Урок «Магнитные свойства вещества» 11 класс
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Матвеева Вера Владимировна

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: мультимедийный урок, состоящий из двух стандартных уроков по 45 минут.

Методы обучения, методические приемы, педагогические технологии: а) технология модерации, интеграции предметов и информационная технология; педагогика сотрудничества; б) эвристическое обучение с использованием дебатов; в) прием выхода за рамки своего учебного предмета, чтобы попросить помощи учеников как сотрудников в использовании компьютерной технологии; г) частично поисковые, исследовательские методы обучения; д) форма работы: групповая.     

Оборудование: а) компьютерный класс в медиацентре гимназии; б) источники информации: Интернет, специальная литература по теме; в) дидактические средства обучения: базовые листы опроса для повторения материала, перечень тем для презентаций с планами, листы защиты презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

І.  Тема: «Магнитные свойства вещества», 11 класс

УМК линии Г.Я.Мякишева

1.Цель урока: организация работы по усвоению учениками понятий о магнитных свойствах вещества, научных фактов по данному вопросу.

2. Задачи урока:
 1) образовательные: а) познакомить учащихся с разными веществами по их магнитным свойствам и их применением; б) дать представление о магнитной проницаемости, о доменах; в) рассмотреть соответственные опыты; г) активизировать познавательную активность учащихся;

 2) развивающие: а) продолжить развитие интеллектуальных  умений  анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, б) формировать умения работы в группах в медиацентре гимназии; в) продолжить развитие умения принимать самостоятельные решения, доказывать свою точку зрения и принимать чужую; г) формировать умения работы с различными источниками учебной информации;  д) продолжить формирование информационной компетентности;

 3) воспитательные: а) создание учениками  личного опыта в приобретении знаний и продукта своей деятельности; б) воспитание ученика субъектом, конструктором своего образования,  полноправным источником  и организатором своих знаний; в) обеспечение  индивидуального личностного роста потенциала ученика.  

3.Тип урока: урок формирования новых знаний.

4.Вид урока: мультимедийный урок, состоящий из двух стандартных уроков по 45 минут.

5.Методы обучения, методические приемы, педагогические технологии: а) технология модерации, интеграции предметов и информационная технология; педагогика сотрудничества; б) эвристическое обучение с использованием дебатов; в) прием выхода за рамки своего учебного предмета, чтобы попросить помощи учеников как сотрудников в использовании компьютерной технологии; г) частично поисковые, исследовательские методы обучения; д) форма работы: групповая.     

6.Оборудование: а) компьютерный класс в медиацентре гимназии; б) источники информации: Интернет, специальная литература по теме; в) дидактические средства обучения: базовые листы опроса для повторения материала, перечень тем для презентаций с планами, листы защиты презентации.

II. Актуализация:


Опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся: магнитное поле как особая форма материи, правило определения направления вектора магнитной индукции, особенности линий магнитной индукции, сила Ампера, сила Лоренца, правило левой руки для двух сил, гипотеза Ампера, температура Кюри.

Проверка знаний:  использование базовых листов опроса учащихся.

Способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету: сообщение о веществах с разными магнитными свойствами, показ их практической значимости.

Контроль за ходом работы: беседы с «консультантами» групп при необходимости теоретических консультаций по теме.

Приемы самоконтроля и взаимоконтроля: отчет «сборщика информации» о ходе работы два раза за весь период урока.

Форма получения обратной связи: создание по конкретной теме  презентации от группы, которую представляет «системный администратор». Защита продукта работы любым представителем группы, то есть «оратором», кого ученики выбирают сами.

III. Формирование новых понятий, способов действия:

Новые понятия, подлежащие изучению: 1) магнитная проницаемость, формула расчета; 2) смысл опыта Штерна – Герлаха; 3) график зависимости намагничивания от магнитной индукции; 4) домены в магнетизме; 5) виды и применение разных магнитных материалов Приемы формирования способов деятельности: 

работа в группах в медиацентре гимназии; самостоятельное добывание знаний при работе с различными источниками учебной информации; установление межпредметных связей с информатикой; установление партнерских отношений между учителем и учениками.  

IV. Применение (формирование умений и навыков): 

1) формирование умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры применения разных магнетиков;

2) способы получения обратной связи: а) защита продукта работы, то есть презентации на уроке; оформление опорных  конспектов в тетрадях в соответствии с планом презентации каждой группы. «Сборщикам  информации» оформить электронные варианты опорных конспектов.

 б) дидактические средства обучения: базовые листы опроса для повторения материала; темы для создания презентаций с указанием плана, листы защиты презентации.

 в) использование дебатов для формирования умения доказывать свою точку зрения и принимать чужую. 

V. Домашнее задание:

а) традиционное задание: оформить опорные конспекты в тетрадях в соответствии с планом презентации каждой группы. «Сборщикам  информации» оформить электронные варианты опорных конспектов для ксерокопирования для всего класса.

б) творческое задание №1(конкретным ученикам): приготовить презентации по теме «Диамагнетики» по установленному плану.

    творческое задание №2 (по желанию): создать кроссворд по теме «Магнитные свойства вещества».

 

 



Предварительный просмотр:

План - конспект урока «Магнитные свойства вещества»

Дата

Класс 11

Урок  8, 9 по календарно-тематическому планированию

Задачи урока:

1) образовательные: а) познакомить учащихся с разными веществами по их магнитным свойствам и их применением; б) дать представление о магнитной проницаемости, о доменах; в) рассмотреть соответственные опыты; г) активизировать познавательную активность учащихся;

 2) развивающие: а) продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры применения разных магнетиков, б) формировать умения работы в группах в медиацентре гимназии; в) продолжить развитие умения принимать самостоятельные решения, доказывать свою точку зрения и принимать чужую; г) формировать умения работы с различными источниками учебной информации;

 3) воспитательные: а) создание учениками  личного опыта в приобретении знаний и продукта своей деятельности; б) воспитание ученика субъектом, конструктором своего образования,  полноправным источником  и организатором своих знаний; в) обеспечение  индивидуального личностного роста потенциала ученика.  

Тип урока: урок формирования новых знаний.

 Методы: а) технология модерации, интеграции предметов и информационная технология; педагогика сотрудничества; б) эвристическое обучение с использованием дебатов; в) прием выхода за рамки своего учебного предмета, чтобы попросить помощи учеников как сотрудников в использовании компьютерной технологии; г) частично поисковые, исследовательские методы обучения; д) форма работы: групповая.     

Оборудование: а) компьютерный класс в медиацентре гимназии; б) источники информации: Интернет, специальная литература по теме; в) дидактические средства обучения: базовые листы опроса для повторения материала; темы для создания презентаций с указанием плана; лист защиты презентации.

Последовательность этапов урока:

  1. организационный;
  2. проверка домашнего задания;
  3. усвоение и закрепление новых знаний;
  4. всесторонняя проверка новых знаний;
  5. информация о домашнем задании, инструктаж.

Содержательная часть урока:

Этап урока.

Время.

Приемы.

 Методы.

Что делают ученики.

Что делает учитель. 

1)организационный

   5 минут

Групповая форма работы учащихся. 

Вход в урок: настройка  на данный тип работы, деятельности.    

Приветствие учителя; доклад дежурных об отсутствующих;  Самостоятельное деление на группы для работы в медиацентре. Выбор в группах ответственных лиц, условно названных:

 а) «системный администратор»,

 б) «консультант»,

в) «сборщик информации»,

г) «оратор».

   

Приветствие учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности детей к уроку. Определить  цель: изучить вещества с разными магнитными свойствами и их применение на практике. 

2) проверка домашнего задания 

   15 минут

Письменный опрос: отсроченная проверка.

Тихий опрос: моментальная проверка.

Работа с базовыми листами опроса учащихся: часть детей работает письменно, часть в индивидуальной  беседе с учителем.

Организация письменного опроса по базовым листам.

 Организация тихого опроса: беседа с несколькими учениками происходит полушепотом, сразу оцениваются ответы.

3) усвоение и закрепление новых знаний

  40 минут

 Частично поисковые, исследовательские методы обучения; эвристичес-

кое обучение; самостоятель-ное добывание знаний; межпредмет-ные связи  с информати-кой. 

Работа в группах в медиацентре гимназии;  принятие самостоятельных решений в разработке презентации. Работа с различными источниками учебной информации: Интернетом, специальной литературой по теме. Отчет «сборщика информации» о ходе работы два раза за весь период урока.

Задание группам: создание по конкретной теме  презентации от каждой группы. Фиксация ответственных лиц в группах.  Беседы с «консультантами» групп при необходимости теоретических консультаций по теме. При наличии времени проверка письменного опроса по базовым листам.  

4) всесторонняя проверка новых знаний

 20 минут

Сотрудниче-ство и  партнерские отношения между учителем и учениками.   Использова-ние  дебатов; Прием выхода за рамки своего учебного предмета, чтобы попросить помощи учеников в использовании компьютерной технологии.

Презентации от каждой группы представляет «системный администратор». Защищает продукт работы «оратор», доказывает свою точку зрения, но и принимает, выслушивает чужую. Остальные ученики группы, не ставшие ответственными лицами, отвечают на вопросы учителя и учеников других групп.

Участие в просмотре презентаций от каждой группы. Фиксация результатов защиты в листах защиты презентации. Оценка неудовлетворительная не ставится.

Устная оценка продукта работы групп для хорошей эмоциональной атмосферы урока. Фразы типа «Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Ты сегодня очень внимательна!», «Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!»

 

5)информация о домашнем задании, инструктаж

  10 минут

Самостоятельное добывание знаний при работе с различными источниками учебной информации. Ученик -  субъект, конструктор своего образования,  источник  и организатор своих знаний. Создание ситуации успеха для ученика.

Обязательная фиксация домашнего задания в своих тетрадях, причем не только традиционного задания, но и творческого задания. Конкретные ученики, которые создают презентации по теме «Диамагнетики», получают план, но могут по согласованию с учителем его изменить. Создание учениками  личного опыта в приобретении знаний и продукта своей деятельности;  

Сообщение домашнего задания: а) традиционное задание: оформить опорные конспекты в тетрадях в соответствии с планом презентации  каждой группы. «Сборщикам  информации» оформить электронные варианты опорных конспектов для ксерокопирования для всего класса.

б) творческое задание №1(конкретным ученикам): приготовить презентации по теме «Диамагнетики» по установленному плану.

  творческое задание №2 (по желанию): создать кроссворд по теме «Магнитные свойства вещества».

Приложения:

№1. Базовый лист для опроса.

Фамилия, имя ученика   класс______________________________________________________

Повторение пройденного материала по теме «Магнитное поле».

  1. Доказать, что магнитное поле - это особая форма материи. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Сформулировать правило определения направления вектора магнитной индукции. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Каковы особенности линий магнитной индукции.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сила Ампера: формула с расшифровкой, правило левой руки с примером.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сила Лоренца: формула с расшифровкой, правило левой руки с примером.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В  чем состоит смысл гипотезы Ампера. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Что такое температура Кюри.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2. Темы для создания презентаций с указанием плана.

 Тема№1: Ферромагнетики. План:

1.Что такое относительная магнитная проницаемость, формула расчета, что она показывает, её значения для ферромагнетиков?

2. Опыты Отто Штерна, Вальтера Герлаха по магнитным моментам.

      3. Что такое домены?

      4. График зависимости намагничивания от магнитной индукции в ферромагнетиках.

  Тема№2: Применение ферромагнетиков. План:

      1. Ферромагнетики.

2. Домены.

3. Магнитомягкие  и магнитотвердые вещества.

4. Примеры применения ферромагнетиков.

        Тема№3: Парамагнетики. План:

1.Что такое относительная магнитная проницаемость вещества: формула, что показывает, ее значение для парамагнетиков.

2.Что такое магнитный момент, каков он для парамагнетиков.

3.Опыты Отто Штерна, Вальтера Герлаха.

4.График зависимости намагничивания от магнитной индукции парамагнетиков.

5.Применение парамагнетиков.

        Тема№4: Диамагнетики. План:

 1.Что такое относительная магнитная проницаемость вещества: формула, что показывает, ее значение для диамагнетиков.

2.Что такое магнитный момент, каков он для диамагнетиков.

3.График зависимости намагничивания от магнитной индукции диамагнетиков.

4.Особенности диамагнетиков.

№3. Лист защиты презентации.

       Группа №: тема__________________________________________________________

Оценка

Оформление

Содержание

Речь «оратора»

Активность группы

Итог

Отлично

Хорошо

Удовлетв.

Замечания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили ученики 11 А класса: Артемьева Виктория Бателюк Татьяна Гурьев Василий Городник Роман Журавлева Виктория Крумка Алина Применение ферромагнетиков.

Слайд 2

План Ферромагнетики. Домены. Магнитомягкие и магнитотвердые вещества. Примеры применения ферромагнетиков.

Слайд 3

Ферромагнетики Это вещества (как правило, в твёрдом кристаллическом или аморфном состоянии), в которых ниже определённой критической температуры (точки Кюри) устанавливается дальний ферромагнитный порядок магнитных моментов атомов или ионов (в неметаллических кристаллах) или моментов коллективизированных электронов (в металлических кристаллах).

Слайд 4

Домены ферромагнетиков Домен — микроскопическая область в магнитном кристалле, в которой ориентация вектора спонтанной однородной намагниченности или вектора антиферромагнетизма (при температуре ниже точки Кюри) определенным образом повернута или сдвинута относительно направлений соответствующего вектора в соседних доменах. Домены существуют в ферро- и антиферромагнитных и других веществах, обладающих спонтанным дальним порядком.

Слайд 5

Магнитомягкие и магнитотвердые вещества Существуют магниты двух разных видов. Одни – так называемые постоянные магниты, изготовляемые из «магнитнотвердых» материалов. Их магнитные свойства не связаны с использованием внешних источников или токов. К другому виду относятся так называемые электромагниты с сердечником из «магнитно-мягкого» железа. Создаваемые ими магнитные поля обусловлены в основном тем, что по проводу обмотки, охватывающей сердечник, проходит электрический ток.

Слайд 6

Магнитомягкие вещества К магнитомягким материалам относят: 1. Технически чистое железо (электротехническая низкоуглеродистая сталь). 2. Электротехнические кремнистые стали. 3. Железоникелевые и железокобальтовые сплавы. 4. Магнитомягкие ферриты.

Слайд 7

Магнитотвердые вещества Магнитотвердые материалы – это материалы для постоянных магнитов, использующихся в электродвигателях и других электротехнических устройствах, в которых требуется постоянное магнитное поле. К магнитотвердым материалам относят: 1. Литые магнитотвердые материалы на основе сплавов Fe-Ni-Al. 2. Порошковые магнитотвердые материалы, получаемые путем прессования порошков с последующей термообработкой. 3. Магнитотвердые ферриты.

Слайд 8

Примеры применения ферромагнетиков Ферромагнетики имеют наибольшее практическое применение, хотя их не так много в природе. Железный или стальной сердечник в катушке во много раз усиливает создаваемое этой катушкой поле, не увеличивая силу тока в катушке. Это экономит электроэнергию.

Слайд 9

Сердечники трансформаторов, генераторов, электродвигателей и других устройств изготавливают из ферромагнетиков. При выключении внешнего магнитного поля ферромагнетик остаётся намагниченным, то есть создаёт магнитное поле в окружающем его пространстве. Упорядоченная ориентация элементарных токов не исчезает при выключении внешнего магнитного поля. Благодаря этому существуют постоянные магниты. Постоянные магниты находят широкое применение в электроизмерительных приборах, громкоговорителях, телефонах, в устройствах звукозаписи, магнитных компасах и т.д.

Слайд 10

Большое распространение получили ферриты - ферромагнитные материалы, не проводящие электрического тока. Они представляют собой химические соединения оксидов железа с оксидами других веществ. Первый из известных человеку ферромагнитных материалов- магнитный железняк является ферритом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Магнитное поле" 8 класс

Данный материал может быть использован в 8 классе при изучении темы "Магнитное поле"...

Магнитные свойства вещества

Конспект урока по теме "Магнитные свойства вещества", физика 11 класс...

Магнитные свойства вещества. Магнитная запись информации

Урок разработан в формате уровневых курсов по теме исследования: Оценивание своих действий для улучшения качества своего обучения....

Презентация к уроку "Магнитное поле" 9 класс

Презентация к уроку "Магнитное поле" 9 класс...

Презентация для урока "Магнитное поле" 11 класс

В этой презентации подобраны типовые разноуровневые задания по теме "Магнитное поле", которые встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ....

Магнитные свойства вещества

Тема: Магнитные свойства веществаЦель урока: сформировать представление о том, что магнитные поля образуются не только электрическим током, но и постоянными магнитами; рассмотреть область применения п...

Магнитные свойства вещества.

сформировать представление о том, что магнитные поля образуются не только электрическим током, но и постоянными магнитами; рассмотреть область применения постоянных магнитов....