Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент (1мин) | Приветствует обучающихся | Рапорт командира о готовности к уроку | Коммуникативные |
2. Проверка домашнего задания (3 мин) | А теперь проверим, что знаем о силе упругости? Можете ли выделить самое главное в изученной теме? Умеем ли применять знания на практике? | Ответы обучающихся
Закон Гука
Практическая задача на определение коэффициента упругости тела | Коммуникативные
Регулятивные |
3. Изучение нового материала (18 мин) | А теперь попробуйте решить вот эту графическую задачу: | Решают задачу со слайда | Познавательные |
| Подготовила таблицу Физическая величина | Обозначение | Единица измерения в СИ | Прибор для измерения | Перемещение | S | Метр, [м] | линейка | Время | t | Секунда, [с] | секундомер | скорость | v | Метров в секунду, [м/c] | спидометр | масса | m | килограмм | весы | объём | V | Кубический метр[м3] | мензурка | плотность | р | Килограмм на кубический метр, [кг/м3] | ариометр | Сила | F | Ньютон, [н] | ? |
Что вы знаете о нём? Хотите подробнее узнать об этом приборе? Пусть будет темой сегодняшнего урока: Динамометр. Что вы хотите о нём узнать?
б) Динамометры. Виды динамометров. Учитель: (давайте выберем одного, кто будет нам помогать в изучении темы через Интернет) Сила, как и любая физическая величина, должна быть измерена. Приборы, которые измеряют силы, называются динамометрами (от греческого слова «динамис» - сила, указывает материал для изучения §28, стр. 65) Существуют различные виды динамометров.
Шкальный пружинный динамометр – динамометр Бакунинского, состоит из стальной пружины с указателем и крючком, прикрепленного к пластмассовому основанию, на которое нанесена шкала (буква N на шкале динамометра - международное обозначение Ньютона)
УЧИТЕЛЬ: НА ЧЕМ ОСНОВАНО ДЕЙСТВИЕ ПРУЖИННОГО ДИНАМОМЕТРА? |
Ответ: динамометр
Да, хотим.
Один ученик за компьютером ищет материал в сети Интернет «Виды динамометров».
Находят в учебнике. Ученик помогает раздать приборы
Выступление ученика по учебнику
Действие пружинного динамометра основано на уравновешивании измеряемой силы с силой упругости. (1 ученик показывает растяжение пружины с грузом до определенной длины в зависимости от массы груза) Сообщение ученика по данным ИНТЕРНЕТА | Познавательные Регулятивные |
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Отдохните немного. |
|
|
| УЧИТЕЛЬ: А что ещё измеряют с помощью динамометра? В повседневной жизни вы сталкивались с приборами, похожими на динамометр? Добавим в тему урока ещё один важный момент: Вес тела. Что такое вес тела? (указывает §26 для изучения)
Учитель: А теперь попробуем применить на практике наши новые знания Измерьте вес тела и силу тяжести, когда тело вместе с подвесом покоятся, а также когда они двигаются вертикально вверх и вниз равномерно. Что вы можете сказать о соотношении между весом и силой тяжести. | Динамометр можно применять для измерения веса тела.
Выступление ученика |
|
5. Эксперимент | А теперь эксперимент: Показывает, что при движении вниз тела, вес уменьшается
Что же это такое? Почему это возможно? Где это бывает?
| Оказывается в этом случае груз давит с меньшей силой на подвес, а при некотором значении скорости может вовсе не давить на подвес. Показание динамометра равно нулю. Такое состояние называется невесомостью. (на опору можно продемонстрировать с целлофановым проколотым мешком, наполненным водой, когда мешок не движется или движется равномерно и свободно падает. В первом случае вода проливается, так как вода давит с некоторой силой на опору, т. Е. на дно мешка, а во втором случае –нет, вода находится в невесомости.) | Познавательные |
6. Вес тела на Луне и других планетах | Просмотр в/ф «Вес тела на Луне»
| Смотрят фильм, делятся мнениями |
|
| Невесомость наступает в космическом корабле, если выключен двигатель, и капля воды имеет шарообразную форму, так как на нее никакая сила не действует. Если тело вместе с подвесом двигается в противоположном направлении действия силы тяжести неравномерно, то в этом случае груз давит на подвес или опору с большей силой. Показание динамометра больше.
При разгоне космического корабля или при резком торможении космонавты испытывают сильные перегрузки, поэтому им до старта необходимы долговременные тренировки по преодолению их организмом перегрузок. | Такое состояние называется перегрузкой. |
|
7. Итоги урока. Рефлексия.
| - ___________ увеличивается с увеличением массы тела.
- Вес __________________ при удалении от поверхности Земли.
- _______ зависит от места наблюдения.
- Сила тяжести на _______________ Земли меньше, чем у полюсов, т.к. Земля немножко сплюснута у полюсов.
- Вес на поверхности всех планет разный, т.к. они имеют __________________
- Соотношение между весом и силой тяжести _____________, если тело вместе с подвесом (или опорой) двигается в направлении действия силы тяжести неравномерно.
- Тело может испытывать состояние _______________ и ___________________.
- Я узнал, что _________________________________
- Мне в жизни пригодится ________________________
- Я научился __________________________________
|
| Регулятивные |
8. Домашнее задание | Объявление оценок и выставление в журнал. Домашнее задание: §25 (повторить), §26 (ответы на вопросы письменно); Марон ТЗ-7 (письменно)
Спасибо за урок!
|
|
|