Конспект урока по физике в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Архив содержит развернутый конспект урока по физике в 7 классе "Сообщающиеся сосуды", презентацию к уроку, два файла с тестами по теме "Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе", представляющие собой самоисполняющиеся архивы exe. Урок построен с применением ЦОР из "Школьной коллекции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_soobshayushiesya_sosudy.rar2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 20.02.2014

Класс: 7.

Предмет: физика.

Учитель: Илле Леонид Львович (МКОУ «Майская ООШ»)

Тема урока: «Сообщающиеся сосуды»

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

Предметные (учебные)

Личностные (развивающие, воспитательные)

Метапредметные (межпредметные)

повторить основные положения МКТ газов, формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

 изучить особенности сообщающихся сосудов и сформировать основной закон сообщающихся сосудов;

 рассмотреть применение сообщающихся сосудов в быту, технике и природе.

формирование умений анализировать, сравнивать, находить;

вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического эксперимента;

формирование умения делать выводы по результатам эксперимента; способствовать развитию самостоятельности и творческого мышления.

формирование умений находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;

Оборудование: интерактивная доска, подлеченная к компьютеру; ноутбуки у учащихся; лабораторное оборудование для проведения опытов (сообщающиеся сосуды разной формы и сечения); опросный лист у обучающихся.

Структура урока

№ п/п

Этап урока

Работа учащихся

Работа учителя

Время исполнения этапа (мин.)

1.

Организационный момент

Запись даты и классной работы в тетрадях

Проверка оборудования

3

2.

Повторение и активизация знаний

1. Выполнение теста на ноутбуке.

2. Ответы на вопросы

Контроль дисциплины. Формулировка и оценка ответов на вопросы.

10

3.

Изучение нового материала

1. Выполнение исследовательской работы.

2. Анализ проведенных опытов.

3. Запись выводов и законов в тетради.

Формулировка и оценка ответов на вопросы.

Вывод закона сообщающихся сосудов.

Вывод формулы для сообщающихся сосудов с разными жидкостями.

15

4.

Применение сообщающихся сосудов

Просмотр анимаций. Формулировка выводов.

Показ анимаций на интерактивной доске

5

5.

Решение задачи

Совместная деятельность

7

6.

Подведение итогов. Рефлексия.

Анализ настроения

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

3

7.

Домашнее задание

Запись домашнего задания в дневник

2

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Учитель:

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с закона гидростатики. Но прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним некоторые законы, изученные ранее. Пожалуйста, откройте нетбуки и выполните тест.

2. Повторение изученного материала.

Обучающиеся: открывают нетбуки и выполняют тест по теме «Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе».

Учитель:

На дисплее у вас высветилась оценка, выставьте её в опросный лист.

Обучающиеся: выставляют отметки в опросный лист.

Учитель:

А теперь вспомним основные законы, изученные ранее: (слайд 3).

Обучающиеся: формулируют ответы.

 Закон Паскаля:

Давление, производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку среды без изменения.

Давление жидкости на дно сосуда:

Давление жидкости на дно сосуда зависит только от плотности и высоты столба жидкости.

3. Изучение нового материала.

3.1. (слайд 4).

Учитель: Перед вами изображены различные предметы. Как вы думаете, что у них общего?

Обучающиеся: рассматривают изображенные на слайде предметы и отвечают на вопрос, что предметы имеют общее основание и два соединенных между собой сосуда.

Учитель:

Определение: сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.

3.2. (слайд 5)

Учитель: 

Выполним исследовательскую работу. Перед вами сообщающиеся сосуды различной формы и сечений. Налейте в них немного подкрашенной воды. Поверните влево, вправо. Что вы наблюдаете?

Обучающиеся: выполняют работу и формулируют вывод.

Вывод:

В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном и том же уровне.

Учитель: докажем этот закон (слайд 6).

Жидкость покоится, не перемещается из одного сосуда в другой, значит, давления ее в обоих сосудах на любом уровне одинаковы.

p =  ∙ g ∙ h;

p1 =  ∙ g ∙ h1; p2 =  ∙ g ∙ h2;

p1= p2;

 ∙ g ∙ h1 =  ∙ g ∙ h2;  

h1 = h2.

Как вы думаете, что же произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости? Как будут располагаться уровни?

Обучающиеся: выдвигают свои гипотезы.

Учитель: ведет рассказ по с. 7, 8. ЭОР

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/

Вариант II: слайд (7, 8).

В U-образную трубку можно налить воду плотностью ρ1, а сверху в одно из колен – керосин с плотностью ρ2, тогда ρ1> ρ2. Мы увидим, что плотности жидкостей будут различны.

Найдем, как относятся высоты h1 и h2.

Обе жидкости покоятся, значит, давление столбов на уровне АВ должны быть равны, т.е.:

p1 =  p2 ;

p1=1 ∙ g ∙ h1;  p2= 2 ∙ g ∙ h2, следовательно, 1 ∙ g ∙ h1=2 ∙ g ∙ h2.

1 ∙ h1 = 2 ∙ h2;

Отсюда следует, что 1>2 , то h1< h2.

Вывод:

В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

        
 - закон сообщающихся сосудов.

 

4. Применение сообщающихся сосудов.

Рассказ ведет учитель с применением ЭОР:

Анимация со звуком "Водопровод и водонапорная башня"

Анимация со звуком "Артезианский колодец"

Анимация "Проход корабля через шлюз"

(слайд 9)

5. Закрепление изученного материала. Решение задач.

Задача (слайд 10).

В левом колене сообщающихся сосудов налита вода, в правом – керосин. Высота столба керосина 20 см. Рассчитайте, на сколько уровень воды в левом колене ниже верхнего уровня керосина.

Дано:

h1= 20 см.

1= 800 кг/м3

2= 1000 кг/м3

СИ

0,2 м

Решение:

Ответ:

Учитель:

Вопрос: для осушения затопленных мест (шахт, канав) их соединяют со специально вырытыми котлованами, уровень которых ниже этих мест. Почему вода уходит в эти котлованы?

Обучающиеся: предлагают варианты ответа.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

Итак, сегодня вы познакомились с принципом действия сообщающихся сосудов и их применение в природе, быту и технике. В опросном листе прошу вас выбрать, понравился ли вам сегодняшний урок?

7. Домашнее задание.

§ 39, ответить на вопросы.

Опросный лист ______________________________

Вид работы

Количество баллов

1. Выполнение теста

2. Формулировка гипотез

3. Формулировка  выводов

4. Знание формул

Мое настроение

        Я в восторге и многое узнал (а)

        Плохое, болит голова.

        Среднее, ничего особенного не произошло.

        Обидно за полученную отметку.

Литература.

1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. – М.:Дрофа, 2011.

2. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. – М.: ВАКО, 2007.

3. Цифровые образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5250-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/164c96bc-bfe4-4c37-8ba4-b339e085a7c7/view/ 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/addb5c8c-db95-4430-b3ab-9b4623003c96/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/47802304-57bc-4fdb-ae78-d1c481245954/view/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Конспект урока по физике в 7 классе. Сообщающие сосуды

План урока в 7 классе. Сообщающие сосуды...

План-конспект урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.

урок  изучения нового материала плюс презентация к уроку и видеофрагмент....

План-конспект урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды».

План-конспект открытого урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды». Цели урока: Образовательные:Сформировать представление о сообщающ...

Конспект урока по физике 7 класс по теме "Давление жидкости на дно и стенки сосуда"

Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Давление жидкости на дно и стенки сосуда"...

Конспект урока по физике в 7 классе с использованием ЦОР по теме "Сообщающиеся сосуды"

Конспект урока по физике в 7 классе с использованием ЦОР...