Методическая разработка урока "Физика за чайным столом"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Балашова Ольга Николаевна

Урок обобщения, систематизации и углубления знаний по теме "Тепловые явления" для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Смольковская средняя школа»

Урок обобщения и систематизации знаний

«Физика за чайным столом»

(для 8 класса)

                                                                                  Разработала: учитель физики

                                                                                  Балашова Ольга Николаевна

с. Смольки

Урок обобщения и систематизации знаний

«Физика за чайным столом»

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Тепловые явления».

Задачи:

- развитие умения видеть физические явления в окружающем мире;

- развитие мышления, внимания, логических и речевых способностей обучающихся.

Форма проведения урока: беседа-обсуждение.

Оборудование: необходимая посуда и продукты для чаепития (чайник, чашки с блюдцами, чайные ложки, нож; кипяток, чай, сухари, хлеб свежий, варенье и т. д.).

Подготовка:

Парты устанавливаем, образуя круг. Расставляем посуду и сладости. На доске красочная надпись: «Физика за чайным столом». На перемене дежурные помогают вскипятить воду, заварить чай, а во время урока – наполнить чашки чаем.

Ход урока

      Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня наш урок пройдет не совсем обычно, а за чашкой чая, поэтому прошу всех к столу.

Интересные факты. Согласно китайской легенде чай был открыт в 2737 году до н. э. китайским императором Шен Нунгом, которому случайно в чашку с горячей водой упал лист чайного дерева. Император попробовал и был поражен вкусом. Однако это миф, в истории такого императора не существовало. Тем не менее, уже в IX веке китайцы вовсю чаевничали. В Европу чай привезли португальцы в XVI веке. В России чай появился столетие спустя – в 1638 году монгольский Алтын-хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу 4 пуда чайного листа. Новый напиток понравился царю и придворным. Постепенно и простые люди вошли во вкус. В 1679 году с Китаем заключили договор о постоянных поставках чая в Россию, и чай стал продаваться повсеместно.

     

      Итак, начнем. Ежедневно мы с вами наблюдаем множество физических явлений и даже не задумываемся об этом. Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся увидеть, как можно больше различных явлений и объясним их. За каждый правильный ответ, дополнение или интересный факт из истории чайной церемонии будет вручаться жетон в виде сушки. В конце урока подведем итоги и определим, кто стал победителем.

 

      Наливайте себе чай.

1)А знаете, когда я кипятила самовар, то услышала, что он «поет». Как вы думаете, почему это происходит?

(особенности процесса кипения, связанные с образованием пузырьков воздуха и их поднятием на поверхность воды)

2)Посмотрите, постепенно чай приобретает удивительный золотистый цвет. Какое явление лежит в основе этого процесса? (диффузия)

3)А от чего зависит скорость протекания диффузии в жидкости? (от температуры жидкости)

Интересные факты. А знаете ли вы, что чай бывает разного цвета: зелёный чай, белый, жёлтый, красный, чёрный чай и бирюзовый. Но от чего же зависит цвет чая?

      Цвет чая - свойство, которое зависит от особенности процесса ферментации. Вы знаете, что это такое? Я не знаю, так давайте разберёмся вместе.
     Итак, процесс ферментации чая - это прожарка скрученных листочков чая и окисление их воздухом. Смятые листочки чая истекают соком, при этом в результате окисления происходит брожение, которое останавливают с помощью прожарки. Между началом брожения и его прекращением от прожарки проходит вполне определённый интервал времени. Этот интервал и определяет степень ферментации чая.

По степени ферментации чай можно разделить на три группы.

  1. Слабоферментированные чаи. К этой группе относятся зелёный чай (минимальная ферментация), белый и жёлтый чай. По действию на человеческий организм можно сказать, что слабоферментированные чаи успокаивают, расслабляют и охлаждают.
  2. Полностью ферментированные чаи. К этой группе относятся индийские, цейлонские, красные чаи (по китайской классификации; мы привыкли называть их чёрными). Чаи этой группы тонизируют, возбуждают, согревают.
  3. Постферментированные чаи. Эти чаи как дорогое вино - с годами только лучше и полезнее. Постферментированные чаи выдерживаются годами. Именно эта группа в Китае классифицируется как чёрные чаи. Наиболее известны из них  - пуэры. Со временем они становятся лучше и полезнее. Такой чай снижает сахар в крови, чай воздействует на организм как антиоксидант и адсорбент. Очень полезны при гастритах, язвах желудка и двенадцатипёрстной кишки.

      Юля, угощай всех сухариками. А может быть кто-нибудь хочет свежего хлеба с вареньем?

      Сережа, порежь, пожалуйста, хлеб.

4)Почему острым ножом легче резать, чем тупым?

(увеличение давления за счет уменьшения площади)

5)Ребята, а вы обратили внимание, что свежий хлеб тяжелее, чем сухой. Почему? (увеличение плотности из-за присутствия влаги)

6)Хорошо варенье! Скажите, а какой мешалкой лучше пользоваться при варке варенья, чтобы не обжечь руки?

(деревянной лучше, чем металлической, разница в теплопроводности, дерево – плохой проводник тепла из-за наличия пор)

7)Ой, а у меня чай уже остыл. А у вас? Почему чай в чашке остывает быстрее, чем в стакане?

(известно, что чем больше площадь свободной поверхности жидкости, тем больше скорость испарения, а при испарении поверхность жидкости покидают в первую очередь молекулы с большей энергией, и верхний слой жидкости в пиале остывает быстрее)

Интересные факты. А знаете ли вы, что наши чашки очень похожи на специальную чайную посуду, которой пользуются на Востоке и в Азии. Эту посуду называют пиалы. Пиала имеет большое зеркало поверхности, т.е. форма пиалы такова, что верхний слой налитой в нее жидкости благодаря большой площади свободной поверхности жидкости остывает быстрее, чем слои у дна, и его можно пить, не обжигаясь.

8)Как было сказано выше, кроме чашек сейчас для чаепития широко используют стаканы. Но при наливании в них горячей воды, они часто трескаются. Почему?

(наливая воду в стакан, он начинает расширяться; внутренняя и внешняя часть стакана расширяются не одинаково, и поэтому стакан лопается)

9)А какой стакан лопнет быстрее – тонкий или толстый?

(толстый)

10)Что же нужно сделать, чтобы наливая кипяток в стакан, он не лопнул?

(положить в него металлическую ложечку; металлическая ложка (особенно серебряная), будучи прекрасным проводником тепла, поглощает значительное количество теплоты, которое должно быть сообщено стеклу стакана, поэтому стакан с положенной в него ложечкой нагревается не так быстро и не так сильно)

11)Ребята, посмотрите, какой у нас красивый самовар – блестящий. Как вы думаете, это случайно или нет?

(излучение с блестящей поверхности идет хуже, вода дольше не остывает)

Именно по этой причине и сейчас чайники делают блестящими. Вода в них быстрее закипает и медленнее остывает.

12)Смотрите, а ручки у самовара сделаны не из металла, а из дерева. Почему?

(дерево - плохой проводник тепла, а металл - хороший. Если бы ручки у самовара были металлическими, они бы, когда вода в самоваре закипает, нагревались так, что до них невозможно было бы дотронуться рукой)

13)Скажите, пожалуйста, почему вода в чайнике, которым пользуются длительное время, закипает медленнее, чем в новом?

(это связано с тем, что на дне и стенках чайника со временем образуется накипь, которая и тормозит процесс нагревания воды)

14)Может быть, кто-нибудь знает, что такое накипь и как она образуется?

(причиной появления накипи в чайнике является слишком жесткая вода и содержащийся в ее составе карбонат кальция, который всегда присутствует в водопроводной воде в виде раствора. В процессе кипячения воды карбонат кальция выпадает в осадок, которые распределяется  по дну и стенкам чайника, а также задерживается на его нагревательном элементе)

15) Что заставляет чай вливаться в наш рот, когда мы пьем из полного стакана или чашки? 

(прикоснувшись губами к чаю и вытянув глубоким дыханием воздух из полости рта, вы достигнете того, что жидкость под влиянием наружного атмосферного давления начнет переливаться туда, где давление меньше, то есть в полость рта)

Ну вот, наше чаепитие, а точнее урок, подошло к концу. А теперь послушайте домашнее задание: подумайте, какие физические явления были не замечены нами во время чаепития и объясните их.

А теперь подведем итоги.

Интересные факты.

Правила заваривания чая

  Воду для чая надо снимать с огня в тот момент, когда она закипит “белым ключом”, то и совершенно побелеет от массы бегущих со дна пузырьков, но ещё не успеет забурлить. В передержанном на огне кипятке разрушается чайный букет.

  Вкус чая зависит от температуры, при которой он заварен. Чем выше температура в момент заварки, тем чай вкуснее, его букет более полный, поэтому перед заваркой чайник Один-два раза в час ополаскивают кипятком. Однако перегревать его не надо – от этого чай горчит.

  Лучше использовать чайник из фарфора, а не из металла. Фарфоровый чайник обладает меньшей теплопроводностью, поэтому остывает медленней и лучше сохраняет тепло.

  Черного чая следует брать полную (с верхом) чайную ложку, т.е. два-три грамма на два стакана кипятка. Всыпав чай, в чайник наливают кипяток, закрывают крышкой и укутывают грелкой, чтобы она закрывала отверстие на носике и крышке. Это нужно в основном не для тепла (чай преть не должен), а для уменьшения утечки с паром ароматических веществ. Наполнять чайник можно сразу доверху.

  Настаивать чай нужно четыре-пять минут. Все ароматические вещества и экстракты переходят за это время в настой. Долго настаивать чай не следует - в него попадают и вредные вещества(алкалоид гуанин), ухудшается вкус, теряется аромат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика за чайным столом

Проект представлен в виде викторины т.е. в виде игры в вопросы и ответы. Его можно использовать в любой школе, как для пропедевтики предмета физики, привития интереса к предмету, развития наблюдательн...

Конспект интегрированного с воспитателем занятия для обучающихся 5 класса по социально-бытовой ориентировке «Сервировка чайного стола»

Основная цель совместной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразным...

11Сервировка чайного стола (итог проекта)

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК СЕРВИРОВАТЬ ЧАЙНЫЙ СТОЛ?...

Методическая разработка по теме "Сервировка стола. Этикет"

В методической разработке по теме "Сервировка стола. Этикет" даются рекомендации по проведению занятий. Представлена историческая справка по данной теме, рассказывается об общих правилах сервировки ст...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Круглый стол "Как стать успешным".

Данное мероприятие имеет важное место в учебно-воспитательном процессе.Мероприятие входит в целый комплекс занятий по профориентации и самоопределению....

Методическая разработка открытого занятия «Чайный сервиз пластовым способом»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТУЛУНА"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА "КРИСТАЛЛ"      Методи...

Методическая разработка занятия "Поведение за столом"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....