доклад на тему "Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС"
методическая разработка по физике на тему

технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа с. Смоленка

Доклад на тему

«Технология проблемного обучения  в условиях перехода на  ФГОС».

                                                                        Выполнил: учитель физики

                                                                                    Парыгина Евгения Анатольевна

2014 год.

План доклада:

Введение.

Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС:

1.технология проблемного обучения.

2.классификационные параметры технологии проблемного обучения.

3.целевые ориентации.

4.концептуальные положения.

5.особенности содержания.

6.виды проблемных ситуаций.

7.особенности методики.

8.технологический цикл проблемного обучения.

9.методические приёмы создания проблемных ситуаций.

10.условия для успешной реализации  педагогической технологии проблемного обучения.

11.уровни мышления.

12.разновидности технологии проблемного обучения.

13.педагогическая технология проблемного обучения на уроках физики  в условиях перехода на ФГОС(моё видение).

14.результативность применения педагогической технологии проблемного обучения на уроках физики.

 Заключение.

 Список используемой литературы.

 Практическое приложение:

- урок на тему «Первоначальные сведения о строении вещества»(7 кл.);

-урок на тему «Биологическое действие радиации»(11 кл.).

Введение.

     Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями. Формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь»; содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией; методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ; личностно ориентированное взаимодействие учителя с учащимися становится важнейшей составляющей педагогического процесса; в воспитании взят ориентир на общечеловеческие духовные ценности, становление нравственного облика учащегося; от статической модели знаний к динамически структурированным  системам умственных действий, к компетентностным характеристикам личности; от ориентации на усреднённого учащегося к дифференцированным, профильным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренним мотивам самосовершенствования.

     Переход на ФГОС в обучении  является одним из путей реформирования образования в целом. Одним из путей перехода на ФГОС я считаю применение на уроках различных педагогических технологий.

     Поэтому я выбрала тему доклада «Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС».

     Целью моего доклада является исследование темы «Технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС».

Объектом и предметом исследования в моей работе является технология проблемного обучения, которую я применяю на своих уроках.

      Задачи моей работы:

-рассмотреть технологию проблемного обучения; классификационные параметры технологии проблемного обучения; целевые ориентации; концептуальные положения; особенности содержания; виды проблемных ситуаций; особенности методики; технологический цикл проблемного обучения; методические приёмы создания проблемных ситуаций; условия для успешной реализации  педагогической технологии проблемного обучения;  уровни мышления; разновидности технологии проблемного обучения; педагогическая технологию проблемного обучения на уроках физики в условиях перехода на ФГОС (моё видение); результативность применения педагогической технологии проблемного обучения на уроках физики;

-показать практическое применение технологии проблемного обучения при проведении  уроков и представить разработки данных уроков в практическом приложении.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.

Технология проблемного обучения.

     Технология проблемного обучения - это организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД).

Классификационные параметры технологии проблемного обучения.

-уровень и характер применения (принцип проблемности является глобальным всепроникающим основанием любой человеческой деятельности);

-философская основа (прагматическая, приспосабливающаяся);

-методологический подход (исследовательский);

-ведущие факторы развития (биогенные, социогенные, психогенные);

-научная концепция освоения опыта (ассоциативно - рефлекторная, бихевиористская);

-ориентация на личностные сферы и структуры (знания, умения, навыки; способы умственных действий);

-характер содержания (обучающий, светский, общеобразовательный, гуманистический, технократический, проникающий);

-вид социально - педагогической деятельности (развивающая);

-тип организации и управления учебно - воспитательным процессом (система малых групп, самостоятельная работа с книгой);

-преобладающие методы (проблемные);

-организационные формы (индивидуальная, групповая, академическая, клубная);

-преобладающие средства (вербальные, программированные);

-подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий (свободное воспитание, антропоцентрический, деятельностно - ориентированный);

-направление модернизации (активизация и интенсификация деятельности учащихся);

 -категория объектов (массовая, все категории).

Целевые ориентации:

-приобретение (усвоение) ЗУН учащимися;

-повышение прочности знаний;

-усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД);

-формирование поисковых и  исследовательских умений и навыков;

-развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (Д. Дьюи):

-ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

-усвоение знаний есть спонтанный неуправляемый процесс;

-ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения;

-условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства), активность ребёнка (знания должны усваиваться с любопытством), связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

Особенности содержания.

     Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Логика научных знаний представляет логику проблемных ситуаций. Наиболее оптимальная структура материала - вариант сочетания традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций (который и называется проблемным обучением).

Виды проблемных ситуаций.

             Проблемные ситуации  различают:

-по интересности (мотивации) содержания (новое содержание, необычность взгляда на старое, связь с жизнью, связь с практической деятельностью учащихся, связь с современностью, связь с историей, связь с будущим);

-по характеру неизвестного Х (Х-цель, Х - объект деятельности, Х - способ деятельности, Х - условие выполнения деятельности);

-по уровню проблемности (1-возникающие независимо от приёмов, 2- вызываемые и разрешаемые учителем,3- вызываемые учителем и разрешаемые учеником, 4- самостоятельное формирование проблемы и решения);

-по виду рассогласования информации (неожиданности, конфликта, предположения, опровержения, несоответствия, неопределённости);

-по методическим особенностям (непреднамеренные, целевые, проблемное изложение, эвристическая беседа, проблемные демонстрации, исследовательские лабораторные работы, проблемный фронтальный эксперимент, мысленный проблемный эксперимент, проблемное решение задач, проблемные задания, игровые проблемные ситуации);

-по типу действий, требующих для решения (выбора, сравнения, сопоставления, устранения рассогласованности, эксперимента, пробы, творческого подхода, принятия решения, установления связи, изменения взгляда на вещи, поиска, исследования).

Особенности методики.

     Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет собой особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

     Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

     Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Не слишком трудная, не слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Технологический цикл проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации).

1 этап - постановка педагогической проблемной ситуации, при которой у ребёнка возникают вопросы, реакция на внешние раздражители. Педагогическая ситуация создаётся с помощью различных вербальных и технических средств (вводная информация учителя: слово устное, письменное, технические средства, мультимедиа).

2 этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т. д. (наводящая информация). Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение психологической проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому учителю нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы.

3 этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречий. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь, поддержку, наводит на правильный путь (в зоне ближайшего развития).

 4 этап - «ага - реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, появление нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.

5 этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

6 этап - отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

-учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-сталкивает противоречия практической деятельности;

-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждает обучаемых  делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

-формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции»).

Условия успешной реализации технологии проблемного обучения.

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:

-построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);

-отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);

-учёт  особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;

-личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка (исключительное значение).

Уровни мышления.

     Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.

Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.

Уровень полусамостоятельной активности - это применение усвоенных знаний в новой ситуации и участие учащихся в совместном с учителем поиске способа решения поставленной проблемы.

Уровень самостоятельной активности - это выполнение самостоятельных работ репродуктивного типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путём логического анализа доказывает гипотезы - помощь учителя при этом минимальна.

Уровень творческой активности - это выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество.

Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно -,двух -,трёхлинейный), а более сложный - спиралеобразный,  «криволинейный» вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на её разрешение, то учителю и учащимся периодически придётся возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.

Разновидности технологии проблемного обучения.

1. частично - поисковый метод: постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем; в ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бесед ученики под руководством учителя решают проблемы. Учитель придумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т. е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Учитель должен придумать возможные «подсказки» и наводящие вопросы, он сам резюмирует главное, опираясь на ответы учащихся.

2. технология учебного исследования: обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания (знания трансформации). Она предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают её (на опыте, в проекте, в олимпиадной работе, в учебной работе и т. п.).

 Алгоритм учебного исследования можно представить следующим образом:     - знакомство с литературой;

-выявление (видение) проблемы;

- постановка (формулирование) проблемы;

- прояснение неясных вопросов;

-формулирование гипотезы;

-планирование и разработка учебных действий;

-сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

-анализ и синтез собранных данных;

-сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений;

-подготовка и написание (оформление) сообщения;

-выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

-проверка гипотез, построение обобщений;

-построение выводов, заключений.

Контроль учителя - минимальный.

3. эвристическое обучение имеет следующие отличительные признаки по сравнению с проблемным обучением:

-эвристические вопросы, которые стимулируют творческое мышление учащихся и в зависимости от переформулировки позволяют увидеть проблему с новой точки зрения;

-эвристические предписания, которые представляют собой ориентировочную основу (например, при наблюдениях учащимся даётся предписание: как рационально и эффективно его осуществить при выдвижении гипотез; какие существуют приёмы и правила выдвижения гипотез);

-учебно - исследовательская деятельность, особенностью которой является оптимизация сложности, трудности и проблемности учебно - исследовательских заданий в совокупности с поэтапной  помощью в их выполнении;

-ориентация учителя на развитие методологической культуры учащихся в решении творческих задач;

-стимулирование таких процедур творческой деятельности, как творческое воображение, генерация идей, творческая рефлексия;

-развитие способностей и прогнозирование явлений, принятие оригинальных решений, развитие критического мышления, эмпатии.

 Технология проблемного обучения на уроках физики в условия перехода на ФГОС (моё видение).

1. «отправные точки» на уроке:

-вопрос или серия вопросов в начале урока, ответы на которые должны быть получены в конце урока;

- серия вопросов, примеров, задач, возникающих в ходе урока, ответы на которые учащиеся формулируют сразу же;

-необычные примеры, ситуации из истории, жизни,  окружающих нас явлений;

- интересные справки на данную тему;

-нестандартные ситуации (например, игровые);

-необычный дидактический материал;

-ошибки учителя, допущенные при объяснении (учащиеся замечают ошибку и помогают учителю исправить её: Правильно ли я сказала…);

2. самостоятельная работа на уроке:

-решение качественных и количественных задач;

- ответы на вопросы;

- составление конспекта;

- выполнение эксперимента;

- выполнение теста;

- работа по карточкам разного содержания.

3.задания разного уровня:

-на уроке: тесты; серия тренировочных вопросов и задач, рассчитанные на весь класс; задания - карточки для индивидуальной работы учащихся, дифференцированные задания на «3», «4», «5»;

- домашние задания (дифференцированные на «3», «4», «5»): работа по параграфу, ответы на вопросы к параграфу, выполнение упражнений, задачи из сборника задач;

- творческие домашние задания (или различные микроисследования): кроссворд, чайнворд; сообщение, сказка, стих, доклад; домашний опыт, изготовление макетов, моделей; серия вопросов, задач, примеров, которые учащиеся должны придумать сами по той или иной теме;

- задания, требующие длительной подготовки (различные исследования): подготовка и участие в олимпиаде, всероссийском чемпионате, краевом тризовском конкурсе, научно - практической конференции, заочной олимпиаде и т. д.

4. а) использование обобщающих планов на уроке и вне урока:

-анализ физической величины (название величины; явления или свойства, характеризуемые физической величиной; определение физической величины; формулы, связывающие данную физическую величину с другими, единицы измерения физической величины, способы измерения);

-анализ физического явления (признаки, по которым оно обнаруживается; условия, при которых протекает явление; как можно пронаблюдать явление в лабораторных условиях; сущность явления; связь данного явления с другими явлениями; учёт и использование явления на практике);

-анализ теории (основные положения теории; математический аппарат теории; границы применимости теории;  главные следствия, вытекающие из данной теории; круг явлений, опытных фактов и законов, объясняемых теорией (опытное обоснование); круг явлений и законов, предсказываемых теорией);    

-анализ физического закона (формулировка закона; математическое выражение закона; объяснение закона на основе общих физических теорий; опыты, подтверждающие справедливость закона; связь данного закона с другими законами; учёт и использование действия закона на практике; границы применения закона);

-анализ прибора, механизма (название прибора; назначение прибора; основные части прибора и их назначение; принцип действия прибора; правила пользования прибором; применение прибора);

-конспект по теме (дата, номер урока; изучение понятия, явления, закона; формулировка понятия, явления, закона; способ нахождения, доказательства; формулы, обозначение физических величин, единицы измерения; проявление в природе, использование в технике, быту и т. д.).

4. б) уроки обобщения, повторения, систематизации знаний.

5. использование эксперимента на уроке и вне урока:

-мысленный эксперимент (учащиеся в разных  ролях, например, в роли учёных и т. д.);

-демонстрационный и лабораторный эксперимент;

-домашние опыты;

-самодельные опыты;

-изготовление моделей, макетов;

-эксперимент методом «шаги познания» (например, я хочу узнать…; предлагаю сделать…; необходимы приборы и материалы…; план моих действий…; делаю…; получаю…; делаю вывод…; объясняю результаты…).

6. дифференцированный подход на уроке и вне урока (задания разной степени сложности):

-работа в группах, парах, индивидуальная, общеклассная;

-с учётом особенностей учащихся.

7. использование аналогий на уроке.

8. связь данной темы урока с другими темами или разделами, темами предыдущих классов и последующих, ЕГЭ, другими предметами.

9. работа предметного кружка, элективных курсов (различные исследования):

-теоретические работы учащихся;

-практические работы учащихся (эксперимент, наблюдения);

- решение сложных задач и т. д.

10. работа со слабоуспевающими и сильными учащимися (в соответствии с программой работы со слабоуспевающими учащимися):

-система заданий разной степени сложности;

- индивидуальные консультации;

-ответы на уроках.

Результативность применения технологии проблемного обучения на уроках физики:

-повышение качества обучения через применение различных проблемных ситуаций (учащиеся лучше усваивают изучаемый материал);

-осуществление дифференцированного подхода (слабые, средние, сильные учащиеся имеют возможность выбора в заданиях, могут оценить свои силы, способности): учитель видит работу каждого учащегося, его уровень, способности, возможности, пробелы, и, в связи с этим, осуществляет дифференцированный подход (задания разного уровня);  учитель имеет возможность учёта индивидуальных особенностей  учащихся;

-работа  учителя в профильных классах: учёт учителем учащихся, которым необходимо изучение предмета в дальнейшем, а также тех учащихся, которым не нужен предмет в дальнейшем, и, в связи с этим, выстраивание  системы работы с учащимися;

-возможность варьирования при выборе заданий для учащихся (задания на уроках, творческие задания, микроисследования, задания для слабоуспевающих и т. д.);

-контроль за работой учащихся и отслеживание работы учащихся в течение какого - либо периода, дальнейшее развитие детей в этом направлении;

- возможность развития детей с творческим потенциалом: привлечение детей для выполнения различных исследовательских работ, а также для подготовки и участия в различных мероприятиях разного уровня);

-подготовка к ЕГЭ (со стороны учителя более тщательный отбор материала, со стороны учащихся целенаправленная и успешная подготовка к ЕГЭ).

Технология проблемного обучения на  моих уроках позволяет:

-совершенно по - новому рассматривать изучение физики;

-составлять план работы по изучаемой проблеме (совместный план работы с учащимися, индивидуальный план работы учащихся);

- предсказывать результаты деятельности с большей точностью;

-не просто рассматривать изучаемый материал, а активно задействовать в этом учащихся;

- анализировать успехи и ошибки в работе учащихся;

-анализировать собственную работу и учитывать все свои предложения и замечания в своей будущей работе по данной проблеме;

-быть помощником, сотрудником для детей.

Анализируя работу с учащимися в течение нескольких лет , хочется отметить, что именно проблемные вопросы запоминаются учащимся надолго. Поэтому данную технологию я буду применять на своих уроках в дальнейшем в условиях перехода на ФГОС. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Исследование данной темы полностью раскрыто в соответствии с целями, задачами, предметом и объектом исследования.

     В своей работе я не только рассмотрела основные теоретические вопросы, но и на конкретном примере показала практическую значимость данной темы, применяя на своих уроках технологию проблемного обучения.

     Изученная мною тема, на мой взгляд, играет огромную роль не только при изучении физики, но и в образовательной деятельности в целом.

     Я думаю, что технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС позволяет открывать новые возможности для освоения различных областей и аспектов образовательной деятельности; с большей точностью предсказывать результаты и управлять педагогическим процессом; анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; комплексно решать образовательные проблемы; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека; оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих педагогических проблем.

     Подводя итог, я хочу отметить, что технология проблемного обучения в условиях перехода на ФГОС в своей работе позволяет поставить процесс обучения на более высокий качественный уровень. Поэтому на своих уроках необходимо использовать технологию проблемного обучения.

В дальнейшем я планирую в своей будущей деятельности применять не только технологию проблемного обучения, но и технологию проектного обучения, технологию критического мышления и компьютерную технологию в условиях перехода на ФГОС. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Булгаков В. И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников, 1985. №8.

2. Ильина Т. А. Проблемное обучение// Вестник высшей школы. 1976. №2.

3. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985.

4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. М.:Знание,1991.

5. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

6.Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: Педагогика,1975.

7. Никандров Н. Д. Проблемное обучение// Воспитание школьников. 1983. №12.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА».

1. Тема урока: Первоначальные сведения о строении вещества.

2. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Первоначальные знания о строении вещества».

3. Задачи урока:

А) образовательные:

-продолжить усвоение следующих понятий: молекула, диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах, силы отталкивания и притяжения между молекулами, атом, смачивание и несмачивание, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное), свойства тел в разных состояниях, различие в строении и его объяснение в твёрдых, жидких, газообразных телах;

Б) воспитательные:

-убедить учащихся в том, что знания по данной теме помогают объяснить окружающие нас тела;

-показать учащимся, что знания по данной теме имеют огромное значение и применение в нашей жизни;

В) развивающие:

-развивать у учащихся познавательный интерес к изучению физики посредством урока;

-развивать у учащихся чувство радости, сопереживания, удивления путём создания на уроке нестандартных ситуаций.

4. Опорные знания: тепловое расширение веществ, молекула, испарение веществ, получение растворов, опыты с маслом и водой по определению размера молекулы масла, определение размеров молекул способом рядов атом, различные примеры из жизни; диффузия в твёрдых телах, жидкостях и газах, примеры и опыты по диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры, примеры и исторические данные; силы притяжения и отталкивания между молекулами, примеры и опыты, способы сближения молекул, зависимость сил от расстояния между молекулами, явления смачивания и несмачивания (силы между молекулами разных веществ), примеры и опыты; значение и применение диффузии и взаимодействия молекул в жизни; агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное), свойства тел в разных состояниях, различие в строении и его объяснение в твёрдых телах, жидкостях и газах, знание сводной таблицы, примеры и опыты.

5. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (комбинированный).

6. Приборы и материалы: карточки - задания для учащихся «Марафон», «Учёные - экспериментаторы», «Тесты»; карточки для работы у доски «Работа с таблицей», набор моделей молекул воды, цветные магниты; цветные жетоны для учащихся; листы бумаги и вода; воск, пластилин и вода; лист бумаги и спирт; сахар и вода; деревянный цилиндр; вода и два стакана разного объёма.

7. План урока:

Этапы урока    

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Мотивационный этап

1-2 мин.

 Постановка цели урока

Слушают

Обобщение и систематизация знаний

7-8 мин.

«Марафон»

Отвечают с места на вопросы по карточкам последовательно друг за другом

10 мин.

«Учёные - экспериментаторы»

Выполняют опыты по карточкам, рассказывают об опыте

10 мин.

«Работа с таблицей»

Сначала три учащихся по очереди друг за другом выходят к доске и выполняют задание у доски, затем учитель вместе с учащимися заполняет таблицу до конца

5 мин.

«Самостоятельная работа учащихся по тестам»

Учащиеся самостоятельно выполняют задания по тестам

5 мин.

«Выступления учащихся»

Учащиеся выступают со своими сообщениями

Рефлексия

2 мин.

Учитель даёт задание

Учащиеся слушают, выставляют учителю свои оценки за урок

Подведение итогов урока

2 мин.

Учитель обсуждает итоги урока и оценивает работу учащихся, даёт домашнее задание, выставляет оценки в журнал

Слушают

8. Конспект урока.

Тема урока: обобщающий урок «Первоначальные сведения о строении вещества».

Главная задача нашего урока: вспомнить всё, что мы изучили на прошлых уроках.

План урока записан на доске:

1. Марафон.

2. Учёные - экспериментаторы.

3. Работа с таблицей.

4. Самостоятельная работа по тестам.

5. Выступления учащихся.

6. Подведение итогов урока.

Ваша задача заключается в том, чтобы выполнить эти испытания.

 Я начну урок с ситуации, которую мы уже обсуждали: рука золотой статуи в древнегреческом храме за десятки лет заметно похудела, которую целовали прихожане. Почему? (потому что молекулы золота постепенно испарялись).

У вас на столах есть задания «Марафон». Нашли эти карточки, прочитали задания. Ваша задача по очереди друг за другом читаем громко вопрос и отвечаем на него (устно). Итак, начали марафон. Вопросы на карточках:

1. Почему, несмотря на сложное строение, все вещества нам кажутся сплошными?

2. Зачем между плитами бетонного шоссе делают зазоры?

3. Объясните, почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?

4. Приведите пример, доказывающий, что любое вещество состоит из мельчайших частиц - молекул.

5. При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека?

6. Чтобы огурцы получились малосольными, их нужно хранить в холодном помещении. Почему?

7. Почему чай заваривают горячей, а не холодной водой?

8. Почему в помещении, в котором часто курят, одежда и вещи пахнут дымом?

9. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?

10. Почему шариковой ручкой трудно писать на жирной бумаге?

11. Перья водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира. Какую пользу приносит это птицам?

12. Почему нельзя соединить две деревянные линейки в одну, плотно приложив, их друг к другу?

Молодцы, наш марафон закончен. Переходим к следующему испытанию. Оно называется «Учёные - экспериментаторы». Найдите карточки, прочитайте задания. Используя те предметы, которые расположены у вас на столах, проделайте эксперимент и сделайте выводы. У вас 2-3 минуты. Начали (устно).

Испытания на карточках:

1. Пронаблюдайте свойства жидкостей, используя воду и стаканы разного объёма. Объясните наблюдаемые свойства.

2. Пронаблюдайте свойства твёрдых тел, используя деревянный цилиндр. Объясните наблюдаемые свойства.

3. Пронаблюдайте явление несмачивания, используя воду, пластилин и воск. Объясните наблюдаемое явление.

4. Пронаблюдайте явление смачивания, используя воду и два листочка бумаги. Объясните наблюдаемое явление.

5.  Пронаблюдайте явление диффузии в газах, используя спирт и листочек бумаги. Объясните наблюдаемое явление.

6. Пронаблюдайте явление диффузии в жидкостях, используя сахар и воду. Объясните наблюдаемое явление.

Хорошо, вы и с этим заданием справились. Теперь, следующее задание. Оно называется «Работа с таблицей». Мы с вами изучили данную тему и наша задача заполнить таблицу (Таблица изображена на доске. Учащиеся по желанию выходят к доске и заполняют таблицу при помощи карточек, цветных магнитов и моделей молекул воды, изготовленных учителем заранее для заполнения этой таблицы.). Задания для работы с таблицей (устно):

1. Используя цветные магниты и модели молекул воды представьте молекулярное строение воды в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.

2. Перечислите свойства твёрдых тел, жидкостей и газов и, используя специальные карточки, заполните таблицу.

3. Объясните свойства твёрдых тел, жидкостей и газов и, используя специальные карточки, заполните таблицу.

Карточки для таблицы с надписями: имеют форму, не имеют формы, имеют объём, не имеют объёма, силы притяжения, силы притяжения и отталкивания, нет сил притяжения и отталкивания, расстояние равно размеру, расстояние больше или равно размеру, расстояние много больше размера, движение около положения равновесия, движение из одного слоя в другой, движение во всех направлениях.  

А сейчас для вас следующее испытание: «Самостоятельная работа с тестом». Найдите карточки «Тест»; на чистых листочках запишите свою фамилию, номер варианта. Ваша задача - прочитать задание, выбрать правильный вариант ответа и зафиксировать ответ на листочке (письменно). Карточки с тестами:

Строение вещества. Вариант 1.

1. Все молекулы одного и того же вещества…

А. не отличаются друг от друга.

Б. отличаются друг от друга.

2. При охлаждении объём тела…

А. уменьшается.

Б. увеличивается.

3. Как зависит процесс диффузии от температуры?

А. процесс диффузии замедляется с ростом температуры.

Б. процесс диффузии ускоряется с ростом температуры.

4. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул (атомов)…

А. заметнее проявляются силы притяжения, а при дальнейшем сближении силы отталкивания.

Б. заметнее проявляются силы отталкивания, а при дальнейшем сближении силы притяжения.

5. Как расположены молекулы в газах?

А. частицы расположены на расстояниях, много больших размеров частиц.

Б. частицы расположены в  определённом (строгом) порядке.

Строение вещества. Вариант 2.

1. При нагревании объём тела…

А. увеличивается.

Б. уменьшается.

2. Молекулы различных веществ…

А. не отличаются друг от друга.

Б. отличаются друг от друга.

3. Процесс диффузии происходит…

А. только в жидкостях и газах.

Б. в газах, жидкостях и твёрдых телах.

4. Молекулы и атомы притягиваются друг к другу. При этом они должны как бы слипнуться. Этого не происходит, потому что…

А. молекулы (атомы) непрерывно движутся.

Б. между молекулами (атомами) существуют силы отталкивания.

5. Как расположены частицы в твёрдых телах?

А. частицы расположены на расстояниях, много больших размеров частиц.

Б. частицы расположены в определённом (строгом) порядке.

Хорошо. Частью вашей домашней работы является сообщение. Послушаем некоторые из них (учащиеся выступают со своими сообщениями по данной теме).

Подведём итоги урока. Мне очень понравилась  ваша работа на сегодняшнем уроке. Большое спасибо вам за работу. Оценки за сегодняшний урок.… А сейчас подумайте над тем, понравился ли вам урок, и поставьте мне оценку за урок. Для этого у вас есть жетоны: красный - «отлично», жёлтый - «хорошо», зелёный - «удовлетворительно». Поднимите жетоны. Хорошо, до свидания. Домашнее задание на доске: параграф 7-12.

 

Проблемные ситуации

-формулировка задачи урока;

-озвучивание плана;

-формулировка вопроса;

-формулировка вопроса на карточках «Марафон»;

-формулировка испытания на карточках «Учёные - экспериментаторы»;

-задания, которые формулирует учитель для работы с таблицей у доски;

-тестовые задания на карточках «Тест»;

-сообщения учащихся, которые они приготовили дома;

 

9. След на доске:

Тема урока…

План урока:…

Таблица «Агрегатные состояния вещества» (вода):…

Состояния вещества

Молекулярное строение

Свойства

Объяснение свойств

Твёрдое тело (лёд)

Жидкость (вода)

Газ (пар)

Д.З.: п. 7-12.

10. Список используемой литературы:

1. Пёрышкин А. В. Физика 7 кл.

2. Физика 7 кл.: поурочные планы по учебнику А. В. Пёрышкина/ авт. - сост. В. А. Шевцов.

3. Волков В. А., Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике к учебнику А. В. Пёрышкина 7 кл.

4. Марон А. Е. Физика 7 кл. Учебно - методическое пособие.

5. Гутник Е. М. Физика 7 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Пёрышкина Физика 7 кл.

1. Тема урока: Биологическое действие радиации.

2. Цель урока: изучить биологическое действие радиации.

3. Задачи урока:

А) образовательные:

-изучить следующие понятия: поглощённая доза излучения, эквивалентная доза, коэффициент качества;

-рассмотреть различные дозы облучения и их последствия, способы защиты;

-рассмотреть применение радиоактивных изотопов;

Б) воспитательные:

-показать учащимся значимость данной темы;

В) развивающие:

-развивать у учащихся познавательный интерес к изучению физики путём создания на уроке необычной ситуации (например, показать мутированный гибрид свеклы).

4. Опорные знания: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-излучения, радиоактивные изотопы, АЭС, цепная реакция деления ядер.

5. Приборы и материалы: гибриды свеклы (муляжи), зерновые культуры.

6. Тип урока: урок изучения нового материала (проблемная лекция).

7. План урока:

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. организационный этап.

2. повторение пройденного материала.

3. изучение нового материала.

4. подведение итогов урока.

5. домашнее задание.

-запись темы урока на доске;

-задаёт вопросы;

-проблемная лекция;

-обсуждение основных выводов;

-запись на доске.

-запись темы урока в тетрадях;

-устно отвечают с места;

-слушают, записывают, отвечают;

-участвуют в обсуждении;

-запись в тетрадях.

8. Конспект урока.

Тема урока: Биологическое действие радиации.

Задача урока: выяснить, в чём заключается биологическое действие радиации.

Сначала повторим изученный материал. Вопросы для повторения на доске: явление радиоактивности; альфа -, бета - и гамма - излучения; изотопы; цепная реакция;  деление ядер.

Приступим к изучению новой темы. План изучения нового материала на доске:

1. поглощённая доза излучения (Д);

2. эквивалентная доза излучения (Н);

3. применение радиоактивных изотопов.

Каково действие излучения на живые организмы? Выясним ответ на данный вопрос.

 Мы знаем, что радиоактивные излучения представляют опасность для здоровья живых организмов. Радиоактивные излучения, проходя через вещество, выбивают из его атомов электроны. Атомы становятся положительными ионами. Происходит ионизация вещества. Ионизация живой ткани нарушает жизнедеятельность клеток, из которых эта ткань состоит. В целом, такое действие отрицательно сказывается на здоровье всего организма.

 Проникновение радиоактивных лучей и изотопов, образующихся после альфа -, бета - и гамма - распада, происходит по - разному: вместе с пищей и водой, через органы пищеварения по всему организму; во время дыхания через лёгкие (из воздуха) и распределяются по всему организму; облучают организм гамма - лучами снаружи (находятся в атмосферных осадках или в земле).

Вывод: степень и характер отрицательного воздействия радиации зависят от: энергии, которую передают радиоактивные лучи данному телу; массы данного тела.

Мы говорим о физической величине, которая показывает, сколько лучей проходит через тело и какова степень отрицательного воздействия: это поглощённая доза излучения. Выпишите информацию о поглощённой дозе излучения по плану: обозначение, определение, формула, единицы измерения (п. 70 стр.217).

Определение: энергия ионизирующего излучение, поглощённая облучаемым веществом (в частности, тканями организма) и рассчитанная на единицу массы, называется поглощённой дозой излучения (Д).

Д - поглощённая доза излучения. Д=Е/м. [Гр.]=[Дж./кг.]; [Р.].

Вывод: чем больше поглощённая доза излучения, тем больший вред может нанести организму это излучение.

Вывод: при одинаковой дозе излучения разные виды излучений (альфа -, бета -, гамма -) вызывают разные биологические эффекты по величине. Д=const. альфа-, бета-, гамма- излучения (разные  виды)- разные по величине биологические эффекты.

Биологические эффекты излучений сравнивают с действием рентгеновских или гамма - лучей. Например, альфа-лучи больше гамма-лучей в 20 раз (альфа-частицы наиболее опасны, хотя гамма-лучи обладают самой сильной проникающей способностью); бета-лучи равны гамма-лучам и т. д.

Вывод: существует физическая величина, которая показывает величину биологических эффектов (действие радиоактивных излучений или действие радиации). Это эквивалентная доза излучения. Обозначение: Н. Н=К*Д. К - коэффициент качества (показывает действие радиации). [Гр.], [Р.],[Зв.].

При оценке воздействий излучений на живой организм учитывается то, что разные части тела имеют разную чувствительность. Каждый орган имеет свой коэффициент радиационного риска: лёгкие - 0,12; щитовидная железа 0,03 и т. д.

Также учитывается длительность, т. е. поглощённая и эквивалентная дозы излучения зависят от времени воздействия.

Естественный фон радиации составляет 0,0004 -0,02 Гр. в год; медицинские установки - 0,0003 Гр.; полёт в самолёте -0,00005 Гр. и т. д.

Предельно допустимая доза для человека: 0,002 Гр. в год; для работников - 0,05 Гр. в год. Если человек за короткое время получит 4-5 Гр., то может быть смертельный исход. В течение длительного времени такая доза не приводит к каким - либо последствиям.

Способы защиты: удаление радиоактивных изотопов; убежища; индивидуальные средства защиты; профилактика.

Радиоактивные изотопы наносят огромный вред живому организму, но с другой стороны, они нашли огромное применение в нашей жизни.

Всего известно около 2000 радиоактивных изотопов. Из них примерно 300 естественных радиоактивных изотопов, которые встречаются в природе; остальные изотопы получены искусственным путём (создаются в результате ядерных реакций в ядерных реакторах, в специальных ускорителях заряженных частиц) - 1934 год Ирен иФредерико Жолио - Кюри.

Применение радиоактивных изотопов: используется метод меченых атомов (метка - это радиоактивное излучение того или иного изотопа, находящегося в веществе); метод использования небольших доз радиоактивных изотопов.

1. в медицине: диагностика и лечение многих заболеваний (рак, щитовидная железа и т. д.); рентген (получение снимков (флюорография) и т. д.);  стерилизация медицинских инструментов, специальные лампы; исследование кровообращения ( железо не усваивается организмом, пока не иссякнет свой запас), исследование обмена веществ (известно, что за короткое время организм обновляется и т. д.).

2. в промышленности: в технике (исследование степени износа некоторых частей двигателя - облучают поршневое кольцо нейтронами, вызывают в нём ядерные реакции  и делают его радиоактивным; при работе двигателя частицы материала кольца  попадают в смазочное масло; после определённого периода работы исследуется уровень радиоактивности кольца и определяется его износ).

3. в сельском хозяйстве: облучение семян (повышение урожайности, устойчивости к заболеваниям); большие дозы облучения (мутации у растений - радиоселекция) -выведены новые сорта пшеницы и других культур (учитель учащимся показывает муляжи свеклы и разные сорта пшеницы); высокопродуктивные микроорганизмы, применяемые в производстве антибиотиков и т. д.; борьба с вредными насекомыми; консервирование продуктов и т. д.

4. в агротехнике: исследование (какое из удобрений усваивается растением легче).

5. в археологии: исследование количества радиоактивного изотопа углерода и органических остатков (дерево из костра, кости животных и т. д.), определяется возраст таких находок.

6. ядерные взрывные технологии: выполнении примерно 120 мирных ядерных взрывов (например, глубинное сейсмозондирование земной коры с целью  поиска полезных ископаемых, гашение аварийных газовых фонтанов и т. д.).

Подведём итоги нашего урока. Вы познакомились с биологическим действием радиации. Я надеюсь, что сегодня вы услышали много полезной информации для себя, которую вы примете к сведению. А сейчас ответьте на вопросы. Что изучили на данном уроке? Что полезного для себя получили на уроке? Какие выводы для себя сделали?

Запишите домашнее задание: п.70,71.

9. Используемая литература:

1. Пёрышкин А. В. Физика. 9 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник.-9-е изд.- М.: Дрофа, 2005.

2. Волков В. А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С. В. Громова и А. В. Пёрышкина. 9 класс. Изд. 2-е исп. и доп.- М.: ВАКО, 2005.

3. Физика. 9класс: Поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е. М. Гутник/ Авт.-сост. С. В. Боброва. - Волгоград: Учитель, 2005.

10. След на доске:

Тема урока:…

План урока:…

Д=…

К-…

Н=…

Применение радиоактивных изотопов…

 

 

       

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметное обучение в условиях перехода на ФГОС

Метапредметное обучение. Что это?...

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения Содержание:Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение1.1....

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС, как средство повышения качества образования

В статье описываются современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС....

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения....

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО, как средство повышения качества образования

Выступление на Методическом Совете школы с обзором педагогических технологий и наработок педагогами за учебный год...

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО, как средство повышения качества образования

Современные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС СОО, как средство повышения качества образования...