методическая разработка урока "Механические волны. Звук", 9класс
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Разработка урока  по теме «Механические волны. Звук»  в 9 классе  с  использованием адаптивной технологии. Целью  урока является  обобщение изученного материала и развитие навыков самостоятельной работы.  Методы и приёмы, применяемые на уроке, позволяют адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_mekhanicheskie_volny._zvuk.doc783.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Механические волны. Звук»

Цель урока:

  Обобщение изученного материала. Развитие навыков самостоятельной работы.

Этап урока

               Учитель

    Ученик

1

2

мин

Организационный момент

1.Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по теме «Механические колебания. Звук» и совершенствуем навыки решения задач различного типа.

2.Деление класса на группы (пары) и раздача материалов для работы (дидактический лист №1,2; лист учёта).

2

10

мин

Актуализация опорных  знаний

Индивидуальная работа

2)Фронтальная работа

Рассмотрите таблицу 2. Ответьте на вопросы:

1.Почему  часть понятий помещена в общий прямоугольник?

2.Как можно назвать понятия, помещенные в верхний общий прямоугольник?

3.Как можно назвать понятия, помещённые в нижний общий прямоугольник?

4. Обсудите каждую стрелку в схеме.

1.Работа в парах (группах) по дидактическому листу №1. Заполните таблицу 1 физических величин, изученных в данной теме.

( обсуждают , сопоставляют, сверяют, оцениваю и корректируют)

2. Отвечают на вопросы, рассуждают, оценивают свои ответы.

3

25 мин

Самостоятельная работа

 Каждому ученику раздаёт дидактический лист №2.

Учитель сообщает:

Выбор формы задания происходит по желанию учащихся.

Индивидуальная работа

Выполнение по выбору заданий с дидактического листа №2

1. «Подумай и ответь»

2. Выбери верное выражение

3.Поработай с рисунком

4. «Реши задачу»

4

7

мин

Подведение итогов

Раздаёт дидактический лист №3 с кодами ответов.

  1. Работа в парах

Учащиеся обмениваются своими работами и осуществляют проверку работ, используя коды ответов.

1.Фиксируют

результаты своей работы  в листах учёта.

5     1 мин

Подведение итогов урока

Задание на дом

Отмечает уч-ся, набравших наибольшее количество баллов.

Сдают выполненные работы на контрольную  проверку учителю

                         

                    Дидактический лист №1

  1. Заполните таблицу 1

Таблица №1                    

                                         Физические величины

Величина

Обозначение

Единицы  

измерения

 Формула для вычисления

Таблица №2           Схема «Механические волны»

 

                       

                       Дидактический лист №2

Задание 1        Тест  «Подумай и ответь»

1.  Волна – это..

А. колебания частиц среды в направлении распространения волны

Б. колебания частиц среды В. Распространения возмущения в среде  Г. Чередование уровней волы в водоёме.

2. В направлении распространения волны в среде происходит перенос на значительное расстояние …

А.энергии без переноса вещества среды  Б. вещества среды без переноса энергии                               В. И вещества среды, и энергии  Г. Источника волн

3.Поперечной называют такую волну, в которой частицы

А.колеблются в направлении распространения волны

Б. колеблются в направлении, перпендикулярном направлению распространению волны

 В. Движутся по кругу в плоскости, параллельной направлению распространению волны

Г. Движутся по эллипсу в плоскости, параллельной направлению распространению волны

4. Мы можем услышать звуковой сигнал от источника скрытого за препятствиям. Этот факт можно объяснить, рассматривая звук как

А. вихревой воздушный поток, идущий из источника звука; Б. поток частиц, вылетающих из источника звука; В. Поток молекул, составляющих воздушную смесь  Г. Механическую волну

5. Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении частоты колебаний в звуковой волне?

А.повышение высоты тона                  Б.понижение высоты тона

В. Увеличение громкости          Г. Уменьшение громкости

Задание 2       «Выбери верное выражение»

  1. Примером продольных волн является порывы ветра в воздухе.
  2. Не всякое колеблющееся в воздухе тело излучает звуковые волны.
  3. Громкость звука определяется частотой колебаний.
  4. Длина волны – это расстояние, на которое распространяется за время наблюдения за ней.
  5. Эхо – это звуковая волна, отражённая какой-либо преградой и возвратившаяся в то место, откуда она начинала распространяться.

Задание 3       «Поработай с рисунком»

Ученик, выбравший задание 3, выполняет решение в тетради для самостоятельных работ с полным обоснованием.

1.Вопрос.

Почему нельзя услышать звон колокола, находящегося внутри сосуда, из которого откачан воздух?

2.Вопрос.

Что представляет собой камертон? Для чего он нужен?

3.Вопрос.

   

Зачем нужны ящики камертоном, корпуса музыкальным инструментам?

 4.Вопрос.

         К какому виду волн относится звуковая волна?

Задание 4                «Реши задачу»

Ученик, выбравший задание 4, выполняет решение в тетради для самостоятельных работ с полным обоснованием и оформлением действий.

  1. Скорость механической волны равна 400м/с, а частота колебаний равна в волне 6000 Гц. Определите длину волны период колебаний.
  2. Определите скорость звука в воде, если источника звука, колеблющийся с периодом 0,002 с, возбуждает в воде волны длиной 2,9 м.
  3. Поплавок качается на волнах, скорость которых 1,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн равно 6 м. Определите скорость распространения волны.
  4. За какой промежуток времени распространяется звуковая волна в воде на расстояние 29 км, если её длина равна 7,25 м, а частота колебаний 200 Гц?

( 20 с)

  1. На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3 с?. Скорость звука в воде 1500м/с.

(2 250 м)

                              Лист учёта

Класс,

фамилия, имя

Работа в группе

Таблица «Физические величины»

                    Индивидуальная работа

оценка

Тест  «Подумай и ответь»

«Выбери верное выражение»

«Поработай с рисунком»

«Реши задачу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА ЗВУКА Р

Артикуляторная гимнастика для звука Р в игровой форме....

Методическая разработка урока "Влияние звуков на человека."

Урок знакомит обучающихся с влиянием звуков на организм человека; формирует понятия "шумовая болезнь" и "шумовое загрязнение"...

Методическая разработка урока по теме: "Механические волны. Виды механических волн"

Построение урока позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся при изучении нового материала. В ходе самостоятельной работы обучающиеся заполняют опорный конспект....

Презентация к методической разработке "Вечер произношения - звук "С""

Закрепление звука "С" в различных позициях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, мышления....

Методическая разработка логопедического занятия " Звук и буква К"

План-конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса (второй год обучения) с задержкой психического развития....