Вес тела (7 класс)
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Наряду с введением новой силы - веса тела, на уроке идет систематизация ранее изученных сил, что формирует целостное восприятие физической картины мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок физики в 7 классе.
Тема: «Вес тела»
Цель: вспомнить все ранее изученные силы, ввести понятие «вес тела».
Задачи урока:
- Систематизировать знания учащихся о силах тяготения, тяжести и упругости.
- Ввести понятие «вес тела» для более точного описания деформации при взаимодействии тела и опоры или подвеса.
- Продолжить формирование целостного восприятия картины мира через классификацию сил.
Тип урока: комбинированный.
План урока во времени.
- Оргмомент ------------------------------ 1 мин.
- Повторение ----------------------------- 12 мин.
- Изучение нового материала --------- 15 мин.
- Самостоятельная работа -------------- 5 мин.
- Подведение итогов --------------------- 5 мин.
- Домашнее задание --------------------- 1 мин.
- Оргмомент ------------------------------ 1 мин.
Оборудование: штатив с пружиной и набором грузов на каждую парту.
- Оргмомент.
- Повторение.
Учитель | Ученики |
Вспомним силы. Что такое сила? | Мера взаимодействия тел. |
Что такое сила тяготения? | Это сила, с которой притягиваются друг к другу все тела во Вселенной. |
От чего зависит сила тяготения? | От масс взаимодействующих тел и расстояния между ними. Чем больше масса тел, тем больше сила притяжения. Чем больше расстояние между телами, тем меньше сила притяжения между ними. |
Какую вы знаете силу, которая является частным случаем силы тяготения? | Силу тяжести. |
Что такое сила тяжести? | Это сила, с которой Земля притягивает к себе тело. |
От чего зависит сила тяжести? | От массы тела. Чем больше масса тела, тем больше сила тяжести. |
Каким может быть результат действия силы? | изменение скорости деформация |
Какие виды деформаций вы знаете? | растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. (напомнить на приборе) |
Как называется деформация, которая не исчезает после того, как перестает действовать сила? | Неупругая деформация. |
Приведите примет неупругой деформации. | Сжатие кусочка пластилина. |
Деформация, которая исчезает после того, как перестает действовать сила? | Упругая деформация. |
Каким законом описывается упругая деформация? | Законом Гука. |
Какие физические величины входят в закон Гука? | сила упругости, жесткость, величина деформации. |
Что такое сила упругости? | Это сила, возникающая в деформированном теле и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. |
От чего зависит сила упругости? | От жесткости и величины деформации. Чем больше жесткость, тем больше сила упругости. Чем больше деформация, тем больше сила упругости. Например, чем больше растяжение пружины, тем большая сила упругости возникает в пружине. |
Проделаем эксперимент: возьмите один груз и подвесьте на пружину. Что вы наблюдаете? | Груз двигался вниз и растянул пружину. |
Почему груз двигался вниз? | Из-за притяжения Земли. Сила тяжести, действующая на груз, направлена вниз. |
Груз достиг поверхности парты? Почему? | Ему «помешала» пружина, в ней возникла сила упругости, которая направлена вверх. |
Почему груз перестал двигаться вниз? | Силу тяжести уравновесила сила упругости. |
Подвесьте второй груз. Что вы наблюдаете? | Пружина растянулась еще сильнее. |
Скажите, в каком случае сила упругости, возникшая в пружине больше? | Во втором, т.к. чем больше растяжение, тем больше сила упругости. |
Изменилась ли жесткость пружины? | Нет. |
Посмотрите, как растянута пружина у соседей по парте. | По-другому, больше или меньше. |
От чего это зависит? | От жесткости пружины. |
Чем характеризуется сила? | Величиной, направлением и точкой приложения. |
Посмотрите на слайд и скажите, какие силы изображены на рисунках? Обоснуйте свой ответ. |
- Изучение нового материала.
Чем похожа сила, изображенная зеленым цветом на другие силы? | Точка приложения как у силы упругости. Направление как у силы тяжести. |
Это сила, с которой тело действует на опору или подвес. Почему тело действует на опору или подвес? | Потому что притягивается к Земле. |
Сегодня на уроке мы будем изучать с вами эту силу. Записываем в тетради тему урока «Вес тела». Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. | Записывают тему урока и определение в тетрадь. |
Где точка приложения веса тела? | Опора или подвес. |
Какое направление имеет вес на рисунках? | Вертикально вниз. |
Внесем в нашу таблицу сил информацию о новой силе - весе тела. Последнюю графу пока не заполняем. | Заполняют таблицу под диктовку. |
Важно отличать силу тяжести и вес тела, несмотря на то, что они иногда равны. Сила тяжести описывает взаимодействие тела и Земли, а вес тела описывает взаимодействие тела и опоры. В результате этого взаимодействия деформируется не только опора, на которой находится тело, но и само тело. Таким образом, вес тела по своей сути – это тоже сила упругости. Исходя из этого, заполните последнюю графу таблицы. |
Название | Обозна-чение | Связь с другими физическими величинами | Направление | Точка приложения | Природа силы |
Сила тяготения | Fтяг | Зависит от массы тел и расстояния между ними (чем больше масса, тем больше сила; чем меньше расстояние, тем больше сила | Вдоль линии, соединяющей центры тел | Приложена к центру тела | Гравита-ционная |
Сила тяжести | Fт | Зависит от массы тела (чем больше масса тела, тем больше сила) | Вертикально вниз | Приложена к центру тела | Гравита-ционная |
Сила упругости | Fупр | Fупр = k∙Δl; Δl = l – l0 | Противоположно деформации | Приложена к опоре или подвесу | Электро-магнитная |
Вес тела | Р | Р = Fт, если тело и опора не движутся или движутся прямолинейно и равномерно | Вертикально вниз (при определенных условиях) | Приложена к опоре или подвесу | Электро-магнитная |
Подумайте, когда вес может отличаться от силы тяжести?
Оказывается, вес тела может быть больше силы тяжести, меньше силы тяжести и вообще равен нулю. Это вы будете изучать в 9 классе.
Чтобы продемонстрировать последний случай, снимите со штативов пружину с грузом и отпустите ее. Обратите внимание на вид пружины во время полета – она не растянута, т.е. вес груза равен нулю. Это состояние называется невесомостью.
Внимательно прочитайте определение веса и ответьте на вопрос: «В чем измеряется вес тела?»
Не путайте вес тела с массой тела. Масса измеряется в килограммах, прибор для измерения массы - весы. Вес – это сила. И как любая сила вес измеряется в ньютонах. Прибор для измерения силы вам пока неизвестен, но на следующем уроке мы с ним познакомимся.
Мы сегодня много говорили о двух характеристиках сил – о направлении и точке приложения. Вспомним о величине силы.
Задание. Шарик висит на нити. Изобразите графически силу P = 6 Н.
Решение. Изобразим схематично шарик на нити. Вес тела приложен к нити – ставим точку. Направление веса – вертикально вниз. Выберем масштаб. Например, одна клетка соответствует 2 Н. Тогда длина стрелки будет равна 3 клеткам.
Какие силы еще можно изобразить на чертеже? Чему они равны?
Когда вес равен нулю, это состояние называют невесомостью.
Снимите пружину с грузом со штатива и выпустите из руки. Заметьте, что во время полета пружина не деформирована, т.е. груз на нее не действует. Р = 0.
- Самостоятельная работа по вариантам.
Вариант 1. | Вариант 2. |
На тросе неподвижно висит груз. Сила тяжести, действующая на груз равна 400 Н. Изобразите графически на чертеже вес тела и силу упругости. | На горизонтальной доске лежит груз. Сила тяжести, действующая на груз равна 15 Н. Изобразите графически на чертеже вес тела и силу упругости. |
Взаимная проверка.
- Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с новой силой – весом тела, сравнили его с ранее изученными силами. Определили, к какой группе сил относится вес. На следующем уроке мы познакомимся с вами с формулой для вычисления силы тяжести и веса тела при определенных условиях. Будем работать с прибором для измерения сил.
- Домашнее задание. §26, вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный тест по физике «Способы изменения внутренней энергии тела»», 8 класс
Интерактивный тест по физике «Способы изменения внутренней энергии тела»», 8 класс, по учебнику А.В. Перышкина. Программу My TestX можно скачат: http://mytest.klyaksa.net/htm/download/...

Методичекая разработка урока по теме "Расчёт массы, объёма и плотности тела". 7 класс.
Урок разработан на деятельностной основе....
презентация к уроку "Кристаллы. Аморфные тела" 8 класс
презентация к уроку "Кристаллы. Аморфные тела" пр. А Пинского 8 класс...

Презентация к уроку "Действие жидкостей на погруженное в них тело", 5 класс
На уроках физики в 5 классе большое внимание уделяется эксперименту. На данном уроке дети работают в группах, проверяя различные гипотезы о том, от чего зависит выталкивающая сила....
Действие жидкости игаза на погруженное в них тело 7 класс
В разработке урока описывается совместные исследования на основании которых будут получены знания широко используемые в жизни, например при конструировании судов, различных подводных...

Календарь-тематик план (татар теле 8 класс)
8 класслар өчен татар теленнән һәм әдәбиятыннан календарь-тематик план тәкъдим итәм...

презентации на тему "Части тела", 3 класс к учебнику "Милли"
Данные презентации предназначены для отработки лексических единиц по теме "Части тела". ...