Межпредметная интеграция на уроках физики (физика и химия)
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Братушка Алла Даниловна

Ученикам предлагается творческое домешнее задание - составить задачу по физике. предварив ее информацией о металле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_i_fizika_statya.docx16.7 КБ
Файл proekt_rtut_krylov_okonchatelnyy.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметная интеграция на уроках физики  (физика и химия 8 класс).

     Среди многих идей, которые направлены на  совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых на мой взгляд  - идея формирования и развития познавательного интереса учащихся.  Для иллюстрации одного из возможных подходов развития познавательного интереса,  для того, чтобы ученик взглянул на физику с другой точки зрения, возможно применил свои знания на практике, раскрыл, может быть скрытые свои возможности -  творческие домашние задания, соединение знаний по нескольким предметам.

      Реализация межпредметных связей позволяет расширить знания учащихся по предметам, способствуют повышению научного уровня знаний, развитию логического мышления и творческих способностей, применть свои знания на практике. В данном случае имеет место развитие сопутствующих межпредметных связей,т.е. рассматриваются вопросы и понятия одновременно изучаются как по физике так и по химии– металлы. Химия влияет на физику, пожалуй, сильнее, чем любые другие науки. На заре своего развития она играла важную роль в становлении физики, эти науки взаимодействуют очень сильно: химия изучает из чего состоят металлы, а физика формулирует законы по которым металлы взаимодействуют с окружающей средой; объяснение системы Менделеева возможно только с опорой на теорию строения атома, т.е. на физическую теорию, а теория атомного строения вещества получила основательное подтверждение в химических опытах и т.д.

     Стандартное домашнее задание по окончании темы можно сделать нескучным, привлекательным.  После окончания темы «Тепловые явления. Агрегатные превращения веществ» ученикам 8 класса предлагается выполнить творческое домашнее  задание: самостоятельно составить и решить задачу о свойствах металлов (ученик выбирает самостоятельно понравившийся ему металл),  построить график зависимости изменения количества теплоты от  температуры, предварив ее информацией о химических свойствах металлов, интересных и занимательных фактах  о металлах.  Чтобы найти интересную информацию о металлах ученикам обязательно необходимо будет использовать дополнительные источники информации помимо учебника химии и физики,  такие как энциклопедии, справочники, интернетресурсы.  В таблицах тепловых свойств металлов  присутствуют не все металлы, представленные в таблице Д. И. Менделеева. Ученики, порой выбирают нестандартные металлы для задач, например полоний. Удельная теплоемкость полония – 59700 Дж/кг оС, удельная теплота парообразования – 480000 Дж/кг, температура плавления равна 2460С, а температура кипения равна 9620С – информация получена из «Популярной библиотеки химических элементов»  (М.,«Наука», 1983г.),  узнать об этих свойствах полония  можно было бы и в интернетресурсах. Задачи ученики составляют по уровням сложности, этот факт учитывается при выставлении оценки. За основу деления задач по уровню сложности берутся следующие критерии: задачи на уровень «3» - задачи без фазового перехода, т.е. охлаждение или нагревание металла, задачи на уровень «4» - задачи с фазовым переходом, задачи с участием нескольких тел, задачи на теплообмен ; задачи на уровень «5» - задачи на КПД, на уравнение теплового баланса, наличие построения графиков тепловых процессов.



Предварительный просмотр:

Источники информации:

Большая Советская Энциклопедия, третье издание, 22 том;

Сборник задач по физике, А. В. Перышкин, табличные данные.

2
18
32
18
8
2

80

Hg

200.59

5d106s2

Ртуть

Ртуть. Проект «Физика + Химия        

Ртуть (лат. Hydrargyrum, англ. Mercury) – элемент 6 периода, II группы, побочной подгруппы. Является тяжелым металлом серебристого цвета. Пары ртути очень токсичны для человека. Смертельная доза ртути в составе неорганических соединений равна 10-42 мг/кг. Используется в термометрах. Особенно, в медицинских. В природе ртуть встречается в 7 стабильных изотопах:  (0,2%),  (10%),  (16,8%),  (23,1%)  (13,2%),  (29,8%),  (6,9%). Содержание ртути в земной коре – примерно 0,0000045%, т. е. .

Самородная ртуть была известна еще за 2000 лет до н. э.. Народы Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая и Древней Индии использовали киноварь (сульфид ртути, ) как краску или лекарство.  Название ртути, hydrargyrum , произошло от слова hydrargyros (греч. hydor (вода) + argyros (серебро)).

№ периода

6

 № группы

IIB

Относительная атомная масса

200,59

№ п/п

80

Удельная теплоемкость,

Удельная теплота плавления,

Удельная теплота кипения,

Температура плавления,

Температура кипения,

Плотность,


Задача.

Кусок ртути массой 338 кг достали из криогенной камеры при начальной температуре -150℃, опустили в резервуар, где находилось 27 кг воды при температуре 100℃. Затем полученную смесь стали нагревать на газовой горелке с КПД 30%. Сколько потребуется природного газа, чтобы довести смесь до температуры кипения воды? Отдачей тепла резервуару с водой пренебречь.

Ответ: 1,08 кг.



Физика + Химия. Ученик 8В класса Крылов Артем. Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе. Лирика Фета

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе.Импрессионизм в поэзии «чистого искусства». Лирика А.А. Фета. Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.Цель урока: спосо...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Использование межпредметной интеграции на уроках литературы

Литература –  это особенный   удивительный предмет.     Литературное произведение, будь то небольшой рассказ или роман-эпопея, сравнимо с айсбергом: только небольшая...

Мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы".

Мастер-класс на тему: "Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы"....