическая разработка «Построение многоуровневой системы задач по физике в профильной школе» (10 класс).  «Динамика материальной точки»...

Методические разработки: самостоятельные работы по теме "Кинематика" и "Основы динамики" (9 класс)

Данная работа позволяет лучше подготовиться к контрольной работе 9 классу....

Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях,  включения их в...

разработка урока по биологии для 11 класса по теме динамика популяций

Разработка интегрированного урока (биология + информатика) для профильного физико-математического 11 класса включает: конспект урока, презентацию, практическую работу (задания 10 вариантов и...

Разработка урока физики 9 кл. "О физике, динамике и законах движения".

Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.Урок разработан в интересной игровой форме, для обобщения и закрепления знаний, полученных по данной теме. Данная работа разбита на р...

Разработка урока физики 9 кл. "О физике, динамике и законах движения".

Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.Урок разработан в интересной игровой форме, для обобщения и закрепления знаний, полученных по данной теме. Данная работа разбита на р...