Рабочая программа и КТП по физике в 7 классе
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Олейникова Людмила Александровна

Рабочая программа по физике в 7 классе по УМК Н,М. Шахмаева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7.docx48.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Физика 7» составлена  на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  3. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  4. Программа по физике, 7 – 9 класс, авторы Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук, В.А. Коровин.
  5. Методическое письмо  « О преподавании учебного предмета   «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ  от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
  7. Годовой календарный график МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2013-2014

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.

 В 7 классе на изучение предмета отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю (35 учебных недели) в т. ч. на контрольные работы отводится 6 часов , лабораторные работы 9 часов

        В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2013-2014 учебный год, а также с государственными праздниками 1.05, данная программа рассчитана на 69 часов. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса физики,  мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и  блоковой подачи учебного материала по теме «Повторение»  (на 1час).

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 3 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике .

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (самостоятельные и контрольные работы, лабораторные работы) и устный опрос.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Н.М.Шахмаев,

Ю.И.Дик,

А.В.Бунчук

Физика7класс

2009

Мнемозина.

2

Н.А. Матвеева

Методика преподавания физики 7 класс

2010

Мнемозина

3

М.С.Атаманская, Л.В.Матюшкина,

О.Б.Якунина

Физика 7 – 9классы.Контрольные работы к учебникам Н.М. Шахмаева,

Ю.И. Дик,

А.В. Бунчук

2009

 Легион

4

Т.М. Гребёнкина

Физика 7 класс. Нестандартные уроки.

2008

Корифей.

5

 В.И.Лукашик,

Е. В. Иванова

Сборник задач по физике 7 – 9

2008

Просвещение.

 

 

Физика в современном обществе имеет исключительно важное значение для общего образования и формирования мировоззрения. Первый год обучения необходимо посвятить пробуждению и развитию у учащихся интереса к физике, без которого не может быть успешного обучения в последующие годы. Курс физики Н. М. Шахмаева составлен в соответствии с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Курс ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Курс составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года и направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность:— использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделение характерных причинно-следственных связей;

— определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
  • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ;
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
  • осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • умение перефразировать мысль. Выбор и использование средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

—использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации, включая энциклопедии, слова
ри, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность:

—   самостоятельная организация учебной деятельности (постановка це
ли, планирование и др.). Владение навыками контроля и оценки своей де
ятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учеб
ных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и
эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих инте ресов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения;
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

—освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах,
которым они подчиняются, методах научного познания природы и форми
рование на этой основе представлений о физической картине мира;

—- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

В качестве концептуальной основы построения программы по физике рассматривается современный метод научного познания, суть которого заключается в модельном отражении действительности.

Содержание курса   « Физика – 7».

 

 

1

 

Раздел 1. Введение.   (1час)

 

Содержание

Знания

Умения

Физические явления. Методы изучения физических явлений. Физика – основа техники.

  • Сущность естественнонаучного метода познания мира.
  • Приводить примеры практического использования физических знаний: о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях

2

 

Раздел 2. первоначальные сведения о свете.  (18 часов).

 

Источники и приёмники света. Прямолинейное распространение света.  Скорость света. Тень и полутень. Затмения Солнца и Луны. Законы отражения. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Сферические зеркала. Применение выпуклых сферических зеркал в технике. Законы преломления. Линзы. Оптические приборы. Фотоаппарат. Лупа. Театральный бинокль. Глаз и зрение. Очки. Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение цветных пучков в света.

  • Смысл физических величин: фокусное расстояние линзы;
  • Смысл понятий: световые явления; волна;
  • Смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света.
  • Описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление
  • Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы
  •  Приводить примеры практического использования физических знаний  о световых явлениях
  • Решать задачи на применение изученных физических законов.

3

 

Раздел 3.Первоначальные сведения о звуке. (8 часов)

 

Источники и приёмники звука. Распространение звука. Скорость распространения звука. Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Действие звуков на организм человека. Отражение звука. Законы отражения. Эхо. Музыкальные звуки. Приборы и приспособления, служащие для усиления звука. Ультразвук.

  • Смысл физических величин: скорость звука, громкость, высота тона;
  • Смысл понятий: звуковые явления, волна;
  • Смысл физических законов: отражения звука.
  • Описывать и объяснять физические явления: отражение, распространение звука;
  • Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
  • Приводит примеры практического использования физических знанийо звуковых явлениях;
  • Решать задачи на применение изученных  физических законов.

4

 

Раздел 4.Физические величины -17 часов 

Дискретное строение вещества. Молекулы. Непрерывное и хаотическое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Движение и взаимодействие частиц вещества. Расположение частиц в твёрдых телах, жидкостях и газах. Молекулярное строение льда, воды и водяного  пара.

  • Смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом, молекула.
  • Описывать и объяснять физические явления: диффузия; взаимодействие молекул
  • Выражать результаты измерений и расчётов  в единицах Международной системы
  • Приводить примеры практического использования физических знанийо строении вещества

5

 

Раздел 5. Первоначальные сведения о строении вещества.  (6 часов).

 

Масса. единица массы. Плотность. Сила. Единица силы. Динамометр. Сила тяжести. Давление. Единица давления. Работа. Единица работы. Мощность. Единица мощности. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Энергия рек и ветра.

  • Смысл физических величин: масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени,  массы, силы, давления.

6

 

Раздел 6. Тепловые явления. (12 часов)

 

Источники и приёмники тепла. Тепловое расширение. Температура. Термометр. Медицинский термометр. Связь температуры со скоростью движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Термос. Теплоизоляция и отопление домов. Сравнение теплопроводности различных материалов. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.

  • Смысл физических величин:внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания топлива,  удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, влажность воздуха;
  • Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах;
  • Описывать и объяснять физические явления:теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию.
  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха
  • Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени
  • Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы
  • Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях
  • Решать задачи на применение изученных физических законов.

 

 

 

 

7

 

 

 

Раздел 7. Тепловые двигатели. ( 6 часов)

 

 

Устройство и принцип работы реактивного двигателя. Двигатели внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД тепловой машины. Тепловые двигатели и охрана природы.

  • Смысл физических величин: коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура.
  • Смысл физических законов:сохранения энергии в тепловых  процессах.
  • Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях.

  • Резервные уроки -2 часа

  • Всего - 70 часов

 

 Учебно-тематический план

7 КЛАСС

Наименование тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Лабораторные

работы

Контрольные работы

1.

Введение

1

-

2.

Первоначальные сведения о свете

18

14

3

1

3.

Первоначальные сведения о звуке

8

5

1

4.

Физические величины

17

13

3

1

5.

Первоначальные сведения о строении вещества

6

4

1

1

6.

 Тепловые явления

12

9

2

1

7.

Тепловые двигатели

6

9

1

8.

Повторение

1

1

Всего:

69

54

9

6

 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ФИЗИКЕ В 7 КЛАССЕ

№ п/п

Раздел

 

      Тема

                   

Кол-во часов

Дата

Форма урока

Вид контроля

Введение

1

Физические явления. Методы изучения физических явлений. Физика-основа техники.

1

3.09

лекция

Первоначальные сведения о свете -18 часов

2

Источники и приемники света

1

5.09

лекция

3

Распространение света

1

10.09

лекция

4

Солнечное и лунное затмение

1

12.09

урок-сообщение

5

Отражение света

1

17.09

лекция

6

Решение задач

1

19.09

практикум

7

Оптическое изображение

1

24.09

лекция

8

Изображение в плоском зеркале

1

26.09

практикум

9

Преломление света

1

1.10

лекция

10

Линзы. Свойства изображений, создаваемых линзами

3.10

11

Решение задач

1

8.10

12

Лабораторная работа 1. Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы

1

10.10

урок- эксперимент

л/р

13

Оптические приборы

1

15.10

14

Глаз и зрение

1

17.10

лекция

15

О составе света

1

22.10

лекция

16

Решение задач

1

24.10

практикум

17

Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о свете»

1

29.10

к/р

18

Лабораторная работа 2. Получение изображений с помощью линзы.

1

31.10

практикум

л/р

19

Лабораторная работа 3. Наблюдение дисперсии света.

1

12.11

л/р

Первоначальные сведения о звуке -8 часов

20

Источники и приемники звука.

1

14.11

лекция

21

Распространение звука.

1

19.11

лекция

22

Звуковые волны.

1

21.11

лекция

23

Характеристики звука.

1

26.11

лекция

24

Зачем музыкальным инструментам корпус?

1

28.11

лекция

25

Отражение звука.

1

3.12

практикум

26

Ультразвук.

1

5.12

лекция

27

Контрольная работа 2. Первоначальные сведения о звуке

1

10.12

к/р

Физические величины -17 часов

28

Масса.

1

12.12

лекция

29

Лабораторная работа 4. Измерение массы тела на рычажных весах.

1

17.12

урок- эксперимент

л/р

30

Лабораторная работа 5. Измерение плотности твердого тела.

1

19.12

урок- эксперимент

л/р

31

Решение задач.

1

24.12

практикум

32

Сила.

1

26.12

лекция

33

Лабораторная работа 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

1

14.01

урок- эксперимент

л/р

34

Решение задач.

1

16.01

практикум

35

Давление.

1

21.01

лекция

36

Решение задач.

1

23.01

практикум

37

Работа.

1

28.01

лекция

38

Решение задач.

1

30.01

39

Мощность.

1

4.02

лекция

40

Решение задач.

1

6.02

практикум

41

Энергия.

1

11.02

лекция

42

Решение задач.

1

13.02

практикум

43

Превращение энергии.

1

18.02

лекция

44

Контрольная работа 3. Физические величины

1

20.02

к/р

Первоначальные сведения о строении вещества

45

Молекулы.

1

25.02

лекция

46

Лабораторная работа 7. Измерение размеров малых тел.

1

27.02

л/р

47

Взаимодействие молекул.

1

4.03

лекция

48

Движение молекул. Броуновское движение.

1

6.03

лекция

49

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

1

11.03

лекция

50

Контрольная работа 4. Первоначальные сведения о строении вещества

1

13.03

к/р

Тепловые явления -12 часов

51

Что такое тепловые явления. Тепловое расширение.

1

18.03

лекция

52

Температура. Особенности теплового расширения воды.

1

20.03

лекция

53

Лабораторная работа 8. Градуировка комнатного термометра.

1

1.04

урок- эксперимент

54

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

1

3.04

лекция

55

Виды теплообмена. Как рассчитать количество теплоты при теплообмене.

1

8.04

практикум

56

Уравнение теплового баланса. Лабораторная работа 9. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

1

10.04

урок- эксперимент

57

Плавление и отвердевание.

1

15.04

практикум

58

Испарение и конденсация.

1

17.04

практикум

59

Кипение.

1

22.04

практикум

60

Влажность воздуха.

1

24.04

практикум

61

Энергия топлива.

1

29.04

практикум

62

Контрольная работа 5. Тепловые явления

1

6.05

к/р

Тепловые двигатели

63

Тепловые двигатели.

1

8.05

лекция

64

Устройство и действие реактивного двигателя.

1

13.05

лекция

65

Поршневые двигатели внутреннего сгорания.

1

15.05

лекция

66

Паровая турбина.

1

20.05

лекция

67

Контрольная работа 6. Тепловые двигатели

1

22.05

к/р

68

Анализ контрольной работы

1

27.05

69

Решение задач

1

29.05

Всего -

69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по физике 11 класс

Полное описание КТП и Рабочей программы по физике 11 класс 2013-14 уч.год...

Рабочая программа и КТП по физике 11 класс

Полное описание КТП и Рабочей программы по физике 11 класс 2013-14 уч.год...

Рабочая программа и КТП по физике 8 класс

Рабочая программа и КТП по физике в 8 классе по УМК Н.М.Шахмаева...

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...

Рабочая программа учебного материала по физике 8 класса под редакцией А.В. Перышкина, согласно требованиям ФГОС

Рабочая программа по физике для 8  класса .Составлена согласно требованиям ФГОС к учебнику А.В. Перышкина "Физика 8" ( 2часа в неделю, 68 учебных часов за год)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...