Реализация межпредметных связей в курсе физики.
статья по физике по теме

Осипова Людмила Геннадьевна

С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для решения сложных проблем реальной действительности, поэтому межпредметные связи являются важным условием комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_mezhpredmetnykh_svyazey_v_kurse_fiziki_.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация  межпредметных  связей в курсе физики.

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

         Чтобы овладеть методикой реализации межпредметных связей, учителю важно не только понимать их значения в обучении, но, прежде всего,   необходимо   изучить содержание   смежных   предметов.   Этому   может способствовать умение различать отдельные виды знаний и  виды межпредметных связей.

          Более важную роль для конкретного предмета играют целевые межпредметные связи, так как без их реализации изучение рассматриваемого учебного материала считается невозможным. Реализация межпредметных связей «как результат» необходима для обеспечения преподавания другого предмета, но при этом и они способствуют более глубокому изучению рассматриваемого предмета.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется также      дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.

          Расширяя свои знания по другим предметам, углубляются знания учащихся, расширяется кругозор, развивается личность.

          Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, как в учебной, так и в будущей производственной, социальной жизни выпускников школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для решения сложных проблем реальной действительности, поэтому межпредметные связи являются важным условием комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

          Физика занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе. Изучение физики в старших классах средней школы способствует превращению отдельных знаний учащихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий. Предмет физики раскрывается по тематическому принципу, что целиком соответствует его обобщающему характеру. Тематическое построение этой дисциплины позволяет рассматривать ее учебные темы как отдельные «узлы» систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной связи.

            Связь курса физики с другими предметами облегчается тем, что на занятиях по физике изучают материал, имеющий большое значение для всех и, особенно, естественно-математических и политехнических дисциплин, которые используют физические теории, законы и физические методы исследования явлений природы. На занятиях по физике учащиеся получают большое количество практических навыков и умений, необходимых в трудовой деятельности и при изучении других предметов. Разумеется, межпредметные связи необходимы и для успешного изучения физики.

    Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, формирование ключевых компетентностей, обобщённых и прикладных умений, жизненных навыков. ЮНЕСКО сформулированы необходимые области компетентности формируемые в системе образования :

1. Научить учиться (компетентность в познавательной деятельности)

2. Научить жить (компетентность в практико ориентированном обучении)

 3. Научить жить вместе (т.е. в среде коммуникации)

 4. Научить работать и зарабатывать (т.е. компетентность в трудовой сфере) Деятельность направлена не на процесс, а на результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

разработка занятия по теме "Физика слуха" по програме элективного курса "Физика и медицина"

В разработке представлена методика проведения занятия элективного курса по программе "Физика  и медицина",дается обоснование  и объяснение влияния звука на здоровье человека.Историчечкие фак...

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Квантовая физика.

Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприяти...

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...

Дидактический пакет по проектированию образовательного процесса курса физики в 10 классе по разделу "Молекулярная физика. Термодинамика"

Дидактический пакет по проектированию образовательного процесса курса физики в 10 классе по разделу "Молекулярная физика. Термодинамика"...