РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛАБОРАТОРИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК (Элективный курс)
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Баринова Наталья Трофимовна

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_laboratoriya_estestvennykh_nauk.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1970

ЮГО-ЗАПАДНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Рассмотрено на МО учителей

ГБОУ СОШ№1970

протокол№_____от______2013г.

Руководитель МО______

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_____________Филиппова Л.Н.

«_____»______________2013г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №1970

___________________ Юдина Т.Н.

«_____»______________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛАБОРАТОРИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

(Элективный курс)

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

учителя  физики и географии

Бариновой Н.Т.

высшая  квалификационная категория

2013

Данная программа составлена на основе примерной программы

для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Пояснительная записка

Данный курс направлен на формирование ключевых компетенций в области экологии, также он дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать межпредметные знания и умения, развивать социальные навыки с учетом психофизических особенностей учащихся.

В курсе «Лаборатория естественных наук» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знание» подхода в пользу «деятельности», позволяющего продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными. В конечном счете, именно эти цели и преследует программа модернизации образования.

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи курса:

 формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;

• формирование представления об экологии как о науке (углубление и расширение экологических знаний, формирование первичных экологических умений и навыков);

• развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

• воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;

• воспитание сознательного отношения к труду;

• развитие навыков самостоятельной научной работы;

• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;

• приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;

• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;

• приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;

• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;

• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны уметь:

 формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

• составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;

• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

• выполнять инструкции по технике безопасности;

• оформлять результаты исследования.

Учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Содержание курса базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.

• Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.

• Формирование знаний о структуре, содержании, этапах, методах исследовательской и проектной работ.

• Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

Однако эти направления не выделяют в разделы курса, т.к. занятия призваны сопровождать научную работу школьника от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки докладов к их защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические работы. Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся. Содержание программы имеет тесную связь с физикой, химией и экологией.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях, собеседований после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода научной работы.

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы  или проекта.

Итоговая аттестация включает в себя:

• защиту темы исследования (проекта);

• обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;

предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ,

Форма итоговой аттестации — зачет.

Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.

Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида внеклассной работы — функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников, как:

• защита тем проектов и исследовательских работ школьников;

• круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;

• предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;

• защита завершенных проектов и исследовательских работ;

• итоговая конференция НОУ.

Содержание программы.

1. Введение (1 ч). Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

2. Реферат как научная работа (6 ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата, Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Практическая работа №1 Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

3. Способы получения и переработки информации (6 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Практическая работа М 3. Использование каталогов и поисковых программ.

Практическая работам 4. Занятие в библиотеке: «Правила работы в библиографическом отделе».

4. Исследовательская работа (15ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Практическая работа №5. Работа над введением научного исследования.

Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.

Практическая работа №7. Создание компьютерной презентации.

5. Публичное выступление (2ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Практическая работа М 8. Подготовка авторского доклада.

6. Итоговая конференция .(4ч)

7. Резерв. (1ч)

Итоговый контроль качества усвоения материала

Итоговое контрольное занятие проводится в форме конференции с защитой творческих работ учащихся:

• реферат — 10-11-й класс,

• исследовательская работа — 10-11-й класс

Виды групповых и индивидуальных проектов:

 практико-ориентированный;

• исследовательский;

• информационный;

• творческий;

• ролевой.

Формы продуктов проектной деятельности:

• веб-сайт  в Интернете;

• видеофильм;

• выставка;

• газета;

• законопроект;

• фоторепортаж;

• статья;

• справочник;

• буклет.

Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее двух творческих работ в 10-11-м классе представленных в установленный срок в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:

• качественно выполненное по собственной инициативе задание;

• использование Интернет- технологии;

• инициативная публичная презентация своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).

Тематическое планирование по курсу

 «Проектно - исследовательская деятельность»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч.

I.

Введение

1

1

-

II.

Реферат как научная работа

6

2

4

III.

Способы получения и переработки информации

6

2

4

 IV

Исследовательская работа

15

8

7

 VI

Публичное выступление

2

2

VII

Итоговая конференция

4

4

-

Резерв

1

Итого

35

17

17

Календарно - тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

 Практические работы

1

Введение

1

1

. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

1

Реферат как научная работа

6

2-3

Реферат, его виды:

2

4-5

Структура учебного реферата.

2

Практическая работа №1 Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

6-7

Структура учебного реферата.

2

Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

Способы получения и переработки информации

6

8-9

Виды источников информации.

2

10-11

Составление плана информационного текста.

2

Практическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых программ.

12-13

Конспект, правила конспектирования.

2

Практическая работам №4. Занятие в библиотеке: «Правила работы в библиографическом отделе».

Исследовательская работа

15

14-15

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.

2

16-17

Работа над основной частью исследования:

2

18-19

Методы исследования

2

Практическая работа №5. Работа над введением научного исследования.

20-21

Работа над введением научного исследования.

2

Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования

22-23

Результаты опытно-экспериментальной работы

2

24-25-26

Тезисы и компьютерная презентация

3

Практическая работа №7. Создание компьютерной презентации.

27

Отзыв. Рецензия.

1

Публичное выступление

2

28-29

Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность.

2

Практическая работа М 8. Подготовка авторского доклада.

Итоговая конференция

4

30-34

Защита исследовательской работы.

4

35

Резерв

1

Итого

35

8

                                                                                                                                                                 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990.

2. Гребенкина Л.К., Анциперова И.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

. 3. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52.

4. Лебедева С.А., Тарасов СВ., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.

6. «Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. — М.: Русская Редакция, 2004.

7. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся //Дополнительное образование, 2001. № 1.С. 10-20.

8. Развивайте дар слова: Факультатив, курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8—9-й кл.)»: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская ; сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. — М.: Просвещение, 1990.

9. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005.

10. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2008.

11. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.

12. Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents and Settings/ User/Local Settings/Temporary Internet Files/Content. 1Е5/7\Л/91159А8/Стратегия модернизации российского школьного o6paзования.

13. Файн Т.А, Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№3.

14. Худин А.И., Белова СИ. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. №4. С. 116-124.

15. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/ direktor/ru

Дополнительная

1. Айзман И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. — Новосибирск, 2006.

2. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З.Брема и И.Мейнке. — М., 2006.

3. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. — М.: Просвещение, 2006.

4. Мохнач И.И. Валеология. — М.: Феникс, 2004.

5. Пособие по биологии для поступающих в вузы / Под ред. Н.А. Лемезы. - Минск, 2008,

6. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М., 2007.

Использование каталогов и поисковых систем

Российские каталоги:

http: // www.kinder.ru — Каталог детских ресурсов Рунета.

http: //www.potal.edu.ru — Федеральный портал «Российское образование».

http: //school.holm.ru — Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.

Поисковые системы http: // www. Rambler.ru

http: //www.yandex.ru

http: // www.aport.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Рабочая программа   « Решение геометрических задач»  элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...

Рабочие программы по факультативным и элективным курсам по информатике и ИКТ на 2012-2013 учебный год

Наше время можно назвать  временем информатизации общества.  Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая дл...

Рабочая программа и тематическое планирование элективного курса по подготовке к ОГЭ 9 класс

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА     Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для вып...

Рабочая программа основного общего образования элективного курса «Практическая грамматика английского языка» для 5 классов

Предлагаемый школьный курс «Практическая грамматика английского языка» относится к числу элективных курсов, которые являются неотъемлемой составной частью образования, предлагаемого учащимся 3-11 клас...

Рабочие программы по предмету и элективным курсам

Программы по предмету и элективным курсам предназначены для повышения мотивации учения, углубления знаний....

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по истории" 10 класс, 1 ч в неделю

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по истории" 10 класс, 1 ч в неделю...

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по обществознанию" 10 класс, 1 ч в неделю

Рабочая программа и КТП по элективному курсу "Практикум по обществознанию" 10 класс, 1 ч в неделю...