Вес тела (7 класс)
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Наряду с введением новой силы - веса тела, на уроке идет систематизация ранее изученных сил, что формирует целостное восприятие физической картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ves.doc73.5 КБ
Office presentation icon ves.ppt619 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе.

Тема: «Вес тела»

Цель: вспомнить все ранее изученные силы, ввести понятие «вес тела».

Задачи урока:

  1. Систематизировать знания учащихся о силах тяготения, тяжести и упругости.
  2. Ввести понятие «вес тела» для более точного описания деформации при взаимодействии тела и опоры или подвеса.
  3. Продолжить формирование целостного восприятия картины мира через классификацию сил.

Тип урока: комбинированный.

План урока во времени.

  1. Оргмомент ------------------------------ 1 мин.
  2. Повторение ----------------------------- 12 мин.
  3. Изучение нового материала --------- 15 мин.
  4. Самостоятельная работа -------------- 5 мин.
  5. Подведение итогов --------------------- 5 мин.
  6. Домашнее задание --------------------- 1 мин.
  7. Оргмомент ------------------------------ 1 мин.

Оборудование: штатив с пружиной и набором грузов на каждую парту.

  1. Оргмомент.

  1. Повторение.

Учитель

Ученики

Вспомним силы.

Что такое сила?

Мера взаимодействия тел.

Что такое сила тяготения?

Это сила, с которой притягиваются друг к другу все тела во Вселенной.

От чего зависит сила тяготения?

От масс взаимодействующих тел и расстояния между ними. Чем больше масса тел, тем больше сила притяжения. Чем больше расстояние между телами, тем меньше сила притяжения между ними.

Какую вы знаете силу, которая является частным случаем силы тяготения?

Силу тяжести.

Что такое сила тяжести?

Это сила, с которой Земля притягивает к себе тело.

От чего зависит сила тяжести?

От массы тела. Чем больше масса тела, тем больше сила тяжести.

Каким может быть результат действия силы?

изменение скорости

деформация

Какие виды деформаций вы знаете?

растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. (напомнить на приборе)

Как называется деформация, которая не исчезает после того, как перестает действовать сила?

Неупругая деформация.

Приведите примет неупругой деформации.

Сжатие кусочка пластилина.

Деформация, которая исчезает после того, как перестает действовать сила?

Упругая деформация.

Каким законом описывается упругая деформация?

Законом Гука.

Какие физические величины входят в закон Гука?

сила упругости, жесткость, величина деформации.

Что такое сила упругости?

Это сила, возникающая в деформированном теле и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.

От чего зависит сила упругости?

От жесткости и величины деформации. Чем больше жесткость, тем больше сила упругости. Чем больше деформация, тем больше сила упругости.

Например, чем больше растяжение пружины, тем большая сила упругости возникает в пружине.

Проделаем эксперимент: возьмите один груз и подвесьте на пружину. Что вы наблюдаете?

Груз двигался вниз и растянул пружину.

Почему груз двигался вниз?

Из-за притяжения Земли. Сила тяжести, действующая на груз, направлена вниз.

Груз достиг поверхности парты? Почему?

Ему «помешала» пружина, в ней возникла сила упругости, которая направлена вверх.

Почему груз перестал двигаться вниз?

Силу тяжести уравновесила сила упругости.

Подвесьте второй груз. Что вы наблюдаете?

Пружина растянулась еще сильнее.

Скажите, в каком случае сила упругости, возникшая в пружине больше?

Во втором, т.к. чем больше растяжение, тем больше сила упругости.

Изменилась ли жесткость пружины?

Нет.

Посмотрите, как растянута пружина у соседей по парте.

По-другому, больше или меньше.

От чего это зависит?

От жесткости пружины.

Чем характеризуется сила?

Величиной, направлением и точкой приложения.

Посмотрите на слайд и скажите, какие силы изображены на рисунках? Обоснуйте свой ответ.

       

  1. Изучение нового материала.

Чем похожа сила, изображенная зеленым цветом на другие силы?

Точка приложения как у силы упругости. Направление как у силы тяжести.

Это сила, с которой тело действует на опору или подвес.

Почему тело действует на опору или подвес?

Потому что притягивается к Земле.

Сегодня на уроке мы будем изучать с вами эту силу. Записываем в  тетради тему урока «Вес тела». Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Записывают тему урока и определение в тетрадь.

Где точка приложения веса тела?

Опора или подвес.

Какое направление имеет вес на рисунках?

Вертикально вниз.

Внесем в нашу таблицу сил информацию о новой силе - весе тела.

Последнюю графу пока не заполняем.

Заполняют таблицу под диктовку.

Важно отличать силу тяжести и вес тела, несмотря на то, что они иногда равны. Сила тяжести описывает взаимодействие тела и Земли, а вес тела описывает взаимодействие тела и опоры. В результате этого взаимодействия деформируется не только опора, на которой находится тело, но и само тело. Таким образом, вес тела по своей сути – это тоже сила упругости. Исходя из этого, заполните последнюю графу таблицы.

Название

Обозна-чение

Связь с другими физическими величинами

Направление

Точка приложения

Природа силы

Сила тяготения

Fтяг

Зависит от массы тел и расстояния между ними

(чем больше масса, тем больше сила; чем меньше расстояние, тем больше сила

Вдоль линии, соединяющей центры тел

Приложена к центру тела

Гравита-ционная

Сила тяжести

Fт

Зависит от массы тела (чем больше масса тела, тем больше сила)

Вертикально вниз

Приложена к центру тела

Гравита-ционная

Сила упругости

Fупр

Fупр = k∙Δl;

Δl = l – l0

Противоположно деформации

Приложена к опоре или подвесу

Электро-магнитная

Вес тела

Р

Р = Fт, если тело и опора не движутся или движутся прямолинейно и равномерно

Вертикально вниз (при определенных условиях)

Приложена к опоре или подвесу

Электро-магнитная

Подумайте, когда вес может отличаться от силы тяжести?

Оказывается, вес тела может быть больше силы тяжести, меньше силы тяжести и вообще равен нулю. Это вы будете изучать в 9 классе.

Чтобы продемонстрировать последний случай, снимите со штативов пружину с грузом и отпустите ее. Обратите внимание на вид пружины во время полета – она не растянута, т.е. вес груза равен нулю. Это состояние называется невесомостью.

Внимательно прочитайте определение веса и ответьте на вопрос: «В чем измеряется вес тела?»

Не путайте вес тела с массой тела. Масса измеряется в килограммах, прибор для измерения массы  - весы. Вес – это сила. И как любая сила вес измеряется в ньютонах. Прибор для измерения силы вам пока неизвестен, но на следующем уроке мы с ним познакомимся.

Мы сегодня много говорили о двух характеристиках сил – о направлении  и точке приложения. Вспомним о величине силы.

Задание. Шарик висит на нити. Изобразите графически силу P = 6 Н.

Решение. Изобразим схематично шарик на нити. Вес тела приложен к нити – ставим точку. Направление веса – вертикально вниз. Выберем масштаб. Например, одна клетка соответствует 2 Н. Тогда длина стрелки будет равна 3 клеткам.

Какие силы еще можно изобразить на чертеже? Чему они равны?

Когда вес равен нулю, это состояние называют невесомостью.

Снимите пружину с грузом со штатива и выпустите из руки. Заметьте, что во время полета пружина не деформирована, т.е. груз на нее не действует. Р = 0.

  1.  Самостоятельная работа по вариантам.

Вариант 1.

Вариант 2.

На тросе неподвижно висит груз. Сила тяжести, действующая на груз равна 400 Н. Изобразите графически на чертеже вес тела и силу упругости.

На горизонтальной доске лежит груз. Сила тяжести, действующая на груз равна  15 Н. Изобразите графически на чертеже вес тела  и силу упругости.

Взаимная проверка.

  1. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с новой силой – весом тела, сравнили его с ранее изученными силами. Определили, к какой группе сил относится вес. На следующем уроке мы познакомимся с вами с формулой для вычисления силы тяжести и веса тела при определенных условиях. Будем работать с прибором для измерения сил.

  1. Домашнее задание. §26, вопросы.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по физике «Способы изменения внутренней энергии тела»», 8 класс

Интерактивный тест по физике «Способы изменения внутренней энергии тела»», 8 класс, по учебнику А.В. Перышкина. Программу My TestX можно скачат: http://mytest.klyaksa.net/htm/download/...

презентация к уроку "Кристаллы. Аморфные тела" 8 класс

презентация к уроку "Кристаллы. Аморфные тела" пр. А Пинского 8 класс...

Презентация к уроку "Действие жидкостей на погруженное в них тело", 5 класс

На уроках физики в 5 классе большое внимание уделяется эксперименту. На данном уроке дети работают в группах, проверяя различные гипотезы о том, от чего зависит выталкивающая сила....

Действие жидкости игаза на погруженное в них тело 7 класс

В разработке урока описывается  совместные исследования на основании которых  будут получены знания широко используемые в жизни, например при конструировании судов, различных подводных...

Календарь-тематик план (татар теле 8 класс)

8  класслар өчен татар теленнән һәм әдәбиятыннан календарь-тематик план тәкъдим итәм...

презентации на тему "Части тела", 3 класс к учебнику "Милли"

Данные презентации предназначены для отработки лексических единиц по теме "Части тела". ...