Главные вкладки

    Методическая разработка урока "Решение задач по теме "Силы в природе"
    методическая разработка по физике (9 класс) по теме

    Горбачева Нина Алексеевна

    Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая разработка раскрывает вопросы применения знаний в жизни, профессиональной деятельности. Разработка урока может быть полезна учителям физики при проведении уроков по данной теме, занятий элективного курса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ

    «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «СИЛЫ В ПРИРОДЕ»

    АННОТАЦИЯ

    Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая разработка раскрывает вопросы применения знаний в жизни, профессиональной деятельности. Разработка урока может быть полезна учителям физики при проведении уроков по данной теме, занятий элективного курса.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.ВВЕДЕНИЕ

    2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    -методическое обоснование темы

    -методические рекомендации по проведению урока

    -план урока (с технологической картой)

    -дидактический материал к уроку

    3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    5.ПРИЛОЖЕНИЯ

    1.ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность данной работы обусловлена инновационными изменениями в содержании профессиональной деятельности человека, вызванными новыми социально-экономическими условиями и быстрым развитием современных информационных технологий. Особое значение в этих условиях приобретает информационная культура общества. Происходящие в обществе изменения ставят каждого человека перед необходимостью учиться всю жизнь. Добиться успеха в любой сфере профессиональной деятельности может человек с высоким уровнем развития мышления, в частности, абстрактно-логического.

    Выпускник школы, будущий специалист должен уметь нестандартно подходить к решению известных проблем, намечать пути решения вновь появляющихся. Новые задачи требуют от учащихся умений анализировать, синтезировать, конкретизировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, а также логично, доказательно и обоснованно строить цепь суждений и умозаключений, т.е. высокого уровня развития абстрактно-логического мышления. Высокий уровень развития абстрактно-логического мышления -одно из основных условий положительной социализации человека в современном обществе, конкурентоспособности на рынке труда.

    Однако методика применения алгоритмов решения физических задач, обеспечивающая повышение уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов общеобразовательных школ, недостаточно теоретически обоснована и экспериментально разработана.

    Актуальность проблемы повышения уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов в процессе обучения решению задач по физике с применением алгоритмов обусловлена рядом противоречий между:

    - потребностью в выпускниках, обладающих высоким уровнем развития абстрактно-логического мышления, и недостаточной разработанностью методики обучения решению задач по физике, способствующей повышению уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов;

    - увеличением роли алгоритмизации производственных технологических процессов и недостаточной теоретической обоснованностью и практической разработанностью методики руководства учебной и мыслительной деятельностью учащихся с помощью алгоритмов;

    - большими потенциальными возможностями применения алгоритмов для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и традиционным применением алгоритмов во фронтальных формах учебной работы по физике современной школы.

    Эти противоречия определили проблему исследования, суть которой состоит в определении путей повышения уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся при решении задач по физике с помощью алгоритмов.

    Актуальность данной проблемы определила тему урока.

    Цель работы - обоснование и разработка методики применения алгоритмов решения физических задач, обеспечивающей повышение уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов общеобразовательных школ.

    2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    -методическое обоснование темы:

    При изучении данной темы обучающиеся должны повторить понятие о силах упругости, гравитационных силах и силах трения. В соответствии с этим решают задачи на закон Гука, закон всемирного тяготения и законы трения. Эти сведения и навыки, важные сами по себе, имеют большое значение  для изучения и обобщения законов движения Ньютона.

    Тема позволяет решить ряд важнейших задач, имеющих мировоззренческое и политехническое значение

    -методические рекомендации по проведению урока

    Одна из главных тенденций современного учебного процесса - систематическое проведение обобщения знаний путем решения задач. Как правило, такие уроки проводятся в конце изучения разделов или крупных тем курса. Решение задач осуществляется на разных уровнях: на уровне понятий, законов, теорий.

     Рекомендуемые методы и приемы при подготовке и проведении урока:  беседа, работа с таблицами и рисунками, физический эксперимент, решение качественных и расчетных задач профессионального содержания;

    абстрагирование, моделирование, теоретическое предвидение результата явления школьниками, выводы.

    -план урока (с технологической картой)

    1.Тема программы: «Механические силы»

    2.Тема урока «Cилы в природе»

    3.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний при решении задач.

    4.Вид урока: решение задач

    5.Цель методическая: создание условий для развития знаний, умений и навыков; развития способностей, воспитания нравственных качеств личности

    6. Цели образования :формирование знаний, умений и навыков по теме « Силы в природе»,формирование взглядов, убеждений, нравственных и патриотических качеств личности, развитие профессиональных интересов, мышления, речи,  памяти

    7.Материально-техническое обеспечение урока: ,ИКТ, физическое оборудование: динамометр, набор грузов

    8.Межпредметные и внутрипредметные связи: математика, ОБЖ, литература. история, технология

    Методическая подструктура урока

    Структура

    урока

    (этапы

    урока)

    Методы

    обучения

    Формы

    деятельности

    Мет.приемы

    и их

    содержание

    Средства обучения

    Способы организации деятельности

    Приз.

    решения задач урока

    1.Вступительное слово

     учителя.

    Формулировка темы и

    цели урока

    Словесные

    наглядные

    фронтальная

    Знакомство с

    содержанием

    задачи проф.

    содержания

    Элекронно образовательные ресурсы

    Выдвижение

    проблемы

    Использование знаний в новой ситуации

    2.Повторение

    словесные

    фронтальная

    беседа

    наглядные

    Фронтальная

    беседа

    3.Решение качественных

    задач

    поисковые

    групповая

    Литературная минутка

    аудиовизуальные

    Литературная

    минутка

    4.Демонстрационный

    эксперимент

    Метод проектов

    парная

    Экспериментальная

    проверка

    теоретического п

    редвидения

    Демонстрационные

    Учебные приборы

    Работа с

    физическим оборудованием

    Наблюдение,

    сравнение,

    Обобщение.,

    выводы

    5.Выполнение

    письменной работы

    визуальные

    фронтальная

    Работа с техн.картой

    наглядные

    6. Решение задач

    поисковые

    индивидуальная

    Повторение формул при решении задач

    Электронно образовательные ресурсы

    Самостоятельная работа

    Решение поставленных задач

    7.Работа с графиком

    Метод прогнозирования

    фронтальная

    сравнение

    наглядные

    Работа в группах

    Решение поставленных задач

    8.Решение задач проф. содержания

    Метод проектов

    самопроверка

    индивидуальная

    Мотив.момент

    печатные

    Самостоятельная работа

    Самообразование и саморазвитие

    9. Итог урока

    Обобщение.

    Выводы

    индивидуальная

    Подведение итогов

    печатные

    Обобщение.

    Выводы

    Заполнение

    оценочного

    листа

    Качество знаний,умений и нав.

    3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Содержание методической разработки соответствует теме и цели урока.

    Педагоги смогут получить при применении данной работы сведения об организации учебного процесса при решении задач, смогут оценить эффективность методов и методических приемов, применения лабораторных и информационных средств обучения.

    Методическая разработка не повторяет содержание учебника и не освящает вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

    Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения обосновываются педагогическим опытом.

    Методическая разработка учитывает конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. И ориентирует организацию учебного процесса в направлении применения активных форм и методов обучения.

    Методическая разработка содержит конкретные материалы.которые может использовать учитель.

    4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1.Голин, Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. Книга для учителя / Г. М. Голин. М.: "Просвещение", 2002г.

    2.Гулиа Н. ВФизика. Парадоксальная механика в вопросах и ответах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

    3.  Силин А. А. Трение и его роль в развитии техники. – М.: Наука, 1983.

    4. Колтун М. Мир физики. – М.: Дет. лит., 1984.

    5.ПРИЛОЖЕНИЯ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"

    Методическая азработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитаниюЦелевая аудитория : подготовительная группа ДОУ, начальные классы ...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"

    Методическая разработка может быть использована для детей начальной школы...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"

    Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....

    Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".

    Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...

    Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."

    Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Мир природы»

    Игра-путешествие ,,Мир природы,, расчитана для детей среднего школьного возраста (5-7 классы). Состоит из информационного экскурса в особенности живых организмов в форме игрового вступления, а так же ...

    Методическая разработка урока по теме "Человек - дитя природы"

    Технологическая карта урок-дискуссия, в ходе которого учащимся предлагается решить философскую дилемму - является ли человек добром или злом для природы....