Закон всемирного тяготения
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Открытие закона всемирного тяготения совершено Ньютоном в XVII веке, гравитационная постоянная измерена на опыте Кавендишем в XVIII в., и все же на уроке детям предоставляется возможность пройти путь величайших открытий самостоятельно. Исторические факты, формулировки законов и научные разработки предлагаются ученикам не в готовом виде, а в качестве дополнения к их собственным идеям и представлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Закон всемирного тяготения | 1.38 МБ |
Конспект урока: Закон всемирного тяготения | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: сформулировать закон всемирного тяготения - установить границы его применения - найти примеры проявления сил тяготения - узнать историю открытия закона Решаем первую задачу – силы тяготения
Силы всемирного тяготения (гравитационные силы) Нарисовать Л и З, изобразить силы, потом сделать вывод о том, как они действуют. Какой закон это описывает? Что означает слово «всемирный»? Космос – это порядок (греч.). Порядок во Вселенной. Что лежит в основе этого порядка? Модели мира Силы, с которыми два тела притягиваются друг к другу, равны по величине п ротивоположны по направлению д ействуют вдоль одной прямой
МОДЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ
- название модели - автор и время создания - суть модели - верна ли она? 1 вариант 2 вариант
1 вариант Геоцентрическая система мира Клавдий Птолемей, II век Неподвижная Земля – центр мироздания, вокруг нее вращаются все небесные тела 2 вариант Гелиоцентрическая система мира Николай Коперник, XVI век Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты
Джордано Бруно (1548-1600) Вселенная бесконечна звезды – это далекие солнца на других планетах может существовать жизнь Иоганн Кеплер (1571-1630) - Сформулировал законы движения планет - Подошел к формулировке закона тяготения, но не описал его математически
Исаак Ньютон (1642-1727) Сообщение, рецензия Законы Ньютона
Математическое выражение для силы тяготения Если R увеличить в 2 раза, то F уменьшится в 4, если R увеличить в 10 раз, то F уменьшится в 100. Что будет, если R увеличить в 3 раза?
Все тела притягиваются друг к другу, при этом сила их притяжения прямо пропорциональна массе каждого из тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними: Насколько велика эта сила? Примеры Невозможно рассчитать силу без G Придумайте способ (установку) для измерения G работа в группах
Крутильные весы Генри Кавендиша (1798 г.)
G
Стр. 61 Определите границы применения нашей формулы, начертите схемы взаимодействий
Какими были з адачи нашего урока? сформулировать закон всемирного тяготения - установить границы его применения - найти примеры проявления сил тяготения - узнать историю открытия закона Выскажите ваше мнение о сегодняшнем занятии: было ли интересно, ново, понятно.
Домашнее задание: § 15, дополнительный материал (по желанию) на стр. 65-67, составить и решить задачу на закон всемирного тяготения
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Закон всемирного тяготения»
Предмет: Физика
Класс: 9
Учитель: Жирнова С. В.
Цель урока: изучить закон всемирного тяготения, познакомиться с историей его открытия и обозначить границы применения.
Задачи урока:
- Образовательные: подвести учащихся к выводу формулы закона всемирного тяготения, его четкой научной формулировке; помочь обозначить и осознать границы применения формулы; способствовать углублению знаний о законах механики, познакомить с историей важнейших научных открытий.
- Развивающие: способствовать формированию умения планировать свои действия, выдвигать и проверять гипотезы, выделять главное в учебном материале; слушать и оценивать речь товарищей, грамотно формулировать понятия.
- Воспитательные: формировать коммуникативные навыки и критическое мышление, прививать корректность, воспитывать уважение к человеческому гению и труду, формировать уверенность в собственных силах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Техническое обеспечение урока: интерактивная доска, презентация «Закон всемирного тяготения», видеоролик «Вращение Луны вокруг Земли».
Ожидаемый результат: усвоение закона всемирного тяготения, осознание границ применения его формулы, уяснение физического смысла гравитационной постоянной.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Целеполагание.
- Изложение нового материала.
- Закрепление.
- Итог урока.
- Задание на дом.
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организа-ционный. | Приветствует, создает позитивный настрой. Сообщает план урока. | Отвечают на приветствие, настраиваются на активную деятельность. |
Актуализа-ция знаний | Демонстрирует эксперимент по свободному падению тела, видеоролик «Вращение Луны вокруг Земли», 1-й слайд презентации. После обсуждения темы урока выводит на экран соответствующий элемент на слайде: «Закон всемирного тяготения» | Наблюдают, поясняют увиденное, выдвигают предположения о теме сегодняшнего урока. |
Целепола-гание | Резюмирует предположения о цели и задачах урока, включает слайд № 2 (цели и задачи урока) | Формулируют цели урока и ставят задачи. |
Изложение нового материала |
После ответов учеников и выполнения чертежа у доски включается слайд 3.
|
Выполняют чертеж: силы, действующие между Луной и Землей.
|
Закрепле-ние |
|
|
Итог урока | Вернемся к задачам нашего урока. Удалось ли решить их? Добились ли мы своей цели? (слайд 14) Пожалуйста, выскажите свое мнение о сегодняшнем занятии: было ли ново и интересно, раскрыта ли тема? | Снова формулируют задачи урока, делают выводы о выполнении. Подводят итог. На подготовленных листочках пишут свое мнение об уроке (этап рефлексии). |
Задание на дом. | Формулирует и комментирует домашнее задание (слайд 15). Благодарит за урок. | Записывают домашнее задание. Благодарят за урок. |
Список литературы
- Муравьёв А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970.
- Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. – Москва: АСТ: 2013.
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений – М.: Дрофа, 2008.
- Хрестоматия по физике: Учеб. Пособие для учащихся / Сост.: А.С. Енохович, О.Ф. Кабардин, Ю.А. Коварский и др.; под ред. Б.И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982.
Интернет-ресурсы
- Закон всемирного тяготения (Кафедра теоретической и экспериментальной физики, компьютерных методов физики [сайт] http://physics.kgsu.ru).
- Закон всемирного тяготения (Класс!ная физика для любознательных [сайт] http://class-fizika.narod.ru/9_14.htm).
- Кавендиша опыт (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [сайт] http://megabook.ru/media/КАВЕНДИША%20ОПЫТ).
- Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС (Менеджер образования [сайт] http://www.menobr.ru/materials/19/37639/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока :”Сила гравитации Закон Всемирного тяготения”
Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием “Живой физики”...
Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »
: Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:...
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...
урок-перезентация "Закон всемирного тяготения"
Урок изучения нового материала...
Закон всемирного тяготения
Конспект урока и презетация по физике для 9 класса...
презентация "Закон всемирного тяготения"
Презентация используется при изучении темы "Закон всемирного тяготения" в 9 классе , учебник А.В.Перышкина и Е.М.Гутник...
Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.
Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...