Культура учебы учащихся и пути ее воспитания
статья по физике по теме

Русакович Оксана Юрьевна

Способы и методы воспитания культуры обучения на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedagogicheskiy_sovet_novyy_variant.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Культура учебы учащихся на уроках физикии пути ее воспитания

(доклад на педагогическом  совете)

Основной целью уроков физики является создание  у учащихся полной физической картины, умение  проводить межпредметные параллели, использовать полученную информацию в повседневной жизни.

Это можно достичь путем создания условий для развития физического мышления.

На уроках применяю следующие способы и приемы  для формирования и поддержания  культуры учебы:

Для развития глубокого физического мышления  использую набор типовых задач, чтобы учащиеся могли легко разбираться в основных понятиях и определениях, формулах, так же использую тестовые задания теоретического характера с элементами простейших вычислений, используются четкие алгоритмы для решения задач,  это формирует  элементарные способности физического мышления.

 Для развития широты мышления применяю задачи разного типа, разного уровня. Причем уровень задач для решения учащиеся выбирают сами. А, преодолев более низкий уровень, ученик может перейти на более высокий. Это позволяет учащимся самостоятельно и справедливо оценивать свои знания, что порой позволяет избегать разногласий между учителем и учащимися.  Самокритичность учащихся -  необходимый элемент успешной учебной деятельности.

Некоторым учащимся предлагаются задачи высокого уровня, что позволяет формировать у них гибкость ума, способность применят знания из различных разделов физики при решении каких-либо задач.

Например: при решении задач на электростатику иногда необходимо использовать законы из динамики (законы Ньютона) и т.п.

Широко применяю соревновательное решение задач. В экстремальных ситуациях у некоторых учащихся проявляются способности, которые ранее были едва заметны.

 Для успешного изучения физики необходимо чтобы учащиеся реально оценивали полученные результаты решения задач, расчетов лабораторной работы и т.п. и т.д. Поэтому, по возможности, я использую задачи с конкретными физическими телами и явлениями (а не какие–нибудь материальные точки и прочее). Для этого хорошо помогает самостоятельное составление условий задач и решение задач соседа.

Требование от учащихся сознательности при решении позволяет также развивать физическое мышление.

Четкое знание и понимание формул, определений понятий позволяет учащимся свободно ориентироваться в таком не простом предмете физика. Это достигается путем заучивания и осмысления физической теории.

Например: поясняются что такое уд. теплоемкость, что это не абстрактная величина, а …и т. п. и т.д.

 

Помимо теоретических знаний необходимо развивать и практические умения учащихся, для  этого предлагаются, помимо  программных  лабораторных и практических  работ, домашние практические работы и эксперименты.

В заключение можно отметить, что для формирования и  поддержания  физической культуры необходимо решать типовые задачи, учится строить логическое решение задач без предложенного алгоритма, уметь выискивать способы и приемы нестандартного решения задач, а так же что- то делать, мастерить своими руками. Это помогает формировать глубину понимания физического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа по воспитанию безопасной культуры поведения учащихся коррекционной школы»

Оглавление 1.     Пояснительная записка………………………………………………….стр22.     Целепологания………………………………………………………….стр33....

Программа «Навстречу» Воспитание коммуникативной культуры у учащихся 5–6-х классов

Программа «Навстречу»Воспитание коммуникативной культурыу учащихся 5–6-х классов...

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности.

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно-нравственного развития личности....

ИКТ технологии как средство воспитания экологической культуры у учащихся на уроках биологии

В последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопросы экологического состояния населенных пунктов, говорят об экологических катастрофах, о глобальном потеплении, о разруше...

Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального самосознания.

В настоящее время ФГОС  устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным; где л...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Дополнительная      образовательная     программа     предметно-практической деятельности   учащихся   "Мир...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...