урок по физике в 7 классе "Решение задач. Архимедова сила"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

урок решения задач в групповой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – решение  практических задач по физике

7 класс

«Архимедова сила и плавание тел».

Цели урока. 

Образовательные: получить учащихся, усвоивших, что на тело, находящееся в жидкости или газе, действует архимедова сила, направленная вертикально вверх; овладевших способами измерения архимедовой силы; умеющих применять на практике условия плавания тел.

Развивающие: развивать экспериментальные умения, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Воспитательные: убеждать учащихся в познаваемости окружающего мира, формировать интерес к познанию законов природы и их применению, создавать позитивное отношение к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование для проведения опытов.

План урока.

  1. Организационный момент – вступительное слово учителя. Сообщение цели и задач урока. 2 мин.
  2. Разминка. Работа с карточками. 5 мин.
  3. Работа в группах. Разгадывание кроссворда.7 мин
  4. Работа учащихся в группах – экспериментальные задания. 10 мин.
  5. Отчет групп о проделанных экспериментах – формулировка выводов. 12 мин.
  6. Домашнее задание и заключительное слово учителя. 2 мин.
  7. Рефлексия 2 мин.

 Ход урока.

  1. Учитель: Здравствуйте ребята. Пожалуйста, садитесь.

Сегодня на уроке мы должны повторить пройденный материал по теме «Архимедова сила», решить практические задачи, подготовиться к контрольной работе. Сегодня вы работаете в группах и сами оцениваете себя, используя оценочный лист.  Помогать вам будут старосты групп. Эпиграфом к уроку будут слова И. Гёте: «Человек должен верить, что непостижимое постижимо, иначе он не стал бы исследовать». (слайд №1)

    2. Сначала –разминка. Работаем с карточками.

  • Формула для скорости
  • Формула для массы
  • Формула для силы тяжести
  • Формула для плотности
  • Формула для пути
  • Единицы массы
  • Единицы скорости
  • Единицы времени
  • Единицы плотности
  • Единицы веса тела

      3. Разгадать кроссворд и получить ключевое слово. Где вы слышали полученное слово?

       

      Учитель: Итак, на сегодняшнем уроке потренируем мозги и вытащим из тайников памяти кое-что ценное – порешаем практические задачи по теме: «Архимедова сила и плавание тел»

Есть сила одна, - вот вам ответ,-

               Эту силу обнаружил Архимед.

               Когда он опустился в воду,

               То «ЭВРИКА!» - воскликнул он народу.

               От чего зависит сила эта?

               Нельзя оставить без ответа:

               Если тело в воду бросить

               Или просто опустить,

               Будет сила Архимеда

               Снизу на него давить.

               Если вес воды в объеме

               Погруженной части знать,

               Можно силу Архимеда

               Очень просто рассчитать.

               Вы на уроке всё поймете,

               Когда задачки разберете.

4. Учитель: Задачи в физике бывают расчетные (количественные), а бывают экспериментальные. И следующий этап нашего урока решение экспериментальных задач – работа в группах. Незабываем выполнять правила техники безопасности: 1) четко и аккуратно выполняем инструкцию к работе, 2) осторожно погружаем тело в жидкость, 3) не перегружаем динамометр, 4) по окончании работы приводим рабочее место в порядок.  На 2-х и 4-х партах находится оборудование и условия задач. Проводим эксперименты, и готовим отчет о проделанной работе.

Задания: 1) Определить плотность жидкости (сосуд с жидкостью, динамометр, тело на нитке, мензурка).

2) Определить объём тела (сосуд с водой, динамометр, тело на нитке)

3) Определить архимедову силу, действующую на данное тело в воде (тело на нити, мензурка)

5. Отчет групп – Итак задача: 1) Определение ПЛОТНОСТИ ЖИДКОСТИ

2) Определение ОБЪЁМА ТЕЛА

3) определение СИЛЫ АРХИМЕДА

рассказ «Архимедова сила среди нас, в животном мире».

Итак, наш урок подходит к концу, мы рассмотрели сегодня экспериментальные задачи и жизненные ситуации, по теме «АРХИМЕДОВА СИЛА и ПЛАВАНИЕ ТЕЛ». Д/З: повторить: §50-54  Возьмите, пожалуйста оценочную карту и ответьте на вопросы:

                  Я оцениваю свою работу в группе …

                  Сегодня на уроке мне удалось …

                  Мне на уроке показалось трудным …

                  Что бы вы посоветовали учителю?

Понравился ли тебе урок, оцени «смайликом»

Сдайте оценочные листы.

Учитель: Если ум, старанья прилагаются,

              То задачи быстро разрешаются.

              Как видите, - класс все решил,

              А кое–кто «пятерки» получит.

              Старанья, знания я требую от вас,

              Мой удивительный, трудолюбивый класс.              

     

Оценочный лист

разминка

кроссворд

Решение задач

Отчет о решении

Архимедова сила вокруг нас

Итоговая оценка

Оценочный лист

разминка

кроссворд

Решение задач

Отчет о решении

Архимедова сила вокруг нас

Итоговая оценка

Оценочный лист

разминка

кроссворд

Решение задач

Отчет о решении

Архимедова сила вокруг нас

Итоговая оценка

Оценочный лист

разминка

кроссворд

Решение задач

Отчет о решении

Архимедова сила вокруг нас

Итоговая оценка

Оценочная карта

Я оцениваю свою работу в группе …

Сегодня на уроке мне удалось …

Мне на уроке показалось трудным …

Что бы вы посоветовали учителю?

Оценочная карта:

Я оцениваю свою работу в группе …

Сегодня на уроке мне удалось …

Мне на уроке показалось трудным …

Что бы вы посоветовали учителю

Оценочная карта:

Я оцениваю свою работу в группе …

Сегодня на уроке мне удалось …

Мне на уроке показалось трудным …

Что бы вы посоветовали учителю

Оценочная карта:

Я оцениваю свою работу в группе …

Сегодня на уроке мне удалось …

Мне на уроке показалось трудным …

Что бы вы посоветовали учителю

Задания первой группе: Определить плотность жидкости (сосуд с жидкостью, динамометр, тело на нитке, мензурка).

Определите силу Архимеда, с помощью мензурки определите объем тела и по формуле                    определите плотность жидкости.

Задания второй группе: Определить объём тела (сосуд с водой, динамометр, тело на нитке). Определите силу Архимеда, плотность жидкости возьмите из таблице и по формуле                              рассчитайте объем тела.

1

2

3

4

5

6

 АРХИМЕДОВА СИЛА

1. К одинаковым пружинам подвешены шарики равной         массы, но разного объема. Снизу к шарикам подносят сосуд с водой и поднимают его до такого уровня,  пока шарики полностью погрузятся в воду (рис. 52). Какая пружина сократится больше?

        1. Первая (А). 2. Вторая (К). 3. Третья (Э).

2. К коромыслу рычажных весов подвешены два одинаковых груза (рис. 53). Нарушится ли равновесие весов, если одну гирю опустить в воду, а другую в керосин?

        1. Не нарушится (Р).

        2. Перетянет гиря, опущенная в воду (О).

                                                                                             3. Перетянет гиря, опущенная в керосин (В).

3.  Тела опущены в мензурки с водой и уравновешены на рычаге (рис. 54). Нарушится ли равновесие весов, если в мензурку б налить столько же воды, сколько ее в мензурке а?

        1. Не нарушится (Р).

        2. Перетянет тело, опущенное в мензурку а(Х).

        3. Перетянет тело, опущенное в мензурку б(И).

4.  Тело объемом 80 дм3 пoгружено в машинное масло.         Вычислите архимедову силу, действующую на это тело.

        1. 90 Н (К); 2. 71 Н (Л); 3. 720 Н (И); 4. 80 Н(П).

5.  На рычаге уравновешены бруски, разные по объему  (рис. 55). Нарушится ли равновесие рычага, если бруски  опустить в воду?

        1. Не нарушится (М).

               2. Перетянет больший по объему брусок (Д).

               3. Перетянет меньший по объему брусок (К).

6.         Одинаковая ли сила нужна для подъема якоря в морской и речной воде?

        1. Одинаковая (Е).

        2. Большая в речной воде (А).

        3. Большая в морской воде (Б).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе "Архимедова сила"

Урок физики в 7 классе "Архимедова сила"Цель: Формирование знаний у учащихся о законе Архимедовой силы.Задачи:- обучающие: формировать понятие об архимедовой силе, учить выводу правила для вычисления ...

разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила"

текст и презентация к уроку "Архимедова сила"...

разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила"

текст и презентация к уроку "Архимедова сила"...

разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила"

текст и презентация к уроку "Архимедова сила"...

урок по физике в 7 классе «Архимедова сила»

урок по физике в 7 классе «Архимедова сила»...

Технологическая карта урока физики в 7 классе "Архимедова сила"

Технологическая карта урока физики в 7 классе "Архимедова сила"...