Урок "Распространение света в однородной среде"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Учащиеся должны познакомиться с законом прямолинейного рас­пространения света; с понятиями «точечный источник света» и «тень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rasprostranenie_sveta_v_odnorodnoy_srede.zip876.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Распространение света в однородной среде» – 8 класс

Цель урока:

Учащиеся должны познакомиться с законом прямолинейного распространения света; с понятиями «точечный источник света» и «тень»;

усвоить положение, что свет - форма материи и распространяется с постоянной скоростью в прозрачной среде.

Необходимо научиться применять знания о прямолинейном распространении света к объяснению и анализу явлений окружающего мира; усвоить понятия «физический луч» и «геометрический луч» на уровне применения знаний в знакомой ситуации; учиться применять знания о прямолинейном распространении луча к объяснению явлений солнечного и лунного затмений; усвоить характерные особенности образования тени и полутени. Слайды 1-2

Задачи урока:

Образовательные:

Дать представление о световом луче как материальном объекте. Доказать, что луч света в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Подчеркнуть электромагнитную природу света и солнечных и лунных затмений.

Познакомить учащихся с простейшими приемами получения оценочных данных (диаметр солнечного и лунного дисков). Сформировать умения подбирать материал для обоснования выдвигаемых положений.

Показать возможности использования научно-популярной литературы для совершенствования знаний; роль вопросов, сформулированных в конце параграфа, и продолжить формирование умений работать с рисунками учебника.

Продолжить формирование навыков самоконтроля. Проконтролировать уровень усвоения основных положений теории распространения света и показать, что они вытекают из опыта и подтверждаются экспериментально.

Воспитательные:

Подчеркнуть изменение взглядов на «зрительные лучи» как пример проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений; значение моделирования распространения света в познании явлений окружающего мира. Показать взаимосвязанность и обусловленность явлений окружающего мира; значение причинно-следственных связей для науки и техники.

Развития мышления:

Работать над формированием умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения; анализировать свойства и явления на основе знаний; выделять главную причину, влияющую на результат (формировать «зоркость» в поисках); выделять признаки сходства в описании явлений при их обобщении.

Сформировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Формировать умения обобщать известные данные на основе выделения главного; развертывать доказательство на основе данных.

Основное содержание:                            

Исторические факты, подтверждающие  волновую и квантовую природу света. Закон прямолинейного распространения света в однородной среде. Слайды 3-5

 Понятия светового луча (физический, математический), точечного источника света. Слайды 6-11

Образование тени, полутени. Слайды 13-14

Примеры тени и полутени в природе.

Солнечное и лунное затмения. Слайд 15

Демонстрации: образование тени и полутени с помощью теллурия, прямолинейность светового луча с помощью дыма

Тест Слайд 16

 Демонстрация фотографий прямолинейности луча. Слайды 17-22

Проекты:

Предложите проект «устройства», позволяющего определить диаметр солнечного и лунного дисков.

1. Гипотеза, лежащая в основе Вашего метода.

2. Преимущества и недостатки предложенного Вами метода.

Домашнее задание: 

А) При каких условиях от предмета получается полутень?

Б) Экспериментальное задание.

В) задача:

Источником какого света для нас являются сумерки, утренние и вечерние зори? Почему на люминесцентные лампы (дневного света) можно смотреть спокойно: они не «режут» глаза?

Г) найти информацию о периодичности солнечных и лунных затмений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний по теме "Абиотические фактроры среды: вода, свет, температура"

Тестовые задания по экологии, ориентированы на обучающихся 7 класса....

Городской конкурс «Через книгу-к добру и свету»: по номинации «Виртуальная школьная выставка «Мои любимые книги» по книгам юбилярам 2014 года среди 5-7 классов.

Городской конкурс «Через книгу-к добру и свету»: по номинации «Виртуальная школьная выставка «Мои любимые книги» по книгам юбилярам 2014 года  среди 5-7 кл...

Исследование оптических иллюзий и эксперименты по прохождению света через границу сред с различной оптической плотностью

Цель:Изучить оптические явления, как природные, так и искусственные.Проблемный вопрос: что лежит в основе оптических явлений – чудеса или наука? Практическая значимость:Работу можно использ...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...

О районного конкурса «Свет Рождества» среди обучающихся образовательных учреждений района.

О районного конкурса  «Свет Рождества» среди  обучающихся образовательных учреждений района....