Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса – как ведущее условие обеспечения качества образования
статья по теме

Давыдова Наталия Ивановна

Качество и эффективность образовательного процесса зависят от многих факторов.  Ведущими среди них являются: единство целей, требований, технологий, взаимодействие, взаимопонимание, личностные отношения всех участников образовательного процесса - ученика, учителя, родителей, руководителя школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

Доклад

на методическом объединении

учителей физики на тему:

«Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса – как ведущее условие

обеспечения качества образования».

                                             учитель физики, информатики:

               Давыдова Н.И.

2006 г.

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса – как ведущее условие

обеспечения качества образования.

La competence – компетентность (лат.) – овладение знаниями, позволяющими судить о чем – либо, высказывать веское авторитетное мнение.

La competentia –компетенция (лат.) – круг полномочий какого – либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых в данное овладает познаниями, опытами.

Качество и эффективность образовательного процесса зависят от многих факторов.  Ведущими среди них являются: единство целей, требований, технологий, взаимодействие, взаимопонимание, личностные отношения всех участников образовательного процесса - ученика, учителя, родителей, руководителя школы.

На каком же основании должно быть построено это единство?

Оно может быть обеспечено только едиными подходами к осуществлению управления и взаимоуправления, так как каждый из участников образовательного процесса осуществляет именно этот вид деятельности, хотя решает свои, присущие ему задачи.

Дело в том, что в основе построения любой деятельности, в том числе и учебной, лежит функция психики по управлению конкретными процессами. Выделяют следующие компоненты в структуре учения школьников:

  • мотивационный, включающий в себя потребности, интересы, мотивы, то есть все то, что обеспечивает включение каждого ученика в процесс учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания;
  • Содержательно – ориентационный компонент предполагает принятие учеником цели учебно – познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование;
  • Содержательно – операционный состоит из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения (инструменты получения и переработки информации и применения знаний на практике);
  • Ценностно – волевой компонент включает в себя внимание, волю, ценностные установки, эмоциональную окрашенность действий;
  • Оценочный компонент имеет своим содержанием систематическое получение обратной информации о ходе совершения действий посредством сравнения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом учения.

Таким образом, учение – это деятельность самоуправляемая, однако она осуществляется при участии учителя, его организационно –организующей деятельности, которая в свою очередь является сочетающей управление и самоуправление. Учитель организует деятельность учащихся на принятие ее цели, мотивирует, организует действия учащихся по овладению учебным содержанием, контролирует, оценивает ее результаты вместе с учащимися. Кроме этого учитель осуществляет анализ и оценку собственной деятельности, намечает ее дальнейшее развитие.

        Что касается родителей, то для них, с одной стороны, подобно постепенному уменьшению роли учителя в управлении учебной деятельностью учеников должна неуклонно уменьшаться их доля участия в этом процессе. С другой стороны, каждая новая ступень обучения ставит перед учеником новые задачи, иной (более высокий) уровень достижения качества образования. Данное обстоятельство переводит управленческую компетентность родителей на новый, более высокий уровень: с внешнего управления в начальной школе (проверка дневника, домашнего задания, наличие учебников и тетрадей в ранце) на мотивационное управление учением своего ребенка (создание благоприятных условий и потребностей в овладении качеством образования).

Руководитель школы осуществляет управление образовательной системой в целостном управленческом цикле.

Для осуществления успешного протекания образовательного процесса и повышения качества образования каждый из его участников должен овладеть определенной управленческой компетентностью.

        Качество образования – это совокупность существенных свойств, соответствующих современным требованиям педагогики и удовлетворяющее образовательные потребности личности, общества и государства. Эта совокупность свойств достигается интеграцией спроектированного образовательного процесса и достигнутых конечных результатов.

        Управленческую компетентность участников образовательного процесса рассматривают как интеграции комплекса управленческих знаний, умений и социального опыта, личностных качеств, творческой направленности на достижение личностно и общественно значимых педагогических результатов.

        Обобщенные цели: овладение управленческими компетентностями для

  • Учащегося: достижение уровня образования, соответствующего личностным интересам и склонностям, позволяющим эффективно адаптироваться в быстро меняющемся социуме и отвечающем современным требованиям общества.
  • Учителя: осуществление сочетания управления и самоуправления в образовательном процессе с опором на личностно – ориентированный подход и интерактивные технологии.
  • Родителя: создание условий для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к школе, окружающему миру на основе многостороннего развития;
  • Руководителя ОУ: создание условий, позволяющих развивать управленческую компетентность всех участников образовательного процесса.

Реализация взаимодействия обозначенных целей – обеспечить достижения проектируемого уровня качества образования.

А решение этой задачи повысит конкурентную способность российского образования.

Конкуренция – это всегда борьба за достижение лучших результатов, протекающая как процесс соревнования. Способность успешно вести соревнования и побеждать в нем – это и есть конкурентноспособность.

Исторический опыт образования в России показывает, что наше образование всегда было фундаментальным, основой фундаментальности выступал научный уровень образования на всех уровнях системы непрерывного образования. Поэтому можно так сформулировать требования к уровню знаний: «Готовность к полноценному функционированию ученика в современном постиндустриальном обществе, предъявляющего требования к высокому качеству номенклатурных знаний, умения их применять к решению конкретных задач и решению проблем».Международная проверка качества знаний школьников  в 2003 году в 10 странах мира, в том числе и в России, изучались знания 15-летниз учащихся. Ключевая цель изучения – получение данных для ответа на вопрос: обладают ли подростки, получившие общее обязательное образование, знаниями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе?

  1. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретенные знания для решения жизненно – важных задач. Проверка проходила по чтению, математике, естествознанию и решению проблем. Оценивались знания по 1000 бальной шкале. Вопросы сформулированы на нескольких уровнях.
  2. Математика – 6 уровней сложности:
  3. 1-2 – низкий уровень. Требовалось прочесть данные на графике или таблице;
  4. 3-4 уровень – средний: предлагалось использовать масштаб парты для нахождения расстояния, вычислить скорость движения;
  5. 5-6 – высокий: разобраться в незнакомой диаграмме.

Чтение

1 уровень – распознать тему в тексте;

2 уровень – уметь сделать выводы из прочитанного;

3 уровень – соотнести предложенную информацию с повседневными знаниями и жизненными явлениями;

4 критический анализ текста;

5 (высший) – отделить лишние и неправдоподобные сведения, свободное формулирование гипотез и выводов.

В области естественных наук самые простые задания были на воспроизведение формул, посложнее – толкование отдельных явлений. Самыми сложными являлись объяснения явлений на основе их моделей.

В области решения проблем для низшего уровня нужно было понять суть вопроса и найти информацию для его решения, для среднего – уметь рассуждать и принимать решения, для высшего – учесть множество условий и обосновать свое мнение.

Что же дали результаты проверки?

Самыми успешными оказались дети Финляндии, Кореи, Гонконга. По уровню математической грамотности из 40 стран россияне оказались на 28 – 31 месте. Учащиеся затруднялись решать творческие задания, а успешными были при использовании стандартных алгоритмов, формул, проведении прямых рассуждений. 7 % достигли высшего уровня. В лидирующих странах около 10 % не достигли даже низшей границы математической грамотности.

Естественнонаучная грамотность. Россия заняла 20 – 30 место. Высокие результаты-14 %, низкие-18 %

Грамотность чтения. Очень низкие показатели отрицательная динамика. Только 36 % обладают грамотностью чтения для успешной адаптации в обществе. Самое главное в недостатках по чтению – это не только недостаточная сформированность отдельных навыков, а несформированность общих умений работать с информацией. Эта проблема не может быть решена только средствами одного предмета.

Компетентность в решении проблем – это новое направление в оценке функциональной грамотности учащихся. 43 % наших учащихся обладают умениями, отвечающими требованиям 21 века, 23 % не достигли даже низшей границы. В лидирующих странах 70 – 73 % учащихся готовы к решению проблемы.

Сущность понятия заключается в сформированности у учащихся способности использовать умения учиться для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения явно заранее не определяется. Для оценки этой способности даются для решения задачи, связанные с жизненными ситуациями самих школьников, а также с жизнью общества.

Исследователи выделили 6 общеучебных умений решения проблем.

  1. Понимать проблему, т.е. иметь знания и умения для информации, представленной в  виде текста, графика, диаграммы, формулы, таблицы. Извлекать информацию и интегрировать ее из разных источников.
  2. Характеризовать проблему – строить гипотезы, выделять, организовывать и критически оценивать информацию, данную в условии.
  3. Представлять проблему, т.е. выбирать форму таблицы, графика или словесной формы.
  4. Решать проблему, т.е. принимать решение, проводить анализ, планировать достижения цели.
  5. Размышлять над решением – исследовать полученное решение, искать информацию для его уточнения, оценивать решение с разных точек зрения, объяснять полученное решение.
  6. Сообщать решение проблемы, т.е. выбирать форму представления полученного результата.

Все эти общеучебные умения составляют основу компетентности в решении проблем.

        Ядром формирования этой компетентности являются навыки рассуждения: различать факты и мнения, причины и следствия, выделять главное, существенное, сопоставлять и т.д.

Какие же недостатки имеют место?

        В практике обучения российские учащиеся не встречаются (или встречаются крайне редко) работы:

  • с заданиями, содержащими большой объем как текстовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, рисунков;
  • с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать обобщенные умения, использовать размышления, анализ, давать обоснования и т.д.;
  • с заданиями, в которых не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию, необходимую для постановки и решения проблем;
  • с заданиями, требующими дополнительной информации (особенно выходящей за пределы предмета) или наоборот, содержания избыточной информации;
  • с комплексными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;
  • с заданиями, требующими разных форм записи.

Это все касается тех направлений, в которых должен совершенствоваться образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)Качество образования рассматривается как к...

Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

Проектирование информационной среды МОУ "Тумская СОШ №3", как фактор, определяющий компетентность участников образовательного процесса в сфере ИКТ.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования  сегодня оказываются напрямую связанны...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Положение Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества

1.1.Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование...

Профессиональная компетентность учителя в процессе внедрения ФГОС основного общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Осуществлена процедура внутреннего самоаудита деятельности ОУ:- анализ состояния образовательных ресурсов и условий с точки зрения обеспечения эффективности образовательного процесса;-анализ образоват...