План-конспект урока по физике на тему "Световые явления" 8 класс
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Кравченко Андрей Степанович

Тема: Световые явления.
Урок: Плоское зеркало.
Учитель: Кравченко А.С.

Цель урока: формирование умения строить изображение в плоском зеркале, знание о применении плоских зеркал в быту, технике.
Задачи:
-  обучающие:

сформировать понятия плоского зеркала и изображения в плоском зеркале, понятие мнимого изображения; изучить способы построения изображений в плоском зеркале при различных относительных положениях объекта  и зеркала; научить устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях; сформировать практические навыки по построению

- развивающие:

развивать умения делать выводы и обобщения, развивать глазомер, умение ориентировки в пространстве и во времени, развивать умение применять знания в конкретных ситуациях, включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать логическое мышление; развивать и поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

- воспитательные:

воспитывать познавательный интерес, положительную мотивацию к обучению, аккуратность при выполнении заданий.

 

Тип урока: комбинированный

 

Формы работы учащихся: устное решение  практических задач, практическая работа с зеркалом, конспект, творческая работа учащихся (сообщения учащихся «Из истории зеркал» и «История калейдоскопа»)

 

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, презентация «Плоское зеркало», набор зеркал для демонстраций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_fizike_v_8_klasse.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по физике в 8 классе.


Тема: Световые явления.
Урок: Плоское зеркало.
Учитель: Кравченко А.С.

Цель урока: формирование умения строить изображение в плоском зеркале, знание о применении плоских зеркал в быту, технике.
Задачи:
-  обучающие: 

сформировать понятия плоского зеркала и изображения в плоском зеркале, понятие мнимого изображения; изучить способы построения изображений в плоском зеркале при различных относительных положениях объекта  и зеркала; научить устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях; сформировать практические навыки по построению

- развивающие:

развивать умения делать выводы и обобщения, развивать глазомер, умение ориентировки в пространстве и во времени, развивать умение применять знания в конкретных ситуациях, включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать логическое мышление; развивать и поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

- воспитательные:

воспитывать познавательный интерес, положительную мотивацию к обучению, аккуратность при выполнении заданий.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: устное решение  практических задач, практическая работа с зеркалом, конспект, творческая работа учащихся (сообщения учащихся «Из истории зеркал» и «История калейдоскопа»)

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, презентация «Плоское зеркало», набор зеркал для демонстраций

Ход  урока:

  1. Актуализация опорных знаний.

Организационный момент (на каждой парте лежат плоские зеркала)

Фронтальный опрос:

  1. Практически все поверхности отражают свет. Какие бывают отражения? Что же общее в этих двух видах отражения?
  2. Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела?
  3. Назовите основные лучи и линии, применяемые для графического изображения отражения света.
  4. Сформулируйте законы отражения света.
  5. В каком случае угол падении светового луча на зеркало меньше? Ответ свой обоснуйте.
  6. В ясный солнечный зимний день деревья дают на снегу чёткие тени, а в пасмурный  день теней нет. Почему?
  1. Почему одни обои кажутся светлыми, а другие притом же освещении более тёмными?
  2. Задачи. (Решаем устно)

а) Угол падения равен 30 градусов. Чему равен угол отражения?

     б) Угол падения луча равен 15градусов. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

      в)  Угол падения увеличили на 10градусов. Как изменился угол между падающим и  отраженным  лучами?

             г)  Угол между падающим и отраженным лучами составляет 90градусов.

      Под каким углом к зеркалу падает свет?

  1. Определите, на каком рисунке (А или Б) изображено диффузное отражение, а на  каком – зеркальное отражение.
  1. Изучение нового материала.

Задание 1.

          Положите на парту плоское зеркало. Посмотрите на свое изображение в зеркале. Как оно образовалось? Почему не возникает такого же изображения на поверхности парты?

Почему мы видим отражения предметов в воде? Капельке ртути? Зеркале? Каковы характеристики изображения. Вот на эти вопросы мы и попытаемся сегодня дать ответы.

Тема нашего урока: П л о с к о е  з е р к а л о. (Записать в тетради)

Зеркально отражающую поверхность называют плоским зеркалом, если             падающий на неё пучок параллельных лучей после отражения остаётся параллельным.

  Трудно представить себе жизнь без зеркал. Первые упоминания о зеркалах относятся к 1200 г. до н. э. Сделаны они были из сплава олова и бронзы. Этот сплав называется спекуллумом и  является идеальным материалом для изготовления высококачественных зеркал. Это литые, очень дорогие зеркала. В практике мы используем зеркала стеклянные. В обычном понимании, зеркало представляет собой плоское стекло, на одну сторону которого нанесено специальное покрытие, содержащее серебро. В остальном же, зеркалом может считаться любой предмет, имеющий гладкую плоскую поверхность.

Все зеркала можно отнести к приборам, которые изменяют направления или конфигурацию светового пучка. Зная закон отражения, можно объяснить положение видимой картинки в плоском зеркале.

        Проблемный эксперимент. 
         Интерактивное задание. Мультимедиа: Световые явления. Плоское зеркало.

         Слайды: 5-8).

      Перед стеклом (которое заменит зеркало) поставим зажжённую свечу, а по другую сторону стекла поставим такую же по размерам свечу, симметрично первой. Если смотреть перпендикулярно стеклу (зеркалу), то можно заметить, как две свечи сливаются в одну. Уберём одну свечу и убедимся, что точно на этом месте находится изображение первой свечи.

      Посмотрим, что будет происходить с изображением, если размер предмета увеличится или изменится угол наклона между предметом и зеркалом.

В ы в о д.  (Записать в тетради)

  Изображение предмета в плоском зеркале всегда является:

- мнимым;

- прямым;

- равным по размеру самому предмету;

- находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед зеркалом.

   При этом «правое» преобразуется в «левое» и наоборот, а «верх» и «низ» не  меняется местами.

Построение изображения точки и предмета в плоском зеркале.

а) Просмотр видеоролика  "Отражение в зеркале"

б) Учитель объясняет правило построения изображения светящейся точки в зеркале. (Ученики выполняют построения в тетрадях)

   Для построения изображения светящейся точки в плоском зеркале из множества лучей, исходящих от неё, обычно выделяют только два луча:

  1. луч, перпендикулярный зеркалу (он отразится в обратном направлении);
  2. луч, падающий под углом (он отразится под таким же углом)


           Продолжения отражённых лучей, изображённых пунктиром, пересекаются в точке  для S1, которая является изображением светящейся точки S . Для нахождения  изображения источника света S достаточно опустить на зеркало или на его продолжение из точки, где находится источник света, перпендикуляр и продолжить  его на расстояние ОS=ОS1, за зеркало.
       в) Учитель объясняет правило построения изображения предмета в зеркале. (Ученики выполняют построения в тетрадях)
      Так как в изображении сходятся не сами лучи, а их продолжения, в действительности изображения в этой точке нет: нам только кажется, сто из этой точки исходят лучи. Подобное изображение принято называть мнимым.
        Изображение предмета, даваемое плоским зеркалом, формируется за счёт лучей, отражённых от зеркальной поверхности. Это изображение является мнимым, т. к. оно образуется пересечением не самих отражённых лучей, а их продолжений в «зазеркалье».
       г) План построения изображения в плоском зеркале. (Смотрят на слайде)
1. Провести линию через точку-источник перпендикулярно плоскости зеркала.
2. Измерить расстояние от точки-источника до плоскости зеркала.
3. Отложить такое же расстояние с другой стороны зеркала (это и будет точка-изображение).
4. Проделать то же самое с каждой точкой, если таких точек несколько.
Фронтальный эксперимент.
Поставьте на лист картона два зеркала, расположите под прямым углом друг к другу. Перед зеркалом поставьте зажженную свечу. Сколько изображений вы видите?
Обратите внимание, что в каждом зеркале наблюдается симметричное изображение другого предмета.
Зависимость числа изображений в зеркале от угла между зеркалами имеют вид:  n = (3600 – α) / α.
  Применение плоских зеркал в быту и технике.
Учитель: Приведите примеры применения плоских зеркал.  
- Транспорт, военная техника  (перископы), зеркальные шкалы в измерительных приборах – гальванометрах,  барометрах и др.
История зеркала теряется в глубине веков. Понятно, что самым первым зеркалом была   обыкновенная… лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.
Выступление двух учеников с сообщением «Из истории зеркал»
  Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.
    Совершенно новый тип зеркал появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово и разбивал шар на куски. И пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно – только отражение было немного искаженным.
   Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
    В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный «Совет Десяти» ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
   Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV – Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.
   Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключалась в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу. Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?
   На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.
   Став в XVIII веке важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство.

Сообщение ученика по теме «История калейдоскопа».

  Калейдоскоп (от греч. καλός - красивый, εἶδος - вид, σκοπέω - смотрю, наблюдаю) – изобретение английского физика Дэвида Брюстера (1816 год).  Но в России калейдоскоп появился ещё раньше (в 18 веке) благодаря великому учёному М.В.Ломоносову, который не запатентовал своё изобретение из-за отсутствия соответствующего закона в тогдашней России.

3. Закрепление изученного учебного материала.

  1. Какие лучи используют для построения изображений в плоском зеркале?
  2. Какой прием используют для построения изображения предмета в плоском зеркале?
  3. Дайте характеристику изображения предмета в плоском зеркале.
  4. Человек стоит на расстоянии 2 м от вертикально стоящего зеркала. Чему равно расстояние между человеком и его изображением?
  5. Луч падает на зеркало под углом 200 к его поверхности. Чему равен угол отражения?
  6. Тест
  7. Внимательно смотрим за построением изображения стрекозы и делаем правильный вывод.

Домашнее задание

  1. П. 64, упр.31 (2,3) (Перышкин А.В. «Физика. 8 класс», 2008).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект современного урока по физике. "Давление. Единицы давления."

Урок по физике по ФГОС.Цель  урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися ...

Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"

Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

План - конспект открытого урока по физике в 11 классе на тему "Античастицы"

Открытый урок по физике в 11 классе проводился в соответствии с приказом Самарского управления министерства образования и науки Самарской обдасти во время апробации дополнительных форм оценки качества...

План-конспект открытого урока по физике

План-конспект открытого урока по физике на тему: "Силы а тяжести и сила упругости"....