Компетентностно-ориентированное задание по физике 9 класс «Работа сердца и значение частоты пульса для человека».
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Выставная Наталья Валентиновна

Опираясь на публикации об особенностях компетентностного подхода в общем образовании, можно говорить о том, что эффективность обучения в этом случае определяется не столько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью оперировать имеющимся запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении постоянно возникающих проблем. Компетентность не противопоставляется знаниям или умениям, она включает их в себя, но путём не простого суммирования, а свободного использования наиболее эффективного для каждой конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале учащегося.
   Данное задание можно использовать при прохождении темы "Механические колебания", 9 класс.
    контекст включения КОЗ в урок,  включается в урок на этапе целеполагания и оценивает информационную компетентность и компетентность разрешения проблем.  В течение урока, учащиеся на примере работы сердца отрабатывают навыки построения графика, решение задач с изучаемыми величинами   получают знания для решения поставленной проблемы и делают вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koz_po_teme_chastota_9_klass.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированное задание по физике

Тема: «Работа сердца  и  значение частоты пульса  для человека».

Класс: 9

                                                                              Разработчик:

                                                                   Выставная Наталья Валентиновна, учитель физики

                                                                    МКОУ «Шербакульская СОШ»

Р.п. Шербакуль

Омская область


2. БЛАНК ПРОЕКТИРОВАНИЯ «КОЗ»

Компетенция

  Информационная.

Учебно-познавательная

Аспект:

Информационная.

Аспект:         - отбор необходимой информации, первичная обработка информации.

Учебно-познавательная.

Аспект:      - применение знаний в нестандартной ситуации.

Стимул

Учитель ставит вопрос: «Что вам напоминает этот звук?» (Учащиеся слушают стук сердца).

        Сердце человека уникально в своей двойственности (дуализме). Оно является механизмом, который поддерживает нас всю жизнь, а также вмещает все жизненные переживания. Но, к сожалению, этот механизм не вечен.

        Можно ли отнести биение сердца к колебаниям, если да, то к каким, свободным или вынужденным?

Задачная формулировка

Прочитайте самостоятельно информацию в раздаточном материале:

  1. Постройте  график зависимости частоты сердечных сокращений от возраста, используя таблицу 1. Проанализируйте полученный график.
  2. Определите частоту сокращений Вашего сердца   в уд/мин в покое (прощупать пальцами на запястье, шее, висках, в области сердца).  Проанализируйте  полученный результат на соответствие норме.

3)  Переведите полученный результат в СИ  (в уд/с)

4)  Рассчитайте на основании данных Т и сравните с периодом (цикл работы сердца)  из раздаточного материала. Проанализируйте полученный результат.

5) Составьте задачу по данным таблицы 1.

6) Сделайте вывод о том, является или нет биение сердца колебательным процессом и оцените значимость нормального пульса для здоровья человека.

Источник информации

 

Раздаточный материал

 

Бланк выполнения задания если необходим

  1. Отчет о проделанной работе

1. Построение графика зависимости   частоты сердечных сокращений от возраста с помощью табличного редактора  MS Excel

Система действий по построению графика

Результат

1. Какие величины отложить по координатным осям?

По оси абсцисс –                            ..,      

 по оси ординат –                          …,      

2. Каковы единицы измерения каждой величины?

               ……                 выражен      в                …….,

 ……                               выражена       в                   ….

3. Какой использовать масштаб?

По оси ординат масштаб равен              ……

по оси абсцисс     ………….

4 Какая зависимость отражена на графике         (зависимость … от …)?

Зависимость             ….           от   …………..

АНАЛИЗ: Самый большой пульс  …….. возрасте

Самый маленький пульс в ……лет

С увеличением возраста пульс ………

После …. лет пульс учащается, это приводит к ….

Чтобы пульс не учащался необходимо …..

2.   ν = ….. уд/мин – (норма/отклонение) для моего возраста

3. В СИ   ν  = ….    Гц

4.    Т = …..с, что  (соответствует/не соответствует) одному циклу работы сердца

5.     Задача

                    -?     СИ                              Решение:                                      

6. Вывод: Биение пульса (можно/нельзя) отнести к (свободным/вынужденным) колебаниям.

 Иметь пульс, который соответствует данным таблицы 1  - это значит …..

Инструмент проверки

Система действий по построению графика

Результат

1. Какие величины отложить по координатным осям?

По оси абсцисс –  возраст,      

 по оси ординат –   средняя частота сердечных сокращений      

2. Каковы единицы измерения каждой величины?

 Возраст выражен      в     годах,

 частота сердечных сокращений                               выражена       в          уд/мин  

3. Какой использовать масштаб?

По оси ординат масштаб равен    

   1см – 20 уд/мин

по оси абсцисс   1 см – 1 год

4 Какая зависимость отражена на графике         (зависимость … от …)?

Зависимость           частоты сердечных сокращений от возраста

Модельный ответ и критерии оценки выполненного задания

 Задание 1. Построение графика зависимости   частоты сердечных сокращений от возраста  с помощью табличного редактора  MS Excel

АНАЛИЗ: Самый большой пульс   до 1 месяца

Самый маленький пульс в 50 лет

С увеличением возраста пульс уменьшается

После 50 лет пульс учащается, это приводит к износу организма

Чтобы пульс не учащался необходимо заниматься спортом

      6 баллов – ответ не содержит физических ошибок и включает все перечисленные элементы анализа, график построен правильно.

  5 баллов – ответ включает четыре из названных элементов или включает пять элементов, но содержит негрубые физические ошибки анализа, неточности в построении графика.

4 балла - ответ включает три из названных элементов или включает четыре элементов, но содержит негрубые физические ошибки анализа, неточности в построении графика.

3 балла –  ответ включает два из названных элементов или включает три элемента, но содержит негрубые физические ошибки анализа, неточности в построении графика.

2 балла - ответ включает один из названных элементов или включает два элемента, но содержит негрубые физические ошибки анализа, неточности в построении графика

  1 балл - ответ включает один из названных элементов и не содержит физических ошибок или включает два элемента, но содержит негрубые физические ошибки, неточности в построении графика

 0 баллов - ответ включает один любой из названных элементов и содержит негрубые физические ошибки или ответ неправильный.

Задание  2.   ν = 75 уд/мин – норма  для моего возраста

       2 балла – ответ не содержит физических ошибок,  правильно измерен пульс, проанализирован на соответствие норме,

    1 балл - ответ включает один из названных элементов и не содержит физических ошибок или включает два элемента, но содержит негрубые физические ошибки.

 0 баллов - ответ включает один любой из названных элементов и содержит негрубые физические ошибки или ответ неправильный.

Задание 3. В СИ   ν  = 1,25Гц

1 балл – ответ не содержит физических ошибок, ответ включает правильный перевод частоты ударов в секунду (Герц)

 0 баллов - содержит негрубые физические ошибки или ответ неправильный.

Задание 4.    Т = 0,8с, что  соответствует одному циклу работы сердца

        2 балла – ответ не содержит физических ошибок,  правильно рассчитан период, проанализирован на соответствие одному циклу работы сердца,

    1 балл - ответ включает один из названных элементов и не содержит физических ошибок или включает два элемента, но содержит негрубые физические ошибки.

 0 баллов - ответ включает один любой из названных элементов и содержит негрубые физические ошибки или ответ неправильный.

Задание 5

        2 балла – ответ не содержит физических ошибок,  правильно составлена, оформлена задача, все единицы измерения переведены в систему СИ

    1 балл - ответ включает один из названных элементов и не содержит физических ошибок или включает два элемента, но содержит негрубые физические ошибки.

 0 баллов - ответ включает один любой из названных элементов и содержит негрубые физические ошибки или ответ неправильный.

Задание 6

Вывод: Биение пульса можно отнести к вынужденным колебаниям. Иметь пульс, который соответствует данным таблицы 1  - это значит долго жить, быть здоровым.

        2 балла – ответ не содержит физических ошибок,  правильно записан вывод, оценена значимость пульса здорового человека

    1 балл - ответ включает один из названных элементов и не содержит физических ошибок или включает два элемента, но содержит негрубые физические ошибки.

 0 баллов - ответ включает один любой из названных элементов и содержит негрубые физические ошибки или ответ неправильный.

Правильно оформленный письменный отчет  – 15 баллов.

Оценочная шкала:

«неудовлетворительно»  до 7 баллов;

«удовлетворительно»  от 7 до 10 баллов;

«хорошо» от 10 до 13 баллов;

«отлично» от 13 до 15 баллов.

3.  самоанализ КОЗ:

- тема урока «Величины, характеризующие колебательный процесс»;

- класс 9;

- контекст включения КОЗ в урок,  включается в урок на этапе целеполагания и оценивает информационную компетентность и компетентность разрешения проблем.  В течение урока, учащиеся на примере работы сердца отрабатывают навыки построения графика, решение задач с изучаемыми величинами   получают знания для решения поставленной проблемы и делают вывод.

4. Приложения к КОЗ.

Информация   «Работа сердца и частота сердечных сокращений»

Сердце человека — это конусообразный полый мышечно-фиброзный орган кровеносной системы. Располагается в грудной клетке загрудинно. Обеспечивает ток крови по кровеносным сосудам. Работа сердца описывается механическими явлениями (всасывание и выталкивание).

Выполняя насосные функции в системе кровообращения сердце постоянно нагнетает кровь в артерии. Простые расчеты показывают, что в течение 70 лет сердце обычного человека выполняет более 2,5 млрд ударов и перекачивает 250 млн литров крови.

Один цикл работы сердца длится около 0,85 сек., из которых на время сокращения предсердий приходится только 0,11 сек, на время сокращения желудочков 0,32 сек., и самый длинный — период отдыха, продолжающийся 0,4 сек. Сердце взрослого человека, находящегося в покое, работает в системе около 70 циклов в минуту.

  1. Электрические и акустические явления

При работе сердца (как и любой мышцы) происходят электрические явления, которые вызывают появление электромагнитного поля вокруг работающего органа. Электрическую активность сердца можно зарегистрировать с помощью специальных электродов, наложенных на определенные участки тела. С помощью электрокардиографа получают электрокардиограмму (ЭКГ) - картину изменений во времени разности потенциалов на поверхности тела, которая при записи на бумажном  носителе показывает колебания предсердий и желудочков. ЭКГ играет важную роль в диагностике инфаркта и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Акустические явления, называемые тонами сердца, можно услышать, прикладывая к грудной клетке ухо или стетоскоп.

Пульс (частота сердечных сокращений, ЧСС) — синхронное с сокращением сердца периодическое расширение кровеносных сосудов, видимое глазом и определяемое на ощупь. При каждом сердечном сокращении артерии пульсируют, когда кровь проталкивается через них. (Пульс — волна колебаний, распространяющихся по стенкам аорты, и возникающих при сокращении левого желудочка сердца.)

На частоту пульса влияет также рост (обратная зависимость — чем выше рост, тем меньше как правило количество сердечных сокращений в минуту), возраст (пульс новорожденного ребенка в состоянии покоя равен 120—140 ударам в минуту, и только к 15 годам достигает нормы), пол (у мужчин в среднем пульс несколько ниже, чем у женщин), натренированность организма (при подверженности организма постоянным активным физическим нагрузкам пульс в состоянии покоя уменьшается). У профессиональных спортсменов пульс до нагрузки — 40-50 ударов в минуту. После — 90-100. Тренированность также влияет на пульс. У нетренированных пульс после поднятия 7 кг гантелей 100—120 ударов в минуту. После непродолжительного бега 120—150 ударов в минуту. А после серьезного физического напряжения, такого, как длительный бег, сильная нагрузка на мышцы и т. п. пульс может достигать 150—205 ударов в минуту.

Пульс (частота сердечных сокращений) непостоянен. Он зависит от многих факторов, таких как возраст, состояние здоровья, тренированность организма, температура окружающей среды и многие другие. Таким образом, сердце помогает организму адаптироваться к различным условиям внешней и внутренней среды.

Возрастные изменения пульса особенно заметны у детей. У новорожденных малышей сердце бьется в 2 раза чаще, чем у взрослых. По мере взросления, становления адаптационных механизмов в организме, частота сердечных сокращений уменьшается и к 12–16 годам становится как у взрослых. После 50 лет, особенно у нетренированных людей ведущих сидячий образ жизни, сердце постепенно дряхлеет и пульс учащается.

Таблица 1. Нормы пульса для детей и взрослых

Возраст

(год)

Среднее значение пульса
(уд/мин)

Границы нормы пульса
(уд/мин)

до 1 мес

140

110–170

1–12 мес

132

102–162

1–2 года

124

94–154

2–4 года

115

90–140

4–6 лет

106

86–126

6–8 лет

98

78–118

8–10 лет

88

68–108

10–12 лет

80

60–100

12–15 лет

75

55–95

15–50 лет

70

60–80

50–60

74

64–84

60–80

79

69–89

Во время физических нагрузок или всплеска эмоций частота сердечных сокращений в норме может увеличиваться в 3-3,5 раза.
Учащенный пульс в покое (тахикардия) может возникать при переутомлении и различных заболеваниях.

Частота сердечных сокращений в покое меньше 60уд/мин (брадикардия) при нормальном самочувствии свидетельствует о хорошей тренированности организма. У высококвалифицированных спортсменов занимающихся плаванием, греблей и другими видами спорта, требующими выносливости, нормальная частота сердечных сокращений может не превышать 40 уд/мин.

Если пульс замедлен и при этом кружится голова, быстрая утомляемость, меняется артериальное давление ─ следует обратиться к врачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание для 6 класса. Работа с исполнителем "Вычислитель"

Исполнитель «Вычислитель»                     Фамилия, Имя_______________________ Вариант 1 Задани...

Компетентностно-ориентированный урок "Площадь трапеции" 8 класс

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТКАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙТЕМА: 1Базовая компетенция: Площадь трапецииУМЕНИЕ УЧИТЬСЯДисциплина:1.1Составляющая  компетенция: геометрияКак научиться мыслитьКласс:8 «В»1.1.1Ме...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Статья: «Инновационные педагогические технологии как основа компетентностно - ориентированного подхода на уроках физики"

Компетентностно-ориентированный подход ориентирован на развитие способностей человека реализовывать определенные компетенции, научить его эффективно действовать в условиях реальной обстановки....

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...