Рабочая программа по физике. 10 класс ( профиль)
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Рабочая программа для профильного изучения физики в 10 классе составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования физике (профильный уровень) и авторской программы  УМК  "Физика. 10-11 класс" (авт.Г.Я. Мякишев) Данный учебно-методический комплект предназначен для преподавания физики в 10-11 классах с углубленным изучением предмета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_v_10_klasse_profil.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  по физике в 10 классе (профиль)

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработано тематическое планирование:

  • закон РФ «Об образовании» (ст.9, п.6; ст.32, п.2, пп.7);
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • примерная программа среднего (полного) общего образования по физике, профильный уровень, X-XI классы, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. 2008 г.;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год.  Утвержден приказом Минобразования РФ № 2080 от 24.12.2010 г

Программа составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования физике (профильный уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева с УМК. Данный  учебно-методический комплект предназначен для преподавания физики в 10-11 классах с углубленным изучением предмета. В учебниках на современном уровне и с учетом новейших достижений науки изложены основные разделы физики. Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Высокая плотность подачи материала позволила авторам изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времена отводится на решение физических задач и лабораторные практикумы.

Учебно-методический комплект

  1. Мякишев Г. Я. Физика. Механика. 10 класс. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Мякишев Г. Я., Синяков А. 3. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс. -М.: Дрофа, 2007.
  3. Мякишев Г. Я., Синяков А. 3. Физика. Колебания и волны. 10 класс. - М.: Дрофа, 2007.
  4. Мякишев Г. Я., Синяков А. 3., Слободсков Б. А. Физика. Электродинамика. 10-11 класс Дрофа, 2007.
  5. Мякишев Г. Я., Синяков А. 3. Физика. Оптика. Квантовая физика. 11 класс. - М.: Дрофа, 2007
  6. Авдеева А.  В.  Методические рекомендации  по использованию учебников под редакцией  Г. Я. Мякишева «Механика.10 класс», «Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс», «Электродинамика. 10-11 класс», «Оптика. Квантовая физика.11 класс» при изучении физики на профильном уровне. -М.: Дрофа, 2008.
  7. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни: для 10-11кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007
  8. Гольдфарб Н. И. Физика. Задачник. 10-11классы. - М.: Дрофа, 2007.
  9. Дик Ю. И. и др. Физика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2005.

(В календарно-тематическом планировании  приведена лекционно-семинарская система занятий)

Курс физики для углубленного изучения отводит на 10-11 классы 340 часов, из расчета 5 учебных часов в неделю

 Цели изучения физики:  освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

      На уроках физики для достижения  хорошего качества знаний применяются  различные технологии обучения:

  • проблемное обучение (учащиеся приходят к необходимому утверждению или выводу при решении проблемной задачи);
  • дифференцированное обучение (при изучении, закреплении, проверке  материала, учащимся предлагаются  разноуровневые  задания);
  • опережающее обучение (учащиеся сообщают сведения из разделов,  изучающихся позже);
  • личностно - ориентированное обучение (отбор учебного материала с учетом  возрастных, психологических, физиологических особенностей учащихся, их общего развития и подготовки).

Общеучебные   умения и навыки, способы деятельности учащихся:

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Изучение курса физики в 10 классе структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика. Ознакомление учащихся с разделом «Физика и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 10 класс

Раздел

часы

Механика

86

Кинематика

27

Динамика

20

Законы сохранения

21

Движение твёрдого тела        

8

Гидростатика

10

Молекулярная физика. Термодинамика

43

Основы молекулярной физики.

14

Термодинамика

13

Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел.

16

Основы электродинамики

28

Электростатика

28

Практикум

10

Выполнение практической части программы:  контрольных работы - 8

                                                                                       лабораторных работ - 15

Календарно-тематическое планирование

10 класс (170 часов-5 часов в неделю)

№ недели/

урока

Дата

Тема урока5

Элементы содержания2

Требования  к уровню подготовки обучающихся

Основные виды деятельности ученика1 (на уровне учебных действий)

КЭС КИМ ЕГЭ

КПУ

КИМ

ЕГЭ

Домашнее задание

Тема1. «Механика» (85 часов)

«Кинематика» (27 часов)

1/1

Лекция 1. Система единиц СИ. Векторные и скалярные величины. Действия над векторами. Декартова система координат.

Понимать смысл                  -понятий: пространство, время, механическое движение, материальная точка, поступательное движение «система отсчета» Физ. величин: перемещение, скорость, ускорение

Знать физический смысл понятия скорости; закона равномерного прямолинейного движения;

Навыки:    Мышления; Экспериментальных принятия решения; самостоятельной работы;

Уметь: Уметь строить и читать графики равномерного  и равноускоренного движения; прямолинейного движения

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: -вычислять: скорость и путь при равноускоренном движении, центростремительное ускорение, определять дальность полёта тела, брошенного горизонтально, и высоту подъёма тела, брошенного вертикально.

Уметь использовать закон сложения скоростей при решении задач.

-определять характер прямолинейного движения по графикам зависимости скорости (координаты) от времени.

-знать зависимость тормозного пути от скорости движения транспортного средства.

-измерять скорость, ускорение свободного падение.

Составление конспектов лекций,

Фронтальный опрос

Составление конспектов лекций

Тест

Составление конспектов лекций

§1.10,1.11 (1,4),

2/2

Семинар 1. Операции над векторами.

Р.13,14,16

3/3

Лекция 2. Материальная точка. Система отсчёта. Кинематика материальной точки. Траектория, путь, перемещение. Средняя (векторная) и среднепутевая скорость. Мгновенная скорость.   Мгновенное ускорение.

1.1.1-1.1.6

1.1-1.2;

2.5.1

§1.2-1.4, 1.7,1.15,

Р.2-4, 10,18

4/4

Семинар 2. Средняя и среднепутевая скорость

1.1.1-1.1.6

1.1-1.2;

2.5.1

§1.14 (1),

Упр2 (1,6)

5/5

Лекция 3. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения. Графики зависимости скорости, координаты и пути от времени для прямолинейного равномерного движения.

 

1.1.1-1.1.5

1.2-2.1.1;

2.3;

2.5.3;

3.1

§ д/з: § 1.4-1.6,  1.9 (1,3,4)

6-7,6-7

Семинар 3. Кинематика

равномерного движения

Физический диктант, тест

1.1.1

1.1.3

1.1.5

1.2;

2.1.1;

2.4;

2.5.3;

2.6

§1.14(1,2)

упр2 (2,4,5)

8/8

Лекция 4.

Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Законы движения материальной точки при прямолинейном движении с постоянным ускорением. Графики зависимости скорости, ускорения, координаты и пути от времени для движения с постоянным ускорением.

Составление конспектов лекций

1.1.1-

1.1.4

1.2;

1.3;

2.1.1;

2.4;

2.5.3;

2.6

§1.16-1.21, стр98 №3

9-10/

       9-10

Семинар 4. Кинематика прямолинейного движения с постоянным ускорением.

Фронтальный опрос

 1.1.3-

1.1.4;

1.1.6-

1.1.8

1.1;

1.2;

2.1.1;

2.1.2;

2.2-2.4

2.5.3;

2.6

Р.52,53,56

упр 3(2),

§1.22(1,2)

11-12/

     11-12

Семинар 5. Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном движении с постоянным ускорением.

тест

1.1.3-

1.1.4;

1.1.6

1.1;

1.2;

2.1.1;

2.1.2;

2.2

Упр3 (3,9),Р.58;

Р.59,60,

упр3 (1)

13/13

Лекция 5. Баллистическое движение.

Составление конспектов лекций

1.1.1-

1.1.8

1.1;

1.2;

2.1.1;

2.1.2;

2.2-2.4

2.5.3;

2.6

§1.23-1.24,

1.25(1)

14-15/

     14-15

Семинар 6. Баллистическое движение.

Физический диктант

§1.25(1-3)

Упр4 (1,3

7),Р205;

Упр4(11-13)

16-17/

     16-17

Семинар 6. Баллистическое движение.

Тест

Упр4 (7,

10), карточки

18/18

Лекция 6. Движение материальной точки по окружности. Угловое перемещение, угловая скорость, угловое ускорение. Тангенциальное, нормальное и полное ускорение. Связь линейных и угловых величин.

Составление конспектов лекций

1.1;

1.2;

2.1.1;

2.1.2;

2.2-2.4

2.5.3;

2.6

§1.26-1.28, формулы

19-20/  

     19-20

Семинар 8. Кинематика криволинейного движения.

Тест

Р.89,91-93

104,106,

109;

Упр5 (1,3,4,7,8)

21/21

Лекция 7. Движение точки по криволинейной траектории. Радиус кривизны траектории. Вращение твёрдого тела с неподвижной осью. Мгновенная ось вращения. Качение без проскальзывания.

Составление конспектов лекций

§7.1,

7.2(1,2)

22-23/

     22-23

Семинар 9. Радиус кривизны траектории. Вращение твёрдого тела с неподвижной осью. Качение без проскальзывания.

Раздаточный материал

Карточки

24/24

Лекция 8. Относительность движения. Преобразования Галилея и их следствия. Абсолютная, относительная и переносная скорости.

Составление конспектов лекций

1.2.1

1.2.2

1.1-1.3

§1.29,1.30

1.31(1.2)

25-26/

     25-26

Семинар 10. Относительность движения

Работа с карточками

1.2.1

1.2.2

1.1-1.3

Р.44,35,37 упр 6 (2,7,9);

Упр 6 (5,6,8)

27/27

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки»

Динамика. Применение законов динамики. ( 20 часов)

28/1

Лекция 9. Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Знать и понимать смысл: понятий: пространство, время, ИСО, взаимодействие, «инерциальная и неинерциальная система отсчета». «взаимодействие», «инертность», «инерция». «гравитационные силы», «всемирное тяготение», «сила тяжести»; «постоянная всемирного тяготения»,  жесткость пружины, трение; коэффициент трения;

Знать / понимать смысл трех  законов Ньютона, закона всемирного тяготения, закона Гука, границы их  применимости: принципа суперпозиции и относительности;  уметь применять  три  закона Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике

Знать и понимать смысл физических величин: ускорение, масса, сила, «сила тяжести»; «постоянная всемирного тяготения»,  жесткость пружины коэффициент трения;

Навыки: иллюстрировать точки приложения сил, их направление. Объяснить  смысл принципа относительности Галилея

Уметь решать задачи на определение параметров движения тела, находящегося под действием нескольких сил в инерциальной системе отсчета.

Уметь: -описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения  свободного падения от массы падающего тела. объяснять природу взаимодействия.

измерять скорость, ускорение свободного падения, массу тела, плотность вещества, силу, коэф-т трения скольжения.  

Уметь находить равнодействующую нескольких сил.  

Уметь вычислять ускорения свободного падения на разных планетах и на разной высоте над поверхностью планеты

-приводить примеры практического применения физ. знаний законов механики.    

Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона; владеть информацией об   истории открытия закона всемирного тяготения.

Уметь описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра

Составление конспектов лекций

1.2.1

1.1,

1.3,

2.5.2,

3.1

§2.1-2.7

29-30/

         2-3

Семинар 11. Законы Ньютона. Динамика прямолинейного движения.

Физический диктант

1.2.1

1.1,

1.3,

2.5.2,

3.1

§2.14(1,2),

Р.142,146, упр 7(1-3)

31/4

Лекция 10. Силы в механике: сила упругости (закон Гука), силы сухого и вязкого трения.

Составление конспектов лекций

1.1.4

1.2.3-

1.2.8

1.1,

1.3,

2.5.2,

2.5.3,

2.6

§3.8,3.9,

3.13-3.16

32-33/

        5-6

Семинар 12. Законы Ньютона. Динамика прямолинейного движения.

Тест

1.1.4

1.2.3-

1.2.8

1.1,

1.3,

2.5.2,

2.5.3,

2.6

Упр 7(4-5),Р.248,

268,277,

268

34/7

Лекция 11. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Ускорение свободного падения. Вес тела. Невесомость. Первая космическая скорость, движение искусственных спутников Земли.

Составление конспектов лекций

1.2.5

1.2.7

1.2.9

1.2.11

1.1,

1.3,

2.1.1,

2.1.2

2.2,

2.6

§3.2-3.4,

3.6,3.7

35-36/

         8-9

Семинар 13.  Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Первая космическая скорость.

Дидактический материал, работа по карточкам

1.2.5

1.2.7

1.2.9

1.2.11

1.1,

1.3,

2.1.1,

2.1.2

2.2,

2.6

§3.10,3.11.Упр 8(1-4),

Р.188,190,

198

37-38/

     10-11

Семинар 14. Движение по наклонной плоскости.

карточки

Упр 8(10), Р.292,284,

288,294

39-40/

     12-13

Семинар 15. Движение связанных тел.

тест

Упр 7(8,9)

Р.310,313,

305,308

41/14

Лекция 12. Движение тела в неинерциальной системе отсчёта. Зависимость веса тела от географической широты.

Составление конспектов лекций

§4.1-4.4

42-43/

     15-16

Семинар 16. Динамика движения материальной точки по окружности

Фронтальный опрос, задания по карточкам

1.2.12

1.2.13

1.1,

1.2,

1.3,

2.1.2,

2.3,

2.4,

2.6

Р.297, 298,

302,304.

упр 8(9,11)

44-45/

     17-18

Семинар 17. Движение тела в неинерциальной системе отсчёта.

Тест

Упр 9

(1,2,5),

46/19

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности».

Выполнение лабораторной работы

картточка

47/20

Контрольная работа №2 «Динамика».

Законы сохранения в механике (21 час)

48/1

Лекция 13. Импульс тела. Импульс системы тел. Основное уравнение динамики поступательного движения. Импульс силы. Закон изменения импульса.

Знать  смысл понятия  импульса тела и импульса силы; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения

Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность

Составление конспектов лекций

1.4.1-

1.4.3

1.1-

1.3,

2.3,

2.4,

2.6

§5.1-5.3, упр 8 (5,6,7)

49/2

Семинар 18. Импульс тела. Импульс силы. Закон изменения импульса.

Фронтальный опрос

1.4.1-

1.4.3

1.1-

1.3,

2.3,

2.4,

2.6

Р.319,314,

317,327,329

330

50/3

Лекция 13*. Замкнутые системы. Изменение импульса системы тел. Закон сохранения импульса. Центр масс системы. Движение центра масс системы. Реактивное движение. Уравнение Мещерского.

Составление конспектов лекций

1.4.1-

1.4.3

1.1-

1.3,

2.3,

2.4,

2.6

§7.3,7.4,5.4,

5.5

51/4

Лабораторная работа№2 «Измерение импульса».

Выполнение лабораторной работы

Р.318,315,

320,321

52-53/

        5-6

Семинар 19. Закон сохранения импульса. Движение центра масс системы.

знать/понимать  смысл закона сохранения импульса

Тест

Упр 10 (12,14,15)

54/7

Семинар 20. Движение тел переменной массы.

Упр 10 (5,7)

55/8

Лекция 13** Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия. Закон изменения кинетической энергии. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тяготения. Потенциальная энергия упругой деформации (потенциальная энергия пружины)

Знать/понимать  смысл понятия и уметь вычислять работу, мощность, энергии, виды энергий , вычислять кинетическую энергию, потенциальную энергию

Составление конспектов лекций

1.4.4-

1.4.8

1.1-

1.3;

2.6

§6.2-6.9,

6.11

56-57/

       9-10

Семинар 21. Работа, мощность.

Физический диктант

1.4.4-

1.4.8

1.1-

1.3;

2.6

Упр 11 (2,3), карточка

58/11

Семинар 22. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.

Задания по карточкам

1.4.4-

1.4.8

1.1-

1.3;

2.6

Упр 11(4,5)

карточка

59/12

Лекция 14. Консервативные и неконсервативные силы. Законы изменения и сохранения полной механической энергии. Вторая космическая скорость. Изменение энергии системы под действием внешних сил.

Составление конспектов лекций

1.4.4-

1.4.8

1.1-

1.3;

2.6

§6.8,6.9, стр 350 №4,5

60/13

Семинар 23. Закон сохранения энергии

1.4.9

1.1-

1.3

2.3

2.6

Карточки

61/14

Лабораторная работа №3 «Изучение закона сохранения механической энергии».

Выполнение лабораторной работы

1.4.4-

1.4.9

2.1.2,

2.4,

2.5.3

Карточки

62-63/

     15-16

Семинар 24. Законы сохранения импульса и энергии в механике.

Знать/понимать смысл законов сохранения. Знать границы применимости закона сохранения механической энергии.

Фронтальный опрос

1.4.1-1.4.9

2.6

Карточки

64/17

Семинар 25. Уменьшение энергии под действием сил трения

Уметь применять теоретические знания  закона сохранения энергии при решении задач    

Карточки индивидуальные

карточки

65/18

Лекция 15. Столкновения. Законы сохранения при упругих и неупругих столкновениях. Центральный и нецентральный удары шаров. Примеры решения задач.

Составление конспектов лекций

1.2.1-

1.2.14

1.4.1-

1.4.9

2.6

§6.10,6.11, пример 5,6

66-67/

     19-20

Семинар 26. Законы сохранения при упругих и неупругих столкновениях. Центральный и нецентральный удары шаров

Фронтальный опрос

1.2.1-

1.2.14

1.4.1-

1.4.9

2.6

карточки

68/21

Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике»

1.2.1-

1.2.14

1.4.1-

1.4.9

2.6

Движение твёрдого тела (8 часов)

69/1

Лекция 16. Вращательное движение тела вокруг оси. Момент силы. Момент инерции. Основное уравнение динамики вращательного движения твёрдого тела. Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия вращения.

Знать/понимать смысл понятия равновесия, условие равновесия. Уметь раскладывать силы на составляющие. Знать/понимать смысл понятия момент силы, условие равновесия тел с осью вращения, уметь находить плечо силы.

Составление конспектов лекций

1.3.1

1.3.2

1.1-1.2, 2.1.1-2.1.2, 2.3, 2.5.2,

2.6

§7.6,7.7,

7.9

70-71/

       2-3

 Семинар 27. Вращение твёрдого тела вокруг оси. Кинетическая энергия вращающегося вокруг оси тела.

Фронтальный опрос

1.3.1

1.3.2

1.1-1.2, 2.1.1-2.1.2, 2.3, 2.5.2,

2.6

Упр 14 (1-5),§7.10 (2)

72/4

Лекция 17. Статика. Условие равновесия твёрдого тела. Центр тяжести. Устойчивость. Виды равновесия.

Составление конспектов лекций

1.3.1

1.3.2

1.1-1.2, 2.1.1-2.1.2, 2.3, 2.5.2,

2.6

§8.1-8.5

73-74/

    5-6

Семинар 28. Статика. Условия равновесия твёрдого тела.

Тест

1.3.1

1.3.2

1.1-1.2, 2.1.1-2.1.2, 2.3, 2.5.2,

2.6

Карточки

75-76/

         7-8

Семинар29. Статика. Условия равновесия твёрдого тела.

Индивидуальные карточки

карточки

Гидростатика (10 часов)

77/1

Лекция 18. Гидростатика и аэростатика. Давление в жидкостях и газах. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Гидростатическое давление.

Знать и понимать физический

смысл закона Паскаля, закона Архимеда, уравнения Бернулли.

Уметь решать задачи по теме

Составление конспектов лекций

1.3.3

1.3.4

1.3.5

1.3.6

1.1, 1.2, 1.3 2.1.1-2.1.2, 2.4 2.6

§9.6,9.5

78-79

        /2-3

Семинар 30. Гидростатика и аэростатика. Сообщающиеся сосуды. Закон Паскаля. Гидравлический пресс.

Дидактические карточки

1.3.3

1.3.4

1.3.5

1.3.6

1.1, 1.2, 1.3 2.1.1-2.1.2, 2.4 2.6

Упр 15(3-6)

80/4

Лекция 19. Выталкивающая сила Архимеда. Точка приложения выталкивающей силы. Условия плавания тел.

Составление конспектов лекций

1.3.3

1.3.4

1.3.5

1.3.6

1.1, 1.2, 1.3 2.1.1-2.1.2, 2.4 2.6

§9.7, конспект

81-82/

    5-6

Семинар 31. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Раздаточный материал

1.3.3

1.3.4

1.3.5

1.3.6

1.1, 1.2, 1.3 2.1.1-2.1.2, 2.4 2.6

Упр 16

(10,14,

15,19)

83/7

Лекция 20. Гидродинамика и аэродинамика. Характеристики течения жидкостей  и газов. Поток жидкости (газа) и уравнение неразрывности. Уравнение Бернулли для жидкости (газа). Теорема Торричелли.

Составление конспектов лекций

§9.8-9.12,

Стр 474 №6,7

84-85/

        8-9

Семинар 32. Гидродинамика. Уравнение неразрывности. Закон Бернулли.

Тест с проверкой

Упр16(21,

22,24,27)

86/10

Контрольная работа №4. «Вращение твёрдого тела вокруг оси. Условия равновесия твёрдого тела. Гидростатика. Гидродинамика».

Тема 2.        МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (43 часа)

Основы молекулярной физики (14 часов)

87/1

Лекция 21. Основные положения МКТ и их экспериментальное обоснование. Размеры и массы молекул. Моль. Число Авогадро.

Знать/понимать смысл понятий: вещество, идеальный газ,   атом; «вещество», «молекула», «диффузия», смысл физических величин:     давление,    средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, массы вещества и массы одной молекулы, температура, абсолютная температура, объем, давление,  смысл постоянной Больцмана.

-смысл физических законов, (формулировка, границы применимости):

основного уравнения кинетической теории газов, уравнения состояния идеального газа, Знать/понимать смысл понятия давление газа; его зависимость от микропараметров.      Знать/понимать связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре.                               Знать изопроцессы и их значение в жизни                  уметь:  объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества, Уметь объяснять свойства газов, жидкостей, твердых тел на основе их молекулярного строения. Уметь объяснять зависимость давления газа от массы,  концентрации и скорости движения молекул

Объяснять повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение;  

Уметь использовать при решении задач уравнение состояния идеального газа и законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.

Составление конспектов лекций

2.1.1-

2.1.4

1.1;

1.3;

2.1.2;

2.2;

2.5.1;

2.5.2

§2.1-2.3

88/2

Лекция 22. Скорости молекул. Опыт Штерна. Распределение молекул газа по скоростям. Средняя энергия. Средняя квадратичная скорость. Абсолютная температура.

Составление конспектов лекций

2.1.1-

2.1.4

1.1;

1.3;

2.1.2;

2.2;

2.5.1;

2.5.2

§4.3,4.6,

4.7,3.7

89-90/

3-4

Семинар 33. Основные положения молекулярно-кинетической теории.

Фронтальный опрос

2.1.1-

2.1.4

1.1;

1.3;

2.1.2;

2.2;

2.5.1;

2.5.2

Упр 1

(1,6,8-11)

91/5

Лекция 23. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.

Составление конспектов лекций

2.1.6

2.1.7

1.1-

1.3

2.1.1,

2.1.2,

2.5.1,2.5.2

§4.1-4.4

92/6

Семинар 34. Идеальные газы.

Тест

2.1.6

2.1.7

1.1-

1.3

2.1.1,

2.1.2,

2.5.1,2.5.2

Упр 3

(4,5,6)

93/7

Лекция 24. Закон Дальтона. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева- Клапейрона). Изопроцессы.

Составление конспектов лекций

2.1.6

2.1.7

1.1-

1.3

2.1.1,

2.1.2,

2.5.1,2.5.2

§3.1,3.5,

3.3,3.6,3.8,

3.10

94-95/

8-9

Семинар 35. Уравнение состояния идеального газа. Закон Дальтона.

Работа в группах

2.1.6

2.1.7

1.1-

1.3

2.1.1,

2.1.2,

2.5.1,2.5.2

Р.493,494,500,501, стр 90 №6, стр 135№ 3,4

96/10

Семинар 36. Графики изопроцессов в идеальном газе.

Работа по карточкам

2.1.6

2.1.7

1.1-

1.3

2.1.1,

2.1.2,

2.5.1,2.5.2

Р544,545,

упр2(21)

97-98/

     11-12

Семинар 37. Газовые законы.

Фронтальный опрос

2.1.6

2.1.7

1.1-

1.3

2.1.1,

2.1.2,

2.5.1,2.5.2

Р524,531,

532,534,536

507,513, упр2(14,17)

99/13

Лабораторная работа №4 «Исследование изохорного процесса».

Выполнение лабораторной работы

карточки

100/14

Контрольная работа №5 «Основы МКТ».

Термодинамика (13 часов)

101/1

Лекция 25. Теплообмен. Способы теплообмена. Количество теплоты. Внутренняя энергия и работа идеального газа.

понимать смысл:

количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива. «обратимые и необратимые процессы»;

-смысл физ.  законов термодинамики.

Уметь: -описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в замкнутом сосуде 

Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа, при решении уметь использовать первый закон термодинамики.

Уметь применять первый закон термодинамики для изопроцессов.

-определять характер физ процессов по графикам, таблицам, формулам.

Знать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД

Знать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель

Составление конспектов лекций

2.1.8

2.1.9

2.2.2

1.1-1.3

2.5.3

3.1

§5.1-5.4

102-103/2-3

Семинар 38. Внутренняя энергия идеального газа. Работа идеального газа.

Физический диктант

2.1.1

2.1.5

1.1-

1.2

2.3

2.5.3

2.6

Р.620,622,646,624,653, упр 4(9)

104/4

Лекция 26. I Начало термодинамики. I начало термодинамики для изопроцессов. Теплоёмкость идеального газа в изопрцессах. Адиабатный процесс.

Составление конспектов лекций

2.1.1

2.1.5

1.1-

1.2

2.3

2.5.3

2.6

§5.5-5.7, табл

105-106/5-6

Семинар 39. Первое начало термодинамики. Теплоёмкость идеального газа. Адиабатный процесс.

Тест

2.1.1

2.1.5

2.2.7

1.1-

1.2

2.3

2.5.3

2.6

Упр 4(6,13)

§5.13(4,6,7)

107/7

Лекция 27. Равновесные и неравновесные состояния. Обратимые и необратимые процессы. Второе начало термодинамики.

Составление конспектов лекций

2.2.8

1.1-

1.3

2.2

2.3

§5.11

108/8

Лекция 28. Тепловые машины. Принципиальная схема тепловых машин. Коэффициент полезного действия.

Составление конспектов лекций

2.2.9,

2.2.10

2.2.11

1.1-

1.3

2.2

3.1,

3.2

§5.11-5.12

109-110/9-10

Семинар 40. Термодинамические циклы. КПД циклов.

Фронтальный опрос

2.2.9,

2.2.10

2.2.11

1.1-

1.3

2.2

3.1,

3.2

Упр 4

(3,21,22)

111/11

Лекция 29. Идеальная тепловая машина Карно. КПД идеальной тепловой машины.

Составление конспектов лекций

2.2.9,

2.2.10

2.2.11

1.1-

1.3

2.2

3.1,

3.2

Р669,676,677,659,661,662

112/12

Семинар 41. КПД идеального теплового двигателя.

Работа по тестам с проверкой

2.2.9,

2.2.10

2.2.11

1.1-

1.3

2.2

3.1,

3.2

карточки

113/13

Контрольная работа №6 «Термодинамика»

2.6-

2.2.11

Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел (16 часов)

114/1

Лекция 30. Агрегатные состояния вещества. Строение твёрдых тел. Кристаллы.  Аморфные  тела. Механические свойства твёрдых тел. Виды деформаций. Механическое напряжение. Упругость, пластичность, хрупкость и твёрдость. Закон Гука. Модуль упругости (модуль Юнга).

Понимать: причины различия строения и свойств кристаллических и аморфных тел; Смысл физических величин: давление, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива                                 Уметь: -применять полученные знания для решения задач.

-определять характер физ процессов по графикам, таблицам, формулам.

-измерять удельную теплоемкость, удельную теплоту плавления.

знать/понимать

-смысл понятий: вещество, «кипение», «испарение», «парообразование»; «количество теплоты», «удельная теплоемкость»,  «удельная теплота парообразования и конденсации»

. Абсолютная и относительная влажность, парциальное давление, коэффициент поверхностного натяжения жидкости

Уметь                                      - определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;  

 Уметь измерять относительную влажность воздуха                                               Знать устройство и принцип действия гигрометра и психрометра.

коэффициент поверхностного натяжения жидкости

 Уметь описывать и объяснять процессы испарения, кипения и конденсации. Уметь объяснять зависимость температуры кипения от давления.

Составление конспектов лекций

2.1.16

2.1.17

1.1-

1.3

§8.1-8.6

115/2

Семинар 42. Деформация твёрдых тел.

Тест

2.1.16

2.1.17

1.1-

1.3

Р.604,605,

606,607,611

116/3

Лабораторная работа №5 «Измерение модуля упругости (модуля Юнга) резины».

Выполнение лабораторной работы

Р.612,617

117/4

Лекция 31. Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей. Особенности теплового расширения воды. Плавление твёрдого тела. Кристаллизация. Удельная теплота плавления.

Составление конспектов лекций

2.1.16

2.1.17

1.1-

1.3

§9.1-9.4

118/5

Семинар 43. Тепловое расширение.

Тест с проверкой

§9.5(1-4)

119/6

Лекция 32. Парообразование. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение.

Составление конспектов лекций

2.1.13

2.1.15

2.1.17

1.1

1.2

2.1.1

2.1.2

2.3

§6.1,6.2,6.5

120/7

Семинар 44. Пары. Кипение

Раздаточный материал

Р.550,566,

567,570

121/8

Лекция  33. Давление насыщенного пара. Изотерма пара. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Влажность воздуха. Точка росы. Измерение влажности воздуха.

Составление конспектов лекций

2.1.14

2.1.17

1.1-

1.2

2.3

2.5.3

2.6

3.1

§6.1-6.3,6.8

122-123/    9-10

Семинар 45. Влажность.

Тест

Упр5(14-16), Р550

124/11

Лекция 34. Критическое состояние вещества. Диаграмма состояний вещества. Фазовые переходы. Тройная точка.

Составление конспектов лекций

2.1.14

2.1.17

1.1-

1.2

2.3

2.5.3

2.6

3.1

§6.4-6.7

125/12

Лекция 35.  Свойства жидкостей. Особенности строения жидкостей. Поверхностная энергия. Сила поверхностного натяжения.

Составление конспектов лекций

§7.1-7.4

126/13

Лекция 36. Давление под искривлённой поверхностью.

Составление конспектов лекций

§7.5-7.7

127-128/    14-15

Семинар 46. Поверхностные явления.

Фронтальный опрос

Упр 6

(1,2,8)

129/16

Контрольная работа № 7  «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел»

Тема 3. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (22 часа)

Электростатика (9 часов)

130/1

Лекция 37. Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

знать/понимать

-смысл понятий:

взаимодействие; «материя»,  «вещество», «поле» элементарный электрический заряд.  «напряженность»,  потенциал,  разность потенциалов, напряжение-смысл физических величин:

элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля,     смысл энергетической характеристики электростатического поля: потенциал поля точечного заряда, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля; «работа электрического поля»; «электрическая емкость».

-смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости):

закон сохранения   электрического заряда принцип суперпозиции,  закон Кулона и границы его применимости.

уметь применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона 

уметь определять величину и направление напряженности электрического поля точечного заряда.

Уметь применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета напряженности. Знать смысл понятия напряжённости силовых линий электрического поля.

уметь вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда.

-описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

электризация тел при их контакте.    

 Уметь применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач;

Уметь описывать и объяснять явление электростатической индукции. Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков.

Вычислять энергию заряженного конденсатора

Уметь вычислять емкость плоского конденсатора.

Составление конспектов лекций

3.1.1-

3.1.4

1.1

1.2

2.1.1

2.1.2

2.3

2.5.1

§1.1-1.4,

§1,6

(1-3)

131-132/

2-3

Семинар 47. Закон Кулона.

Фронтальный опрос

3.1.1-

3.1.4

1.1

1.2

2.1.1

2.1.2

2.3

2.5.1

Упр 1 (1,2,4),

Р.682,683,

686,690

133/4

Лекция 38. Электростатическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.

Составление конспектов лекций

3.1.5-

3.1.7

1.1-

1.3

2.6

§1.7-1.10

134-135/

        5-6

Семинар 48. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Тест

3.1.5-

3.1.7

1.1-

1.3

2.6

Упр1 (4,5,7,10)

Упр2(1,2,6)

136/7

Лекция 39. Теорема Гаусса-Остроградского. Поток вектора напряжённости электростатического поля. Электрические поля равномерно заряженных шара, бесконечной плоскости, бесконечной нити.

Составление конспектов лекций

§1.11,1.12,

Стр 85 №6-8

137-138/8-9

Семинар 49. Поток вектора напряжённости электрического поля. Теорема Гаусса-Остроградского.

Фронтальный опрос

Р.694,699,

700,689, упр2(1-3)

139/10

Лекция 40. Работа сил электростатического поля при перемещении точечного заряда. Потенциальная энергия взаимодействия неподвижных точечных зарядов. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей для потенциала. Потенциальная энергия системы точечных зарядов.

Составление конспектов лекций

3.1.8

3.1.9

3.1.6

1.1-

1.3

2.6

§1.17-1.19

140-141/ 11-12

Семинар 50. Работа сил электростатического поля. Потенциал.

Тест

3.1.8

3.1.9

3.1.6

1.1-

1.3

2.6

Р.732-735

142/13

Лекция 41. Эквипотенциальные поверхности. Связь напряжённости и потенциала. Связь между напряженностью поля и напряжением энергии с учётом Закон сохранения электростатического взаимодействия.

Составление конспектов лекций

3.1.8

3.1.9

3.1.6

1.1-

1.3

2.6

§1.20,1.21, стр 114 №3

143-144/

14-15

Семинар 51. Связь между напряженностью поля и напряжением энергии с учётом Закон сохранения электростатического взаимодействия.

Тест со взаимопроверкой

3.1.8

3.1.9

3.1.6

1.1-

1.3

2.6

Упр3(5,13),

Р.736,738,

739

145/16

Лекция 42. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Электростатическая индукция. Поляризация диэлектрика. Диэлектрическая проницаемость.

Составление конспектов лекций

3.1.8

3.1.9

3.1.6

1.1-

1.3

2.6

§1.13-1.15

146-147  17-18

Семинар 52. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Тест

3.1.8

3.1.9

3.1.6

1.1

2.3

2.6

Упр3 (1,2,18)

148/19

Лекция 43. Электрическая ёмкость проводника. Единица электроёмкости. Конденсатор. Ёмкость плоского конденсатора. Соединение конденсаторов. Энергия, накопленная в конденсаторе. Энергия электрического поля. Плотность энергии электрического поля. Потенциальная энергия заряженной сферы.

Составление конспектов лекций

3.1.12

3.1.13

1.1-

1.3

2.3

2.6

§1.24-1.26

149-150/

20-21

Семинар 53. Электрическая ёмкость проводника. Конденсаторы.

Тест

3.1.12

3.1.13

1.1-

1.3

2.3

2.6

Р.707,727,

746,750,752

753,754,757

151-152/  22-23

Семинар 54. Электрическая ёмкость проводника. Конденсаторы.

Тест

3.1.12

3.1.13

1.1-

1.3

2.3

2.6

Р.762,756,761,764,768-

-770

153-154/  24-25

Семинар 55.  Соединение конденсаторов.

Работа по группам

3.1.12

3.1.13

1.1-

1.3

2.3

2.6

Р.771,713

Упр4(2,3,5,6)

155-156/  26-27

Семинар 56.  Соединение конденсаторов. Энергия, накопленная в конденсаторе.

3.1.12

3.1.13

1.1-

1.3

2.3

2.6

Упр4(9-12,

16)

157/28

Контрольная работа №8 «Электростатика».

Практикум (10 часов)

Выполнение работ практикума

158-167

5 работ по 2 часа.

168-170

Резерв времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по физике естественнонаучный профиль

Содержание программы, календарно-тематическое планирование в объеме 200 часов...

Рабочая программа. История 10 класс, профиль

Программа для профильного класса. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических...

Рабочая программа. Обществознание. 10 класс, профиль

Рабочая программа для социально-гуманитарного профиля. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учет...

Рабочая программа по физике_ технический профиль_НПО

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в АУ «Сургутский политехнический колледж»   по профессиям  26.01.09 "Моторист судовой", 08.01...

Рабочая программа по физике_естественнонаучный профиль_НПО

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в АУ «Сургутский политехнический колледж»   по профессии  19.01.17 "Повар, кондитер" реализую...

Рабочая программа по физике ( универсальный профиль) 10 класс 5 часов в неделю

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование по физике ( универсальный профиль) 10 класс 5 часов в неделю...

Рабочая программа по физике ( универсальный профиль) 10 класс 5 часов в неделю

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование по физике ( универсальный профиль) 10 класс 5 часов в неделю...