КИМ по теме: "Магнитное поле. Электромагнитная индукция"
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Сидоров Николай Александрович

В работе представлены задания разного уровня сложности: базового и повышенного. Задания базового уровня включены в первую часть работы (заданий с выбором ответа). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов. Задания повышенного уровня включены  во вторую часть работы и направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умение решать задачи на применение одного - двух законов (формул) по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnitnoe_pole.el_.mag_.induktsiya.docx333.54 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень учебных элементов, выносимых на контроль

по учебной дисциплине «Физика» по теме «Основы электродинамики»

п/п

Наименование разделов, тем

Наименование учебных элементов (УЭ)

Проверяемые

Номер вопроса

знания

умения

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

Взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током

Понятие «Взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током »

Применять содержательный смысл физического понятия

А.1

Действие магнитного поля на частицу. Сила Лоренца.

Понятие « Сила Лоренца »

Применять содержательный смысл физического понятия, величин

А.2

Индукция магнитного поля

Понятие « Индукция магнитного поля  »

Применять содержательный смысл физического понятия, величин ;

Применять формулы расчета индукция магнитного поля  

А.3,А.4, А.6,В.1, В.2

Сила Ампера

Понятие « Сила Ампера »

Применять содержательный смысл физического понятия, величин Применять формулы расчета сила Ампера

А.5

 Максимальный вращающий момент.

Понятие «Максимальный вращающий   момент »

Применять содержательный смысл физического понятия, величин Применять формулы расчета максимального вращающего момента

А.7

 Магнитный поток

Понятие «Магнитный поток »

Применять содержательный смысл физического понятия, величин

В.1

ЭДС магнитного поля

Понятие « ЭДС магнитного поля  »

Применять содержательный смысл физического понятия, величин; Применять формулы расчета ЭДС магнитного поля

В.1,В.2, С.1

Энергия магнитного поля

Понятие « Энергия магнитного поля »

Применять содержательный смысл физического понятия, величин; Применять формулы расчета энергии магнитного поля

В.1,С.1

Структура  тестовых заданий

Каждый вариант тестовых заданий состоит из двух частей: обязательная, дополнительная и включает  заданий, различающихся формой и уровнем сложности. 

Распределение заданий проверочной работы по частям работы 

Части   работы

Число заданий

 

Тип заданий

1

Часть 1

(обязательная)

7

Задания с выбором ответа

2

Часть 2

(дополнительная)

3

Задания с кратким ответом

1

 Задания с полным

  ответом

Итого: 2

11

11 

 

 Обязательная часть А содержит   заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: А.1 - А.7. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один.

Дополнительная часть В содержит   заданий. Их обозначение в работе: В.1;В.2,В.3.   Задания с кратким ответом и задание  на установление соответствия позиций, представленных в четырех  множествах.  

Дополнительная часть С содержит   задание С.1. Задание с полным ответом. Решение задачи  на применение законов (формул) по данной теме. 

Распределение тестовых заданий по уровню сложности

 В работе представлены задания разного уровня сложности: базового и повышенного.

Задания базового уровня включены в первую часть работы (заданий с выбором ответа). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов.

Задания повышенного уровня включены  во вторую часть работы и направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умение решать задачи на применение одного - двух законов (формул) по данной теме.

Время выполнения тестовых заданий        

     Время на выполнение заданий различной частей работы составляет:

1)  для каждого задания части А – 3 минуты;

2)     для  части В –  8,9,10 заданий  – 5 минут,

                      для  части С - 11 задания  – 15 минут.

      На выполнение всей работы отводится 60 минут.

Тестовые задания для контроля качества знаний

по учебной дисциплине «Физика»                                                                                      по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция »

Вариант 1

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

п/п

Задания

баллы

Инструкция к заданиям № А.1- А.7

К  каждому  из  заданий  А.1 – А.7  даны  3-4  варианта  ответа,  из которых  только  один правильный. Выберите из предложенных вариантов правильный ответ и запишите соответствующую букву.

А.1

Чем объясняется взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током?

1)взаимодействие электрических зарядов;

2)действие электрического поля одного проводника с током на ток в другом проводнике;

3)действие магнитного поля одного проводника на ток в другом проводнике

1

А.2

 На какую частицу действует магнитное поле?

1)на движущуюся заряженную;

2)на движущуюся незаряженную;

3)на покоящуюся заряженную;

4)на покоящуюся незаряженную

1

А.3

На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током.

img_0004.jpg

1)А; 2) Б; 3) В

1

А.4

Прямолинейный проводник длиной 10 см находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 300 к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля, если сила тока в проводнике 3 А?

1)1,2 Н; 2) 0,6 Н; 3) 2,4 Н

1

А.5

В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?

img_0001.jpg

1)от нас; 2) к нам; 3) равна нулю

1

А.6

Электромагнитная индукция – это:

1)явление, характеризующее действие магнитного поля на движущийся заряд;

2)явление возникновения в замкнутом контуре электрического тока при изменении магнитного потока;

3)явление, характеризующее действие магнитного поля на проводник с током

1

А.7

На квадратную рамку площадью 1 м2 в однородном магнитном поле с индукцией 2 Тл действует максимальный вращающий момент, равный 4 Н∙м. чему равна сила тока в рамке?

1)1,2 А; 2) 0,6 А; 3) 2А

1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

Инструкция к заданию № В.1                                                                                                      Задание  на установление соответствия позиций, представленных в четырех  множествах   

В.1

величины

Единицы измерения

индуктивность

А

тесла (Тл)

1

магнитный поток

Б

генри (Гн)

2

индукция магнитного поля

В

вебер (Вб)

3

вольт (В)

4

2

Инструкция к заданию № В.2-№ В.3

Решение задачи  на применение закона (формулы) по данной теме и записать ответ .

В.2

В однородном магнитном поле  движется со скоростью 4 м\с перпендикулярно линиям магнитной индукции провод длиной 1,5 м. Модуль вектора индукции магнитного поля равен 50 мТл. Определите ЭДС индукции ,которая возникает в проводнике.

2

В.3

Пылинка с зарядом 1 мкКл массой 1 мг влетает в однородное магнитное поле и движется по окружности. Определите период обращения пылинки , если модуль индукции магнитного поля равен 1 Тл.

2

Инструкция к заданиям № С.1

Решение задач на применение одного - двух законов (формул)                                             Решить задачи, используя полную запись решения

С.1

В катушке, индуктивность которой равна 0,4 Гн, возникла ЭДС самоиндукции, равная 20 В. Рассчитайте изменение силы тока и энергии магнитного поля катушки, если это произошло за 0,2 с .

3

Итого

16 баллов

Вариант 2

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

п/п

Задания

баллы

Инструкция к заданиям № А.1- А.7

К  каждому  из  заданий  А.1 – А.7  даны  3-4  варианта  ответа,  из которых  только  один правильный. Выберите из предложенных вариантов правильный ответ и запишите соответствующую букву.

А.1

Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует :

1)магнитное поле, созданное движущимися в проводнике зарядами;

2)электрическое поле, созданное зарядами проводника;

3)электрическое поле, созданное движущимися зарядами проводника

1

А.2

Движущийся электрический заряд создает:

1)только электрическое поле;

2)как электрическое поле, так и магнитное поле;

3)только магнитное поле 

1

А.3

На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током.

1)А; 2) Б; 3) В

1

А.4

Прямолинейный проводник длиной 5 см находится в однородном магнитном поле с индукцией 5 Тл и расположен под углом 300 к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля, если сила тока в проводнике 2 А?

1)0,25 Н; 2) 0,5 Н; 3) 1,5 Н

1

А.5

В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?

img_0003.jpg1)от нас; 2) к нам; 3) равна нулю

1

А.6

Сила Лоренца действует 

1)на незаряженную частицу в магнитном поле;

2)на заряженную частицу, покоящуюся в магнитном поле;

3)на заряженную частицу, движущуюся вдоль линий магнитной индукции поля

1

А.7

На квадратную рамку площадью 2 м2 при силе тока в 2 А действует максимальный вращающий момент, равный 4 Н∙м. Какова индукция магнитного поля в исследуемом  пространстве ?

1)1 Тл; 2) 2 Тл; 3) 3Тл

1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

Инструкция к заданию № В.1                                                                                                      Задание  на установление соответствия позиций, представленных в четырех  множествах   

В.1

величины

формулы

Сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля

А

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_m2a075fab.gif

1

Энергия магнитного поля

Б

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_4bdd3c18.gif

2

Сила, действующая на электрический заряд, движущийся в магнитном поле

В

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_3b5972e2.gif

3

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_78384331.gif

4

2

Инструкция к заданию № В.2 - № В.3

Решение задачи  на применение закона (формулы) по данной теме и записать ответ .

В.2

В однородном магнитном поле   перпендикулярно вектора магнитной индукции, модуль которого  равен 0,1 Т, движется проводник длиной 2 м со скорость 5 м\с.  Определите ЭДС индукции ,которая возникает в проводнике.

2

В.3

Электрон движется со скоростью 2*107 м\с в плоскости ,перпендикулярной магнитному полю, с индукцией 0,1 Тл. Определите радиус траектории движения электрона.

2

Инструкция к заданиям № С.1

Решение задач на применение одного - двух законов (формул)                                             Решить задачи, используя полную запись решения

С.1

Под каким углом к силовым линиям магнитного поля с индукцией 0,5 Тл должен двигаться медный проводник сечением 0,85 мм2 и сопротивлением 0,04 Ом, чтобы при скорости 0,5 м/с на его концах возбуждалась ЭДС индукции, равная 0,35 В? ( удельное сопротивление меди ρ= 0,017 Ом∙мм2/м) ?

3

Итого

16 баллов

Вариант 3

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

п/п

Задания

баллы

Инструкция к заданиям № А.1- А.7

К  каждому  из  заданий  А.1 – А.7  даны 3- 4  варианта  ответа,  из которых  только  один правильный. Выберите из предложенных вариантов правильный ответ и запишите соответствующую букву.

А.1

Магнитные поля создаются:

1)как неподвижными, так и движущимися электрическими зарядами;

2)неподвижными электрическими зарядами;

3)движущимися электрическими зарядами

1

А.2

 Магнитное поле оказывает воздействие:

1)только на покоящиеся электрические заряды;

2)только на движущиеся электрические заряды;

3)как на движущиеся, так и на покоящиеся электрические заряды

1

А.3

На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током

img_0004.jpg1)А; 2) Б; 3) В

1

А.4

Какая сила действует со стороны однородного магнитного поля с индукцией 30 мТл на находящийся в поле прямолинейный проводник длиной 50 см, по которому идет ток 12 А? Провод образует прямой угол с направлением вектора магнитной индукции поля. 

1)18 Н; 2) 1,8 Н; 3) 0,18 Н; 4) 0,018 Н

1

А.5

В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?

)вверх; 2) вниз; 3) влево; 4) вправо

1

А.6

Что показывают четыре вытянутых пальца левой руки при определении силы Ампера

1)направление силы индукции поля;

2)направление тока;

3)направление силы Ампера

1

А.7

Что показывают четыре вытянутых пальца левой руки при определении силы Ампера

1)направление силы индукции поля;

2)направление тока;

3)направление силы Ампера

1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

Инструкция к заданию № В.1                                                                                                      Задание  на установление соответствия позиций, представленных в четырех  множествах   

В.1

величины

Единицы измерения

сила тока

А

вебер (Вб)

1

магнитный поток

Б

ампер (А)

2

ЭДС индукции

В

тесла (Тл)

3

вольт (В)

4

2

Инструкция к заданию № В.2 - № В.3

Решение задачи  на применение закона (формулы) по данной теме и записать ответ .

В.2

В однородном магнитном поле   перпендикулярно вектора магнитной индукции движется провод  длиной 1,5 м со скорость 4 м\с.  При этом возникает ЭДС индукции  0,3 В. Определить модуль вектора индукции магнитного поля.

2

В.3

Электрон влетает в магнитное поле  перпендикулярно вектору магнитной индукции со скоростью 1* 107 м\с. Найдите индукцию поля, если электрон описал в поле окружность радиусом 1 см.

2

Инструкция к заданиям № С.1

Решение задач на применение одного - двух законов (формул)                                             Решить задачи, используя полную запись решения

С.1

Катушку радиусом 3 см с числом витков 1000 помещают в однородное магнитное поле. Индукция поля изменяется со скоростью 10 мТл\с. Определите заряд  на конденсаторе, если его емкость равна  20 мкФ.

3

Итого

16 баллов

Вариант 4

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

п/п

Задания

баллы

Инструкция к заданиям № А.1- А.7

К  каждому  из  заданий  А.1 – А.7  даны 3- 4  варианта  ответа,  из которых  только  один правильный. Выберите из предложенных вариантов правильный ответ и запишите соответствующую букву.

А.1

Что наблюдается в опыте Эрстеда?

1)проводник с током действует на электрические заряды;

2)магнитная стрелка поворачивается вблизи проводника с током;

3)магнитная стрелка поворачивается заряженного проводника

1

А.2

 Движущийся электрический заряд создает:

1)только электрическое поле;

2)как электрическое поле, так и магнитное поле;

3)только магнитное поле

1

А.3

На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током

1)А; 2) Б; 3) В

1

А.4

В однородном магнитном поле с индукцией 0,82 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции расположен проводник длиной 1,28 м. Определителе силу, действующую на проводник, если сила тока в нем равна 18 А.
1)18,89 Н; 2) 188,9 Н; 3) 1,899Н; 4) 0,1889 Н

1

А.5

В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?

img_0005.jpg1)вправо; 2)влево; 3)вверх; 4) вниз

1

А.6

Индукционный ток возникает в любом замкнутом проводящем контуре, если:

1)Контур находится в однородном магнитном поле;

2)Контур движется поступательно в однородном магнитном поле;

3)Изменяется магнитный поток, пронизывающий контур

1

А.7

На прямой проводник длиной 0,5 м, расположенный перпендикулярно силовым линиям поля с индукцией 0,02 Тл, действует сила 0,15 Н. Найдите силу тока, протекающего по проводнику.
1)0,15 А; 2)1,5 А; 3) 15 А; 4) 150 А

1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

Инструкция к заданию № В.1                                                                                                      Задание  на установление соответствия позиций, представленных в четырех  множествах   

В.1

величины

формулы

ЭДС индукции в движущихся проводниках

А

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_a1109cf.gif

1

сила, действующая на электрический заряд, движущийся в магнитном поле

Б

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_4bdd3c18.gif

2

магнитный поток

В

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_3b5972e2.gif

3

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_4882d37a.gif

4

2

Инструкция к заданию № В.2 - № В.3

Решение задачи  на применение закона (формулы) по данной теме и записать ответ .

В.2

 В однородном магнитном поле   перпендикулярно вектора магнитной индукции движется провод  длиной 2 м со скорость54 м\с.  При этом возникает ЭДС индукции  01 В. Определить модуль вектора индукции магнитного поля.

2

В.3

Пылинка, заряд которой 10 мкКл и масса 1 мг, влетает в однородное магнитное поле с индукцией 1 Тл и движется по окружности. Определите частоту движения частицы по окружности.

2

Инструкция к заданиям № С.1

Решение задач на применение одного - двух законов (формул)                                             Решить задачи, используя полную запись решения

С.1

Катушка диаметром 4 см находится в переменном магнитном поле, силовые линии которого параллельны оси катушки. При изменении индукции поля на 1 Тл в течении 6,28 с в катушке возникла ЭДС 2 В. Сколько витков имеет катушка

3

Итого

16 баллов

Система оценивания тестовых заданий и работы в целом

         Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный  обучающимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания первой части работы оцениваются в 1 балл.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный  ответ совпадает с верным ответом. Задания В.1 оцениваются в 2 балла, если верно указаны  четыре элемента ответа, в 1 балл, если правильно указаны два элемента, и в  0  баллов,  если в ответе отсутствуют элементы правильного ответа. Задания  В.2 ,В 3 оцениваются в 2 балла, если решение задач выполнено  и дан полный ответ. Задания С.1   оценивается в 3 балла, если решение задач выполнено  и дан полный, правильный  ответ, 1-2 балла, если правильно указаны один или два закона (формулы) в решении задач , и в 0 баллов, если в ответе отсутствуют элементы правильного ответа.

Эталоны ответов на тестовые задания по учебной дисциплине «Физика»                                 по теме: «Основы электродинамики»

Ответы оцениваются по пятибалльной шкале с учётом коэффициента усвоения знаний и умений.

Шкала оценок:

Ку  (коэффициент усвоения)

Оценка

от 0,93 до 1        

5 (отлично)

от 0,73 до 0,87

4 (хорошо)

от 0,47 до 0,67

3 (удовлетворительно)

от 0,27 до 0,4

2 (неудовлетворительно)

до 0,2

1

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов – 11

Таблица перевода баллов в оценку

Число баллов

менее 6

6-7

8-9

10-11

Оценка

2

3

4

5

Таблица ответов к заданиям

п/п

Эталоны ответов

источник

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

А.1

3

1

3

2

1, стр. 3

А.2

1

2

2

2

1, стр. 17-18

А.3

3

3

3

3

1, стр. 10-14

А.4

2

1

3

1

1, стр. 10-14

А.5

2

1

1

1

1, стр. 12-13

А.6

2

3

2

3

1, стр. 10-14

А.7

3

4

2

3

1, стр. 14

В.1

231

143

214

312

1, стр. 10-14, 30-31, 39-41, 45-46

В.2

0,3 В

1 В

50 мТл

0,1 Тл

1, стр. 10-14, 39-41

В.3

6,3 с

1 мм

5,6 мТл

1,6 Гц

1, стр. 14

С.1

10 А,20 В

30

0,48

1000

1, стр. 39-41, 45-46

Решение заданий части С

Вариант 1

Используя закон электромагнитной индукции 
http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_557c53c4.gif получаем http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_3c784f4.gif = 10 А.

Энергия магнитного поля 
http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_7d3fc3d9.gif = 20 В

Вариант 2

ЭДС индукции в движущихся проводниках 
http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_3964f13d.gif →
http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_m6ca5762.gif(1) http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_cfb76c2.gif(2) http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_m2023a243.gif= 2 м; совместное решение (1) и (2) получим http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_m4dcd4abd.gifα= 300

Вариант 3

По закону электромагнитной индукции: 
N; http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_4b474bd8.gifN = 0,48 с


Вариант 4

По закону электромагнитной индукции 
http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_46006489.gif (1)

Магнитный поток 
http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_m340e2db5.gif (2); http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/60/59552/59552_html_36f4788e.gif (3).

Решая совместно (1), (2) и (3), получим 
N= 10000 витков

Перечень учебной литературы

Основной источник:

  1. Мякишев Г.Я. Физика  11  класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни Просвещение,  2011 г  (классический курс)
  2. Дмитриева В.Ф. Задачи по физике : учеб. Пособие для студ. Образов. Учреждений сред. Проф. образования / В.Д. Дмитриева. – 5-е изд., - М. : Издательский центр «Академия», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа (формат ЕГЭ) "Магнитное поле. Электромагнитная индукция" 11 класс

Контрольная работа "Магнитное поле. Электромагнитная индукция" 11 класс. 4 варианта. (автор Годова И.В. "Контрольные работы в новом формате", 2011). Работа состоит из трех блоков: части А,В,С. Всего в...

Презентация к урокам "Магнитное поле", "Электромагнитная индукция"

Данная презентация используется  на повторно - обобщающем уроке, в качестве повторения и обобщения материала.После повторения дается тест на 2 варианта....

Контрольная работа по физике "Магнитное поле.Электромагнитная индукция." 11 класс,учебник Мякишева

Контрольная работа по физике "Магнитное поле.Электромагнитная индукция." 11 класс,к учебнику Мякишева.Работа состоит из двух вариантов....

Контрольная работа по теме "Магнитное поле. Электромагнитная индукция."

Контрольная работа по теме  "Магнитное поле. Электромагнитная индукция."для учащихся 11 класса....

Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

Повторение и обобщение темы. Создание условия для развития мыслительной деятельности учащихся, самостоятельности, внимания. Создание условий для формирования устойчивой мотивации и интереса к о...

Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

Повторение и обобщение темы. Создание условия для развития мыслительной деятельности учащихся, самостоятельности, внимания. Создание условий для формирования устойчивой мотивации и интереса к о...