НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
статья по физике на тему

В данной статье затрагивается проблема развития познавательного интереса учащихся в средней школе, рассматриваются некоторые пути решения данной проблемы. Используя в своей деятельности различные модели уроков, можно повысить внутреннюю мотивацию учащихся, что приводит к повышению их познавательного интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Грекова Лидия Алексеевна,

учитель математики и физики

МБОУ «Лицей №24».

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Сегодня человек поставлен в такие условия, когда постоянно появляются новые виды деятельности и новые специальности, которые требуют от нас  определенного уровня образования. Современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Поэтому, миссия  школы  и состоит в  удовлетворении образовательных потребностей общества, в обучении и воспитании творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни[3].

Работая в современных условиях, можно выделить основное противоречие: между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению, с отсутствием у учащихся умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность и активность[2].

Период средней школы является самым сложным для преподавателей. Появляется большая проблематичность в развитии познавательного интереса. Перед учителем становится вопрос: как заинтересовать учащегося или как развить интерес к получению и усовершенствованию знаний. Данная проблема достаточно актуальна всегда[4]. И она всегда будет рассматриваться как основная педагогическая задача.

Учитывая сказанное, можно определить следующие задачи: анализ эффективности использования различных методов с  точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных навыков познания окружающей действительности; включение ребенка в разнообразную деятельность, в результате которой он сам будет приобретать опыт; воспитание чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.

Для выполнения этих задач педагогу необходимо: создавать такую cреду,  которая  способствовала бы максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого; способствовать становлению активной жизненной позиции учащихся; разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению физике и математике, а так же сопутствующих им предметов[5].

Таким образом, основной  задачей является - принять ученика таким, какой он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала, стимулировать любые проявления к познанию. Ученика необходимо учить учиться.

Все это необходимо учитывать при проектировании и создании собственной образовательной среды, то есть атмосферы, благоприятной для реализации образовательного процесса и учебного взаимодействия[5].

Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения различных методов, так как курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать[6].

Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством[1].

Урок решения цепочки экспериментальных задач. Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, а учащиеся в качестве ответа на него выдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод формулируется в процессе беседы. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Завершается процесс и урок общим выводом.

Урок этого типа проводится при  изучении темы «Равнодействующая сил» в 9 классе. Перед учащимися ставится проблема: как ведет себя тело, если к нему приложено несколько сил. У более сильных ребят возникает вопрос: а как направлены силы? От направления сил, действующих на тело, зависит результат. Учащиеся выдвигают гипотезы: если силы направлены в одну сторону, то равнодействующая равна сумме сил, если в противоположные, то их разности, если силы направлены под углом друг к другу – равнодействующая не может быть равна нулю.  Проверяют гипотезы, делают выводы. Подобный урок проводится и в 8 классе при изучении темы "Взаимодействие наэлектризованных тел" В процессе выполнения ряда экспериментов возникает вопрос о взаимодействии наэлектризованных тел и ребята сами пытаются объяснить результаты опытов. Разрабатывая сценарий эксперимента, проводя его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности[5].

Урок сотрудничества и экспериментов учащихся. Тема урока разбивается на ряд небольших задач, решение которых поручается отдельным группам. Полученные результаты учащиеся докладывают классу, и на их основе формулируется общий вывод. Так, в 9 классе, при изучении темы «Условие плавание тел»   класс разбивается на группы и каждой  даются задания по выяснению условий, при которых тело плавает, тонет, всплывает. Каждая группа измеряет вес тела в воздухе, вес тела в воде, силу Архимеда, сравнивает их и делает вывод. Первая группа делает вывод об условии, при котором тело тонет, вторая - плавает, третья – всплывает.  В докладах учащиеся описывают кратко методику исследования и полученные результаты.

Урок – митинг. Идея урока: заранее объявляется тема, класс разбивается на группы, которые заранее готовят речь, в которой высказывают свое мнение по проблеме урока, обязательно подкрепляя его аргументами. Тема урока должна быть связана  с общественной жизнью, имеющая значение для региона, страны[3]. Например, в 11 классе при изучении темы «Ядерная энергетика» проводится урок «Быть Ростовской АЭС?!». В 8 классе при изучении этой же темы можно провести урок "Суд над ядерной энергией". Учащиеся кратко и убедительно выступают перед своими товарищами, доказывая свою точку зрения. Урок помогает не только формировать навыки устной речи, но и отстаивать свою позицию, связывать научные знания и последствия их использования.

Урок – диспут. Заранее объявляется тема урока, например, в 9 классе «Трение: друг или враг?». Класс делится на две группы: пессимистов, которые высказывают отрицательные, негативные идеи по предложенной  теме, и  оптимистов, которые ищут положительные доводы. Подобный урок-диспут можно проводить в разных классах по многим темам. Так, в 8 классе можно провести подобный урок по теме "Электризация- польза и вред". В ходе подготовки к уроку учащиеся показывают  умения отыскивать интересную информацию и выбирать нужные факты.

Задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием. Необходимость таких задач вызвана следующим: в жизни, на производстве бывают затруднения в принятии какого-либо решения в связи с тем, что нет полной информации о ситуации[3]. Чтобы готовить школьников к разрешению таких ситуаций можно предлагать им задачи следующего типа. "Что произойдет, если пулька, выпущенная из ружья, попадет в стеклянную банку?"  Ответ на вопрос зависит от того, пустая эта банка или наполненная водой. Учащиеся конкретизируют ситуацию и отвечают на каждый вариант вопроса.  "На тело действуют две силы 5 Н и 7 Н. Чему будет равна равнодействующая?" Опять же решение задачи зависит от того, куда направлены силы?

Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении. Задачи этого типа учат быть внимательными,  ставить вопрос о достоверности данных. В жизни таких ситуаций встречается немало, и школьники должны быть подготовлены к встрече с ними. Ошибка может содержаться в условии (недостоверные данные), в решении, если анализируется уже готовая задача. Так же можно предложить ученикам самим разработать задание с заранее допущенной ошибкой. Для учащихся, склонных к гуманитарным наукам, к творчеству можно предложить подготовить подборку заданий по мотивам художественных произведений. Ребята делают интересные рисунки с изображением различных явлений, подыскивают стихи, отрывки из произведений с описанием тех или иных физических явлений.  Учащимся нравятся задания, связанные с природой, народным бытом и народными приметами. Это вызывает интерес, позволяет научить ребят применять законы физики к происходящим вокруг них изменениям. Ребята находят приметы и пытаются их объяснить самостоятельно, делятся своими находками на уроках с классом. При подборе заданий к урокам учитывается следующее - их должно быть много и они должны заставлять думать, наблюдать, высказывать свою точку зрения. В них обязательно должны присутствовать вопросы: «Твое мнение?», «Как ты думаешь?», «Как объяснить?», «Как поступить?»,  «Как улучшить?» и так далее[1]. Для того чтобы задания не стали в ряд обыденных, нужно просить учеников составить план их решения и после завершения проводить рефлексию, то есть ученик должен ответить на следующие вопросы: Как я это делал? В какой последовательности? Какие знания я применил? Почему именно их? Что было удачно? В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть? Как можно улучшить работу? Это поможет ученику в процессе выполнения заданий учиться действовать осмысленно и завершать свою деятельность.

Не прожитое деятельностно знание мертво и бесполезно. Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, нельзя давать детям знания в «готовом виде»: учащиеся должны добывать их в процессе труда – индивидуального или в малых группах[1]. Эффективность развития творческой активности и повышения качества обучения зависит не только от мотивации извне (со стороны учителя), но и от внутренней мотивации (со стороны  учащихся). Устойчивые положительные результаты будут получены только тогда, когда учитель совершенствует приемы, обеспечивающие высокий уровень усвоения учебного материала.  

Литература

  1. Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. – Донецк: изд-во ДонГУ, 2004 .
  2. Браверманн Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. В 3-х кн.
  3. Преподавание физики, развивающее ученика. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.
  4. Реализация деятельностного подхода при обучении математике в средней школе. Сборник научно-методических статей под редакцией Г.Н.Васильевой. – Пермь, 2003.
  5. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов.-ст.
  6. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  7. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда школы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта...

Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

В данной работе представлены приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка....

«Исследовательский метод как средство развития творческой активности учащихся на уроках физики»

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.Главным инструментом развития ...

О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка

О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. Учитель русского языка, литературы, ГБОУ СОШ №564 Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга  Специф...

Методические приемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики

методические приемы развития познавательной активности учащихся на уроках математики...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...