План урока по теме: "Закон Ома"
методическая разработка по физике по теме

Методическая разработка урока  по Физике : "Закон Ома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮУрГТК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

Дисциплина «Физика»

Тема: «Закон Ома для участка цепи»

Специальность: 210306

«Радиоаппаратостроение»

Составил:

преподаватель

Лукиных Н.В.

Касли 2012


Тема программы: Законы постоянного тока

Тема урока: Закон Ома для участка цепи

Дата проведения -  12 февраля 2012 года

Для решения задач, поставленных на уроке, обучающийся должен обладать общими компетенциями:

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности 

ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Цели урока:

Обучающая:

1. знания:

-основных характеристик  постоянного тока, их единиц измерения и формулы

-условий необходимых для существования постоянного тока

-закона Ома для участка цепи (его математическое выражение и формулировку)

-математической зависимости силы тока от напряжения.

-физического смысла силы тока, напряжения, сопротивления, ЭДС.

2. умения:

-решать задачи на определение силы тока с использованием закона Ома для участка цепи

-делать выводы на основе экспериментальных данных

- приводить примеры практического использования знаний законов постоянного тока в профессии

-измерять физические величины с помощью приборов

Развивающая:

-самостоятельность мышления, внимание

-познавательный интерес к предмету

-навыки применения приобретенных знаний и умений на практике

-умение оценивать уровень своих знаний

Воспитательные:

-стремление к расширению кругозора

-трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе

-интерес к будущей профессии.

Тип урока: урок повторения материала и обобщения знаний и навыков.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Форма обучения (по количеству обучающихся) – групповая, деловая игра.

Продолжительность учебного занятия – 90 минут.

Методы обучения по степени активности учебно-познавательной деятельности и приемы их реализации:

  1. Метод – информационно – сообщающий, прием: словесный рассказ, беседа; наглядный – цифровой образовательный ресурс, демонстрация видеоролика, презентации, таблицы.
  2. Метод – репродуктивный, методический прием – выполнение практического задания по алгоритму, защита теоретического задания.

Средства обучения:

  1. Материальные объекты – учебное оборудование (амперметр, вольтметр, реостат, магазин сопротивлений, соединительные провода) ; ТСО (учебники, калькуляторы); АРМ, инструкция по технике безопасности (Приложение 4).
  2. Знаковые системы – цифровой образовательный ресурс «Закон Ома»  (Приложение 1), (Приложение 1а),  таблица ВАХ (Приложение 2), карточки – задания (Приложение 3).
  3. Логические регуляторы – теоретический уровень: принципы обучения – целенаправленности, научности, систематичности и последовательности, наглядности обучения, технологичности.

Межпредметные связи:

  1. Информатика: работа с электронными таблицами Word.
  2. Математика: работа на калькуляторе.

Образовательные технологии, применяемые на уроке:

  1. Интегрированное обучение.
  2. Элементы кейс-технологии.
  3. Информационные технологии (компьютерная презентация MS Power Point и применение электронных таблиц Word).
  4. Деловая игра.

Литература (основная и дополнительная):

Основная:

Мякушев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чагурин В.М. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2010.

Дополнительная:

Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

Ход урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент: (2- 3 мин.)

  1. Приветствие (начало обобщения – первый ключ к сотрудничеству).
  2. Определение отсутствующих. Запись темы урока в журнале.
  3. Проверка готовности обучающихся к уроку.
  4. Организация внимания (обеспечить положительную обстановку для работы на уроке и психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию).

Обучающиеся приветствуют преподавателя. Дежурный докладывает о наличии присутствующих на уроке, о готовности к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний (12 -15 мин.)

  1. Сообщение темы, цели и девиза урока.

Тема урока: Закон Ома.

Цель урока: Закрепление пройденного урока по теме «Закон Ома».

Девиз урока: «Кто не знает закона Ома – сиди дома».

  1. Преподаватель демонстрирует видеоролик «Закон Ома» (Приложение 1).
  2. Актуализация опорных знаний: преподаватель задает вопросы.

Примерные вопросы:

а) Сформулировать закон Ома для участка цепи.  

б) Физический смысл силы тока, напряжения, сопротивления, ЭДС.

в) Написать формулу закона Ома.

г) Обозначение физических величин.

2.1 Обучающиеся слушают, записывают тему урока в рабочую тетрадь.

  1. Обучающиеся смотрят видеоролик и воспроизводят в памяти закон Ома.
  2. Обучающиеся отвечают на вопросы по желанию.

Примерные ответы

а) Сила тока в однородном проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

 б) Сила тока в данный момент времени – скалярная физическая величина, равная пределу отношения,  электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, к промежутку времени его прохождения.

в) I = U/R.

г) I (A), U (B), R (Oм), Е (В).

  1. Практическая работа. Деловая игра (40-45 мин.)

  1. Преподаватель озвучивает цели и задачи игры.

Цели игры:

- организовать  деятельность участников игры совместно с преподавателем по закреплению знаний обучающихся по изучаемой теме;

- содействовать работе в команде, умению общаться, выполнять соответствующие роли;

- обеспечить проверку и оценку знаний по теме.

Задачи игры:

- развитие познавательного интереса обучающихся к теме.

3.2 Представление участников игры:

Преподаватель делит группу (16 человек) на подгруппы  (по 4 человека).

3.3 Сценарий игры:

Преподаватель рассказывает алгоритм игры, зачитывает инструкцию по технике безопасности и следит за ходом игры.

3.1  Обучающиеся внимательно слушают.

3.2 Обучающиеся рассаживаются по четыре человека к оборудованным рабочим местам

3.3 Обучающиеся записывают основные алгоритмы игры в рабочую тетрадь.

1 этап - ответы на вопросы и решение задач

Все обучающиеся отвечают на вопросы и решают задачи (карточки – задания), один человек записывает, который впоследствии будет отвечать.

2 этап - перегруппировка

Вопросы первой группы передают группе 4 и наоборот, вопросы второй группы передают  группе 3 и наоборот, отвечают на вопросы и решают задачи, один человек записывает, который впоследствии будет отвечать.

3 этап – выполнение замеров и заполнение таблицы ВАХ, преподаватель демонстрирует таблицу ВАХ

Обучающиеся, объединенные в группы, производят замеры, записывают в таблицу ВАХ на компьютере.

4 этап – защита:

  1. Преподаватель предоставляет слово каждой группе.
  2. Преподаватель смотрит на экране компьютера таблицы ВАХ.

  1. Представитель каждой группы зачитывает вопросы и ответы из двух карточек – заданий.
  2. Представитель каждой группы демонстрирует преподавателю таблицу  ВАХ.

4 Подведение итогов (8 -9 мин.)

  1. Преподаватель озвучивает критерии оценки работы на уроке:

все правильные ответы и наличие таблицы ВАХ – 5;

один неправильный ответ и наличие ВАХ - 4;

два неправильных ответа и наличие ВАХ – 3.

  1. Запись домашнего задания.

Стр. 4 -13 (2), задача №3 стр.13 (2)

4.1 Обучающиеся слушают преподавателя.

4.2 Обучающиеся записывают домашнее задание в рабочих тетрадях.

5 Рефлексия (2-3 мин.)

Преподаватель спрашивает понравился ли им урок.

Обучающиеся по желанию отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Закон Ома"

Материал рассчитан на один урок.Домашнее задание зависит от программы.по которой занимается класс....

электронный урок по теме "Закон Кулона"

конспект урока с приложениями в виде презентаций...

план урока по теме "Законы распространения света"

подробный план-конспект урока по физике "Законы распространения света" 8 класс...

План - конспект урока по теме "Закон всемирного тяготения"

Материал предназначен для 9 класса. Подробно расписаны структура и этапы урока с использованием ЭОР. К плану - конспекту прилагается перечень гиперссылок на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР....

Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения»/

Цель урока:создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме «Законы Ньютона.  Закон всемирного тяготения»;научить видеть проявления изученных закономерностей в о...

План- конспект урока по теме: «Закон сохранения механической энергии»

План- конспект урока по теме: «Закон сохранения механической энергии»...