"Делимость электрического заряда. Строение атомов".
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Логинова Яна Васильевна

В материале представлен урок по развитию самостоятельной деятельности учащихся. Урок содержит и повторение пройденного материала, и изучение нового. При повторении материала для более эффективного развития метапредметных УУД работа учащихся проходила в группах сменного состава. В группах первого состава учащимся было необходимо повторить опыты по электризации, исходя из оборудования, предложенного учителем. В ходе работы участники группы заполняют карточку, в которую записывают описание проведенных опытов и выводы. Задача работы групп второго состава состоит в том, чтобы каждый участник рассказал о том эксперименте, который проводила его группа. После этого обсуждение опытов происходит всем классом. Опыт по делению заряда обсуждается последним. Т.о. происходит переход к новой теме. Далее идет описание опытов А. Иоффе и Р.Милликена. Обсудив электрон, переходим к строению атома. Говорим о модели Д.Томсона и Э.Резерфорда. В конце занятия происходит оценивание своей работы и работы своих одноклассников по критериям. Такой вид работы позволяет формировать и развивать личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delimost_elektricheskogo_zaryada._stroenie_atomov.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Делимость электрического заряда. Строение атомов». 8 класс.

Используемая технология: технология самостоятельной деятельности.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: работа в группах сменного состава

1.Цель урока: в ходе повторения материала «Электризация. Взаимодействие зарядов. Электроскоп. Электрическое поле»  и изучения нового материала «Делимость электрического заряда. Строение атомов» сформировать и развить у учащихся:

Предметные умения: знать и понимать смысл явления электризации и способов ее получения, смысл величины электрического заряда, смысл понятия электрического поля, умение приводить примеры, владение методами научного познания;

Познавательные УУД: анализ и синтез, обобщение;

Метапредметные УУД:

Личностные: мотивация к учебной деятельности, интерес к изучению нового материала;

Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности, контроль, коррекция  и оценка деятельности;

Коммуникативные: планирование сотрудничества, умение выражать свою позицию.

Оборудование:

ТСО: Мультимедийная аппаратура,  электронная доска «Mimio» и презентация в этой программе

Лабораторные оборудование: наборы по изучению электризации: эбонитовые и стеклянные палочки, кусочки ткани, металлические гильзы, электроскопы и электрометры, металлический стержень, деревянная палочка;

Наглядно-иллюстративный материал:  карточки с указаниями;

Межпредметные связи: химия.

2.Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием  видов деятельности учителя и ученика.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Организационный

момент.

(1 минута)

Приветствие  учащихся.

Психологический настрой учащихся на урок

Приветствие  учителя. Настраиваются на урок

Мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задач урока. 

(2 минуты)

Учитель называет тему урока, цели урока, поясняет порядок проведения урока. Распределяет учащихся в группы первого состава (по номерам)

Учащиеся  занимают места, закрепленные за каждой группой

Формирование новых знаний и способов действия.

(2 минуты)

Учитель объясняет учащимся, что для каждой группы приготовлен свой набор по электризации и им нужно провести опыты, исходя из предложенного оборудования, сделать выводы, заполнить карточки

Изучают предложенное оборудование

Практическая работа учащихся. (5 минут)

Учитель корректирует работу учащихся

Каждая группа проводит свою серию опытов по электризации, заполняют карточку с описанием опытов  и выводами

Изменение составов групп. (1 минута)

Учитель предлагает собраться учащимся в группы другого состава (по буквам)

Учащиеся занимают места, закрепленные за своей новой группой

Практическая работа учащихся. (5 минут)

Учитель корректирует работу учащихся

Каждый участник новой группы рассказывает о тех опытах, которые проводились в его группе

Предъявление результатов коллективного труда.

(15 минут)

Организует выступления учащихся по каждому из опытов, акцентирует внимание на опыте по делению заряда

Учащиеся комментируют выступления, сверяют выводы с записями в тетради

Объяснение нового материала. (8 минут)

Демонстрирует презентацию по моделям и строению атома

Учащиеся высказывают предположения, аргументируя знаниями, полученными ранее, делают записи в тетради

Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(5 минут)

Предлагает учащимся оценить свою работу и работу своих одноклассников по полученным  критериям

Учащиеся оценивают  совместную работу, высказывают своё мнение о данном виде учебной деятельности

Организованный конец урока.(1 мин)

Объясняет домашнее задание. Благодарит за урок

Запись домашнего задания учащимися

3.Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на  уроке.

  • словесные методы – беседа, рассказ-повествование, объяснение;
  • наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций;

Формы организации работы на уроке: работа в группах сменного состава

Виды работ:

  • проведение опытов в группе первого состава;
  • формулировка выводов;
  • выступление в группе второго состава;
  • участие в беседе;
  • самооценка и взаимооценка.

Планируемые результаты:

  • самостоятельно планировать свою деятельность;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать в соответствии с алгоритмом;
  • оценивать свою работу и работу  одноклассников;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • участвовать в беседе;
  • аргументировать свое мнение;
  • владение методами научного познания.

4.Текст методической разработки  урока

1Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке вы работаете в группах сменного состава.

Приготовьтесь к работе.

2. Мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задач урока.

Цель нашего сегодняшнего урока повторить тему «Электризация» и продолжить изучать электрические явления. Сделаем мы это с вами посредством работы в группах сменного состава. Первый состав формируется по цифрам, которые вы получили .  

3. Формирование новых знаний и способов действия.

Каждая группа получила свой набор с оборудованием. Вам предстоит с его помощью провести опыты по электризации, сделать выводы и заполнить карточки.

4. Практическая работа учащихся.

1-я группа.  Опыты по электризации. Оборудование:  кусочки бумаги, расческа, кусочек ткани, резиновый шланг, металлическая гильза на нитке. Вывод: электризация – это способность тел притягивать к себе другие тела. Происходит при трении, соприкосновении, ударе. Электризуются оба тела.

2-я группа. Опыты по взаимодействию зарядов. Оборудование: металлическая гильза на нити, шерстяная и шелковая ткани, эбонитовая и стеклянная палочки. Вывод: существует два рода зарядов: положительные и отрицательные. Одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются.

3-я группа. Опыты по существованию электрического поля. Оборудование: металлическая гильза на нити, ткань, палочка, кусочки бумаги, электроскоп. Вывод: вокруг любого заряда существует электрическое поле – особая форма материи.

4-я группа. Опыты по проводникам и диэлектрикам. Оборудование:  два электроскопа, ткань,  палочка,  деревянная палочка, стеклянная палочка, металлический стержень.  Вывод: существуют тела, способные передавать заряд от заряженного тела к незаряженному.

5-я группа. Опыты по делению заряда. Оборудование: два электрометра, ткань, палочка, металлический стержень. Можно выдать картинки, демонстрирующие деление заряда. Вывод:  электрический заряд делится.

5.Изменение состава групп.

Составы групп меняются. Теперь формирование групп  идет по буквам.

6.Практическая работа учащихся.

Задание для каждой группы одинаковое. Каждый из участников группы является представителем определенного эксперимента. По очереди расскажите всей группе о своей работе и выводах так, чтобы любой представитель  вашей группы смог рассказать об этом, как если бы он сам участвовал в этом эксперименте.

7.Предъявление результатов коллективного труда.

Теперь обсудим проведенные вами опыты все вместе. Проверяем правильность выводов. Сверяем с записями в тетради.

Уч-ль:

-Заострим свое внимание на опыте 5-й группы. Как вы думаете, бесконечна ли делимость заряда и почему. Уч-ся выдают свои версии.

Уч-ль:

-Над этим работали ученые А. Иоффе и Р.Милликен. Они делили заряд на пылинках цинка и каждый раз получали разный результат, но он был в целое число раз больше наименьшего заряда. Т.о.  доказали существование минимального  электрического заряда. Частица, обладающая таким зарядом, называется ЭЛЕКТРОН. Заряд и электрон неотделимы друг от друга. Заряд электрона отрицательный. Но тогда возникает вопрос, как заряды распределены в атоме? Английским ученым  Джозефом Томсоном был предложен кекс или пудинг и с изюмом. Эта модель представляет собой положительно заряженное «тесто», по объему которого равномерно распределены отрицательные «изюминки». В сумме заряд всех электронов-изюминок равен положительному заряду. Это было предположение. Что должно быть следующим шагом с точки зрения научного познания?

Уч-ся:

-Опыт.

Уч-ль:

-Такие опыты провел тоже английский ученый Эрнест Резерфорд. Он убедился, что модель Томсона не годится для объяснения строения атома. И предложил свою. По этой модели атом состоит из небольшого положительно заряженного ядра, в котором сосредоточена почти вся масса атома, вокруг которого движутся электроны,   Какое бы вы предложили название для этой модели и почему? Уч-ся предлагают свои варианты.

Если остается время можно рассказать об ионах.

8.Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учащиеся получают критерии и  оценивают свою работу и работу своих одноклассников. Высказывания по проведенному уроку.

9.Организованный конец урока.

Запись домашнего задания.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Карточки для групп первого состава.

№ группы

Состав группы

Указания к работе.

  1. Подумай какие опыты можно провести, используя данное тебе оборудование.
  2. Проведи их.
  3. Опиши наблюдаемое явление.
  4. Сделай вывод.
  5. Заполни таблицу.

Тема опытов

Описание опытов

Вывод

Критерии оценивания устного ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений
  2. дает точное определение основных понятий
  3. строит ответ по собственному плану
  4.  сопровождает рассказ новыми примерами

Оценка «4» ставится, если ученик:

если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана или  новых примеров

Оценка «3» ставится, если ученик:

если учащийся только правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений 

Оценка «2» ставится, если ученик:

если учащийся допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест Делимость электрического заряда. Электрон.8 класс

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 8 класса по теме «Делимость электрического заряда. Электрон.», соответствует содержанию учебника А.В.Перышкина.Тест составлен по у...

Презентация к уроку по теме: "Делимость электрического заряда". 8 класс. Физика

Презентация к уроку по  теме: "Делимость электрического заряда". 8 класс. Физика. По учебнику А.В. Перышкина....

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.

Делимость электрического заряда. Строение атома...

Урок.8 класс. Делимость электрических зарядов

Разработка урока физики. Интересный материал,надеюсь и полезный. Тема. Делимость электрических зарядов. 8 класс. урок идет в групповой форме....