Механическая работа
презентация к уроку по физике по теме

Шевырева Ольга Дмитриавна

Этот материал содержит фрагмент урока физики по теме "Механическая работа".  Мастер-класс был представлен на заседании педагогического совета от 8.11.2013 г.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мыть пол; петь; играть в куклы; лазать по деревьям; думать.

Слайд 2

«Механическая работа. Единицы работы».

Слайд 4

А – работа F - сила; S – пройденный путь.

Слайд 5

A = F•S

Слайд 6

1 Дж = 1Н•м



Предварительный просмотр:

Выступление Шевыревой О. Д. на заседании педагогического совета

от 8.11.2013 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

        С чего начинается постановка проблемы в настоящем научном творчестве?

С проблемной ситуации. И проблемный урок тоже должен начинаться с проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два типа: "с удивлением" и "с затруднением".

        Эмоциональное переживание возникает лишь в определенный момент урока - при столкновении с противоречием.

Проблемные ситуации и побуждающий диалог

        Приемы создания        

проблемной ситуации

Побуждение к осознанию

противоречия

Побуждение к

проблеме

1. Одновременно предъявить  противо- речивые факты, теории, мнения     

  Что вас удивляет? Что интересного заме-

   тили?    Какое противоречие налицо?                  

   

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какой будет

тема урока?

                         

                         

 

2. Столкнуть мнения учеников  вопросом или практическим заданием 

   Вопрос был один? А мнений сколько?

  (Задание было одно? А как его выполнили?)

 Почему так получилось?  Чего мы  не знаем?    

3. Шаг 1. Обнажить житейское                    

   представление учащихся вопросом

   или практическим заданием  

    Шаг 2. Предъявить научный  факт                            

сообщением, экспериментом, наглядностью                                   

  Вы сначала как думали? А как  на самом  

  деле?              

                             

                             

4. Дать практическое задание,    не

    выполнимое вообще      

  Вы смогли выполнить  задание?   В чем  

  затруднение?  

5. Дать практическое задание,    не  

    сходное с предыдущими  

                             

  Вы смогли выполнить задание? В чем

  затруднение? Чем это задание не похоже на  

  предыдущие?

6. Шаг 1. Дать задание, сходное с  

                предыдущими            

   Шаг 2. Доказать, что задание

                ученики не выполнили

  Что вы хотели сделать?  Какие  знания  

  применили?  Задание  выполнено?    

  Почему?

 

        Для меня как для учителя физики более всего подходят первые три приема создания проблемных ситуаций. Сегодня мне хотелось бы продемонстрировать, как для создания проблемной ситуации можно столкнуть мнения учеников  вопросом или практическим заданием. Я покажу фрагмент урока, с которого начинается введение нового материала. Тема урока заранее не объявляется. Итак, начинаем.

1 этап. Постановка проблемы.

- Уважаемые коллеги, перед вами список некоторых действий:

*   мыть пол

*   петь

*   играть в куклы

*   лазать по деревьям

*   думать

- Как вы думаете, что из этого списка можно считать работой? (предложить нескольким коллегам ответить).

- Как вы думаете, а что на этот вопрос ответил бы маленький ребенок? ( девочка - " играть в куклы", а мальчик - " лазать по деревьям").

- Как вы думаете, а что на этот вопрос ответила бы уборщица? ученый?

Побуждение к осознанию противоречий.

- Вопрос один, а мнений много!

- Задание одно, а результат разный!

- Почему так получилось?

- Чего мы не знаем?

Побуждение к проблеме.

- Какой возникает вопрос? (Что такое работа?)

- Какая будет тема урока? ( "Механическая работа. Единицы работы").

2 этап. Поиск решения.

Подводящий к теме диалог - логическая цепочка посильных для учащихся вопросов и заданий.

- Перед вами два рисунка. Кто на них изображен? (Девочка  держит штангу над головой. Женщина катит коляску).

- Что общего в том, что делают эти люди ? (Каждый прилагает силу).

- Чем отличаются их действия? ( Девочка проходит некоторый путь, а мальчик не движется).

- Именно женщина совершает работу. Каков же признак совершения работы? (Перемещение под действием силы).

- Давайте выясним от чего зависит механическая работа. Приведите примеры, показывающие зависимость работы от силы. (Сильный человек может выполнить больше работы, чем слабый. Тот, кто несет более тяжелый чемодан совершает большую работу, чем тот, кто несет лёгкий чемодан).

- Какая зависимость? (прямая)

- Приведите примеры, показывающие зависимость работы от пройденного пути. (Тот, кто понесет чемодан на 5-й этаж совершит большую работу, чем тот, кто донесет чемодан до 2-го этажа...)

- Какая зависимость? (прямая)

3 этап. Выражение решения.

- Запишите формулу, если : А-работа, F-сила, S-пройденный путь. (A = F*S).

4 этап. Реализация продукта - публичное  представление продукта . 

- Запишите на доске свои варианты.  

 - Из формулы видно, что единица работы равна  1 Ньютон умноженный на 1метр,и называется Джоуль.

Задание на формулирование: задайте друг другу вопросы по сегодняшней теме.

Рекомендации по использованию проблемного диалога.

1. Использовать групповую форму работы, а вот подводящий диалог - фронтален.

2. Учебная проблема существует в двух формах - вопрос и тема урока. Хорошо, если у учеников сразу получается  тема, урок идет гладко, но если сперва появляется вопрос, то букетик структурных просчетов гарантирован. Схема урока с проблемой в форме вопроса: вопрос-открытие знания - возврат к вопросу - формулирование темы.

3. Соблюдайте структуру побуждающего диалога.

4. Будь готов к импровизации.

5. Следите за своей реакцией на реплики учащихся. Неизбежны неточные и ошибочные формулировки. Нужно избегать не только отрицательных , но и поощрительных реплик. Ведь учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс Механическая работа Сам. работа

В работе проверяется знание и умение вычислять механическую работу, кинетическую и потенциальную энергию тела....

Механическая работа. Единицы работы.

План-конспект урока физики в 7 классе на тему "Механическая работа. Единицы работы". Есть презентация к плану....

Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.

Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс

Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...

Открытый урок по физике "Механическая работа. Единицы работы"

Задачи урока:Знать: определения механической работы, обозначения физических величин; выяснить, когда совершается положительная работа, отрицательная и равная нулю; формулы: для нахождения работы...