ПЛАН -КОНСПЕКТ урока "Строение атома" в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Калитвянская Нина Викторовна

План-конспект урока, самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок "Строение атома"63.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

     Учитель: Калитвянская

                      Нина

                      Викторовна

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема: «Строение атома»

Тип урока: урок – лекция.

Цели:

  1. познакомить учеников со строением атома, планетарной моделью атома по Резерфорду;
  2. формировать ответственность, организованность, дисциплинированность учащихся;
  3. развивать познавательный интерес учащихся к изучению физики.

Эпиграф: Я был поражен простотой аппаратуры, которую вы используете, и блестящими результатами, которые вы получаете. Мне представляется гением тот, кто может работать со столь примитивным оборудованием и собирать богатую жатву, далеко превосходящую то, что бывало добыто с помощью самых тонких и сложных приборов.

                                                                          Хантаро Нагаока. Из письма Э.Резерфорду. 1911 г.

Демонстрации:

  1. Таблица со схемой опыта Резерфорда и схема планетарной модели атома.
  2. Таблица со схемой структуры строения вещества.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

  1. Проверка домашнего задания. Краткий фронтальный опрос по изученному материалу:

- какого знака заряд имеет электрон?

- может ли какая – либо частица иметь заряд в полтора раза превышающая заряд электрона?

- иметь заряд, равный удвоенному заряду электрона?

- иметь заряд, равный 1/3 заряда электрона?

- может ли заряд электроскопа быть равен 2*1014 q0 (q0 – наименьший по величине положительный заряд)

      3. Изучение нового материала.

1. К 1902 году было проделано достаточно экспериментов, доказавших, что электрон является одной из основных составных частей любого вещества. В 1906 году Джозеф Томсон предложил модель, согласно которой атом содержит электроны, число которых равно атомному номеру элемента. Весь заряд этих электронов нейтрализуется положительно заряженной средой, масса которой составляет большую часть массы атома. Эта модель получила название «пудинг», так как электроны были вкраплены в положительно заряженную среду, подобно изюму в пудинге.

             Модель Томсона казалась привлекательной с той точки зрения, что предполагала наличие электронов в атоме. Однако она просуществовала только до 1911 года.

2. Опыты Резерфорда. (Вывешивается схема (рис.1) опыты Резерфорда и комментируется)

        Экран (ZnS)

         α-лучи

Радиоактивный        золотая                             Окуляр

 элемент         фольга

        рис.1

Английский физик Эрнест Резерфорд установил, что α-лучи, попадая на экран из сернистого цинка, вызывают вспышку света. Испытав рассеяние в золотой фольге, α-лучи ударялись затем в экран и регистрировались с помощью микроскопа.

Согласно предложенной Томсоном модели атома, α-лучи должны были бы свободно проходить сквозь атомы золота и только отдельные α-лучи могли слегка отклоняться в электрическом поле электрона. Поэтому следовало ожидать, что пучок α-лучей  при прохождении через тонкую фольгу слегка расплывается на небольшие углы. Такое рассеивание на малые углы действительно наблюдалось, но совершенно неожиданно оказалось, что примерно один  α-луч из 20 000, падающих на золотую фольгу толщиной всего лишь 4*10-5см, возвращается назад в сторону источника.

3.Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии с его опытами. Обобщая результаты своих опытов, Резерфорд предложил ядерную (планетарную) модель строения атома:

                                                                      протон

электрон             нейтрон

                                                                                                                              рис.2

Пользуясь схемой (рис 2), можно объяснить сначала строение атома водорода, имеющего один протон и один электрон. Затем рассматривается ядерная модель строения более сложных атомов гелия, лития и бора.

В процессе рассмотрения строения атомов различных элементов, учитель задает вопросы:

- Чем отличаются друг от друга атомы различных химических элементов?

- Что является главной характеристикой определенного химического элемента?

- Какие частицы входят в состав ядра?

Атомы разных химических элементов отличаются числом Ν электронов, протонов, нейтронов. В нормальном состоянии у атомов Νер.

Протоны – положительно заряженные частицы, а электроны – отрицательно, но притяжение и слияние этих частиц не происходит, потому что электрон вращается, причем с очень большой скоростью: v ≈ 1000 000 м/с. Например, Земля вращается вокруг Солнца со скоростью v ≈ 29 800 м/с.

Сравним массы электрона, протона и нейтрона.

mе = 9,109 * 10-31 кг.

mр  = 1,6726 * 10-27 кг.

mп  = 1,6749 * 10-27 кг

Мы увидим, что масса электрона во много раз меньше масс протона и нейтрона.

Аналогичное сравнение можно провести и с массами планет, обращающихся вокруг Солнца. Рассмотрим структуру строения вещества (рис 3) (вывешивается плакат)

 

                                                 Вещество

                  Молекулы

           

                                      Атомы

                               Ядро(«+»)                 Электроны (е,«-»)

                       

   Протоны (р,«+»)           Нейтроны (n,0)    

        рис.3

Необходимо отметить, что атом, потерявший (или приобретший) один или несколько электронов, уже не является нейтральным, а будет иметь положительный (или отрицательный) заряд. Его называют положительным (или отрицательным) ионом.

(Объясняя образование положительных и отрицательных ионов, возвращаюсь к рис 2. закрывая внешние электроны на рисунках-моделях, показываю образование положительных ионов, а, добавляя электроны туда, иллюстрирую появление отрицательных ионов)

4. Закрепление изученного материала.

  1. Когда и кем было обнаружено сложное строение атома?
  2. Как было сделано это открытие?
  3. Как устроен атом?
  4. Чем отличаются друг от друга элементарные частицы, входящие в состав атома?
  5. Какие частицы образуют ядро атома?
  6. Чем отличаются атомы разных химических элементов?
  7. Какова структура вещества?
  8. Как образуются положительные и отрицательные ионы?

5. Выставление оценок.

6. Задание на дом: § 30 учебника; ответить на вопросы к параграфу; выполнить упражнение 11.

Самоанализ урока по физике в 8 классе.

Тема: «Строение атома»

Тип урока: лекция.

Время урока: 45 минут.

Цели:

  1. познакомить учеников со строением атома, планетарной моделью атома по Резерфорду;
  2. формировать ответственность, организованность, дисциплинированность учащихся;
  3. развивать познавательный интерес учащихся к изучению физики.

Урок по теме «Строение атома» является одним из звеньев цепочки уроков по теме «Электромагнитные явления». Он связан с предыдущими уроками, потому что в нем применяются знания о частице – электроне и является фундаментом в объяснении электрических явлений, т.е. темой последующего урока. К тому же тема данного урока рассматривается более углубленно в 9 и11 классах.

Опыт работы в школе показывает, что при изучении с восьмиклассниками темы «Строение атома» для лучшего усвоения ими материала целесообразно объяснение нового вести в форме лекции, во-первых, дается большой объем информации, во-вторых, формируется интерес к данному предмету.

При объяснении опыта Резерфорда был применен термин «α-лучи», а не «α-частицы», как рекомендуется в методической литературе. Мотивировка такова: учащиеся 8 класса мало, что знают об элементарных частицах, а с α-, β- и γ – лучами знакомы. К тому же было отмечено, что α-лучи обладают свойствами отклоняться от положительно заряженных частиц (в частности ядер атомов).

Для лучшего усвоения проводились аналогии между скоростью вращения электрона и скоростью Земли, между массами частиц и массами планет, обращающихся вокруг Солнца, что обеспечивает понимание учащимися нового материала.

Учитель дал эмоциональный настрой, не покидающий учащихся в течении всего рабочего времени.

Оформление доски различными схемами активизирует деятельность учащихся, побуждает их к активному обсуждению темы урока. На этом уроке учащиеся учились слушать учителя и делать соответствующие выводы, что было хорошо видно при закреплении нового материала.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – контроль знаний по теме: «Умножение и деление рациональных чисел»

У «Умножение и деление рациональных чисел» Контрольная работа по " Математика 6 класс. Контрольные и самостоятельные работы" А.П Егоровой, В.В. Голобородько...

План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».

Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....