Применение технологии дифференциации обучения с учётом психофизиологических особенностей восприятия информации
статья по физике на тему

В статье освящены понятия  эффективности обучения, определение педагогических технологий, актуальность их применения в учебном процессе и на уроках физики на примере технологии дифференцированного обучения для развития познавательной активности учащихся, как средство повышения качества знаний, интереса  к дисциплине и мотивации к обучению. Привожу примеры педагогических приёмов на уроках физики по данной технологии и результаты внедрения её в учебный процесс.

1.     Понятие эффективности обучения

2.     Познавательная активность как средство повышения эффективности обучения

3.     Понятие педагогической технологии

4.     Применение технологии дифференциации обучения с учётом психофизиологических особенностей восприятия информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologii_statya.doc666 КБ

Предварительный просмотр:

        

Науменко Наталья Борисовна

                преподаватель физики

КГБОУ НПО  ПО11

г. Комсомольск-на-Амуре

Применение педагогической технологии дифференцированного обучения на уроках физики как средство повышения эффективности обучения

Аннотация

В статье освящены понятия  эффективности обучения, определение педагогических технологий, актуальность их применения в учебном процессе и на уроках физики на примере технологии дифференцированного обучения для развития познавательной активности учащихся, как средство повышения качества знаний, интереса  к дисциплине и мотивации к обучению. Привожу примеры педагогических приёмов на уроках физики по данной технологии и результаты внедрения её в учебный процесс.

  1. Понятие эффективности обучения
  2. Познавательная активность как средство повышения эффективности обучения
  3. Понятие педагогической технологии
  4. Применение технологии дифференциации обучения с учётом психофизиологических особенностей восприятия информации

На протяжении своей педагогической деятельности подробно изучаю теоретические основы различных педагогических технологий и применяю на практике наиболее приемлемые в данных условиях обучения. Все рекомендации по их применению не стоит принимать как догму. Полагаясь на свой опыт, интуицию, диагностики педагога-психолога надо самому решать, как организовать процесс обучения.

Повышение качества и высокая результативность образования предполагают новые подходы к организации учебного процесса. Это связано с использованием различных современных образовательных технологий, которые предполагают включение учащихся в активную познавательную деятельность и формирование его как субъекта этой деятельности и как следствие, повышение эффективности образования.

В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала педагогических образовательных технологий.

И так, каково понятие эффективности обучения. Эффективность обучения определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретениям знаний, умений и навыков, их активностью. Учащийся не только объект обучающих воздействий, но и субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Повышение эффективности обучения оказывается ключевым вопросом системы образования. Рассмотрим следующие показатели эффективности обучения:

  • Правильность и системность знаний
  • Точность исполнения способов деятельности
  • Готовность к творческой деятельности в меру доступности данному индивиду
  • Сформированность личностного, ценностного отношения к самому учению
  • Познавательная активность учащихся

Реализация этих требований может осуществляться многими путями, одним из нах за счёт применения педагогических технологий. При изучении такой дисциплины как физика целесообразней применять систему обучения педагога В.Ф. Шаталова, систему дифференцированного обучения, с учётом психофизиологических особенностей восприятия информации, а также автоматизированные обучающие системы.

В настоящее время происходит смена образовательных стереотипов: предлагаются иные содержания, иные подходы, иное право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий.

Что же такое педагогическая технология? «Педагогическая технология-это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв)»

Педагогическая технология-часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, и проектирующая педагогические процессы.

В своей педагогической деятельности я заметила, что большинство учащихся проявляют интерес к дисциплине - физика. Причин много: предмет предполагает общение с природой, наличие разнообразной и интересной информации о физических явлениях, объектах, об особенностях природы Земли. Возникает естественная потребность всё понять, объяснить. Подростки проявляют готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей.

Включить каждого учащегося в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогает умелое применение технологии дифференцированного обучения с учётом психофизиологических особенностей восприятия информации. Она позволяет учителям и родителям понять пути решения проблемы обучения и формирования личности с учётом функциональной специализации полушарий головного мозга при восприятии информации. Проблема дифференциации обучения не нова, она имеет множество вариантов решения. Первопроходцем в поисках путей педагогического решения этой проблемы, развития и формирования личности с учётом латеральной асимметрии полушарий головного мозга был А.С. Потапов. Он представил уникальную, не имеющую аналогов в отечественной педагогической науке и практике педагогическую технологию. Эффективность обучения предопределяется характером проявления индивидуальных функций восприятия учебного материала учащимися их практической деятельностью. Этот вывод подкрепляется специальными исследованиями. Учитывая результаты этих исследований учащихся можно разделить на «левополушарных» с доминирующим развитием левого полушария головного мозга - «логиков» и «правополушарных» с доминирующим развитием правого полушария головного мозга-«художников». Данная технология раскрывает организационно-педагогические пути решения сложных дидактических задач в обучении, воспитании и развитии ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей восприятия информации.

Приведу примеры использования общих опорных приёмов при работе по этой технологии:

Моменты урока

Приёмы обучения

«левополушарные»-логики

«правополушарные»-художники

  1. Изложение нового материала

1) От частного к общему

2) Алгоритм изложения материала (деление на части)

3) Анализ, синтез, обобщение(вывод)

4) Сравнительные таблицы, схемы, диаграммы

1) От общего к частному

2) От темы урока, от плана изучения темы

3) Наглядность, игровые ситуации

4) Обобщение, повторение, образность, яркий цвет, важность темы, яркость слова

  1. Организация обучения на уроке при выполнении упражнений

Работа у доски, с таблицами, схемами, все виды самостоятельной работы, любят работать по одному

Работа в группах, в парах, фронтально

  1. Наглядность

1) Таблицы, схемы,  диаграммы

2) Использовать цвета: красный- синий-зелёный; красный -чёрный -синий

1) Рисунок, иллюстрации, образцы

  1. Оценивание ответов

Объявить за что поставлена оценка (разбор по частям)

Хвалить, подбадривать, оценка в баллах

  1. Учёт степени работоспособности

Любят проверять свои работы, умеют рассуждать, делать выводы, не торопить

Не любят проверять работы. Задавать временной промежуток

На уроках физики, впрочем, как и на других предметах, целесообразно учитывать физиологические особенности обучающихся, латеральность.  При разделении учащихся на «логиков» и «художников» надо учитывать их восприятие, эмоции, сознание, речь, мышление, память, интеллект и деятельность.  Урок следует начать с яркого слова, указать на важность изучаемой темы, какую роль играет она в системе изучаемого материала. Рассказать, как учёные бились над этой проблемой. Для учащихся с доминирующим правым полушарием можно раздать материал для выступления на 5-10 минут. Для таких учеников необходимо применять больше наглядности, рисунков, плакатов, иллюстраций. Нужно вместе рисовать, чертить, создавать и оформлять опорные конспекты. Надо дать право выбора формы конспектирования, т.к. эти учащиеся предпочитают яркие цвета, рисунки, применяют подчёркивание, информационный материал воспринимают от «общего к частному». И, наоборот, «левополушарные» легко оперируют таблицами, диаграммами, графиками. Они стремятся оформить конспект в виде схем, используя стрелки, символы, легко оперируют цифрами, формулами, у них абстрактно-логическое мышление, учебный материал они воспринимают от «частного к общему».

Так, например, при изучении темы «Деформации твёрдых тел. Закон Гука» объясняя учебный материал, либо закрепляя его, можно использовать приём «строительства дома знаний» (рисунок 1). В современных условиях этот приём проводится с применением слайдов и анимации. Данная тема насыщена многими формулами и их выводами. Поэтому «фундамент» строится из основных физических величин и единиц их измерения. Затем, используя эти величины, поэтапно выводятся формулы, которые располагаются на последующих этажах «дома». Эту работу хорошо выполняют «логики». Так, от «общего к частному» излагается или повторяется теория. На верхнем этаже «дома» размещается выведенная формула закона Гука, которая будет применяться для выполнения практического задания. Для «художников» приём «строительства дома» можно использовать «от частного к общему», если «спускаться по ступенькам» вниз, т.е. используя основную формулу объяснять наличие физических величин, их значение в формулах. Такой приём способствует лучшему запоминанию физической терминологии, формул, закономерностей, развивает образное и логическое мышление, зрительную память, тем самым активизирует познавательную активность учащихся, повышая эффективность обучения

В физике каждая тема насыщена задачами, их хорошо решают «логики», в то время как «художники» решают их с трудом.  Поэтому при выборе заданий, следует учитывать эти особенности: одним давать задания с применением формул и цифр, графиков, а другим качественные задачи, с интересным содержанием и рисунками. Например, при закреплении темы «Законы постоянного тока» «логикам» даётся такое задание: по изображению электрической цепи нарисовать принципиальную электрическую схему. А «художникам», наоборот, нарисовать соединение элементов электрической цепи на рисунке (рисунок 2).

Дифференцированный подход необходим и при ответах учащихся на уроке. У «логиков» хорошо развита речь, у них хорошая память, они могут излагать свои мысли, поэтому им надо давать возможность отвечать устно, «художникам» лучше дать письменное задание в интересной форме. При построении занятия надо добиваться, чтобы дети на каждом уроке были исследователями, поэтому метод микро открытий на уроке - важнейший. Можно дать возможность ученику самому проделать какой-либо опыт, достичь определённого результата при выполнении практических или лабораторных работ. Часто бывает так, что трудно объяснить то, что можно и должно быть усвоено практически. И тогда учащиеся на своих столах сами производят опыты. Например, с помощью двух трубок, вставленных в колбу с водой, они наблюдают явление капиллярности, самостоятельно делают выводы. «Художникам» надо дать возможность наблюдать, красиво оформить работу.

В начале урока можно создать проблемную ситуацию. Учащиеся начинают её решать: выдвигают гипотезы, ищут пути их проверки. Этот этап представляет собой эвристическую беседу. Отвечая на вопросы преподавателя, они анализируют известные им факты, сравнивают и сопоставляют их и на основе этого формулируют новые положения, выводы, обобщения. «Правополушарные» как правило, отвечают хором, они эмоциональны. Это допустимо. Постепенно они привыкают самостоятельно мыслить и могут решать более сложные задачи.

Разрабатывая дидактический материал для всех видов контроля, используя опорные приёмы технологии дифференцированного обучения, также следует учитывать особенности психофизиологического развития учащегося. Для «логиков» задания могут содержать как логические задачи, так и задания на составление или заполнение таблиц и перфокарт. Например, при изучении темы «Деформации», учитывая межпредметные связи, дать задание на установление зависимости между слесарными операциями и видами деформаций (рисунок 3). Так как эти учащиеся любят читать, для них можно разработать учебные пособия по темам, содержащие и контрольные вопросы, требующие доказательств. При оценке знаний таких учащихся стоит учитывать, что они любят сами проверять свои работы. Дайте им такую возможность. Особенно это эффективно при проведении экспресс-опросов перед изучением новой темы, когда учащиеся на листках учёта устанавливают соответствие между физическими величинами и их единицами измерения (рисунок  4). Затем проверяют работы друг друга по шаблонам.

Важную роль в активизации познавательной деятельности и повышения эффективности уроков является чередование деятельности учащихся. Ещё Л.Н.Толстой советовал: «Одна часть дня - физический труд, другая -умственный, третья - ремесленные занятия, четвёртая-общение с людьми». Дети воспринимают материал 7-12 минут, затем целесообразно переключить их внимание с помощью игровых моментов урока на этапе закрепления пройденного материала. Например, провести «Игру художников».  Она заключается в следующем: выбирается ведущий из учеников «логиков», он зачитывает слова, обозначающие какой-либо предмет, физический прибор, явление и т.д., остальные должны по порядку (1,2,3…) изобразить рисунком, значком, символом это слово, что хорошо выполняют «художники». Затем по порядку каждый ученик должен воспроизвести по своему рисунку те зашифрованные слова, которые зачитывал ведущий. Такая игра занимает не более 5-7 минут, при этом повторяется и закрепляется физическая терминология, обозначения величин, явления и понятия. Таких приёмов можно привести множество, которые оживляют процесс обучения, развивают пространственное воображение, память, способствуют проявлению интереса к предмету и обучению в целом.

Анализируя проделанную на протяжении нескольких лет работу, опираясь на проведённые  диагностики,  могу сделать вывод, что, используя различные опорные приёмы на уроках физики при применении технологии дифференцированного обучения с учётом психофизиологических особенностей восприятия информации повышается активная познавательная деятельность, эффективность усвоения учебного материала, одновременно формируются художественно-личностные качества обучающихся, появляется интерес к предмету и тем самым повышается их качество знаний, что ведёт к росту их культуры. Это и есть главная задача образовательного процесса.

Список литературы

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие- М. «Народное образование», 1998г.

Потапов, А.С. Дифференциация обучения с учётом психофизиологических особенностей восприятия информации. Учебное пособие-Новосибирск,2001г.

Рис.1 Приём «строительства дома»

Рис. 2

                                       Рис.3

     Рис.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия информации

Особенности восприятия информации...

«Индивидуально-дифференцированный способ обучения с учетом психофизиологических особенностей школьников»

Одной из проблем современного образования в целом и дополнительного образования в частности остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.Трудности в освоении любой дополни...

Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках физики

   Проблемное обучение  предоставляет большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; оно раз...

«Особенности восприятия информации».

laquo;Особенности восприятия информации»....

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение.Одними из принципов педагогического процесса являются “созд...

Частные психофизиологические особенности переработки информации.

ЧАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ИХ НАРУШЕНИЙ....

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Проблемное обучение и является одним из тех инструментов, с помощью которых приводится в движение механизм, название которому обучение.Одними из принципов педагогического процесса являются “созд...