Средняя и мгновенная скорости неравномерного движения
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме

Малышев Михаил Евгеньевич

Развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; развивать умение применять теоретические знания на практике при решении задач на нахождение средней скорости неравномерного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по теме: «Средняя и мгновенная скорости неравномерного движения»

Учитель – Малышев М.Е.

Дата -17.10.2013

Цели урока: 

Образовательная цель:

  • Повторить понятие – средняя и мгновенная скорости,
  • научиться находить среднюю скорость при различных условиях, используя задачи из материалов ГИА и ЕГЭ прошлых лет.

Развивающая цель:

  • развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; развивать умение применять теоретические знания на практике; развивать память, внимание, наблюдательность.

Воспитательная цель:

  • воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей;

Тип урока:

  • урок обобщения и систематизации знаний, умений по данной теме.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • тетради;
  • набор оборудования L- микро по разделу «Механика»

Ход урока

1. Организационный момент

   Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Сообщение темы и целей урока

Слайд на экране: “ Практика рождается только из тесного соединения физики и математики”                                                                                             Бэкон Ф.

Сообщается тема и цели урока.

3. Входной контроль (повторение теоретического материала) (10 мин) 

Организация устной фронтальной работы с классом по повторению.

Учитель физики: 

1. Какой простейший вид движения вам известен? (равномерное движение)

2. Как найти скорость при равномерном движении? (перемещение разделить на время          v= s / t)? Равномерное движение встречается нечасто.

  Обычно механическое движение — это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным. Например, неравномерно движется транспорт. Автобус, начиная движение, увеличивает свою скорость; при торможении его скорость уменьшается. Падающие на поверхность Земли тела также движутся неравномерно: их скорость с течением времени возрастает.

3. Как найти скорость при неравномерном движении? Как она называется? (Средняя скорость, vср = s/ t) 

   На практике при определении средней скорости пользуются величиной, равной отношению пути s ко времени t, за которое этот путь пройден: vср = s/t. Ее часто называют средней путевой скоростью.

 4. Какие особенности есть у средней скорости? ( Средняя скорость является векторной величиной.  Для определения модуля средней скорости в практических целях этой формулой можно воспользоваться лишь в том случае, когда тело движется вдоль прямой в одну сторону. Во всех остальных случаях эта формула непригодна ).

5. Что такое мгновенная скорость? Как направлен вектор мгновенной скорости?         ( Мгновенная скорость – это скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории.  Вектор мгновенной скорости в каждой точке совпадает с направлением движения в данной точке.)

6. Чем отличается мгновенная скорость при равномерном прямолинейном движении от мгновенной скорости при неравномерном движении? (В случае равномерного прямолинейного движения мгновенная скорость в любой точке и в любой момент времени одинакова; в случае неравномерного прямолинейного движения мгновенная скорость различна).

7. Можно ли определить положение тела в любой момент времени  зная среднюю скорость его движения  на каком-либо участке траектории? (нельзя определить его положение в любой момент времени).

    Предположим, что автомобиль проехал путь 300 км за 6 ч. Чему равна средняя скорость движения? Средняя скорость движения автомобиля равна 50 км/ч. Однако при этом он мог какое-то время стоять, какое - то время двигаться со скоростью 70 км/ч, какое - то время — со скоростью 20 км/ч и т. п.

   Очевидно, что, зная среднюю скорость движения автомобиля за 6 ч, мы не можем определить его положение через 1 ч, через 2 ч, через 3 ч и т. д. времени”.

  1. Устно найдите скорость автомобиля, если путь в 180 км он проехал за 3 часа.

 2. Автомобиль ехал 1 час со скоростью 80 км /ч и 1 час со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость. Действительно, средняя скорость равна(80+60)/2=70 км/ч. В данном случае средняя скорость равна среднему арифметическому скоростей.

3. Изменим условие. Автомобиль ехал 2 часа со скоростью 60 км /ч и 3 часа со скоростью 80 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути?

(602+803)/5=72 км /ч. Скажите, а сейчас средняя скорость равна среднему арифметическому скоростей? Нет.

   Самое главное, что нужно помнить, при нахождении средней скорости — это то, что она средняя, а не средняя арифметическая скорость. Конечно, услышав задачу, сразу хочется сложить скорости и разделить на 2.Это самая распространенная ошибка.

Средняя скорость равна среднему арифметическому от скоростей тела во время движения только в том случае, когда тело с этими скоростями проходит весь путь за одинаковые промежутки времени. 

4. Решение задач (15 мин )

Задача №1. Скорость лодки по течению 24 км в час, против течения 16 км в час. Найти среднюю скорость. (Проверка выполнения заданий у доски.)

Решение.   Пусть S - путь от начального до конечного пунктов, тогда время, затраченное на путь по течению S/24, а против течения - S/16, общее время движения - 5S/48. Так как весь путь, туда и обратно составляет 2S, следовательно, средняя скорость равна2S/(5S/48)=19,2 км в час.

Экспериментальное исследование  “Равноускоренное движение, начальная скорость равна нолю” (Эксперимент проводится учащимися)

Прежде чем приступить к выполнению практической работы вспомним правила ТБ:

  1. Перед началом работы: внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторного практикума, подготовить рабочее место и убрать посторонние предметы, приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание, проверить исправность оборудования и приборов.
  2. Во время работы: точно выполнять все указания учителя, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ, следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.
  3. По окончании работы: привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы и оборудование.

 Исследование зависимости скорости от времени при равноускоренном движении (начальная скорость равна нулю).

Цель: изучение равноускоренного движения, построение графика зависимости v=at на основе экспериментальных данных.

   Из определения ускорения следует, что скорость тела v, двигающегося прямолинейно с постоянным ускорением, спустя некоторое время t после начала движения может быть определена из уравнения: v = v0 +аt . Если тело начало двигаться, не имея начальной скорости, то есть при v 0= 0, это уравнение становится более простым: v = а t. (1)

    Скорость в заданной точке траектории можно определить, зная перемещение тела из состояния покоя до этой точки и время движения.  Действительно, при движении из состояния покоя (v0= 0) с постоянным ускорением перемещение определяется по формуле S= at 2/2, откуда, а=2S/ t2 (2). После подстановки формулы (2) в (1):v=2 S/t (3)

  Для выполнения работы направляющую рейки устанавливают с помощью штатива в наклонном положении.

[Image]

    Её верхний край должен находиться на высоте 18-20 см от поверхности стола. Под нижний край подкладывают пластиковый коврик. Каретку устанавливают на направляющей в крайнем верхнем положении, причём её выступ с магнитом должен быть обращен в сторону датчиков. Первый датчик размещают вблизи магнита каретки так, чтобы он запускал секундомер, как только каретка начнёт двигаться. Второй датчик устанавливают на удалении 20-25 см от первого. Далее работу выполняют в таком порядке:

  1. Измеряют перемещение, которое каретка совершит, двигаясь между датчиками – S1
  2. Производят пуск каретки и измеряют время её движения между датчиками t1
  3. По формуле (3) определяют скорость, с которой двигалась каретка в конце первого участка v1=2S1/t1
  4. Увеличивают расстояние между датчиками на 5см и повторяют серию опытов для измерения скорости тела в конце второго участка: v2=2 S2/t2 Каретку в этой серии опытов, как и в первой, пускают из крайнего верхнего положения.
  5. Проводят ещё две серии опытов, увеличивая в каждой серии расстояние между датчиками на 5 см. Так находят значения скорости vз и v4
  6. По полученным данным строят график зависимости скорости от времени движения.
  7. Подведение итогов урока

Домашнее задание с комментариями:  Выберите любые три задачи:

1. Велосипедист, проехав 4 км со скоростью 12 км/ч, остановился и отдыхал в течении 40 мин. Оставшиеся 8 км пути он проехал со скоростью 8 км/ч. Найдите среднюю скорость (в км/ч) велосипедиста на всем пути?

2.Велосипедист за первые 5 с проехал 35 м, за последующие 10 с-100 м и за последние 5 с-25 м. Найдите среднюю скорость движения на всем пути.

3. Первые 3/4 времени своего движения поезд шел со скоростью 80 км/ч, остальное время - со скоростью 40 км/ч. Какова средняя скорость (в км/ч) движения поезда на всем пути?

4. Первую половину пути автомобиль прошел со скоростью 40 км/ч, вторую – со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость(в км/ч) автомобиля на всем пути?

5. Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 60 км/ч. Оставшуюся часть пути он ехал со скоростью 35 км/ч, а последний участок – со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость (в км/ч) автомобиля на всем пути.

Рефлексия

  1. Что мы узнали на сегодняшнем уроке?
  2. Чему научились?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средняя и мгновенная скорости при неравномерном движении МКОУ л ицей ст. Змейская учитель физики Малышев М.Е.

Слайд 2

Образовательная цель: повторить понятие – средняя и мгновенная скорости ; научиться находить среднюю скорость при различных условиях; научиться определять мгновенную скорость при выполнении практической работы и строить график зависимости V(t) .

Слайд 3

“ Практика рождается только из тесного соединения физики и математики ” Бэкон Ф.

Слайд 4

а) “Разгон” (начальная скорость меньше конечной) б) “Торможение” (конечная скорость меньше начальной)

Слайд 5

Устно 1. Найдите скорость автомобиля, если путь в 180 км он проехал за 3 часа. 2. Автомобиль ехал 1 час со скоростью 80 км /ч и 1 час со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость. Действительно, средняя скорость равна(80+60)/2=70 км/ч. В данном случае средняя скорость равна среднему арифметическому скоростей. 3. Изменим условие. Автомобиль ехал 2 часа со скоростью 60 км /ч и 3 часа со скоростью 80 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути?

Слайд 6

( 60* 2+80* 3)/5=72 км /ч. Скажите, а сейчас средняя скорость равна среднему арифметическому скоростей?

Слайд 7

Задача Скорость лодки по течению 24 км в час, против течения 16 км в час. Найти среднюю скорость лодки.

Слайд 8

Решение. Пусть S- путь от начального до конечного пунктов, тогда время, затраченное на путь по течению S/24, а против течения - S/16, общее время движения - 5S/48. Так как весь путь, туда и обратно составляет 2S, следовательно, средняя скорость равна2S/(5S/48)=19,2 км в час.

Слайд 9

Решение. V ср = 2s / t 1 + t 2 t 1 = s / V 1 и t 2 = s / V 2 V ср = 2s / V 1 + s / V 2 = 2 V 1 V 2 / V 1 + V 2 V ср = 19,2 км/ч

Слайд 10

На дом: Первую треть трассы велосипедист ехал со скоростью 12 км в час, вторую треть — со скоростью 16 км в час, а последнюю треть — со скоростью 24 км в час. Найдите среднюю скорость велосипеда на протяжении всего пути. Ответ дайте в км в час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Средняя скорость неравномерного движения" (7 класс)

Разработка урока "Средняя скорость неравномерного движения"...

Урок. Механическое движение, равномерное и неравномерное движение

Открытый урок в 7 классе по теме "Механическое движение и величины его характеризующие"...

Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"

Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"...

Урок Средняя скорость при неравномерном движении.7 класс физика

Урок по физике 7 класс  на тему "Средняя скорость при неравномерном движении" с использование раздаточного материала, флипчарта и видео....

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение....

Урок Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

Материал данного урока позволит дать понятие механического движения, познакомить учащихся с видами механического движения: равномерное и неравномерное; объяснить новые понятия: тело отсчета, траектори...

«Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Сложение скоростей».

Цели урока: ввести понятие мгновенной скорости; научить определять относительную скорость движения; научить применять физические законы при решении задач Ход урока.I....