урок- защита проекта "Применение сообщающихся сосудов"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Урок физики в 7 классе "Применение сообщающихся сосудов". На уроке   рассмотривается применение сообщающихся сосудов в повседневной жизни, принцип работы водопровода, шлюзов. Учащиеся представляют действующие модели фонтанов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_soobshchayushchikhsya_sosudov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ЗАЩИТА ПРОЕКТА

ПО ФИЗИКЕ В 7 КЛАССЕ

ПРИМЕНЕНИЕ СООБЩАЮЩИХСЯ СОСУДОВ

   

                                                                   Разработала учитель физики

МОУ СОШ № 2

                                                Водолазова Елена Николаевна  

           

                                 

Цели урока:  

  1. Образовательные: рассмотреть применение сообщающихся сосудов в повседневной жизни;  углубить и расширить знания учащихся по пройденной теме, разобрать принцип работы водопровода, шлюзов, фонтанов как сообщающихся сосудов.
  2. Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное, развивать навыки работы с компьютером, в сети Интернет, умений изготавливать фонтаны.
  3. Воспитательные: воспитывать у учащихся самостоятельность работы с учебной и дополнительной литературой, способствовать формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, навыков работе в группе.

ХОД УРОКА:

I.   Мотивация. Загадки:       (СЛАЙД)  

     1. Хоть и задрал он кверху нос,

      Но это вовсе не всерьез.

      Ни перед кем он не гордится,

      Кто пить захочет – убедится.  (Чайник).

      2. Если речка по трубе

      Прибегает в дом к тебе

      И хозяйничает в нем –

      Как мы это назовем?   (Водопровод).

      3. Дождь веселый, озорной

      В огород пришел со мной.

      Дождевую тучку

      Я держу за ручку. (Лейка).

Вопрос учащимся: - Прочитайте  загадки, о каких телах в них идет речь?

- Как можно назвать все эти сосуды?  (Сообщающиеся)

Сегодня мы на уроке рассмотрим применение сообщающихся сосудов. (СЛАЙД)  

II.  Повторение пройденного материала.

  1. Как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?

      2.   Как располагаются поверхности разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах?

      3.   В сообщающиеся сосуды налили ртуть и воду. Как расположатся жидкости?

      4.   Рассмотрите рис. а-в и ответьте на вопрос: что произойдет с жидкостью, если открыть кран?

  1. Рассмотрите  рис. 110 стр.94  учебника. Какая величина будет у жидкостей одинакова на уровне АВ?
  2. Как рассчитывается давление жидкости?
  3. Продемонстрируйте, как с помощью сообщающихся сосудов начертить на доске строго горизонтальную линию. Подумайте, где на практике вы можете столкнуться с такой проблемой.
  4. Как при помощи сообщающихся сосудов людям, делающим ремонт,  проверить, горизонтально ли нанесена филенка   (линия, отделяющая окраску панели от верхней части стены)?

III. Защита проекта «Применение сообщающихся сосудов».

  1. Из истории водопровода.   (СЛАЙД)   Отчет учащихся по данной теме.

-Скажите, в чем состояла ошибка инженеров Древнего Рима?

  1. Шлюзы.    (СЛАЙД)  

Явление сообщающихся сосудов используют в работе шлюзов.

Шлюз - гидротехническое сооружение для перевода судов из одного водного пространства в другое с разными уровнями воды.

  1. Фонтаны.  (СЛАЙД)  

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный голос твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня крапит росою хладной...

          А.С.Пушкин "Фонтану Бахчисарайского дворца".

Зрелище фонтанов завораживает и восхищает.  Недалеко от Санкт- Петербурга находится Петергоф – ансамбль  парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого (их больше 100) работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Здесь используется принцип сообщающихся сосудов – разница в уровнях, на которых расположены фонтаны и пруды-хранилища.

(СЛАЙД)  

В нашем городе тоже есть два небольших фонтана, в том числе фонтан в городском парке. (СЛАЙД)   По сведениям Красноармейского краеведческого музея он был построен в начале 80-х годов. Сейчас основная часть фонтана мало привлекает внимания, и мы предлагаем свой вариант для улучшения внешнего вида фонтана. (СЛАЙД)  

К сожалению, даже имеющиеся фонтаны в нашем городе редко действуют. И мы решили сделать свои фонтаны. Ребята подготовили действующие модели фонтанов и сейчас представят их. (СЛАЙД)  

1) Огненный фонтан (автор: Полякова Екатерина)

2) Разноцветный рай (авторы: Селезнев Никита, Камышов Михаил, Коробов Андрей)

3)  Морской бриз (автор: Озерова Валерия)

4) Зов джунглей (авторы: Абрамова Елена, Абрамов Евгений, Мясникова Александра, Русин Даниил)

IV.

Литература:

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Сёмке А.И. «Физика. Занимательные материалы к урокам». - М., Издательство НЦ ЭНАС, 2004.

Приложение № 1.

Чего не знали древние?

Жители современного Рима до сих пор пользуются остатками водопровода, построенного еще древними: качественно возводили римские рабы водопроводные сооружения. Но римские инженеры, руководившие этими работами,  явно недостаточно были знакомы с основами физики. Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Для чего это делалось? Разве не проще было бы прокладывать в земле трубы, как делается теперь? Конечно, проще, но римские инженеры того времени имели весьма смутное представление о законах сообщающихся сосудов. Они опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, - и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути (а для этого требовалось нередко либо вести воду в обход, либо возводить высокие арочные подпоры). Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину  100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров иной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики!

Приложение № 2

Шлюзы.

На реке или канале для перевода судов с одного уровня на другой, например, перед плотиной, используют шлюзы - камеры, огражденные продольными стенками и воротами. Предположим, нужно провести судно с нижнего бьефа (части реки или канала, расположенной ниже шлюза по течению) на верхний. Сначала в нижних воротах открывают задвижку, излишек воды сливается, и уровень воды в камере и нижнем бьефе становится одинаковым. Ворота открывают, судно входит в камеру, затем снова закрывают нижние ворота и отодвигают задвижку на верхних; камера заполняется водой до уровня верхнего бьефа. После этого судно выходит из шлюза через верхние ворота.

Камеры наиболее крупных шлюзов имеют длину до 400 м, ширину до 33 м при глубине 5-15 м. Такие сооружения могут пропускать одновременно несколько судов. Бывают и многокамерные шлюзы.

Приложение № 3.

ФОНТАНЫ ПЕТЕРГОФА

На мраморном обелиске, стоящем у ограды Верхнего сада Петергофа, высечены цифры: 29. Таково расстояние в километрах от Санкт-Петербурга до блестящей загородной резиденции русских императоров, а ныне всемирно известной «столицы фонтанов» - Петергофа. Величественная панорама открывается при подходе к Петергофу с моря: самую высокую точку занимает большой дворец, возвышающийся на краю естественной 16-метровой террасы. На ее склоне сверкает золотом скульптур и серебром фонтанных струй Большой каскад. Перед каскадом в центре водного ковша взмывает мощная струя фонтана «Самсон», а далее воды устремляются к заливу по прямому, как стрела, Морскому каналу, который является планировочной осью север-юг.

Петр не случайно выбрал именно это место для строительства Петергофа. Обследуя местность, он обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Создание водопроводящей системы было поручено обучавшемуся в Голландии и во Франции русскому мастеру Василию Туволкову. Под его руководством в течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, и здесь можно было устроить лишь небольшие по высоте струи-фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы.

Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах парка. Найденные еще Петром I принципы водоснабжения действуют и поныне, свидетельствуя о таланте основателя Петергофа.

Группа «Самсон, разрывающий пасть льва» должна была украшать самый мощный водомет Нижнего парка. Решение о сооружении фонтана было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Сампсония. Скульптура должна была символизировать победу России над Швецией, в гербе которой - лев. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров.

Отлитая из свинца группа «Самсон, разрывающий пасть льва» уже через десять лет потребовала значительной реставрации. Один из крупнейших русских скульпторов М. Козловский, создал новую модель. В 1802 году «Самсон» Козловского, отлитый в бронзе, был установлен на сложенный из гранитных глыб пьедестал. У ног героя резвились восемь дельфинов, а в нишах у подножия пьедестала разместились четыре полуфигуры львов, обращенных по сторонам света. К июлю 1806 года каскад предстал в обновленном виде. В течение XIX века Большой каскад дважды капитально ремонтировался и перестраивался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сообщающиеся сосуды"

Данная разработка расчитана для 9 класасов. Урок был разработан к учебнику Н.М. Шахмаев....

Разработка урока на тему "Сообщающиеся сосуды"

Данная разработка урока позволяет формировать представление о сообщающихся сосудах; выяснить свойства сообщающихся сосудов; показать  их широкое применение в быту и технике; осмыслить практическу...

открытый урок по физике "Сообщающиеся сосуды"

Открытый урок по физике для 7 класса "Сообщающиеся сосуды"...

Урок по теме: «Сообщающие сосуды».

Урок изучения нового материала.Учащиеся должны познакомиться с сообщающимися сосудами, усвоить закон сообщающихся сосудов на уровне применения знаний в новой ситуации. Рассмотреть применение сообщающи...

методическая разработка урока по физике "Сообщающиеся сосуды"

Отзыв об открытом уроке в 7 «Б» классе «Сообщающиеся сосуды», проведенном Караваевой М.Н.  Посетив урок физики в 7 «Б» классе «Сообщающиеся сосуды», я окунулась в хорошую рабочую...

Примерный план урока по физике "Сообщающиеся сосуды" 7 класс.

Тема "Сообщающиеся сосуды" изучается после изучения темы "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосудов" по учебнику "Физика 7 класс", автор А.В. Перышкин...