Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции."
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Ахатова Сария Харисовна

Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции." содержит технологическую карту урока, презентацию и опорный конспект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА


Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции.

1.

ФИО (полностью)

Ахатова Сария Харисовна

2.

Место работы

МБОУ «Нижнесуньская СОШ» Мамадышского р. РТ

3.

Должность

Учитель физики и математики

4.

Предмет

физика

5

Класс

11

6.

Тема и номер урока в теме

Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции.

Урок № 11(2 ч)

7.

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

8.

Базовый учебник

Г. Б. Мякишев,  Б. Б. Буховцев,  В. М. Чаругин. Физика 11 класс. Москва «Просвещение» 2008

9. Цель  урока: познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора.

10. Задачи:

- обучающие: изучить механизм деления ядер урана-235; ввести понятие критической массы; определить условия, определяющие протекание цепной реакции, изучить устройство и принцип работы ядерного реактора, дать понятие о термоядерных реакциях.

-развивающие: развитие зрительной памяти, логического мышления;  монологической и диалогической речи; мыслительных операций: анализа, сравнения. Формирование бережного отношения к окружающему миру.

-воспитательные: показать обучающимся важность научных открытий и предупредить об опасности, которая  существует при некорректном обращении с достижениями науки.

11.Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

12.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная. 

13.Необходимое техническое оборудование:

  • проектор,
  • экран,
  • компьютер с выходом в Интернет.

14.Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

1-3-й слайд

Учитель создаёт психологически комфортную обстановку для работы на уроке; ставит цель урока, рассказывает, какими способами эта цель будет достигнута.

Участвуют в определении целей урока

1

2

Актуализация знаний

4-й слайд

1.Каков состав атомных ядер: Li, K, Co ?

2. Каковы особенности ядерных сил?

3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу.

4. Что называется ядерной реакцией?

5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях?

6.Как рассчитать энергию связи атомных ядер?

7.Что называется энергетическим выходом ядерной реакции?

Отвечают на вопросы.

1) Li-Z=3,N=3; K-Z=19, N=20; Co-Z=27, N=31.

2) Это-ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания.

3) N=N02-t/T, где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. N0-число радиоак-х атомов в начальный момент времени. N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t.

4) Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом.

5) В соответствии с законом сохранения энергии изменение кинетической энергии в процессе ядерной реакции равно изменению энергии покоя участвующих в реакции ядер и частиц.

6) Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны-E = Δmc2

7) Q = (M1– M2)c2 = Δmc, где M1 – массы исходных продуктов, M2 – массы конечных продуктов реакции.

5

3

Мотивация изучения новой темы

5-6 слайды

1.Атомный ледокол «Ленин»

2. Кольская АЭС

3. Атомные бомбы

Ставит проблему:

Можно ли найти практическое применение выделяющейся энергии?

Беседа с классом.  презентация, в которой отражены ключевые моменты изучаемой темы «Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции».

Делают вывод после просмотра слайдов.

1

4

Изучение нового материала

Слайд 7

http://www.physbook.ru/images/8/8f/Img_Kvant-1986-05-005.jpg

(график зав. уд. Эн. связи от мас. числа)

Слайд 8-9

Модель ядра Бора-Френкеля

(2)

10 слайды

11 й слайд

Модель ядра Бора-Френкеля

(7)

Слайд 12.

Модель ядра Бора-Френкеля

(5)

Слайд 13. Модель ядра Бора-Френкеля

(4)

Слайд 14.

Слайд 15

Модель ядра Бора-Френкеля

(8-9)

Слайды16-17

Модель ядра Бора-Френкеля

(10-11)

Слайд 18-20.

Слайд 21.

 http://multiring.ru/lesson/view/1439

(термоядерные реакции)

1.Обращает уч-ся к графику зависимости удельной энергии связи от массового числа.

  • Назовите  наиболее эффективные пути высвобождения  внутренней энергии из ядра

  • Объявляется тема урока.

  • Организует работу с ресурсом

  • При каких  условиях возможно деление ядра? Под действием каких частиц возможно деление ядра урана: протонов, альфа-частиц или нейтронов?

Ставит проблему

  • Где брать нейтроны для поддержания непрерывной длительной реакции?

По презентации обьясняет

  • открытия деления урана
  • механизм деления ядра

  • Разъясняется понятие цепной реакции.

  • Изотопы урана.

  • испускание нейтронов в процессе деления(модуль 5)

  • Энергия, которая выделяется при делении ядра урана огромна!

.

  • Разъясняется понятие коэффициента размножения нейтронов

  • Критическая масса

  • Практическое применение управляемых цепных реакций – ядерный реактор.
  • Первые ядерные реакторы
  • Демонстрация принципа действия ядерного реактора

  • Каковы преимущества ядерной энергетики?

  • Неуправляемые цепная ядерная реакция.

  • Термоядерные реакции – слияние легких ядер при очень высокой температуре.

Отвечают на вопросы.

1.Синтез более массивных ядер из самых легких.

2. Деление массивных ядер А~

200

  • Записывают тему урока.

Изучают содержание модуля

Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны.  (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность)

Делают вывод:

Деление возможно, если ядро возбудить  или столкнуть с нейтроном

  • анализируют возможности самопроизвольного деления ядер урана

  • Записывают определение цепной реакции и условий ее протекания

  • записывают реакции деления ядер урана

  • записывают в тетрадях

  • Разбирают зависимость течения цепной реакции от коэффициента размножения

  • наблюдение.
  • записывают в тетрадях

  • По плану рассказа о физическом приборе или устройстве составить краткий рассказ о ядерном реакторе                                

  • Делают вывод: атомная бомба-это страшное оружие.

  •  Анализируют осуществление управляемых и неуправляемых (реакция синтеза взрыва в водородной бомбе) термоядерных реакций.

                                                                                                                               

25

5

Закрепление

1)По опорному конспекту отвечают на вопросы

2)Вопросы для самоконтроля.

опорный конспект

Модель ядра Бора-Френкеля

(12)

1.Что понимают под делением ядер урана?

2.Какой величиной характеризуется скорость цепной ядерной реакции?

3.Как пойдет реакция при k > 1?

4.При каком значении k ядерная реакция управляемая?

Краткие ответы на вопросы.

Пишут ответы на вопросы самоконтроля и проверяют.

7

6

Домашнее задание

§107, 108 ,109,110.

    По желанию - проект или  презентацию по   использованию ядерной энергии.                                                        

Записывают домашнее задание.

1

7

Итоги

Оценки за урок выставляет электронный журнал.

1

8

Рефлексия

1) Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

Высказывают свое мнение.

4

Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Интерактивная модель «Цепная реакция и ядерная энергетика»

И

Интерактивная модель

Модель ядра Бора-Френкеля

3

Интерактивная модель «Управление ядерным реактором»

И

Интерактивная модель

Интерактивная модель «Управление ядерным реактором»

4

График зависимости удельной энергии связи от массового числа.

И

иллюстрация

http://www.physbook.ru/images/8/8f/Img_Kvant-1986-05-005.jpg

8

Термоядерные реакции

И

анимированная модель

Посмотреть ЭОР можно на странице: http://multiring.ru/lesson/view/1439


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Деление ядер урана. Цепная реакция"

    Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов,...

Информационная карта по физике. 12 класс. Деление ядер урана.Цепная ядерная реакция.

Краткое изложение темы "Деление ядер урана.Цепная ядерная реакция" в 12 классе вечерней (сменной) школы. Использованы материалы Интернета....

Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции."

Разработка урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции." содержит технологическую карту урока, презентацию и опорный конспект....

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....

Конспект урока физики в 11 классе по теме: «Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции»

Урок получения новых знаний. Содержит тестовые задания для контроля знаний по теме "Атомная и ядерная физика".  Форма проведения - эвристическкая беседа....

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции..

Цель: познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора....