Урок-игра по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (7 класс)
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Клинкова Татьяна Владимировна

Урок-игра по теме:  «Давление твердых тел, жидкостей и газов»  (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puteshestvie_po_okeanu_znaniy.zip421.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»

Урок-игра по теме:

«Давление твердых тел, жидкостей и газов»  (7 класс):

Провела: учитель физики

Клинкова Т.В.

2012 г.

г.о. Саранск

Цели урока: закрепление и  повторение знаний учащихся, развитие умения пользоваться языком физики, расширение кругозора учащихся.

Задачи урока:

  1. Повторить и проанализировать формулы для расчета давления
    твердых тел, жидкостей и газов.
  2. Выделить главные зависимости давления жидкости от её плотности и
    глубины погружения в жидкость.
  3. Расширить умения и навыки учащихся, полученные ими при изучении
    данной темы.
  4. Продолжить формирование нравственных и мировоззренческих устоев
    личности.

Тип урока: повторение, закрепление, углубление и систематизация знаний по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

 Оборудование (лабораторное, на каждую парту): динамометр, штатив с муфтой и лапкой, тела разного объёма, стаканы с водой.

Ход урока:

•        Актуализация знаний и постановка задачи.

Сегодня на уроке мы с вами должны повторить и обобщить те знания и умения, которое были приобретены вами при изучении темы « Давление твердых тел, жидкостей и газов».  Мы совершим необычное путешествие по океану Знаний.

1.Бухта чародеев.

Попутный северо-западный ветер наполнил паруса вашей шхуны, но будет ли удачным ваше плавание, зависит от того, правильно ли вы отгадаете кроссворд. (Необходимо узнать имя учёного-физика, зашифрованное в вертикальной строке кроссворда).

  1. Аппарат для дыхания человека под водой (акваланг).

  1. Приспособление для измерения длины (метр).
  2. Прибор для измерения длины (эхолот).
  3. Аппарат для изучения морских глубин (батискаф).
  4. Прибор для определения сторон света (компас).
  5. Жидкое полезное ископаемое (нефть).
  6. Металл красноватого цвета (медь).

1

а

2

р

3

х

4

и

5

м

6

е

7

д

2. Залив эрудитов.

Штиль. Судно встало. Безжалостно палит солнце. Заканчиваются запасы пресной воды. Вы будете спасены, если из предложенных обозначений физических величин и арифметических знаков составите как можно больше формул:

V     S     t     m     F     g     P     p     +     -     *     /     υ    ρ

3. Риф теоретиков.

Ваша шхуна налетела на рифы. Вы продолжите путь, если правильно соедините обозначения физических величин, их единицы и их названия:

V          м/с          плотность

Ρ           с             сила

m          м3            время

F          кг             объём

υ         Н              масса

t           кг/м3        скорость

4. Лагуна загадок.

Ясный солнечный день. Отдых. Рыбалка. Купание. Всё пройдёт великолепно, если сможете отгадать, чьи портреты представлены и чем данный учёный прославился.                                 

                                                                                                 

5. Остров капитанов.

Вы высадились в поисках пресной воды и пищевых запасов на остров. На нём проживает племя людоедов. Вы уйдёте от преследования, если расскажете анекдот или споёте песню на морскую тему.

6. Море мыслителей.

В этом квадрате затонул корабль, перевозивший золото и бриллианты. Морские сокровища будут ваши, если вы найдёте ошибки в тексте:

«Благодаря тому. Что Блез Паскаль открыл в XII веке действие выталкивающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, что некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на  которые действует выталкивающая сила, всплывают. А те, на которые она не действует, тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность вещества больше плотности жидкости».

7. Риф практиков.

Узкий пролив, борта скребут об отвесные скалы. Если вы не сможете определить значение выталкивающей силы, действующей на тело, аборигены забросают вас  камнями, а шхуну подожгут. (При помощи имеющегося на столах оборудования, ученики должны определить выталкивающую силу, действующую на предложенные тела).

8. Побережье смекалистых.

Страшные, ужасные чудовища Сцилла и Харбида преградили вам путь. Они будут к вам милостливыми, если вы выполните их задания: найди « лишнее».

Как это называется?

  • масса, скорость, время, давление, путь, объём, площадь, давление газа, плотность, сила, длина  вес, газ, время.

       (газ, физические величины).

  • весы, барометр, мензурка, линейка, спидометр, жидкость, динамометр, термометр, часы.

       ( жидкость, физические приборы).

  • молния, падение тела, диффузия, инерция, движение, нагревание, радуга, молекула, трение.

       ( молекула, физические явления).

9. Остров невезения.

Вас пленили пираты. Наказание ужасное: каждому нужно сделать по 10 приседаний. Кто не справился, к следующему ходу не допускается.

10 . Архипелаг фантазии.

Виден берег, родной порт. Но вас нагонит тайфун Гера, если вы не сможете выбрать правильный знак:

      >,    <   или   =

700 мм рт.ст.             101300Па

10000 Н                      20 кН

150 мг                         1,5 г

2700 кг/м3                    0,27 г/см3

72 км/ч                        20 м/с

1 ч                               2400 с

250 мл                         250 см3

11. Бухта наслаждений.

Ваша шхуна вошла в бухту Наслаждений. На деревьях растут сладости, в в реках течёт шоколад. Вы потеряете зубы и приобретете ряд опасных болезней, если не сможете ответить на вопросы теста и решить задачи:

1) Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде 13 Н. Определите плотность фарфора.     (5 баллов).

2) Какой силой можно удерживать в воде стальной рельс объёмом 0,7 м3 ?              (4 балла).

3) С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду?     (3 балла).

4)  Определите выталкивающую силу, действующую на камень объёмом 0,5 м3  , находящийся в воде.    (2 балла).

5) Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н?       (1 балл).

Тест.

  1. Вес стальной детали в воздухе равен 3 Н, а воде 2,7 Н. Чему равна выталкивающая сила?

А. 5,7 Н     Б. 0,3 Н     В. 3 Н

2.  Железный и деревянный шары равных объёмов бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на шары?

А. На железный шар действует большая выталкивающая сила.

Б. На деревянный шар действует большая выталкивающая сила.

В. На оба шара действуют одинаковые выталкивающие силы.

3. Железное и деревянное тело  равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?

А. На железное тело действует большая выталкивающая сила.

Б. На деревянное  тело действует большая выталкивающая сила.

В. На оба тела действуют одинаковые выталкивающие силы

4. К пружинному динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в воду или в керосин?

А. Больше в воде;

Б. больше в керосине;

В. Одинаковые.

5. Архимедова сила определяется формулой:

А.  F= g*h*  ρ                                                   Б.F=m*g

В.  F=  g*V *  ρ                                                 Г.F=g*V*ρ

6. Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, больше архимедовой силы, то тело:

А. Всплывает.     Б. Тонет.     В. Находится в равновесии.

7. Плотность тела равна плотности жидкости, в которой оно находится. Что будет с телом?

А. Всплывёт на поверхность.       Б. Утонет.

В. Будет плавать внутри жидкости.

8. Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?

А. Увеличится.     Б. Уменьшится.     В. Не изменится.

9. Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в неё. Как будет вести себя тело в спирте?

А. Утонет.     Б. Всплывёт.     В. Останется в равновесии.

«5»-9 правильных ответов;

«4»-7-8 правильных ответов;

«3»-6-5 правильных ответов;

«2»-4 и меньше.

Правильные ответы:

1-Б   2-В    3-Б    4-Б     5-В     6-Б     7-В     8-Б     9-А

12. Задание на дом: повторить §33-52 (готовиться к контрольной работе). 

* Составить кроссворд из слов по теме «Давление» (не менее 10 слов; можно в электронной версии)

13. Подведение итогов урока.

 -Что повторили на уроке?

-Что запомнилось?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ«ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, В ЖИДКОСТЯХ И ГАЗАХ» 7 класс

Контрольная работа  по теме «ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, В ЖИДКОСТЯХ И ГАЗАХ»   7 класс (1 и 2 вариант)...

Конспект урока: Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (7 класс).

Тема урока:  Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»  (7 класс)....

Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс

Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс...

Презентация к уроку по физике по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"

Презентация к уроку по физике по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"...

Контрольная работа по теме" Давление твёрдых тел, в жидкостях и газах" 7 класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ«ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, В ЖИДКОСТЯХ И ГАЗАХ» 7 класс( 1и 2 варианты)...