Модульные технологии как технологии здоровьесбережения.
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему

Когда заходит речь о здоровьесберегающих технологиях, то прежде всего мы вспоминаем   о повсеместно применяемых здоровьесберегающих приемах, которые  рекомендуется использовать на уроках.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модульные технологии как технологии здоровьесбережения. Каверина Инна Игоревна, учитель физики МБОУ СОШ №1, ст. Брюховецкая, Краснодарский край 2012 г

Слайд 2

Когда заходит речь о здоровьесберегающих технологиях, то прежде всего мы вспоминаем о повсеместно применяемых здоровьесберегающих приемах, которые рекомендуется использовать на уроках. Это в основном необходимые профилактические мероприятия, направленные на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата и зрения: - движение во всех видах; - правильный подбор мебели; - постоянное наблюдение за позой ребенка во время занятий; - специальные комплексы упражнений; -проветривание кабинета; - специальные упражнения, снимающие зрительное утомление, для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости.

Слайд 3

Но здоровьесберегающая технология - это качественная характеристика педагогической технологии, показывающая, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. К здоровьесберегающим технологиям среди прочих относится и модульное обучение. Виды технологий: Адаптивные : работа в группах, парах, модульное обучение , семинары-практикумы и др. Тестовые: диагностические тесты, тематические тесты, контрольные тесты, ЕГЭ Игровые: дидактические игры, обучающие игры, интерактивные игры.

Слайд 4

Почему модульные технологии относятся к здоровьесберегающим? Дело в том, что проанализировав причины ухудшения здоровья школьников, специалисты на первое место поставили стрессовые ситуации. Учитывая, что главной деятельностью детей в школе является учебная деятельность, стрессовые ситуации подстерегают школьников именно на уроке. Крепкое эмоционально-психическое здоровье, комфортная обстановка будут, в свою очередь, влиять на эффективность учебного процесса. Изучая вопрос возникновения стрессовых ситуаций на уроке через наблюдение, беседу, анкетирование, специалисты выяснили, что чаще всего тревогу школьников вызывают: 1. нехватка времени для выполнения задания (в силу психологически особенностей темп работы у разных учащихся является различным); 2. невозможность обращения к учителю за личной помощью во время урока; 3. плохое усвоение учебного материала в условиях фронтальной работы. В связи с этим, для предотвращения ухудшения здоровья учащихся нужна технология, исключающая стрессовые ситуации во время урока.

Слайд 5

К онцепция модульного обучения основана на его индивидуализации и дифференциации посредством создания модульных учебных программ по предметам и направлена на формирование у учеников навыка самообразования при устранении перегрузки обучающихся и сохранении здоровья. Работа по данной педагогической технологии содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла: 1. Общая постановка цели обучения. 2. Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации. 3. Предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности. 4. Совокупность учебных процедур (в том числе коррекция обучения). 5. Оценка результатов.

Слайд 6

Модульная технология определяет четкую структуру программы. Учебный материал разбивается на блоки – модули: Образовательный модуль-теория; Операционный модуль - формирование, совершенствование умений, навыков; Смешанный модуль.

Слайд 7

Чаще всего в школе используется смешанный модуль Структура смешанного модуля Информационно- познавательный блок - Лекция -Урок совместного изучения Операционно- деятельностный блок -Практикум - Лабораторная работа ский блок Повторительно- обобщающий блок -Конференции - Семинары -Урок- соревнование -Урок самостоятельного добывания знаний Диагностический Блок - Урок контроля (диагностики) - Урок коррекции

Слайд 8

Главной особенностью модульной конструкции является наличие целевого плана действий. Цели ставятся как при формировании модуля преподавателем, так и при обработке модуля на уроке. Приведем пример построения урока-модуля по физике, применяемого в 9 классе. Информационно-познавательный блок. Модуль-лекция. Занятие № 1 Лекция по теме « Импульс тела. Закон сохранения импульса». Структура модуля:

Слайд 9

№ элемента Деятельность учеников Деятельность учителя Время работы УЭ 1.0 Цель: познакомиться с новой физической величиной импульс тела, изучить один из фундаментальных законов природы – закон сохранения импульса и его применения. УЭ 1.1 Цель: изучить новые термины, определения, единицы измерения. Контроль: Выполнение задания «Укажи соответствия между терминами и их определениями» Вводит понятия, термины, единицы измерения по данной теме. 8-10 мин УЭ 1.2. Цель: разобраться в выводе закона сохранения импульса; Освоить формулировку и формулу закона сохранения импульса. Контроль: Выполнение задания на установление последовательности действий при выводе закона сохранения импульса на доске. Записывает на доске и поясняет вывод закона сохранения импульса, вводит понятие реактивного движения, изображает схему ракеты. 8-10 мин УЭ 1.3. Цель: изучить понятия «реактивное движение», «ракета»; Освоить умение ставить вопросы и отвечать на них. Контроль: Выполнение задания по формулировке вопросов и ответов. Консультирует в ходе выполнения задания. 5-7 мин УЭ 1.4. Цель: оценить свою работу на уроке- лекции по усвоению новой темы. Форма: Подсчет набранных баллов за задания и самооценка деятельности. Помогает подсчитать баллы, набранные при выполнении заданий. 3-4 мин УЭ 1.5. Цель: коррекция и уточнение ответов. Форма: Задают вопросы по изученному материалу. Отвечает на вопросы, вызвавшие затруднения у учащихся. 4-5 мин УЭ 1.6. Цель: понять домашнее задание. Форма: Записать домашнее задание, уточнить что непонятно у учителя. Поясняет домашнее задание 2-3 мин

Слайд 10

Задание № 1.1.Укажите № определений, соответствующих терминам. Термин № определе-ния Определение термина. Векторная величина 1 В переводе с латинского означает «толчок», в некоторых книгах заменяется словами «количество движения». Замкнутая система 2 В виде стрелки, приложенной к центру тела, совпадающей по направлению со скоростью движения. Слово «импульс» 3 Величина, имеющая направление. Направление импульса тела 4 1 кг м/с Единица измерения импульса тела 5 Система тел, взаимодействующих друг с другом, но не взаимодействующих с внешними телами. Графическое изображение импульса 6 P=m·v Обозначение импульса тела 7 Совпадает всегда с направлением скорости тела. Формула модуля импульса тела 8 → Р При совпадении вашего № с ответом, указанными учителем на доске, поставьте по 1 баллу за каждый термин.

Слайд 11

Считая, что топливо сгорает мгновенно, применим закон сохранения импульса к движению ракеты и получим формулу скорости движения ракеты. ОУ: P' об - P' газа = 0 P ' об = P ' газа или m об · V об = m об · V об отсюда: № Вопрос Ответ 1 Это движение, при котором от тела отделяется какая-либо его часть и движется с некоторой скоростью. 2 Назови 2-3 примера реактивного движения 1. 2. 3. 3 Схема ракеты: 1.полезный груз и оболочка 2.топливо 3. сопло 4. струя газа 4 На чем основан принцип реактивного движения? 5 Из формулы следует, что скорость будет максимальной при увеличении массы топлива и скорости его истечения и при уменьшении массы оболочки с полезным грузом Внимательно проследите за рассказом учителя о реактивном движении и выполните задание. Задание № 1.3. Сформулируйте и впишите недостающие вопросы или ответы.

Слайд 12

Подведите итоги вашей работы на сегодняшнем уроке и поставьте себе отметку за урок в соответствии с таблицей № задания Количество баллов Отметка за урок (0-8) «2» (9-18) «3» (19-24) «4» (25-29) «5» Задание 1 Задание 2 Задание 3 Всего баллов

Слайд 13

Оценка за урок не будет выставляться в журнал. Если у вас низкая оценка, постарайтесь выучить основные вопросы дома и улучшить свой результат на следующем уроке. Домашнее задание: 1. Изучите параграфы 21, 22, 23. 2. Запомните новые термины, их определения, формулы, единицы измерения, закон сохранения импульса.

Слайд 14

Преимущества для учеников: учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля; учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности; учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе; ученик сам оценивает свою работу, выбирает свой уровень, что исключает завышенную самооценку и возникновение конфликтов при выставлении оценок.

Слайд 15

Преимущества для учителей: учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении; учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Слайд 16

Основные трудности для учащихся: ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы; ученики сами несут ответственность за свое обучение.

Слайд 17

Основные трудности для учителей: учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей; учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика

Слайд 18

ОГРАНИЧЕНИЯ Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности. Техническая оснащенность кабинета (возможность тиражировать тексты модулей или демонстрировать их с помощью мультимедийного проектора). Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

Разработка урока по теме «Географическая оболочка планеты» в 7 классе по технологии В.Ф. Шаталова и модульной технологии

Использовали опорные конспекты по теме "Географическая оболочка планеты" и применили модуль к этой теме....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение с...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"

Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...