Урок физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Невзорова Елена Николаевна

Материал представляет собой план-коспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki.rar264.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:      Вес воздуха. Атмосферное давление.

Класс: 7

Цели урока: 

  • организовать изучение и первичное закрепление понятий: вес воздуха и атмосферное давление, продемонстрировать с помощью опытов существование атмосферного давления;
  • способствовать развитию умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, высказывать свое мнение;
  • способствовать развитию речи, мышления учащихся, умений объяснять явления с научной точки зрения;
  • способствовать формированию интереса к предмету, воспитанию коммуникативных качеств учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Приемы обучения: объяснение учителя, работа с оборудованием, решение задач.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

Устный опрос:

Что такое давление?

По какой формуле найти давление твердых тел? От чего оно зависит?

По какой формуле найти давление жидкостей?

     Сейчас представим, что мы туристы. Ответим на некоторые вопросы.

Задача 1. Когда больше вязнут ноги человека при переходе по болоту: когда он стоит или когда делает шаг? Почему? Настил из хвороста облегчает переход по болоту. Почему?

Задача 2. Вещевой мешок должен иметь широкие ремни, а не узкие лямки. Почему?

Задача 3. Какой из кофейников вмещает больше жидкости? Почему?

Задача 4. В каком из сосудов давление больше? 

Задача 5. Если при переходе по льду человек провалился, то спасающий должен приближаться к нему ползком, а на край полыньи рекомендуют класть доски или лыжи. Почему?

Задача 6. Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть кран? Приведите примеры сообщающихся сосудов.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы выясним: есть ли у воздуха вес и оказывает ли воздух давление. Запишем тему урока.

Слайд№1

На воздух действует сила тяжести, → воздух обладает весом. Вес воздуха можно вычислить, зная его массу.

Опыт: рис. 115

Установлено, что при t=0оС и V=1м3, m=1,29кг.

Р=mg,  Р≈13Н

Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой (от греч. атмос — пар, воздух и сфера — шар).

Слайд№2

Атмосфера, как показали наблюдения за полетом искусственных спутников Земли, простирается на высоту нескольких тысяч километров.

Слайд№3

Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои.

Слайд№4

 Воздушный слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям.

В результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, или, как обычно говорят, испытывают атмосферное давление.

Слайд№5

Атмосферное давление – это давление атмосферы Земли на все предметы, находящиеся на ней.

Около 80 % всей массы воздушной оболочки земли сосредоточены в пределах 15 км над Землей. Очевидно, что концентрация молекул, а, следовательно, и плотность воздуха уменьшается с увеличением высоты. Самая большая плотность воздуха у поверхности Земли.

Почему мы не чувствуем, что на нас давит вертикальный столб воздуха? (В процессе эволюции организм приспособился к давлению нашей атмосферы, равному примерно105 Па. Наше внутреннее давление как раз равно атмосферному. Глубоководные рыбы, приспособились к еще более высокому давлению. Будучи вытащенными, из воды, они “взрываются”, т.е. давление у них внутри оказывается больше, чем давление атмосферы снаружи).

Чтобы доказать существование атмосферного давления в 1654г. Отто Герике в г. Магдебурге произвел опыт.

Слайд№6

Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Демонстрация 1. Опыт с пипеткой.

 Всем вам наверное приходилось иметь дело с пипеткой. Давайте покажем, как мы набираем с ее помощью жидкость и объясним принцип действия.

Демонстрация 2. Наливаем воду в стакан. Закрываем стакан с водой бумагой и переворачиваем. Бумага удерживает воду в стакане.

Демонстрация 3. Подъем воды за поршнем в шприце.

Демонстрация 4.Опыт со стеклянным колпаком, из под которого выкачивают воздух

Физкультминутка.

Очень физику мы любим!
Шею влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера.
Это, правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Также есть и кислород,
Делай влево поворот.
Воздух обладает массой,
Мы попрыгаем по классу.
Чем выше вверх, тем воздух реже
И давление тем ниже.

4.Закрепление нового материала.

Что делаю

Что наблюдаю

Как объясняю

Кладут на стол длинную линейку, сверху – газету, по свободному концу линейки резко ударяют с большой силой (Лучше брать газету большого формата и до начала опыта хорошо ее разгладить.)

Газета рвется.

Действие силы атмосферного давления довольно значительное.

Свечу укрепляют на дне тарелки, наливают в нее воду, зажигают свечу и накрывают стаканом (длина свечи меньше высоты стакана)

Вода в стакане поднимается.

При сгорании спички воздух в стакане нагревается, давление повышается. Когда спичка погаснет, воздух охлаждается, давление уменьшается. Под действием атмосферного давления вода поступает в стакан.

Ливер опускают в жидкость, затем закрывают пальцем верхнее отверстие и вынимают из жидкости.

Когда верхнее отверстие открывают, из ливера начинает вытекать жидкость

Вода поступает в ливер под действием атмосферного давления. Когда убирают палец, к давлению столба жидкости добавляется атмосферное давление.

Слайд№7

Решение качественных задач.

  1. Если откачать насосом воздух из жестяной банки, она сплющивается. Почему?
  2. Как мы пьем? (Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное по сравнению с внутренним наружное атмосферное давление “вгоняет” туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление)
  3. Мальчик сорвал с ветки лист, приложил его ко рту, и, когда втянул воздух лист, лопнул. Почему лопнул лист?
  4. Сделайте дыхательное упражнение. Объясните процесс дыхания. (За счет мышечного усилия мы увеличиваем объем грудной клетки, при этом давление воздуха внутри легких уменьшается. Далее атмосферное давление “вталкивает” в легкие порцию воздуха. При выдыхании происходит обратное явление).
  5. На среднего по размерам человека со стороны атмосферного давления действует сила давления около150 000Н. Как мы справляемся с такой нагрузкой? (внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма).

5. Итоги. Рефлексия.

Что изучали на уроке? Что вас удивило? Что больше всего понравилось? Какое открытие вы сегодня сделали? Выставление оценок. Благодарность учащимся за работу.

Слайд№8

6.Домашнее задание: §40-41,упр.17 №1,2, задание 10,с.98

Слайд№9

НАДО ЖЕ !

Если бы атмосфера Земли не вращалась вместе с Землей вокруг ее оси, то на поверхности Земли возникли бы сильнейшие ураганы.

ЧТО ПРОИЗОШЛО БЫ НА ЗЕМЛЕ,
если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла?

- на Земле установилась бы температура приблизительно -170 °С, замерзли бы все водные пространства, а суша покрылась бы ледяной корой.
- наступила бы полная тишина, так как звук в пустоте не распространяется; небо стало бы черным, поскольку окраска небесного свода зависит от воздуха; не стало бы сумерек, зорь, белых ночей.
- прекратилось бы мерцание звезд, а сами звезды были бы видны не только ночью, но и днем (днем мы их не видим из-за рассеивания частичками воздуха солнечного света).
- погибли бы животные и растения.

http://class-fizika.narod.ru/7_class/7_davlatm/15.gif
... некоторые планеты солнечной системы тоже имеют атмосферы, однако их давление не позволяет человеку находиться там без скафандра. На Венере, например, атмосферное давление около 100 атм, на Марсе – около 0,006 атм. из-за давления атмосферы на каждый квадратный сантиметр нашего тела действует сила 10 Н.

КАК МЫ ДЫШИМ ?

За счет мышечного усилия мы увеличиваем объем грудной клетки, при этом давление воздуха внутри легких уменьшается. Далее атмосферное давление «вталкивает» в легкие порцию воздуха. При выдыхании происходит обратное явление.

КАК МЫ ПЬЕМ ?

Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное по сравнению с внутренним наружное атмосферное давление «вгоняет» туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

Методическая разработка урока физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок объяснения и первичного закрепления нового материала материала по теме "Атмосферное давление" с компьютерной поддержкой из коллекции ЦОР. Урок сопровождает фронтальный и демонстрационны...

Презентация к уроку физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Презентация рассказывает о строении, составе и значении атмосферы, о "парниковом" эффекте. Знакомит с опытами Торричелли и Паскаля по измерению атмосферного давления. Подготовлена к уроку в 7 кла...

Презентация к уроку физики по теме «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»

На уроке учащиеся знакомятся с примером определения атмосферного давления, с физическим содержанием опыта Торричелли....

План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли".

План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли". Также представлена презентация к данному уроку...

Открытый урок по теме: "Вес воздуха. Атмосферное давление "

Открытый урок по физике для 7 класса на тему: "Вес воздуха. Атмосферное давление". Предназначен для учителей и учащихся по данной теме....

Технологическая карта урока по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление».

Актуальность методической разработки заключается в использовании технологии системно-деятельностного подхода, основанной на формировании у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельно...