Главные вкладки

    Реализация ФГОС ООО по предмету «физика» на примере методической разработки урока "Удельная теплоемкость вещества".
    план-конспект урока по физике по теме

    Конспект урока по физике в 8 класс. Тема :«Удельная теплоемкость вещества».  Выполнен в соответсвии с целями ФГОС ООО.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Реализация ФГОС ООО по предмету «физика»

     на примере методической разработки  урока

    «Удельная теплоемкость вещества».

     Подготовила: учитель   физики

     Гущина Анастасия Юрьевна 

    МОУ  Удельнинская СОШ №34  

    Тема: «Удельная теплоемкость вещества».

    Тип урока: Урок изложения нового материала. 

    Форма проведения: урок - лекция-беседа.

    Цели: 1) образовательная – сформировать понятие  «удельная теплоемкость»; разъяснить физический смысл этого понятия.

               2) развивающая – развитие речи учащихся, умения правильно объяснять физические понятия и явления; развитие самостоятельной деятельности;

              3) воспитательная – расширение мировоззрения: познакомить учащихся с историей возникновения понятия  «теплоемкость», познакомить с первыми представлениями о природе теплоты, рассмотреть влияние больших водоемов на климат в данном районе; формирование коммуникативных умений.

         Демонстрации: нагревание различных жидкостей на двух горелках.

    Оборудование: 

    1. 2 горелки, 2 термометра, стакан масла, воды.
    2. Задания для актуализации знаний:

    №1.  Карточки для работы на доске (делаются в увеличенном виде):

    I комплект:                        II комплект:                        III комплект:                                

                    

    1. Эталоны:

    Удельная теплоемкость вещества обозначается с . [c] =

    Удельная теплоемкость вещества – это количество теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1˚С.

    Пример: удельная теплоемкость золота с = 130. Это значит, что для нагревания (охлаждения) 1 кг золота на 1˚С требуется (выделяется) количество теплоты, равное 130Дж.

    4) Раздаточный материал.

    1) Самостоятельная работа.

    Заполни таблицу:

    Вещество

    с, Дж/(кг*˚С)

    Q, Дж

    m, кг

    ∆t, ˚С

    лед

    2100

    2100

    1

    1

    сталь

    500

    2

    1

    вода

    4200

    8400

    1

    медь

    400

    1200

    1

    План урока:

    1. Организационный момент.                                                     1-2 мин.
    2. Активизация учащихся (повторение, проверка

     домашнего задания).                                                                    5- 6мин.

    1. Мотивация учащихся на изучение нового материала.          1-2 мин.
    2. Изучение нового материала.                                                   27 -30 мин.
    3. Закрепление материала.                                                         3 -4 мин.
    4. Домашнее задание.                                                                  1 мин.
    5. Подведение итогов урока.                                                      2 мин.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    • приветствие;
    • осанка (напоминания в течение урока);
    • готовность к уроку (дневник, тетрадь, учебник на парте).

    II. Активизация учащихся.

    Учитель: Ребята, сейчас мы с вами   вспомним, что изучали на прошлом уроке, проверим домашнее.

    1)  Работа у доски на составление схем (3 человека, 2-3мин.).

    На доске закреплены три ватмана. Каждому ребенку выдается комплект из бумажных фигурок (Карточки №1). Ученики должны составить композицию из предложенных элементов. Первый составляют композицию, которая покажет зависимость количества теплоты переданного горелкой кастрюле от массы воды; второй  - от изменения температуры воды; третий  - от рода вещества. Затем составить неравенство (пр.:Q1>Q2).

    Закрепить фигурки на ватман: магнит, скотч, можно без ватмана на доску магнитами.

     2) Фронтальный опрос (3мин., пока выполняется задание на доске):

    • Что такое количество теплоты?
    • Как обозначается количество теплоты?
    • Единица измерения количества теплоты?
    • В честь ученого дана единица измерения или нет? (Обратить внимание на то, что «Дж» пишется с большой буквы (например, в отличие от метра – «м»), значит происходит от фамилии ученого).

     3) Проверка задания у доски. 

    Учитель: Ребята, составьте рассказ по вашей схеме.

    Ученик 1: Берем две кастрюли, нагреваем их на одинаковых горелках, каждую на 10˚С. Но в первую наливаем 1 кг воды, во вторую 2 кг воды. В первом случае количество теплоты потребуется меньше, чем в во втором. Составляем неравенство: Q1

    Ученик 2: Берем две кастрюли с одинаковым количеством воды, первую нагреваем на 10˚С, вторую на 50˚С на одинаковых горелках. В первом случае количество теплоты потребуется меньше, чем в во втором. Составляем неравенство: Q1

    Ученик 3: Берем две кастрюли, нагреваем их на одинаковых горелках, каждую на 10˚С. Но в первую наливаем 1 кг воды, во вторую 1кг масло. Мы знаем, что масло нагревается быстрее. Значит, количество теплоты, переданное кастрюле с водой будет больше, чем количество теплоты, переданное кастрюле с маслом. Получаем неравенство: Q1>Q2.

    Учитель: Все вместе, делаем вывод: от чего зависит количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела?

    Ученики: Количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела, зависит от массы этого тела, от изменения его температуры и рода вещества.

    III. Мотивация учащихся на изучение нового материала.       

    Учитель: Ребята, а если мы захотим рассчитать это количество теплоты. Что мы должны сделать?

    Ученики: Составить формулу.

    Учитель: А что нам нужно для составления формулы?

    Ученики: Буквы, обозначающие физические величины.

    Учитель: Давайте посмотрим, все ли физические величины, от которых зависит количество теплоты, нами изучены? Назовите физическую величину и ее обозначение.

    Ученики: Масса – m, изменение температуры -  ∆t.

    Учитель: Какой величины не хватает?

    Ученики: Нет величины, которая определяла бы само вещество.

    Учитель: Ее мы и введем на сегодняшнем уроке.

    IV. Изучение нового материала.

    План изложения нового материала:

    1.Понятие удельной теплоемкости.

    2.Удельная теплоемкость различных веществ.

    3. Дополнительные сведения о удельной теплоемкости.

    Учитель: Запишем число, тему урока «Удельная теплоемкость вещества».

    1.  Демонстрация.

    Учитель: рассмотрим еще один  опыт, который подтвердит, что количество поглощаемой телом энергии зависит от того, из какого вещества оно состоит. Нагреваем воду и масло на одинаковых горелках. Исходные масса воды и масла, а также их температуры, должны быть одинаковы. Через 3-5минут видим, что температура масла, повысилась больше, чем у воды.

    Делаем вывод: для нагревания различных веществ одинаковых масс и на одинаковую температуру требуются разные количества теплоты.

    Учитель: Это свойство вещества определяется удельной теплоемкостью вещества.

     Запись в тетрадях, раздача эталона: удельная теплоемкость вещества обозначается буквой «с». Единица измерения [c]= Дж/(кг*˚С).

     Учитель: Как ее определить? Чтобы выявить зависимость Q только от рода вещества примем массу и изменение температуры за единицу (как в математике 1*5=5,еденица не влияет на результат). Т.е. возьмем вещество массой  m=1кг, нагреем на 1˚С (∆t=1˚С) и посмотрим, сколько теплоты при этом затратится. Например: для нагревания 1кг воды на 1˚С нужно передать ей 4200 Дж энергии, для  нагревания 1кг серебра на 1˚С требуется 250 Дж энергии. Эти количества теплоты  и есть удельные теплоемкости данных веществ.

    Запись в тетради: Q = с, если m=1кг, ∆t=1˚С.

    Учитель: Дадим определение удельной теплоемкости вещества (устно, все вместе).

    Затем запись в тетради, раздача эталона №2: Удельная теплоемкость – это количество теплоты, которое необходимо передать телу массой 1кг, чтобы изменить его температуру на 1˚С.

    1. Учитель: Удельная теплоемкость вещества определяется   экспериментально. В  таблице №1 нам даны результаты таких экспериментальных измерений. Рассмотрим ее. Найдите золото. Скажите, чему равна его удельная теплоемкость?

    Ученики: Удельная теплоемкость золота  с  = 130 Дж/(кг*˚С)

    Учитель: А что это значит? (Если дети затрудняются ответить, подсказка: это значит взяли 1кг золота и нагрели его на 1˚С, для этого понадобилось 130 Дж энергии.)

     Задание: выбрать из таблицы одно понравившееся вещество и записать,  что значит  число, стоящее напротив него.(2 мин., 2 человека читаю записанное). В это время раздача эталона  №3.

    1. Учитель: Посмотрите в таблицу, назовите  удельную теплоемкость льда и удельную теплоемкость воды?

     Ученики: сльда =2100 Дж/(кг*˚С), своды=4200 Дж/(кг*˚С).

     Учитель: Какой   вывод можно сделать из того, что они имеют различные удельные теплоемкости?

    Ученики: Удельная теплоемкость зависит и от агрегатного состояния вещества.

     Запись в тетради: удельная теплоемкость зависит и от агрегатного состояния вещества. сльда =2100 Дж/(кг*˚С), своды=4200 Дж/(кг*˚С).

    Учитель:  У какого вещества удельная теплоемкость самая большая?

    Ученики: у воды.

    Учитель: Это говорит о том, что, вода медленно нагревается,  при этом забирает много тепла.

    Запись в тетради: большие водоемы (озера, моря) влияю на климат в данных районах. Утром вода холоднее воздуха, вечером теплее, т.к. вода медленно нагревается ,забирая много тепла, и медленно остывает, долго отдавая тепло воздуху.

    IV. Закрепление  материала.

    1.Самостоятельная работа.

     Заполни таблицу:

    Вещество

    с, Дж/(кг*˚С)

    Q, Дж

    m, кг

    ∆t, ˚С

    лед

    2100

    2100

    1

    1

    сталь

    500

    2

    1

    вода

    4200

    8400

    1

    медь

    400

    1200

    1

     

     2. Вопросы и задачи по изученной теме:

    • Удельная теплоемкость свинца равна 140 Дж/(кг*˚С). Что это значит?
    • Что нужно знать, чтобы вычислить количество теплоты, отданное телом при остывании?
    • Что эффективнее использовать в качестве грелки - 2 кг воды или  2 кг кирпича при той же температуре?

    V.Домашнее задание:

    1. §8 учебника, вопросы к параграфу;
    2. Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В.Ивановой, №933, 1003, 1030.

    VI. Подведение итогов урока.  

    Учитель: Итак, на этом уроке вы узнали:

    1)Что такое «Удельная теплоемкость вещества»;

    2)Как она обозначается и в каких единицах измеряется;

    3) Что она означает для каждого вещества.

    4) От чего она зависит и как большие водоемы влияют на климат в ближайших районах.

                                                      

    Литература:

    1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа,2000. – 192 с.: ил.
    2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО,2009. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА В КУРСЕ ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА В КУРСЕ ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

    Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура

    Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

    Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура

    Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

    Методический семинар "Методики и технологии, направленные на реализацию новых ФГОС, применительно к предмету Информатика и ИКТ".

    Методический семинар "Методики и технологии, направленные на реализацию новых ФГОС, применительно к предмету Информатика и ИКТ"....

    Планируемые результаты реализации ФГОС ООО при изучении физики

    Описание трех групп результатов - личностных, метапредметных, предметных....

    Реализация ФГОС ООО по предмету «Технология»

    ФГОС по предмету "Технология"...

    Методы, средства и формы организации обучения, наиболее эффективно стимулирующих развитие личностных качеств учащихся в свете реализации ФГОС (на примере предмета биологии).

    Для преодоления ряда противоречий, в настоящее время имеющих ме­сто в школьном образовательном процессе в целом и в частности в обучении биологии, необходим переход на новые методики, техноло­...