"Световые волны"
статья по физике (10 класс) по теме

Анализ определения оптических явлений, имеющихся в современных школьных учебниках, показал, что они представлены либо на уровне объяснения, либо дано описание явления в конкретной ситуации. Если в основе деятельности по «добыванию» определения физического явления лежит экспериментальный путь к познанию, то оно должно быть представлено на уровне наблюдения. Поэтому возникла потребность разрабатывать содержание деятельности по созданию определений таких явлений, как отражение света, интерференция, цифрация света др. на чувственном уровне. Для облегчения этой задачи необходимо  использовать исторический материал. История открытия и изучения оптических явлений показывает, что ученые ставили вполне определенные, объективные познавательные задачи (ПЗ)  с целью получения определения явления на уровне наблюдения, а лишь затем явления объяснялись. Из гносеологической общности процессов учебного и научного познания вытекает возможность выявления познавательных задач, гипотез, логики их постановки  для создания на уроке «квазиисследовательской обстановки. Другой особенностью оптических явлений является то, что в них трудно выявить в явном виде взаимодействующие объекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udk_530.1.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

        УДК 530.1                                         Бавина Элеонора Николаевна

                                                      учитель физики

                                                       г. Волжский Волгоградской области

                                                       Российская Федерация

Особенности формирования понятий физических явлений в теме

 «Световые волны»

Анализ определения оптических явлений, имеющихся в современных школьных учебниках, показал, что они представлены либо на уровне объяснения, либо дано описание явления в конкретной ситуации. Если в основе деятельности по «добыванию» определения физического явления лежит экспериментальный путь к познанию, то оно должно быть представлено на уровне наблюдения. Поэтому возникла потребность разрабатывать содержание деятельности по созданию определений таких явлений, как отражение света, интерференция, цифрация света др. на чувственном уровне. Для облегчения этой задачи необходимо  использовать исторический материал. История открытия и изучения оптических явлений показывает, что ученые ставили вполне определенные, объективные познавательные задачи (ПЗ)  с целью получения определения явления на уровне наблюдения, а лишь затем явления объяснялись. Из гносеологической общности процессов учебного и научного познания вытекает возможность выявления познавательных задач, гипотез, логики их постановки  для создания на уроке «квазиисследовательской обстановки. Другой особенностью оптических явлений является то, что в них трудно выявить в явном виде взаимодействующие объекты. Содержание деятельности по «добыванию» определения этих явлений таково:

- обнаружение явления в единичной ситуации;

- формулирования ПЗ типа «только ли в данной ситуации имеет место наблюдаемое явление?»; разработка способов её экспериментальное решение; проведение серии экспериментов.

- формулирование обобщенного суждения об объектах, взаимодействие которых приводит к данному явлению; формулирование обобщенного суждения об особенностях протекания явления;

- формулирования ПЗ типа: «Каковы условия протекания явления?»; проведение серии экспериментов; построение определения явления на уровне наблюдения. Разработано деятельность учителя по организации процесса создания понятия оптических явлений,  созданы дидактические средства, конкретизирован обобщенный способ действия по созданию понятий физических явлений применительно ко всем урокам темы «Световые волны». Каждый учитель выстраивает свою технологию обучения, т.е. свою модель освоения учащимися конкретного учебного материала, способы добывания знаний. Однако существуют определенные инвариантные этапы деятельности учителя, которыми он должен владеть, чтобы организовать учебный процесс, отвечающий современным требованиям. Тема «Световые волны» является первой темой раздела «Оптика» в основной школе. Примерное планирование этой темы курса физики представлено в таблице с перечнем демонстрационного эксперимента. На изучение темы «Световые волны» отводится семь уроков. Содержание учебного материала темы спланировано в соответствии с составляющими первой волновой теории света – теории Гюйгенса: экспериментальные факты – модель распространения световой волны, принцип Гюйгенса – выводы – их экспериментальная проверка.

Таблица 1. Примерное планирование темы «Световые волны

1        Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса.

2        Отражение света. Закон отражения света.

3        Преломление света. Закон преломления света

4        Решение задач

5        Дисперсия света. Лабораторная работа №2 «Наблюдение дисперсии света»

6        Интерференция света. Лабораторная работа «Наблюдение интерференции света»

7        Решение задач

В основной школе для развития познавательной деятельности учащихся учебный процесс по физике должен быть организован в виде разработки и реализации каждым учащимся или их группой творческих проектов. Результатом такой деятельности должна явиться общественно-значимая работа, выполненная с помощью некоторой установки, созданной самими учащимися или с учетом современных условий развития учащихся виртуального продукта с использованием информационных технологий. Это может быть разработка и реализация компьютерных уроков по теме «Световые волны» (с непосредственным участием учителя-предметника), создание Web-страниц по теме, выпуск тематических газет и т.д.

Список использованной литературы

1.Шамова Т.И. Федеральный образовательный стандарт общего

образования второго поколения и перспективы развития системы управления

образованием / Т.Шамова // Управление образованием. - 2009. - № 3. - С. 19

2.Рыжаков М.В. О структуре и особенностях стандартов второго

поколения. http://www.deti-66.ru/forteachers/formalped/1001.html

3.Ресурсы интернет: http://mon.gov.ru

                                 http://standart.edu.ru

                                 http://www.zavuch.info                            

© Бавина Э.Н.,2014

ЗАЯВКА УЧАСТНИКА

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Бавина Элеонора Николаевна

Страна

Российская Федерация

Место работы

МБОУ СОШ № 2, г. Волжский, Волгоградской области

Должность

Учитель физики

Контактный телефон

89053332147

Е-mail

vorvulev.oleg777@mail.ru

Название статьи

 Особенности формирования понятий физических явлений в теме «Световые волны»

Направление / секция

физика

Фамилия, имя, отчество соавтора (полностью)

Сколько экземпляров сборника требуется

1

Адрес для отправки сборника

404133, г. Волжский, Волгоградской обл. ул.Проспект Ленина, д.381, кв.86

Шифр конференции

НТСО-01

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 11 классе по теме «Поперечность световых волн. Поляризация света»

Урок физики в 11 классе по теме «Поперечность световых волн. Поляризация света»Цель урока: Сформировать у школьников понятие «Поперечность световых волн. Поляризация света».Задачи: Сформировать у школ...

Презентация по теме: "Световые волны".

Данную презентацию можно использовать в 11-ом классе при изучении световых волн. С помощью данной презентации можно наглядно продемонстрировать интерференцию, дифракцию, поляризацию электромагнитных в...

Лабораторная работа "Определение длины световой волны"

Лабораторная работа "Определение длины световой волны"...

Методическая разработка для урока по теме "Поперечность световых волн".

Презентация является дополнением к изучаемой теме урока и позволяет глубже понять физический смысл явления «Поперечность световых волн»....

Разработка урока по физике в 11-м классе по теме: «Поперечность световых волн. Поляризация света»

Разработка урока с использованием, наряду с традиционным демонстрационным физическим экспериментом,  виртуальной модели поляризации света. Использованная компьютерная программа – бесплатная ...

Лабораторная работа: "Измерение длины световой волны при помощи дифракционной решетки"

Предлогаемая методическая разработка- бланк лабораторной работы, выполняемой на оборудовании L-MIKRO. Работа проводится в виде экспериментальной контрольной работы: учащиеся сами формулируют цель рабо...